Рыночная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Особенности формирования рыночной экономики. Предприятия в условиях перехода к рынку. Государственные предприятия в переходной экономике. Частные предприятия в переходной экономике. Реструктуризация в реальном секторе.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 146.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Введение.

После длительного  господства административно-командной  системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход  к рыночным отношениям.

Исходные позиции  для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в  России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

•   крайне высокая (даже для стран с административно-командной  системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора  при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;

•   длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную  инициативу большинства населения  и порождало преувеличенное представление  о социальной роли государства;

•   крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл  военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский  рынок, была принижена;

•        неконкурентоспособность преобладающей части отраслей

промышленности  и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису.

Стратегическая  цель переходного периода в России — это формирование эффективной  рыночной экономики с сильной  социальной ориентацией. Условиями  создания такой экономики являются:

а)      преобладание частной собственности;

б)      создание конкурентной среды;

в)       эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности  и создающее условия для экономического

роста;

г)       эффективная система социальной защиты;

д)      открытая конкурентоспособная на мировом  рынке экономика.  

Глава 1. Особенности  формирования рыночной экономики 

в России.

В России не возникало  взаимодействия и разграничения  функций между рыночными структурами  и государством, которые постоянно  конфликтуют друг с другом, усугубляя  кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное  влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным  в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной  сфере и торговле происходит быстрое  приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда  как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее  всего этот процесс протекает  в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные  гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение  немалой части населения в  маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической. Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики. На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому об­служиванию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной  регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Такая переходная экономика, представляющая собой шаг  вперед по сравнению с административно-командной  системой, со временем должна будет  уступить место зрелой рыночной системе.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.

Сложившаяся в  первой половине 90-х гг. российская модель переходной экономики имеет  ряд характерных черт: мощный государственный  сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.

Глава 2. Предприятия  в условиях перехода к рынку.

2.1. Проблемы  крупных предприятий. 

К концу 90-х гг. большинство стран с переходной экономикой располагали уже десятилетним опытом рыночной трансформации. Этот срок оказался в целом достаточным  для решения такой основополагающей задачи, как устранение монополии государственной собственности и развитие предпринимательства на базе частной и смешанной собственности.

Практические  результаты трансформации, прежде всего  в реальном секторе, не позволяют  говорить о завершенности реформ и необратимости перехода экономики к рыночным принципам функционирования. Предприятия многих отраслей, особенно крупные, даже после акционирования и приватизации не смогли адаптироваться к требованиям рыночной экономики: они экономически неэффективны, сохраняют избыточную занятость, дорогую социальную инфраструктуру и при этом остаются монополистами на соответствующих сегментах рынка.

Большинство бывших социалистических промышленных гигантов оказались в чрезвычайно сложном  финансово-экономическом положении, генерируют и умножают взаимную задолженность, не возврат кредитов, не могут платить налоги и взносы в социальные фонды. Так, в России в конце 90-х гг. более половины промышленных предприятий, а в некоторых отраслях и еще больше были убыточными. В Болгарии в первые годы реформ убыточными были до 60% предприятий. В Венгрии серьезные финансовые трудности испытывали 30—40% предприятий, причем на долю предприятий — потенциальных банкротов приходилось до 25 % объемов производства и 16% работников промышленности-В Китае в середине 90-х гг. убыточными были около половины крупных и средних государственных предприятий, а треть были фактическими банкротами.

Более того, трудно трансформируемые крупные предприятия  консервировали те структурные диспропорции, которые как раз и явились главной причиной глубочайшего кризиса переходной экономики. Деградирующие крупные предприятия, составлявшие некогда основу национальной промышленности стран с переходной экономикой, стояли перед угрозой утраты наиболее ценных элементов накопленного производственного и научно-технического потенциала, интеллектуальных ценностей и даже здоровых, но плохо управляемых активов.

Столь негативные тенденции в реальном секторе  заставили пересмотреть и уточнить ряд принципиальных положений экономической  политики рыночного перехода, казавшихся бесспорными в начале системных реформ. Прежде всего подверглись корректировке первоначальные представления о роли и соотношении государственного и частного секторов экономики, перспективах и особенностях государственных и частных предприятий.

Реальное влияние  приватизации, проведенной во всех восточ­ноевропейских странах и  большинстве стран — членов СНГ, на реформирование общественных отношений  и экономики сильно отличалось от первоначальных концепций и ожидаемых  результатов. Главный вывод, к которому подводит десятилетний опыт ре­формирования отношений собственности, заключается в том, что смена лишь формы собственности и правового статуса сама по себе не приводит к росту эффективности работы предприятий. А учитывая опыт Китая, где не торопились с приватизацией крупных предприятий, можно добавить, что на финансовое положение Объектов реального сектора экономики определяющее воздействие оказывает общая макроэкономическая ситуация, а не форма собственности.

2.2. Условия рыночной адаптации предприятий.

Эффективное функционирование предприятий должно опираться на создание вполне определенных предпосылок. При этом акционирование предприятий  и их последующая приватизация являются далеко не единственным условием эффективной  рыночной адаптации. Помимо этого необходимо:

·           формирование механизмов эффективного современного уловления предприятиями;

•   проведение организационной, производственной и  финансовой реструктуризации предприятий;

•   привлечение  стратегических инвесторов (национальных или иностранных), способных принести с собой не только капитал, но и управленческий опыт, а также помочь выйти на новые рынки;

•   запуск необходимых инвестиционных проектов;

•   создание необходимых структур и институтов эффективного накопления и перелива капитала (организационных, правовых инвестиционных), т.е. формирование рынка капиталов.

Создание указанных  условий означает, что становление  системы эффективно функционирующих  предприятий государственной, частной  и смешанной форм собственности как основы рыночной экономики является сложным и относительно длительным процессом. Этот процесс в странах с переходной экономикой предполагает три главных направления.

1.    Преобразование  традиционных государственных предприятий  в акционерные и иные общества с разделением функций собственности и управления (корпоратизация), осуществляемое, как правило, довольно быстро.

2.    Проведение  приватизации, т.е. первичное закрепление  и последующее перераспределение  прав собственности за юридическими и физическими лицами, требующее более длительного времени и соответствующего законодательного обеспечения этих прав.

3.    Формирование  параллельно с преобразованием  государственных предприятий частных  предприятий на собственной основе, т.е. за счет капитализации сбережений граждан, а также средств негосударственных предприятий и организаций.

В переходной экономике  влияние формы собственности  на эффективность деятельности субъектов  реального сектора в конечном счете оказывается меньшим, чем  воздействие общей направленности государственной экономической политики. Функционирование предприятий всех форм собственности в переходный период определяется бюджетной, денежно-кредитной, валютной политикой властей, стабильностью налоговой политики  и величиной налогового бремени, методами и масштабами государственного ценового контроля и регулирования, характером и пос­ледовательностью антимонопольной политики.  

Информация о работе Рыночная экономика