Экономика стран Латинской Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Латинская Америка — общее название государств, возникших в западном полушарии к югу от США в первой половине XIX в. на месте бывших испано-португальских колоний в Центральной и Южной Америке. После Второй мировой войны к ним присоединилось немало новых независимых государств Карибского бассейна, хотя небольшая часть континента все еще остается во владении других стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ЭКОНОМИКА СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИ-КИ………………………………………………………………………………….5
1.1 Общая характеристика экономики стран Латинской Америки…...5
1.2 Экономика стран Латинской Америки 90-ые годы………………...9
2 СТАНОВЛЕНИЕ МЕРКОСУР…………………………………………… 21
2.1 Успехи и трудности на пути развития……………………………..21
2.2 МЕРКОСУР в условиях мирового финансового кризиса………...27
3 БРАЗИЛИЯ КАК КРУПНЕЙШАЯ СТРАНА ЛАТИНСКОЙ АМЕРИ-КИ……………………………………………………………………………….….46
3.1 Экономика Бразилии в 90-ые годы………………………………....46
3.2 Этапы экономического развития……………………………………59
3.3 Основные черты социально-экономической структуры…………..64
3.4 Внешнеторговые связи Бразилии…………………………………...67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………….81

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 415.88 Кб (Скачать)

      Основная часть прямых капиталовложений принадлежит американским ТНК, далее с большим отставанием идут германские, японские и швейцарские. Британский капитал, занимавший ранее видное место в бразильском хозяйстве, сократил свое влияние.

      В последние десятилетия существенно изменилась роль Бразилии в сфере движения капитала, она стала его экспортером. Выход бразильского капитала на внешние рынки произошел в середине 70-х годов. Он заполнил свободные промышленные ниши, которые обходил предпринимательский капитал из западных стран. В обрабатывающей промышленности приоритет отдавался нефтеперерабатывающей и строительной отраслям. Зоной инвестиционной деятельности стали прежде всего развивающиеся страны. Зарубежные капиталовложения бразильских компаний относительно невелики, на их долю приходится 0,2% мирового объема заграничных инвестиций, 3% всех зарубежных капиталовложений развивающихся стран, но 17% всех латиноамериканских компаний.

      Образованию «избыточного» капитала способствовали дуалистичность хозяйства, неустойчивая хозяйственная обстановка. С регистрируемым вывозом капитала соседствует крупный теневой отток, среднегодовая величина которого в 90-е годы превышала 0,4 млрд долл.

Расчеты по текущим операциям платежного баланса сводились с отрицательным сальдо, которое обставляло свыше 4% ВВП, что ослабляло валютные позиции страны[4].

      Как видно, бразильская модель развития характеризуется зависимостью от западных стран в финансовой сфере, высоким удельным весом сырьевых товаров и полуфабрикатов в экспорте, высокой долей импорта машин, оборудования и технологии, ростом зависимости от ТНК.

Интеграционная  политика. Действенное средство расширения внешних рынков правящие круги Бразилии видят в создании региональных экономических объединений. Бразилия принимала активное участие в образовании Ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), учрежденной в 1960 г., и преобразовании ее в Ассоциацию латиноамериканской интеграции ЛААИ (1980 г.). Неудовлетворенность низкими темпами хозяйственного сближения и медленным развитием внутризональной торговли вызвала активизацию отношений с Аргентиной. В марте 1991 г. было подписано соглашение о создании общего рынка Южного Конуса (Меркосур) в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. С января 1995 г. были введены единые внешние тарифы, что превратило Меркосур в таможенный союз. Соглашение охватывает не только экономическую, но и гуманитарную сферу. В 1996 г. Меркосур заключил с Чили и Боливией соглашения о создании зон свободной торговли.

      Общий рынок является важным элементом внешнеэкономической политики Бразилии. Он может играть роль геополитического и экономического противовеса политике США — традиционного гегемона в Западном полушарии. Объединение сосредоточивает 45% населения всей Латинской Америки и более 50% ее промышленного потенциала. Бразилия рассматривает Меркосур как первый шаг к более широкой региональной интеграции, к созданию зоны свободной торговли в Южной Америке. В конце 1993 г. она выдвинула предложение о формировании в течение десяти лет южноамериканской зоны свободной торговли (САФТА).

Участники Меркосур проводят политику «открытого регионализма», примером которой явилось  заключение общего соглашения об экономическом  сотрудничестве с ЕС в конце 1995 г. Процесс регионального сотрудничества осуществляется в условиях сильного воздействия на него со стороны США. Филиалы американских ТНК почти половину своего экспорта из Бразилии направляют в другие латиноамериканские страны (26% в 1990 г.). Привязанность многих латиноамериканских стран к рынку США, усилившаяся долларизация региона препятствуют усилению влияния Меркосур и образованию южноамериканской зоны свободной торговли.

Отношения с Российской Федерацией. Экономические отношения развиваются в рамках бразильско-российского протокола о намерениях по торгово-экономическому сотрудничеству. Основу экономических связей составляет товарная торговля — экспорт в РФ состоит из кофе, сахара, какао, мяса, кур, сигарет, на которые приходится более 90% поставок. В экспортной номенклатуре заметное место занимает обувь. В импорте первенство принадлежит удобрениям и спирту. Закупки машинно-технической продукции, в частности энергетического и металлургического оборудования, осуществлявшиеся в 80-е годы, сошли на нет. 
 
 

    3.2 Этапы экономического развития 

     История независимой Бразилии, бывшей португальской колонии, берет начало с 1822 г. До конца 30-х годов XX столетия она развивалась как сырьевой придаток ведущих западных стран. Только в 1940 г. доля обрабатывающей промышленности в национальном доходе достигла 10%. Мировой экономический и финансовый кризис 30-х годов, сопровождавшийся оттоком капитала, вызвал сокращение фонда сбережений и обусловил необходимость мобилизации внутренних ресурсов, что привело к расширению национальной базы промышленного развития. Крах мирового рынка кофе означал, что экспортный сектор не может служить двигателем экономического роста.

  1. Период 30— 40-х годов ознаменовался серьезными структурными изменениями в хозяйстве. Однако машинное производство полностью не охватило даже сферу изготовления орудий труда, технический уровень оставался низким. Экономическое развитие основывалось на индустриализации в рамках политики импортозамещения. Укреплялись позиции государства как предпринимателя в отраслях промышленности и в сфере услуг. Все это привело к относительному ослаблению позиций иностранного капитала. Если в 1929 г. под его контролем находилось 23% функционирующего в стране капитала, то в 1950 г. — только 7,5%.
  2. С 50-х годов отмечается новый период в развитии бразильского хозяйства. Тогда начала проводиться целенаправленная политика индустриализации. Роль импортных товаров резко сократилась в результате уменьшения экспортных доходов от кофе. Были введены многочисленные внешнеторговые барьеры, цены на доминировавшие на внутреннем рынке отечественные товары нередко были ниже, чем на американские. Тарифные сборы не только защищали внутренний рынок, но и преследовали цели увеличения государственных доходов. За 1949—1964 гг. доля импортных товаров обрабатывающей промышленности сократилась с 19 до 4,2% внутреннего потребления. 
    На втором этапе индустриализация охватила производство предметов потребления длительного пользования. Методы крупного машинного производства заняли ведущее место. Произошло укрепление товарно-денежных отношений. Развитию внутреннего рынка способствовала стагнация экспортного сектора. Среднегодовой темп экспорта за 1947—1963 гг. составлял 1,2%. Усилились государственный сектор и внешнеэкономическое регулирование. Была установлена государственная монополия на нефтедобычу и нефтепереработку, а также на транспортировку нефти и нефтепродуктов. Застойное состояние экспортной торговли сдерживало ввоз промышленного оборудования.  
         Во второй половине 50-х годов усилился приток иностранного капитала. Отчасти это было связано с завершением структурной перестройки и послевоенного восстановления хозяйства Западной Европы и Японии. В это время основали свои филиалы и дочерние компании американские и германские автомобильные корпорации. Правящие круги, открыв иностранным предприятиям доступ в прибыльную сферу производства предметов длительного пользования, обеспечивали с помощью государства концентрацию внутренних ресурсов и с привлечением ссудного капитала развивали и инфраструктурные и базовые отрасли. При этом внешнее кредитование давало определенную возможность обеспечения национальных интересов.  
         Темпы экономического роста возросли: 1947—1957 гг. — 6,4%, 1957—1961 гг. — 8,3% в год. Одновременно быстро нарастала внутренняя и внешняя задолженность. Дефицитное финансирование стало характерной чертой бразильского хозяйственного развития.
  3. Очередной этап экономического развития и включения бразильского хозяйства в мирохозяйственные связи начался после военного переворота 1964 г. и установления в стране военной диктатуры. В основу экономической стратегии была положена концепция «национальной безопасности и развития», ставившая целью превращение Бразилии к 2000 г. в великую индустриальную державу. Предусматривалось достижение высоких темпов экономического роста за счет перераспределения национального дохода, повышения нормы накопления при тесном сотрудничестве государства, национального и иностранного капиталов. Привлечение иностранного ссудного и предпринимательского капиталов шло под лозунгом «прагматичного национализма». Идеологические аспекты были нацелены на мобилизацию единства нации в интересах достижения великой цели.  
    В обеспечении экономического роста важная роль отводилась государству, на долю которого приходилось свыше 50% всех капиталовложений. Госсектор концентрировался в базовых, инфраструктурных отраслях и в добывающей промышленности. За национальным капиталом оставались традиционные отрасли, а за иностранным — современные и наиболее прибыльные. При этом государство осуществляло контроль за отраслями, занимающими стратегическое положение в хозяйстве страны. Оно контролировало отношения между трудом и капиталом, результатом чего явилось усиление поляризации населения. Разрывы в доходах возросли.  
    Внешнеэкономическая политика после военного переворота была направлена на стимулирование экспорта и либерализацию импорта. Содействие экспортной торговле включало установление «реалистической» учетной ставки, финансовую и кредитную поддержку, упрощение таможенных процедур. Это способствовало повышению темпов прироста экспорта — свыше 22% в 70-е годы и 38% для обработанных товаров. Экспорт превратился в двигатель экономического роста. Темп прироста ВВП за 1968— 1978 гг. превысил 9% («бразильское чудо»). Импортная торговля увеличивалась быстрее экспорта.   
          В возрастающих масштабах привлекался иностранный капитал. Бразильское правительство стремилось нивелировать последствия нефтяного шока 1974 г. массированным притоком зарубежного ссудного капитала. Увеличение внешних займов было связано также с модернизацией инфраструктурных отраслей, которая требовала больших затрат. Преобладающая часть внешних кредитов была получена крупнейшими государственными компаниями и в меньшей степени — филиалами ТНК.  
          Ключевым элементом хозяйственной жизни этого периода явилось возникновение современного сектора производства средств производства, что привело к созданию самовоспроизводящегося хозяйственного комплекса. Капиталистическая модернизация охватила сельское хозяйство и сферу услуг. Социальная цена экономического развития 60—70 годов была высокой. Доля заработной платы в ВВП изменилась мало (34,5% в 1970 г., 35,8% в 1980 г.).
  4. Начало следующего этапа экономического развития связано с кризисом внешней задолженности. Общеэкономический и долговой кризис Бразилии приобрел глубокий структурный характер и привел к изменению условий воспроизводства в стране и характера участия в МРТ. Долговой кризис показал сильную зависимость Бразилии от промышленно развитых стран. Практика 80— 90-х годов по урегулированию внешней задолженности показала, что даже страна с крупным экономическим потенциалом не смогла поддерживать высокий экономический рост и одновременно обслуживать огромный внешний долг. 
         80-е годы характеризовались дестабилизацией экономики, падением темпов роста, резким увеличением инфляции, достигшей четырехзначных величин. Эти годы получили название потерянного десятилетия. Семь лет происходило сокращение ВВП на душу населения.
  5. В 90-е годы модель развития экономики вновь была изменена, что определялось снижением роли государства как предпринимателя и внедрением открытой внешнеэкономической стратегии. Частный капитал получил доступ в инфраструктурные и горнодобывающие отрасли. Прошла либерализация внешнеэкономической сферы. Средний тариф был снижен с 52% в 1990 г. до 14% в 1994 г. (1986 г. — свыше 100%), пересмотрены многие другие ограничения импорта. Государственные компании, которые способствовали «экономическому чуду» 60— 70-х годов, стали рассматриваться как препятствия на пути развития. Многие крупнейшие государственные компании были приватизированы, в том числе горнодобывающий гигант «Компания Вале до Рио Досе» (КВРД), «Бразилия телеком». В пользу приватизации государственного сектора оказывалось давление со стороны США и международных финансовых организаций. На первом этапе приватизации приток в казну средств был невелик, в большинстве случаев применялась схема обмена акций предприятий на различные долговые обязательства государства.

      Бразилия в 90-е годы восстановила  свои позиции в мировом хозяйстве,  ослабленные в предыдущем десятилетии.  Невысокий уровень национальных  сбережений и капиталовложений, их замедленный рост представляют  один из тормозов экономического развития. Либерализация внешнеэкономических связей и усиление иностранной конкуренции, особенно на рынках промышленных потребительских товаров, электронной информационной техники, осложнили положение бразильских производителей. Произошла структурная перестройка хозяйства. Обрабатывающая промышленность, бывшая в течение длительного времени движущей силой хозяйственного развития, стала утрачивать эту роль. Произошел сдвиг в сторону добычи и первичной переработки минерального сырья и продовольственных товаров.  Денежно-кредитная ситуация отличалась неустойчивостью, высокими процентными ставками, оттоком капитала, высоким уровнем задолженности. Все это давало возможность спекулятивных давлений и возникновения финансовых кризисов.  
 

   3.3  Основные черты социально-экономической структуры 

      Ряд черт хозяйственного механизма, включающего социальную структуру хозяйства, имеет много общего с другими странами Латинской Америки. Это позволяет определять его как латиноамериканскую модель.

      По процессу развития товарно-денежных отношений и этапам хозяйственного развития Бразилия существенно отличается от классической модели западно-европейских стран. Возникшая под влиянием позднего португальского феодализма бразильская экономика с самого начала складывалась разнородно, включая колониальное рабство, бывшее фактором первоначального накопления капитала. Здесь возникло крупное плантационное хозяйство, полностью ориентированное на экспорт. Характерной чертой этого хозяйства была монокультурность, которая предопределила его зависимость от мирового рынка и господствующих на нем крупнейших компаний ведущих стран.

      Особенности структуры частного сектора. Сложившаяся в стране структура предпринимательства неоднородна. В частном предпринимательском секторе одни хозяйственные объединения возникли на основе теснейшего сотрудничества с государством или приватизации, другие представляют иностранный капитал. По масштабам производства ведущее положение занимают мелкие предприятия с числом занятых до 100 человек и крупные — соответственно 24,4 и 32,2%. При этом доля мельчайших предприятий с числом занятых до 10 человек сократилась, а число средних (200—499 человек) поднялась с 16% до 21% за 1960— 1985 гг.

Концентрация  производства в промышленности на уровне компаний значительно выше, чем на уровне предприятий. Здесь сложились довольно мощные промышленно-финансовые группы, которые можно разделить по национальной принадлежности капитала. В начале 80-х годов удельный вес национальных по капиталу групп был относительно небольшой — 16% среди крупнейших 102. 37% приходилось на иностранные и 47% — на ассоциированные .

      Усиление позиций «ассоциированных» групп произошло в результате перехода от филиальной организации иностранного капитала к организации совместных предприятий с частным и государственным капиталом. Ассоциированная форма стала преобладающей среди крупнейших предпринимательских групп Бразилии уже к началу 80-х годов. 

     Таблица 5 - Социальная структура бразильской промышленности, добавленная стоимость, %

Предприятия

по числу  занятых 

 

1970

 

1980

 

1985

1—4  1,8 1,6 1,0
5—19 8,9 6,5 4,9
20—49 10,2 10,4 8,1
50—99 10,7 12,1 10,4
100—199 18,3 22,2 22,0
200—499 15,7 14,9 21,4
500 и  более  34,4 27,3 32,2
 

       Характерной чертой бразильского  хозяйства является огромный  неформальный сектор, который быстро рос с конца 70-х годов. По оценкам, к началу 90-х годов в нем было занято свыше 1/3 трудоспособного населения. Рост неформального и теневого секторов связан с огромным относительным перенаселением и превращением отдельных предприятий в субподрядчиков крупных промышленных компаний.

Информация о работе Экономика стран Латинской Америки