Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:15, реферат
Под определением качества продукции следует понимать совокупность свойств продукции, обуславливающие удовлетворять в соответствии с её назначением определённые потребности. Показателем качества продукции является количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав её качества, рассматриваемые применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления.
1 Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
2 Суть и значение качества продукции………………………………………………………………….4
2.1 Понятие качества труда и качества продукции………………………………………………4
2.2 Главные аспекты качества продукции…………………………………………………………….5
2.3 Показатели качества продукции………………………………………………………………………5
2.4 Понятие и функции управление качеством продукции………………………………….7
2.5 Сертификация качества продукции…………………………………………………………………8
2.6 Методы оценки уровня качества продукции…………………………………………………10
3 Конкурентоспособность продукции……………………………………………………………………12
3.1 Понятие конкурентоспособность продукции…………………………………………………12
3.2 Экспортный потенциал…………………………………………………………………………………….13
3.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции…………………………………….15
4 Заключение………………………………………………………………………………………………………….16
5 Список использованной литературы……………......…………………………………………….17
показатель
основан на использовании
математических методов
определения средней
величины единичных
показателей. Средневзвешенные
показатели применяются
в тех случаях, когда
качество характеризуется
большим числом разнообразных
показателей. Если в
средневзвешенный показатель
входит только часть
единичных показателей
качества, то это групповой
средневзвешенный показатель,
а если все -- то обобщающий.
Основным преимуществом
комплексного метода
с использованием средневзвешенных
показателей, обеспечившим
ему довольно широкое
применение, является
возможность одновременного
учета любых и в любом
количестве единичных
показателей. Однако
этот метод имеет ряд
существенных недостатков,
снижающих точность
и достоверность получаемой
оценки. Во-первых, имеет
место субъективизм
в установлении коэффициентов
весомости. Во-вторых,
взаимообусловленность
ряда единичных показателей
приводит к многократному
учету одних и тех же
свойств в комплексном
показателе. Наиболее
полную оценку качества
товара обеспечивает
показатель, учитывающий
всю совокупность затрат
на его создание и эксплуатацию
и сопоставляющий эти
суммарные затраты с
результатом их осуществления -
полученным за весь
период ее использования
полезным эффектом.
Таким показателем является
интегральный показатель
качества продукции.
Интегральный показатель
качества - это отношение
суммарного полезного
эффекта от эксплуатации (потребления)
продукции к суммарным
затратам на ее создание
и эксплуатацию (потребление),
или обратное соотношение.
Однако на формирование
этих свойств израсходованы
определённые средства.
Значит, косвенно и они
влияют на экономичность.
Поэтому интегральный
показатель обеспечивает
однозначную экономическую
оценку качества. Важно,
что оценка производится
по уровню экономической
эффективности машины.
Такой подход полностью
соответствует роли
улучшения качества
машин как одному из
наиболее результативных
направлений непосредственного
повышения эффективности
производства. Все это
убедительно свидетельствует
о необходимости рассматривать
интегральный показатель
качества как наиболее
важный для измерения
уровня качества машины.
3 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ
3.1 Понятие конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами устойчивое положение страны или товаропроизводителя на внешнем и внутреннем рынках, которое отражается через показатели, характеризующие такое состояние и его динамику. Конкурентоспособность экономики концентрировано выражает экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и другие возможности предприятий и экономики в целом. Эти возможности реализуются в товарах и услугах, противостоящих аналогам, соперничающим на внутреннем и внешнем рынках, что является результатом реализации государственного общественного строя страны, меру ее способности обеспечить стабильное динамичное развитие экономики и уровень благосостояния членов общества. Различают конкурентоспособность экономики страны, отраслей, предприятий, товаров (продуктов, услуг). Оценивают конкурентоспособность страны по восьми факторам:
1. Внутренний макроэкономический потенциал;
2. уровень участия в международной торговле и потоке инвестиций;
3. степень влияния государственной политики на создание конкурентной среды;
4. качество и эффективность финансовой системы;
5. состояние инфраструктуры;
6. уровень управления (с позиций нововведений, прибыльности и ответственности);
7. научно-технический потенциал (с точки зрения успешности фундаментальных и прикладных исследований);
8. состояние и квалификация трудовых ресурсов.
Уровень
развития экономики
определяется удельным
весом производимых
в государстве конкурентоспособных
товаров (предметов
и услуг). Их объем производства
и реализации является
обобщающим показателем
жизнестойкости предприятия,
его умения эффективно
использовать финансовый,
производственный, научно-технический
и трудовой потенциал.
Конкурентоспособность
товара можно определить
как совокупность показателей,
обеспечивающих разработку,
производство, реализацию
и послереализационное
обслуживание товара
с целью удовлетворения
необходимого потребительского
спроса и получения
целевой прибыли предприятия;
либо как совокупность
качественных и стоимостных
характеристик изделия,
обеспечивающих удовлетворение
конкретной потребности
покупателя. Конкурентоспособный
товар имеет характеристики
лучше средних на данном
рынке прежде всего
по качеству, цене, условиям
поставки и оплаты, сервисному
обслуживанию, надежности
в использовании и эксплуатации,
экологии. Абсолютно
конкурентоспособный
товар - это новый
инновационный товар,
не имеющий аналога
на рынке и приемлемый
для потребителя по
качеству, стоимости,
удовлетворению общественно
полезных потребностей
потребителей (группы,
сегмента рынка), располагающих
покупательной способностью.
Конкурентоспособность
предприятия - это
возможность эффективной
хозяйственной деятельности
и ее практической прибыльной
реализации в условиях
конкурентного рынка.
Конкурентоспособность
применительно к отрасли
промышленного производства
- это обладание свойствами,
которые формируют ее
преимущества в экономическом
соревновании с другими
отраслями за потребителей (рынки
сбыта) и различные ресурсы,
используемые для
организации нормального функционирования отрасли. Производственные процессы включают все этапы жизненного цикла продукции от проектно-конструкторской разработки до реализации и послеконтрактного обслуживания. "Конкурентоспособность продукции (услуг) определяет конкурентоспособность предприятий, а значит, и экономики государства вообще в интерэкономике" - отмечает В. Андрийчук. Другие утверждают, что ведущая роль в формировании конкурентоспособности предприятий, отраслей и соответствующих товаров принадлежит макроэкономическому уровню (уровень государства), на котором -определяются экономические, правовые и другие важнейшие условия функционирования всей хозяйственной системы. Конкурентоспособность - это важнейший обобщающий показатель уровня экономики, своеобразный рейтинг её в соотношении с мировыми лидерами, национальными, региональными, которые характеризуют все стороны социально-экономического функционирования общества. Согласно исследованиям М.Г. Делягина, конкуренция в современных условиях на международных рынках может быть представлена в виде пяти уровневой пирамиды, в которой:
I уровень - конкуренция новых технологических принципов. Данный рынок является преимущественно внутренним для транснациональных корпораций (ТНК) США и частично Великобритании. Контролируется коммерчески и организационно ТНК и соответствующими правительствами и международными организациями. Обеспечивает сверхвысокие прибыли, по своей природе аналогичные ренте;
II уровень - контроль процесса реализации новых технологических принципов (технологий). Имеют место большие поступления на рынке, но продажи носят неполный характер. Реализуется право использования, но не право на производство и "ноу-хау";
III уровень -уникальные потребительские товары, сложное технологическое оборудование, высокопрофессиональные и высококвалифицированные услуги, поступающие на открытый рынок.
IV уровень - менее уникальные товары, технологии, услуги, поступающие в открытые рынки;
V уровень - (основание пирамиды) -сырьевые товары или продукция первого передела. Рынки контролируются потребителями. Он наиболее подвижен и наименее стабилен. Обладает высоким стратегическим риском. Здесь сосредоточенны товары сферы быта, социальной сферы, потребительские товары.
Особой, относительно новой сферой жесткой конкуренции является информация, мировой рынок финансов. По мнению зарубежных и отечественных исследователей, информационные поля монополизируются корпорациями, обладающими современными информационными технологиями, высокоразвитыми средствами массовой информации (СМИ). Финансовые рынки монополизируются крупнейшими финансовыми группами мирового масштаба, имеющими поддержку правительства своих стран, где они являются резидентами.
3.2 Экспортный потенциал
Конкурентоспособность
создает предпосылки
для формирования
экспортного потенциала.
Однако с позиции нормального
развития рыночной экономики
целесообразно и необходимо
вначале наполнить внутренний
рынок конкурентоспособными
товарами (продукцией,
услугами), а их излишек
предложить на мировые
международные рынки,
где конкурентоспособные
по мировым стандартам
товары вступают в конкуренцию
со своими аналогами
или их заменителями
и выигрывают. Нельзя
относить к экспортному
потенциалу товары,
которые
поставляются на международные рынки при условии их дефицита на внутренних рынках. Приоритетными государственными мерами по увеличению экспортного потенциала должны стать:
1.
Совершенствование
нормативной и
правовой базы
регулирования
2. Структурная перестройка народного хозяйства, его ориентация на "высокие технологии";
3. Развитие законодательства в информационной сфере;
4. Защита отечественного товаропроизводителя от экономической интервенции иностранных корпораций;
5. Обязательная экспертиза торгово-промышленной палатой всех импортируемых товаров;
6. Создание на коммерческой основе при министерствах и ведомствах центров отраслевых и межотраслевых исследований конъюнктуры соответствующих видов товаров на мировых рынках, разработка и реализация мероприятий, создание межотраслевых центров информации;
7. Введение выдачи государственных гарантий на кредиты по участию в международных тендерах;
8. Введение в действие финансово - экономического механизма освобождения отечественных товаропроизводителей в течение двух-трех лет от налога на прибыль, полученную от прироста объема экспортной продукции, обеспечение возмещения экспортно-импортного НДС в месячный срок;
9. Разработка и внедрение антидемпингового кодекса.
10.
Заключение договоров
наибольшего
11. Разработка и внедрение гибкого механизма государственного регулирования реэкспорта продукции в третьи страны с использованием методов тарифного и нетарифного регулирования;
12. Разработка и реализация целевых программ создания и поддержки наукоемких производств и "высоких технологий";
13. Разработка и реализация системы мер - таможенных, налоговых, инвестиционных, которые способствуют увеличению критического импорта технологий, а не устаревшего оборудования;
14. Поддержка формирования конкурентоспособных корпораций, кластеров, сетей;
15. Реализация транспортной политики путем использования единых железнодорожных тарифов на грузоперевозки с сопредельными государствами бывшего Союза ССР на отечественные товары и экспортно-импортные товары. Приоритетными отраслевыми направлениями наращивания экспортного потенциала должны стать:
1. Высокотехнологические наукоемкие отрасли машиностроения;
2. Черная и порошковая металлургия;
3. Производство сверхтвердых материалов;
4.
Электросварочное
производство;
5. Информатика и связь;
6. Научно-технические разработки, "ноу-хау";
7. Легкая и пищевая промышленность;
8. Продукция конверсионных предприятий оборонного комплекса, а также производство вооружения на экспорт;
9. Производство продукции художественных промыслов, народных ремесел, изобразительного искусства;
10.
Международные транспортно-
11. Система программирования и стратегической информации;
12. Лечебно-рекреационные услуги.
3.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции
С
помощью интегрального
показателя можно
не только однозначно
оценить качество изделия,
но и дать оценку его
конкурентоспособности.
Конкурентоспособность
изделия определяется
его способностью завоевать
предпочтение покупателя.
Если покупатель (потребитель)
выбирает из ряда конкурирующих
товаров конкурентный
товар, то, значит, именно
этот товар имеет наиболее
высокую конкурентоспособность.
Когда речь идет о технике,
машинах, покупатель
сознательно (а иногда
и подсознательно) выбирает
ту модель, которая обладает
наибольшей эффективностью,
то есть, приносит ему
наибольшую экономическую
выгоду. Поэтому с позиции
покупателя, более выгодной,
а значит, конкурентоспособной
является тот товар,
который имеет наилучшее
значение интегрального
показателя. Однако
при оценке выгодности
покупатель оценивает
не затраты на создание
товара, а его стоимость (цену
приобретения). Следовательно,
для оценки конкурентоспособности
интегральный показатель
качества (конкурентоспособность)
машины рассчитывается
с учётом затрат на приобретение
машины, включающие
ее цену, а также затрат
на транспортировку
и монтаж. При оценке
конкурентоспособности
техники бытового назначения,
а также другой продукции (продуктов
питания, одежды и т.д.),
кроме оценки экономической
эффективности, не меньшее,
а иногда и основное
значение имеют социальные,
эргономические, экологические
и другие показатели
качества. В этих случаях
для оценки конкурентоспособности
продукции применяются
комплексные методы,
аналогично комплексным
методам оценки качества.