Экономика стран Латинской Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Латинская Америка — общее название государств, возникших в западном полушарии к югу от США в первой половине XIX в. на месте бывших испано-португальских колоний в Центральной и Южной Америке. После Второй мировой войны к ним присоединилось немало новых независимых государств Карибского бассейна, хотя небольшая часть континента все еще остается во владении других стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ЭКОНОМИКА СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИ-КИ………………………………………………………………………………….5
1.1 Общая характеристика экономики стран Латинской Америки…...5
1.2 Экономика стран Латинской Америки 90-ые годы………………...9
2 СТАНОВЛЕНИЕ МЕРКОСУР…………………………………………… 21
2.1 Успехи и трудности на пути развития……………………………..21
2.2 МЕРКОСУР в условиях мирового финансового кризиса………...27
3 БРАЗИЛИЯ КАК КРУПНЕЙШАЯ СТРАНА ЛАТИНСКОЙ АМЕРИ-КИ……………………………………………………………………………….….46
3.1 Экономика Бразилии в 90-ые годы………………………………....46
3.2 Этапы экономического развития……………………………………59
3.3 Основные черты социально-экономической структуры…………..64
3.4 Внешнеторговые связи Бразилии…………………………………...67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………….81

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 415.88 Кб (Скачать)

     Сошлись в необходимости укрепить способность региона противостоять проблемам,  происходящим от  современного кризиса». В этом контексте упоминаются механизмы внутри МЕРКОСУР, которые включают отслеживание макроэкономической ситуации, контроль за торговыми потоками и инициативы для интеграции финансовых услуг, имеющиеся в банковской системе, страховом деле. Система платежей в местных валютах, установленная в МЕРКОСУР и уже в сотрудничестве между Бразилией и Аргентиной, является репрезентативным примером меры по углублению региональной финансовой интеграции. Страны, участвующие в целом процессе создания Банка Юга, отметили важность его ускорения насколько это возможно, с целью более гармоничного, справедливого и полного развития Южной Америки.

     Необходимо  отметить, что в силу того, что  члены МЕРКОСУР имеют разные уровни развития и степени конкурентоспособности, то существует обеспокоенность тем, что в целях противодействия международному финансовому кризису некоторые из них будут проводить одностороннюю политику, нанос Согласно бразильскому политологу Хоао Кастро Невесу, страны-члены МЕРКОСУР стараются «избежать того, чтобы кризис (мировой) спровоцировал принятие протекционистских мер, которые бы еще больше усугубили его последствия в регионе».

     Так, вышеупомянутое 7-е Внеочередное собрание СОР было созвано по инициативе Бразилии, возглавлявшей временное председательство регионального блока во второй половине 2008 г. Собрание имело в качестве единственного пункта в повестке дня, согласно словам министра иностранных дел Бразилии Сельсо Аморима, «определение, если не скоординированных, то по крайней мере прозрачных, механизмов» для ответа на кризис в целях избегания «сюрпризов».

     Согласно  С. Амориму, необходимо «избегать прежде всего ответов, которые были даны в прошлом и не принесли результатов, с тем чтобы они сейчас снова не принимались». Конечно, это было интерпретировано как выражение беспокойства со стороны Бразилии перед лицом заявления, сделанного президентом Аргентины, Кристиной Киршнер о своем намерении сократить импорт в целях защиты местной промышленности.

     Необходимо  отметить, что среди стран-членов МЕРКОСУР наибольшую склонность к протекционизму вместо принятия долгосрочных решений проявляет Аргентина. В результате обесценения с августа 2008 г. бразильской денежной единицы реала по отношению к доллару США в Аргентине возникли опасения того, что Бразилия увеличит свой экспорт в страну. В связи с этим на 7-м Внеочередном собрании СОР аргентинская сторона обратилась к Бразилии с просьбой, чтобы последняя регламентировала «Механизм адаптации  конкурентоспособности (Mecanismo de Adaptaciyn de Competitividad, MAC) 1 в случае, если будет наблюдаться значительное увеличение импорта бразильских товаров в какой-либо сектор аргентинской экономики. Бразилия обещала внести свои предложения в этой области к собранию МЕРКОСУР, намеченному на 17 ноября 2008 г.

     В целом на октябрьской встрече  в верхах Общего рынка Южного конуса, проанализировавшей меры, которые следует принять для противодействия финансовому кризису, Аргентина предложила остальным членам МЕРКОСУР увеличить ввоза продукции из третьих стран, а также поставила вопрос о необходимости наличия гибкого многостороннего финансирования для правительств, находящихся в сложном положении.

     Аргентинцы  сделали три предложения. Первое состоит в создании комиссии по мониторингу торговли в целях определения избыточных внутризональных торговых потоков, наносящих ущерб определенным секторам. Это была идея, которая вызвала наибольший консенсус среди стран-членов, но ясно, что в деятельности данной комиссии заинтересована, прежде всего, Аргентина, стремящаяся защитить свою промышленность.

     Второе  предложение Аргентины было наиболее спорным: повышение Единого внешнего таможенного тарифа ЕВТТ для трех групп товаров: мебели, одежды и изделий из кожи. Необходимо отметить, что бразильский министр иностранных дел С. Аморим сначала дал протекционизму отрицательную оценку, однако в конце мероприятия сообщил прессе, что проанализирует предложение своего аргентинского коллеги Хорхе Таианы. В итоге Бразилия предложила, чтобы также был увеличен ЕВТТ для молочных продуктов.

     Таким образом, по-видимому, несмотря на негативные последствия для процесса интеграции, бразильская сторона не исключает того, что в условиях кризиса страны-члены блока будут вынуждены принимать протекционистские меры.

Третье  предложение — это просьба  Аргентины о том, чтобы МЕРКОСУР позволил продлить срок действия разрешения на импорт в страну инвестиционных товаров из третьих стран с нулевой таможенной пошлиной (т. е. без уплаты ЕВТТ) — привилегии, которую имеет Аргентина, и истекает в конце 2008 года.

В первом квартале 2009 г. в МЕРКОСУР снова возник вопрос об односторонних ограничениях во взаимной торговле.

     Эпицентр  проблем выражается в торговых отношениях между Аргентиной и Бразилией. Снижение двусторонней торговли превысило 40% за первые 2 месяца этого года, что отражает снижение экономической активности и внешней торговли в обеих странах и породило взаимные намеки на применение ограничительных мер, особенно посредством применения неавтоматических лицензий.

     В ближайшие месяцы углубление кризиса  потребует немало встреч предпринимателей и властей обеих стран для ограничения протекционистских мер. Согласно министру производства Аргентины Деборе Джиорджи, прогноз на 2009 г. указывает на то, что объем мировой торговли сократится на 2,8%. Это приведет к факторам риска для Аргентины и Бразилии: большое снижение цен на товары, оцененное в 48,5% для нефти и 30% - для остальных товаров; крах бирж, который предвещает меньшие потоки финансирования и кредитов в частный сектор; и снижение на 46% по сравнению с 2008 г. потоков частного капитала. Этот сценарий, без сомнения, предвосхищает больший конфликт по поводу протекционистских мер, которые каждая страна попытается принять для защиты своих промышленных секторов. Необходимо напомнить, что базовая металлургическая промышленность Аргентины уже показала в январе снижение своей активности на 32%, в то время как бразильская снизилась в той же пропорции. Автомобильная промышленность первой страны снизилась более чем на 49% против января 2008 г., в то время как снижение с бразильской стороны составило 34,5%. Снижение продаж автомобилей особенно значительным в Аргентине, где оно достигло 38% в первом месяце 2009 г.

     Тема  аргентино-бразильских отношений  в период кризиса является ключевой для успешного развития МЕРКОСУР.

     В последнее время Аргентина стала  терять свои позиции в качестве основного внешнеэкономического партнера Бразилии, что, согласно ряду экспертов, является результатом ошибок, которые совершаются аргентинским правительством в стратегических решениях, таких как объединение аргентинской государственной нефтяной компании «Эрнаса»  со своим венесуэльским аналогом, у которого нет передовых нефтяных технологий в отличие от бразильской компании «Петробрас» — одного из лидеров в морском исследовании нефти и газа.

     Другие  эксперты объясняют потерю Аргентиной веса в бразильской торговле тем, что Аргентина не производит то, что пользуется спросом в бразильской экономике, или, по крайней мере, не производит это в достаточном количестве для экспорта. Так, за период с 1998 по 2008 г. общий импорт Бразилии вырос на 200 %  если учитывать только сравнение между 2007 и 2008 г., то рост данного показателя составит 43%, в то время как импорт из Аргентины вырос на 65 и 27% в каждом из этих периодов.

     По  мнению директора по международным  отношениям Федерации промышленности Сан Пабло (Бразилия) Роберто Джианнетти, укрепление двусторонних отношений между Бразилией и Аргентиной в плане расширения двустороннего экспорта и промышленного сотрудничества, которое гарантирует большую конкурентоспособность для обеих стран, является «лучшей возможной реакцией», к которой крупнейшие партнеры МЕРКОСУР могут прибегнуть для противостояния международному финансовому кризису.

     Эта позиция, однако, контрастирует с  постановкой вопроса в начале марта 2009 г. самим предпринимательским центральным правлением Федерации промышленности Сан Пабло, когда Федерация предъявила претензии бразильскому министру иностранных дел Сельсо Амориму за аргентинское решение наложить неавтоматические лицензии на 200 импортируемых товаров, часть из которых бразильского происхождения. Аргентинские торговые барьеры, оцененные бразильским предпринимательством как протекционистские, связанные с препятствиями в покупке транспортных средств бразильского происхождения в Аргентине, привели к сокращению экспорта данных товаров в Аргентину и оказали более сильное влияние на бразильский торговый баланс по сравнению с тем, что провоцирует международный кризис на других рынках, куда экспортирует Бразилия. Со своей стороны вице-президент Промышленного союза Аргентины Кристиано Ратгаззи указал, что обе страны имеют большие возможности для взаимного укрепления своей промышленности и совместного развития индустриального будущего.

     Согласно  президенту Промышленного союза  Аргентины Хуану Карлосу Ласкураину, наблюдаются успехи в сфере двусторонних аргентино- бразильских соглашений стратегического сотрудничества.

     Необходимо  отметить, что X. К. Ласкураин в марте 2009 г. участвовал в подготовительной встрече собрания Группы 20 в Лондоне (намеченного на 2 и 3 апреля текущего года), на которой призвал усилить  механизмы, которые направляли бы финансовые ресурсы на нужды производственного сектора, учитывая, прежде всего, малые и средние предприятия, в особенности факторов по созданию рабочих мест и сохранению занятости, а также на нужды равновесного регионального развития. В этом смысле X. К. Ласкураин выразил, что должны учитываться, как никогда прежде, производственные асимметрии между различными странами таким образом, чтобы удалось сохранить процессы промышленного развития средних экономик.

     В этом же ключе необходимо отметить, что в марте 2009 г. в штаб-квартире Федерации промышленности Сан Пабло прошла встреча президентов Аргентины и Бразилии К. Киршнер и Л. И. Лулы да Силва. Во время данной встречи К. Киршнер указала на необходимость предложить Группе 20 направить значительные средства в Межамериканский банк развития и Всемирный банк для проектов инфраструктуры развивающихся экономик, которые позволят им сохранить уровень экономической активности и создать экономическую и социальную инфраструктуру, а также рабочие места. С другой стороны, призвала аргентинских и бразильских менеджеров и предпринимателей создать ассоциацию стратегического регионального и мирового характера в связи с возможностями, которые они имеют в сфере энергетики, сельского хозяйства и продовольствия, а также обороны. Согласно К. Киршнер, в сфере энергетики важно также сотрудничество Аргентины и Бразилии с Венесуэлой.

     Возвращаясь к проблеме дисбаланса в двусторонней аргентино-бразильской торговле, необходимо отметить, что для поиска ее решений 25 марта текущего года в Буэнос-Айресе (Аргентина) начались встречи предпринимателей различных производственных секторов Аргентины и Бразилии.

     На  встречах Министерства промышленности будут присутствовать следующие «чувствительные» секторы аргентинской промышленности: текстильный, обувной, металлоизделий, машин и электрооборудования, готового платья, мебели, сельскохозяйственных машин и т. д. Будет вестись работа по снижению объема продаж товаров данных секторов бразильского происхождения таким образом, чтобы обеспечить защиту аргентинских секторов в контексте международного кризиса.

     Бразильцы, в свою очередь, выбрали список из 30 секторов, среди них сельскохозяйственные машины, бытовые электроприборы, текстиль, обувь, игрушки, готовое платье и инструменты.

     В первый день собраний представители  аргентинской автомобильной промышленности предложили своим бразильским коллегам снизить экспорт бразильских аккумуляторов наполовину, а тормозов и сцеплений на 30% как ответ на сокращение спроса на эти товары.

     Ранее было достигнуто соглашение о том, что  в первом квартале 2009 г. будет продано 250 тыс. аккумуляторов, что означает сокращение экспорта данных бразильских товаров в Аргентину на одну треть по сравнению с 2008 г. Тем не менее, как указывалось выше, представители аргентинской автомобильной промышленности заявили о более резком сокращении, доводя экспорт до 50% по сравнению с осуществленным в 2008 г.

     Помимо  сектора по производству автомобильных запчастей начали переговоры текстильный сектор, сектор по производству мебели, вин. Так, Аргентинская промышленная палата по одежде высказалась за продолжение мер, установленных Правительством для защиты национального производства, таких как неавтоматические лицензии.

     В целом необходимо отметить, что как  Аргентина, так и Бразилия имеют  политический интерес в сохранении атмосферы хороших взаимоотношений и совместной работы, среди прочих причин, в связи с ее стратегической ценностью в управлении южноамериканским региональным пространством. Важно, что обе страны стремятся разрешить соответствующие ситуации посредством соглашений между самими предпринимательскими секторами, покровительствуемыми соответствующими правительствами. Подобные соглашения показали свою эффективность в прошлом, и нет оснований полагать, что они не будут таковыми в современных условиях.

     Что касается склонности стран-членов МЕРКОСУР к принятию протекционистских мер в условиях международного   финансового кризиса, то это говорит об уязвимости их экономик перед лицом внешних потрясений, о пока еще низкой конкурентоспособности их товаров на мировом рынке и различиях в уровне конкурентоспособности на региональном рынке. Однако осознание данных проблем, а также понимание того, что протекционистские тенденции только маскируют их, не способствуя развитию национальных экономик и угрожая успешному развитию процесса интеграции в целом, подталкивает страны-члены к принятию антикризисных мер, направленных на поддержку реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, а также развитие социальной сферы.

Информация о работе Экономика стран Латинской Америки