Эластичность спроса и предложения

Автор: Уфаринова Елена, 05 Декабря 2010 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса (law of demand).

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.1. Покупательский спрос и факторы, влияющие на его изменение
1.2 Предложение товаров на рынке и факторы, влияющие на его изменение
1.3 Эластичность спроса и предложения
2. АНАЛИЗ ТОВАРНОГО РЫНКА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.
АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА НА ПРИМЕРЕ ОАО
«ЦЕНТРПРОДСЕРВИС»
2.1 Изучение товарного рынка продуктов питания г.Новокузнецка
2.2 Анализ эластичности на продовольственные товары, реализуемые на рынке ОАО «Центрпродсервис»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 141.50 Кб (Скачать)
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
 
    1. Покупательский  спрос и факторы, влияющие на его изменение

     Процессу  обмена товаров на конкурентном рынке  присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса (law of demand).

     Спрос является, по меньшей мере, двуединым понятием, связывающим количество покупаемого товара с его ценой [3,184]. Своеобразие закона спроса - в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается - количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.

     Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывание спроса покупателей. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижательной тенденции цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит выражение в законе убывающей предельной полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит, несмотря на падение цены.

     Таким образом, закон спроса описывает  две важнейшие особенности рынка [2,113]:

  • обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
  • постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.

   Характерные зависимости между ценой и  покупаемым количеством, а также  тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой dd, называемой кривая спроса (demand curve) (рисунок 1 приложения 1).

     На  оси абсцисс - количество товаров (Q) или возможный объем их покупки, а на оси ординат - цены этих товаров (Р). Кривая dd  на графике [4, 246]:

  • кривая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости определяющих ее переменных цены и количества покупаемого товара;
  • пологий, ниспадающий вид кривой иллюстрирует описанное выше постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара.

     Функция спроса (demand function) определяет спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Изменение спроса зависит не только от изменения цены, но и от изменения так называемых, неценовых факторов, влияющих на товарные рынки и функцию покупательского спроса.

     Их  воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае, изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения.

     К числу таких факторов следует  отнести, во-первых, денежные доходы покупателей. Так, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.

     Во-вторых, изменения количества купли-продажи товаров по тем же ценам может произойти под воздействием фактора так называемых «покупательских ожиданий». Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например, погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может, как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.

     В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями  вне зависимости от цены, может  измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Так, спрос на говядину может возрасти, если отсутствуют другие виды мясной продукции (свинины, баранины, птицы). И наоборот, большой выбор мясного ассортимента рассредоточит спрос в соответствии с предпочтениями покупателей, снижая его по каждой отдельной группе этого товара. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай и кофе, поскольку многие люди не согласятся употреблять их несладкими, невзирая на специфическую полезность. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.

     В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика покупательской психологии (например эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.).

     Изменение неценовых факторов вызывает смещение всей кривой спроса, показывая изменение  количества спрашиваемых товаров по той же цене. Повышение спроса, вызванное  тем или иным неценовым фактором, может быть показано смещением всей кривой спроса dd вправо вверх (рисунок 1 приложения1).

     И наоборот, если неценовые факторы  вызвали снижение потребительского спроса на рынках, то проиллюстрировать  его можно сместившейся кривой спроса влево вниз (рисунок 1 приложения 1).

1.2     Предложение товаров  на рынке  и факторы, влияющие на его изменение 

     Предложение товаров, как и спрос, - это неотъемлемая и не менее существенная часть  процесса ценообразования на рынке. Но в этой части процесса определяющая роль принадлежит закону предложения (law of supply), которой выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке.

     Предложение (suрр1у) - это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров в данный момент по данной цене. Цена и количество товара здесь изменяются и взаимодействуют однонаправлено [1,174]: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. И наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки.

     Важнейшим и определяющим фактором здесь выступает  цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и  фирм-производителей. Чем выше эти  доходы, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке. В то же время рыночное предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по экономии или переориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке объемов выпуска товаров.

     Как отмечалось выше, закон предложения  характеризует прямую зависимость  между количеством выпуска товаров  и их ценами. Эту прямую зависимость  между ценами и объемом товаров  называют также функцией предложения (supply function). Если изобразить функцию предложения в осях графика (рисунок 2 приложение 2), где на вертикальной оси представлены цены за единицу товара Р, а на горизонтальной - количество выпускаемых товаров Q,   то получим восходящую кривую ss (suрр1у curve), имеющую положительный наклон.

     Функция предложения - это функция производства по выпуску товаров. Функция предложения  осуществится лишь в том случае, если рыночная цена выпускаемых товаров  позволяет предпринимателю возместить издержки, т.е. все расходы по производству, а также принесет прибыль в виде вознаграждения за предпринимательскую работу по организации производства и продаже произведенных товаров.

     Общий вид кривой предложения представляет собой моментальную «фотографию» функции производства товаров, т.е. реагирование фирм по выпуску товаров в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждаемой или опровергаемой фактором рыночной цены.

     Прямую  зависимость между ценой товаров  и количеством их поставок на рынки, которую описывает кривая предложения ss, можно рассматривать как альтернативы фирм по ресурсовложению. Площадь выше кривой предложения - это область альтернатив со знаком «плюс», поскольку они выгодны фирме, а площадь под этой кривой - альтернативы со знаком «минус», так как они невыгодны. Такая графическая интерпретация функции предложения еще раз напоминает о действующем в экономике законе ограниченности ресурсов, тенденции убывающей доходности факторов производства. Каждое ресурсовложение фирмы - это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов в пользу выпуска именно этих, а не других товаров. Отказ от выпуска одних товаров ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую за отвлекаемые в производство ресурсы. Это так называемые «альтернативные издержки», которые будут оплачены покупателем в цене готового товара только в том случае, если окажется, что данный товар как материализованное ресурсовложение вообще пользуется спросом. Только в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком «плюс». Иные ситуации, т.е. альтернативы со знаком «минус», - это неудачный выбор ресурсовложения, а, следовательно, и предложения в целом. В этом смысле понятие «предложение» не тождественно понятию «количество товаров», предлагаемых для продажи по данной рыночной цене.

     Соответственно  факторами изменения предложения  следует считать изменение совокупности ситуационных условий, затрагивающих  сферу производства товаров, а не существующую рыночную цену данного  товара.

     В настоящее время принято выделять следующие факторы, влияющие на предложение [4,249]:

     Во-первых, уровень технологии производства данных товаров, если под технологией, или  «ноу-хау», понимать и пропорции, и  качество применяемых факторов производства. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции.

     Во-вторых, существенным условием изменения предложения  выступает государственная налоговая политика, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т.п. Перечисленные факторы способны существенно повлиять на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида. Как известно, налог во всем его размере полностью включается в цену готовой продукции. Потребитель может оплатить его, покупая товар, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной, завышенной налогом цене. Непроданная продукция означает только одно: сокращение производства, т.е. предложения товаров. В противоположном направлении влияют на уровень издержек производства субсидии, льготные кредиты и другие формы поддержки выпускающих продукцию фирм и предпринимательства в целом. В этом случае предложение ими товаров на рынках будет возрастать.

     В-третьих, предложение товаров во многом зависит  от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых  ресурсов и факторов производства. Например, натуральные сырьевые ресурсы, виды энергии могут быть заменены искусственными, более дешевыми по цене и не снижающими стандарты качества продукции. Их применение в значительной степени способно снижать издержки производства, удешевлять выпускаемую продукцию. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда работников и автоматики в производстве, что также обеспечит экономию издержек.

     В-четвертых, экономию издержек могут принести также  снижающиеся цены ресурсов и факторов производства. Таким способом можно  вызвать рост предложения товаров.

     Если  рассматривать приведенные выше факторы с помощью графика и кривой предложения ss, то все случаи роста предложения могут быть показаны смещением этой кривой вправо, такое положение на рынке наступает при появлении большего количества товаров, продаваемых по той же цене. Смещение влево, показывает снижение предложения, в этой ситуации под влиянием неценовых факторов, описанных выше, будет предложено меньшее количество товаров, хотя их рыночная цена осталась неизменной (рисунок 2 приложения 2). 

Информация о работе Эластичность спроса и предложения