Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:15, реферат
Под определением качества продукции следует понимать совокупность свойств продукции, обуславливающие удовлетворять в соответствии с её назначением определённые потребности. Показателем качества продукции является количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав её качества, рассматриваемые применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления.
1 Введение…………………………………………………………………………………………………………………3
2 Суть и значение качества продукции………………………………………………………………….4
2.1 Понятие качества труда и качества продукции………………………………………………4
2.2 Главные аспекты качества продукции…………………………………………………………….5
2.3 Показатели качества продукции………………………………………………………………………5
2.4 Понятие и функции управление качеством продукции………………………………….7
2.5 Сертификация качества продукции…………………………………………………………………8
2.6 Методы оценки уровня качества продукции…………………………………………………10
3 Конкурентоспособность продукции……………………………………………………………………12
3.1 Понятие конкурентоспособность продукции…………………………………………………12
3.2 Экспортный потенциал…………………………………………………………………………………….13
3.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции…………………………………….15
4 Заключение………………………………………………………………………………………………………….16
5 Список использованной литературы……………......…………………………………………….17
а) гигиенические - оценивают приспособленность машины к гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействии его с машиной. К ним относятся показатели освещенности, температуры, влажности, запыленности, излучения, шума, вибрации, перегрузок (ускорений) и др.;
б) антропометрические - определяют приспособленность машины к размерам, форме и массе тела человека;
в) физиологические - определяют соответствие машины физиологическим свойствам человека и особенностям функционирования его органов чувств. Эти показатели оценивают соответствие силовым, скоростным, зрительным, слуховым и осязательным возможностям человека;
г) психологические - определяют соответствие психологическим особенностям, то есть возможностям по восприятию и переработке
Эстетические
показатели характеризуют
такие свойства: выразительность,
целостность композиции,
рациональность формы,
совершенство исполнения
и стабильность товарного
вида. Включают четыре
подгруппы показателей:
выразительности - художественная
выразительность, соответствие
моде и др.; рациональности
формы например, соответствие
внешнего вида машины
ее структуре и конструкции;
целостности композиции -
взаимосвязь и целостность
элементов, пластичность
внешнего вида и др.;
совершенства исполнения
и стабильности товарного
вида - тщательность
нанесения покрытия,
отделки. Все эти показатели
оцениваются экспертной
комиссией. Показатели
технологичности
характеризуют свойства
машины, которые определяют
затраты труда, материалов,
денежных средств
при подготовке её производства, при изготовлении и эксплуатации. Основные показатели - трудоемкость, материалоемкость, себестоимость; дополнительные - транспортабельность и унификация. Основные показатели могут быть; суммарными - в сумме на одну машину; удельными - на единицу ее основного параметра; сравнительными - по отношению к базовой модели. Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность машины к транспортированию, а также к подготовительно-заключительным операциям, связанным с транспортированием. К показателям унификации относятся: коэффициент применяемости и коэффициент повторяемости. Показатели безопасности характеризуют безопасность работы человека при эксплуатации машин. Это такие показатели, как вероятность безопасной работы в течение определенного периода времени; время срабатывания защитных устройств; сопротивление изоляции токоведущих частей. Экономические показатели характеризуют промежуточные и конечные народнохозяйственные результаты создания и эксплуатации машин, определяют целесообразность формирования большинства их технических и эксплуатационных параметров. В этом состоит особая значимость данных показателей. В группу экономических показателей входят: затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию, рассчитываемые как приведенные затраты и характеризуют экономичность машины на каждой из этих стадий; капитальные вложения потребителя, связанные с приобретением и монтажом машины; удельные приведенные затраты на единицу полезного эффекта машины, характеризующие народнохозяйственные издержки на единицу продукции или работы производимые с помощью машины, или, иными словами, эффективность данной машины; экономический эффект от улучшения качества продукции, получаемый предприятием-изготовителем. В составе рассмотренных выделяют показатели натуральные (срок службы в годах, вероятность безопасной работы в процентах, соответствие в баллах) и стоимостные (затраты на разработку, капитальные вложения). Деление на единичные и комплексные показатели связано с количеством оцениваемых одним показателем свойств. Единичные показатели оценивают одно свойство. Комплексные показатели измеряют несколько свойств. Они делятся на групповые и обобщающие, а также на аналитические и искусственные. Групповые оценивают часть свойств, а обобщающие - всю их совокупность в целом. Аналитические представляют собой логически выведенные показатели, оценивающие комплексное (групповое или обобщающее) свойство и имеющие, как правило, реальный смысл. Искусственные показатели основаны на расчете средневзвешенных безразмерных величин, обобщающих значения ряда единичных и групповых показателей. Искусственные показатели применимы для тех видов продукции, для которых отсутствует или пока еще не найден аналитический показатель, оценивающий их качество в целом. Прогнозируемые показатели - это установленные заранее с помощью методов прогнозирования ориентировочные значения показателей. Проектные (плановые) значения показателей, принятые в соответствующей документации. Производственные и эксплуатационные показатели оценивают свойства продукции, проявляющиеся на соответствующей стадии.
2.4 Понятие и функции управление качеством продукции
Управление качеством продукции (УКП) - действия, осуществляемые при создании и эксплуатации продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Первоначальным
этапом УКП является
установление уровня
качества продукции,
обеспечивающего
получение при
ее создании и использовании
наилучших результатов.
УКП состоит в определении
цели, которая должна
быть достигнута в процессе
создания и использования
продукции. Эти действия
должны охватывать все
стадии жизненного цикла
продукции, поскольку
на каждой из них существует
множество, факторов
и условий, определяющих
качество продукции
и поддающихся воздействию
ее изготовителей. Второй
этап УКП состоит в обеспечении
требуемого
качества продукции посредством осуществления на всех стадиях жизненного цикла продукции комплекса соответствующих мер. Процессы разработки, внедрения и особенно процессы изготовления и эксплуатации продукции подвержены влиянию ряда объективных и субъективных факторов, постоянно отклоняющих ее уровень от заданной величины. Поэтому третий этап заключается в поддержании необходимого уровня качества и обеспечении его стабильности на протяжении всего пери производства и эксплуатации продукции за счет действий, направленных на максимально возможное устранение влияния факторов, отклоняющих управление качеством от заданной величины. Функции УКП:
1) прогнозирование потребностей, показателей технического уровня и качества продукции;
2) планирование улучшения качества продукции;
3) аттестация качества продукции, ее узлов и деталей;
4) разработка, конструктивная подготовка и постановка продукции на производство, освоение производства;
5) технологическая подготовка производства;
6) материально-техническое обеспечение;
7) метрологическое обеспечение (единство и точность измерения средств производства и качества продукции);
8) подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров;
9) обеспечение стабильности качества продукции;
10) организация хранения, транспортировки, эксплуатации и ремонта продукции;
11) стимулирование улучшения качества продукции;
12) контроль качества продукции и материалов;
13) государственный надзор за соблюдением требований стандартов и технических условий ТУ;
14) правовое обеспечение УКП.
Все эти функции должны осуществляться: на всех стадиях жизненного цикла продукции и на всех уровнях народного хозяйства, то есть при управлении качеством в масштабах государства, отрасли и объединения (предприятия).
2.5 Сертификация качества продукции
Декрет «О стандартизации
и сертификации».
Этим Декретом вводятся
обязательная и добровольная
сертификация качества
продукции. Обязательная
сертификация введена
для продукции, товаров,
как отечественного
производства, так и
экспортируемых, включенных
в соответствующий перечень.
Сертификация качества -
это проверка соответствия
продукции обязательным
требованиям нормативных
документов, проводимая
исключительно в государственной
системе сертификации.
Обязательная сертификация
включает проверку и
испытание продукции,
а также последующий
государственный надзор
за сертифицированной
продукцией Испытания
с целью обязательной
сертификации проводятся
аккредитованными испытательными
лабораториями. При
положительных результатах
сертификации выдается
сертификат соответствия,
который дает право
ввозить (если это импорт)
и реализовывать продукцию,
а также маркировать
ее специальным знаком
соответствия Сертификаты выдает Госстандарт и уполномоченные им организации. Затраты на оплату работ по сертификации продукции относятся на себестоимость. Импортируемая и подлежащая обязательной сертификации продукция должна сопровождаться сертификатом, который подтверждает ее соответствие обязательным требованиям нормативных документов. Для импортируемой продукции допускаются два варианта: или органами Госстандарта подтверждается правомочность сертификата выданного иностранным сертификационным центром, или производится сертификация организацией с выдачей национального сертификата. Для ввоза продукции, подлежащей обязательной сертификации, импортеру следует заблаговременно обратиться в органы Госстандарта. Полученный или подтвержденный сертификат предъявляется вместе с грузовой таможенной декларацией для таможенного оформления груза. Если на момент ввоза продукции сертификат отсутствует, то предоставляется отсрочка на его получение. При этом груз помещается на лицензионный таможенный склад с соответствующей оплатой этих услуг. В случае, когда такого склада нет, можно поместить груз на свой склад, но под таможенный контроль. Нарушение установленного порядка сертификации продукции влечет за собой наложение штрафных санкций органами Госстандарта. Предусмотрено, что за реализацию продукции, которая подлежит, но не прошла обязательную сертификацию, предприниматель оплачивает штраф в размере 25 % стоимости реализованной продукции. В то же время выпуск и реализация такой продукции вообще запрещены. Контроль за оплатой наложенного штрафа осуществляется налоговой инспекцией, которой передается постановление органа Госстандарта о наложении штрафа. Срок действия сертификата устанавливается органом Госстандарта по сертификации и может быть различным..
Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
1. Бытовое и аналогичное оборудование и комплектующие изделия к нему.
2. Светотехническая продукция и комплектующие изделия к ней.
3. Ручные электромеханические машины и переносные станки.
4. Аппаратура радиоэлектронная бытовая.
5. Видео - телевизионная и дисплейная техника.
6.
Инструмент строительно-
7. Оборудование технологическое для пищевой, мясомолочной промышленности.
8. Медицинская техника.
9. Игрушки.
10. Средства моющие синтетические.
11. Тракторы малогабаритные и мотоблоки.
12. Двигатели тракторов и сельскохозяйственных машин. Оборудование металлообрабатывающее и деревообрабатывающее
13. Сварочное оборудование.
14. Машины электрические.
15. Велосипеды, коляски детские.
16.
Технические средства
охранной и охранно-пожарной
сигнализации
17. Аппаратура проводной связи.
18. Кино - и фототехника.
19. Посуда из черных и цветных металлов, фарфора и фаянса.
20. Средства автоматизации и механизации контрольно-кассовых операций и конторское оборудование.
21. Бытовая аппаратура, работающая на твердом, жидком и газообразном топливе.
22. Дорожные транспортные средства, их составляющие и приборы.
23. Машины сельскохозяйственные для растениеводства, животноводства птицеводства и кормопроизводства.
24. Источники света.
25. Химико-фотографическая продукция.
26. Сварочные материалы.
27. Товары легкой промышленности.
28. Пищевая продукция и продовольственное сырье.
29. Нефть и нефтепродукты.
2.6 Методы оценки уровня качества продукции
В
целях получения
полного представления
о качестве продукции,
необходимо, прежде
всего, количественно
выразить все ее свойства,
а значит, нужно рассчитать
принятые для данного
товара единичные и
групповые показатели.
Значения этих показателей
позволяют оценить различные
стороны товара. Однако
изучение его качества
будет незаконченным
и неполным, если не
дать совокупную, обобщенную
и однозначную оценку
всех свойств одновременно,
не оценить его качество
в целом. В то же время
найти конкретные пути
повышения уровня качества,
можно только рассчитав
единичные и групповые
показатели качества
и определив их отставание
или опережение по сравнению
с показателями ЛМО.
При оценке уровня
качества используют
три метода: 1) дифференциальный; 2)
комплексный; 3) смешанный.
Дифференциальный
метод основан
на непосредственном
использовании единичных
показателей. Дифференциальный
метод прост и, главное,
позволяет выявить отставание
или опережение по каждому
свойству, составляющему
качество, а отсюда -
определить пути дальнейшего
улучшения качества
товара. Вместе с тем
этот метод не дает однозначного
ответа на вопрос о преимуществе
того или иного товара,
т. к. практически всегда
по одним качественным
параметрам лучше одна
из них, а по другим -
другая. Однозначный
ответ можно получить
только тогда, когда
все показатели оцениваемого
товара лучше или хуже
базовых. В остальных
случаях необходимо
дальнейшее исследование
уровня качества другими
методами. Комплексный
метод основан
на расчете комплексного
показателя, может быть
представлен главным
средневзвешенным или
интегральным показателями.
Комплексный показатель
обобщает все или часть
единичных показателей.
Главный показатель
характеризует основное
или одно из основных
сложных свойств товара,
зависящее от ряда его
важных простых свойств.
Получаемая с помощью
главного показателя
характеристика качества
имеет реальный смысл,
отражает, как правило,
основные технико-эксплуатационные
свойства товара и дает
важнейшую оценку ее
качества. Однако практически
невозможно свести к
главному показателю
все свойства, составляющие
качество. Поэтому при
таком измерении уровня
качества обеспечивается
лишь частичная оценка
качества машины. Средневзвешенный