Экономика стран Латинской Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Латинская Америка — общее название государств, возникших в западном полушарии к югу от США в первой половине XIX в. на месте бывших испано-португальских колоний в Центральной и Южной Америке. После Второй мировой войны к ним присоединилось немало новых независимых государств Карибского бассейна, хотя небольшая часть континента все еще остается во владении других стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ЭКОНОМИКА СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИ-КИ………………………………………………………………………………….5
1.1 Общая характеристика экономики стран Латинской Америки…...5
1.2 Экономика стран Латинской Америки 90-ые годы………………...9
2 СТАНОВЛЕНИЕ МЕРКОСУР…………………………………………… 21
2.1 Успехи и трудности на пути развития……………………………..21
2.2 МЕРКОСУР в условиях мирового финансового кризиса………...27
3 БРАЗИЛИЯ КАК КРУПНЕЙШАЯ СТРАНА ЛАТИНСКОЙ АМЕРИ-КИ……………………………………………………………………………….….46
3.1 Экономика Бразилии в 90-ые годы………………………………....46
3.2 Этапы экономического развития……………………………………59
3.3 Основные черты социально-экономической структуры…………..64
3.4 Внешнеторговые связи Бразилии…………………………………...67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………….81

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 415.88 Кб (Скачать)

      При этом базовая структура ЕВТТ определялась в рамках следующей системы: ставка от 6 до 12% на импорт сырьевых товаров и промышленных полуфабрикатов, предназначенной для конечного потребителя, а также средний тариф - 11%  - для остальных товаров.

      С течением времени южноамериканские государства стали уделять больше внимания торговле услугами. В декабре 2005 г. Вступил в силу подписанный в 1997 г . Протокол Монтевидео (Уругвай), определяющий схему либерализации торговли в данной сфере в течение 10 лет. В Протокол не включены государственные услуги, предоставляемые на коммерческой основе, они должны быть внесены в специфические нормы, касающиеся государственных заказов. Действие данного документа пока не распространяется на Парагвай,  который  пока не адаптировал его к нормам внутреннего права.

      Необходимо отметить, что процесс интеграции в МЕРКОСУР, несмотря на незавершенность становления таможенного союза в его классическом виде, является наиболее динамичным в регионе.

      В 1990-2007 гг. объем внутризонального экспорта МЕРКОСУР (без Венесуэлы) возрос с 4,1 млрд. до 33,1 млрд. долл. США, т.е. примерно в восемь раз и составил примерно более четверти внутризонального экспорта стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Доля внутризональной торговли в товарообороте стран МЕРКОСУР со всем миром к 2007 г. Повысилась до 14,9% против 8,9% в 1990 г.

      Впечатляют обобщенные показатели роста внешнеторговых контактов участников группы. Действительно, совокупный товарный экспорт стран – членов МЕРКОСУР, увеличился в 1990 – 2007 гг. более чем в 4,5 раза, общий импорт товаров – более чем в 6 раз.

      Аналогичные тенденции просматриваются при анализе динамики экспорта – импорта услуг странами группы. За тот же период их совокупный вывоз услуг возрос более чем в 4,5 раза, а ввоз услуг – почти в 4 раза.

      Интеграция способствовала значительному повышению степени открытости национальных экономик, входящих в состав этой интеграционной группировки. Так, в период с 1991 – 2007 гг. удельный вес торговли в ВВП Аргентины увеличился с 11,6% до 37,8%, а в торговле услугами – с 3,9% до 7,6%. Подобная ситуация наблюдается и в других странах – членах этого блока: доля товарной торговли в ВВП Бразилии повысилась с 11,7% до 21,3%, Парагвая – с 43,9% до 94,3%, Уругвая -  с 32,7% до 43,7%.

     Помимо этого участие в МЕРКОСУР оказало положительное воздействие на качественные показатели внешней торговли стран – членов этой группировки, в частности способствовало росту промышленного экспорта Аргентины и Парагвая.

      Осуществленное снижение таможенных барьеров в 1990-х гг. способствовало расширению процессов взаимодополняемости и углублению специализации участников блока МЕРКОСУР. Это касалось не только количественных и качественных характеристик их внешнеторговых контактов, но также движения капитальных средств. Вообще объемы взаимных инвестиций между партнерами по экономической интеграции в регионе Южного конуса возросли за первые восемь лет существования блока более чем в 8 раз, переключившись во многом со сферы услуг на производственные отрасли. В 2007 г. Бразильские фирмы инвестировали в экономике блока (в основном в Аргентину) 7,1 млрд. долл., согласно оценкам, представленным в отчете МЕРКОСУР, составленном Институтом Межамериканского банка развития  (ИНТАЛ) на период июнь 2007 г. – июнь 2008 г.

      В целом, необходимо отметить, что с момента возникновения Южноамериканского общего рынка в 1991 г. Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в регион и блок МЕРКОСУР в значительной степени был обусловлен расширением внутреннего рынка стран – членов. Кроме того, бурный рост их экспорта, макроэкономическая стабильность, разнообразие природных ресурсов, особенно в Аргентине, Парагвае и Уругвае, стали значимыми факторами для привлечения сюда иностранных инвестиций. Проведение в странах – участницах блока в 1990-х гг. структурных реформ имело тенденцию к открытию экономики и уменьшению веса государства (процесс, наиболее ярко выраженный в реформировании экономики Аргентины). Приватизация, дерегулирование и открытость экономики положительно сказались на поступлениях ПИИ в МЕРКОСУР.

      При этом основными получателями ПИИ в период 1991 – 2006 гг. среди стран – участниц блока оставались Аргентина и Бразилия . Следует учесть, что удельный вес чистого притока ПИИ в ВВП этих государств достаточно заметно возрос: в Аргентине – с 1,3 до 2,2%, а в Бразилии  -  с 0,2 до 1,7%.

      Также необходимо отметить, что в блоке МЕРКОСУР, в отличие от других латиноамериканских стран, эксплуатация первичного сырья, доступ к рынку ( национальному, региональному ) являются важными факторами размещения ПИИ, вызванными стратегией поиска природных ресурсов и рынков. Напротив, в Мексике, в странах Центральной Америки обычно превалируют инвестиции, обусловленные поиском эффективности и направляемые в промышленный сектор (включая такие отрасли, как автомобильная, производство тканей и одежды, электроника),  ориентированный на экспорт. Другими словами, присутствие транснациональных компаний по-прежнему имеет большое значение для экономического  развития стран – участниц МЕРКОСУР.

      Вообще необходимо отметить, что участие в этом интеграционном блоке оказывает существенное влияние на экономическую стабилизацию. Действительно, регулирование тарифов способствовало «торможению» темпов экономического склада, например, в Бразилии. Когда темпы экономического роста в этой стране в 1991 – 1993 гг. оказались низкими, местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой была на подъеме.

      Однако, определенные и очевидные преимущества ЗСТ и ТС в процессах расширения интеграции и экономического развития стран – членов МЕРКОСУР к концу ХХ столетия в значительной степени исчерпали себя.

      Достаточно эффективное торгово-экономическое сближение стран – участниц блока на фоне существенной разницы в национальных валютных режимах и при отсутствии общей политики в области макроэкономики и финансов привело к тому, что МЕРКОСУР сыграл роль «переносчика инфекции» между государствами – членами сообщества, пострадавшими от мирового финансового кризиса конца 1990-х годов.

В конце  ХХ годов кризисные потрясения в  Бразилии спровоцировали временное торможение интеграционных процессов в рамках МЕРКОСУР. В предшествующие кризису годы на Бразилию приходилось 1/3 аргентинского и уругвайского экспорта, более ½ экспорта Парагвая. Уже в 1998 г. Стала ощущаться стагнация взаимного товарооборота, который до этого увеличивался на 1/5-1/4 ежегодно.

      С 2003 г. Начинается новый этап в истории этой группировки. «Возрождение» МЕРКОСУР идет одновременно по нескольким направлениям. Во-первых, институциональная модернизация, включающая создание первых полноформатных наднациональных органов блока – Постоянного арбитражного суда и Парламента МЕРКОСУР. Во-вторых, совершенствование таможенного союза, предусматривающее постепенную ликвидацию существующих исключений из единого внешнего союза, либерализацию торговли услугами, отмену двойного взимания импортных тарифов, введение общего режима происхождения товаров, подготовку Общего таможенного кодекса.

      Однако не обходимо отменить, что данные  процессы протекают не без трудностей. Так, во втором полугодии 2007 г. Временное председательство МЕРКОСУР возглавлял Уругвай. В этот период упор был сделан на внедрение второго этапа революции № 54/04 Совета общего рынка (СОР), основными целями которой являются создание Общего таможенного кодекса МЕРКОСУР и определение механизма для распределения таможенных доходов. Несмотря на дипломатические усилия уругвайских властей, не оказалось возможным достигнуть поставленной цели. Также, вопреки запланированному, не удалось принять Общий таможенный кодекс МЕРКОСУР на 35-м очередном собрании Совета общего рынка в Сан-Мигель-де-Тукуман (Аргенитина), прошедшим 30 июня – 1 июля 2008 года. По мнению ряда аналитиков, одна из основных проблем, мешающих его принятию, связана с экспортными пошлинами, отмененными Асунсьонским договором, но сохранившимися в Аргентине. Решение о принятии Общего таможенного кодекса было в очередной раз перенесено на следующее (36-е очередное) собрание СОР.

      Помимо институциональной модернизации и совершенствования таможенного союза, «возрождение» МЕРКОСУР связано и с новыми усилиями, прилагаемыми блоком в начале XXI столетия в плане продвижения к более высоким ступеням региональной экономической интеграции – экономическому и валютно-финансовому сотрудничеству[3, c.29-38] 

    2.2 МЕРКОСУР в условиях международного финансового кризиса

     Согласно  вышеупомянутому отчету МЕРКОСУР, составленному Институтом Межамериканского банка развития на период с июня 2007 г. по июнь 2008г., несмотря на существующий в настоящее время неблагоприятный международный финансовый контекст, в2008 г. процесс интеграции в блоке продолжал успешно развиваться.

     ВВП пяти стран-членов блока вырос в  среднем на 7,3% в 2007 г. и, по оценкам, его рост должен достичь 6,9% в 2008 г.

     Хотя  импорт показал большой динамизм, рост пяти экономик был поддержан большой экспансией экспорта, которой благоприятствовал большой спрос и высокая цена на экспортируемые товары. Рост ВВП был основан на росте инвестиций в производственные сектора и на большом частном потреблении, являющемся результатом роста доходов и доступности кредитов, главным образом в случае Бразилии.  Динамизм экономик был включен в макроэкономическую ситуацию, характеризуемую положительными фискальными балансами, за исключением Венесуэлы, и положительными сальдо торговых балансов Бразилии, Аргентины и Венесуэлы.

     Уровень безработицы понизился в пяти странах, достигнув в среднем 8,1% экономически активного населения. Также в социальной сфере наблюдались достижения в области снижения уровня бедности. Уровень инфляции был главным вызовом для денежных властей в связи с большим ростом цен на продукты питания и энергию. И тем не менее в 2007 г. средний уровень инфляции пяти стран составил вполне приемлемую цифру — 10%.

     Однако  углубление международного финансового кризиса в последнем квартале 2008 г. создает неблагоприятный контекст для экономик блока на 2009 г. Этот сценарий принимает во внимание замедление мирового роста и сокращение основных потребительских рынков, таких как США, ЕС и Япония.

     В 2009 г. панорама роста связана с  большой неопределенностью. Фактически, глубина и размах замедления мировой экономики будет основной переменной, которая определит возможности роста МЕРКОСУР. Экономики блока пострадают от ситуации в области торговли и доступа к международному кредиту — явления, которое уже начало препятствовать финансированию взаимообмена. Что касается экспорта, будет чувствоваться двойной эффект, созданный падением спроса и цен основных экспортируемых товаров: сельскохозяйственной продукции, руд и нефти.

     Остается  узнать, может ли замедление мирового роста быть компенсировано в пяти странах блока посредством денежной и фискальной антициклической политики.

     Согласно  отчету, правительства стран-членов МЕРКОСУР постараются сохранить  уровни занятости, доходов, потребления и инвестиций. Меньшая роль инфляционного давления, которое охарактеризовало конец 2007 г. и первую часть 2008 г., будет важным фактором при достижении этой цели. Прогнозы темпов роста блока на уровне 4% годовых в 2009 г. являются прочными с учетом предпосылок, упомянутых выше. Вообще, тема кризиса стала ведущей на всех крупных собраниях лидеров и экспертов стран- членов МЕРКОСУР в последнем квартале 2008 г.

     Важно, что, в отличие от остальных финансовых кризисов, наблюдавшихся на протяжении недавней истории, сегодня при принятии антикризисных мер все страны-члены МЕРКОСУР признают необходимость вмешательства государства.

     Впервые министры иностранных дел, министры финансов и президенты Центральных банков полноправных и ассоциированных членов МЕРКОСУР встретились для совместного обсуждения международного финансового кризиса, его влияния на регион и возможных мер для смягчения его последствий 27 октября 2008 г. в Бразилиа (Бразилия) на 7-м Внеочередном собрании СОР.

     Согласно  совместному коммюнике, принятому на данном собрании, участники «сошлись в оценке того, что в результате положительного развития их макроэкономических основ страны региона находятся в лучших условиях, чем раньше, для того чтобы противостоять вызовам финансового кризиса и его последствий для реального сектора экономики. Заявили, что региональная торговля является ценным достоянием для всех стран региона. Тем не менее, сошлись в необходимости отслеживать возможное влияние кризиса как на местные финансовые рынки, так и на уровень производства и занятости...

     Подчеркнули важность того, чтобы правительства региона сохраняли свободными и гибкими каналы коммуникации о мерах, принятых каждой страной для противостояния современной реальности, и приняли решение о том, чтобы их должностные лица поддерживали своевременный взаимообмен информацией об эволюции финансового кризиса в регионе. Для облегчения этой задачи договорились назначить фокальные точки для каждого из вовлеченных министерств и центральных банков.

 Подтвердили свое убеждение в том, что региональная интеграция и укрепление торговых связей и финансового сотрудничества могут сыграть решающую роль в поддержании роста, сохранении и расширении экономических и социальных достижений последних лет.

Информация о работе Экономика стран Латинской Америки