Экономика стран Латинской Америки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Латинская Америка — общее название государств, возникших в западном полушарии к югу от США в первой половине XIX в. на месте бывших испано-португальских колоний в Центральной и Южной Америке. После Второй мировой войны к ним присоединилось немало новых независимых государств Карибского бассейна, хотя небольшая часть континента все еще остается во владении других стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ЭКОНОМИКА СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИ-КИ………………………………………………………………………………….5
1.1 Общая характеристика экономики стран Латинской Америки…...5
1.2 Экономика стран Латинской Америки 90-ые годы………………...9
2 СТАНОВЛЕНИЕ МЕРКОСУР…………………………………………… 21
2.1 Успехи и трудности на пути развития……………………………..21
2.2 МЕРКОСУР в условиях мирового финансового кризиса………...27
3 БРАЗИЛИЯ КАК КРУПНЕЙШАЯ СТРАНА ЛАТИНСКОЙ АМЕРИ-КИ……………………………………………………………………………….….46
3.1 Экономика Бразилии в 90-ые годы………………………………....46
3.2 Этапы экономического развития……………………………………59
3.3 Основные черты социально-экономической структуры…………..64
3.4 Внешнеторговые связи Бразилии…………………………………...67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………….81

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 415.88 Кб (Скачать)

      Если в начале десятилетия в отношении будущего этого объединения среди специалистов преобладали в основном скептические настроения, связанные как с неудачами предшествующих попыток, так и с тем, что в тот период речь шла об интеграции «больных», инфляционных экономик, то уже к середине 90-х годов ситуация выглядела совершенно иначе. МЕРКОСУР превратился в наиболее стремительно развивающийся интеграционный блок Западного полушария, охватывающий почти 60% территории Латинской Америки, 46% ее населения и около 50% ВВП.

      Это подтверждается не только впечатляющим ростом внутризональной торговли: в 1990-1995 гг. товарооборот возрос в четыре раза, в том числе объем взаимных поставок между Бразилией и Аргентиной возрос с 2 до 10 млрд. долл. МЕРКОСУР во второй половине 90-х годов превратился в больший, чем НАФТА, полюс притяжения для других государств региона. В 1996 г. ассоциированным членом объединения стала Чили - одно из наиболее развитых государств региона. Присоединение этого государства как бы открывает объединению ворота в Тихоокеанский регион.

      В том же 1996 г. к МЕРКОСУР присоединилась Боливия. Начались переговоры по вопросу ассоциации между МЕРКОСУР и Андским сообществом наций, в которое входят Венесуэла, Перу,  Колумбия, Эквадор и Боливия.

      Ко второй половине 90-х годов МЕРКОСУР стал четвертым по экономическому потенциалу интеграционным блоком, по объему ВВП (около 1 трлн. долл.) сравнявшимся со странами АСЕАН. При этом была резкая активизация внерегиональных связей. 15 декабря 1995 г. в Мадриде было подписано соглашение о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Европейским союзом. Это отражало заметно возросший интерес западноевропейских стран к открывающимся перспективным латиноамериканским рынкам, а также стремление в рамках стратегического партнерства с южноамериканскими гигантами расширить свои внешнеполитические возможности. Такое партнерство не только в целом способствовало наращиванию переговорного потенциала стран - членов МЕРКОСУР, но и существенно укрепляло их позиции в диалоге с Соединенными Штатами, который складывался в середине десятилетия весьма непросто.

      По сути, в середине десятилетия столкнулись два подхода к созданию общеконтинентальной зоны свободной торговли. Соединенные Штаты и Канада настаивали на отдельном обсуждении вопроса о присоединении к НАФТА каждого из новых членов, в то время как страны МЕРКОСУР выступали за межблоковый характер переговоров и последующего объединения.

      Более того, рост влияния МЕРКОСУР, к которому во второй половине 90-х годов перешла «интеграционная» инициатива, вызывал растущую настороженность Соединенных Штатов. В частности, в политике США вновь стали просматриваться черты традиционного подхода: стремление разобщить страны региона и иметь с ними дело один на один. Это дало основания президенту Парагвая X. Карлосу Васмоси в одном из своих выступлений обвинить Соединенные Штаты в прямом вмешательстве в процесс интеграции стран южного конуса.

      В апреле 1998 г. в Сантьяго де Чили состоялся второй саммит президентов Америк, который по идее должен был окончательно определить схему и график создания общеконтинентальной зоны свободной торговли, а главное - устранить возникшие разногласия между двумя группировками и их лидерами - Соединенными Штатами и Бразилией. Это удалось сделать лишь частично. В итоговых документах встречи в верхах в основном нашли отражение общие установки, сводившиеся к подтверждению решимости создать к 2005 г. единое интеграционное пространство в Западном полушарии. Это не исключало и другого сценария - своеобразного раздела полушария на два мегаблока. В результате НАФТА постепенно поглотила бы вслед за Мексикой Центральную Америку и Карибский бассейн, а южно-американские страны консолидировались бы вокруг МЕРКОСУР.

       Относительно новым направлением внешнеполитической активности ведущих государств континента стал Азиатско-тихоокеанский регион (АТР). Если в предыдущие десятилетия деятельность латиноамериканских стран в этом регионе в основном сводилась к борьбе за прекращение Францией ядерных испытаний в Южной части Тихого океана, а также защите рыболовных ресурсов своих прибрежных вод, то в 90-е годы на первый план вышло стремление подключиться к новому интеграционному полюсу, формирующемуся в АТР. Своеобразным признанием растущего влияния ведущих латиноамериканских государств в мировой политике в целом и расширения их связей со странами региона стал прием Мексики и Чили в качестве полноправных членов в Ассоциацию азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В 1997 г. в эту организацию была принята Перу. Напомним, что АТЭС в последние годы превратилась в орган, координирующий создание в АТР открытой многосторонней системы свободной торговли и инвестиций.

       С начала 90-х годов происходило становление российско-латиноамериканских отношений. В первые годы оно носило достаточно противоречивый характер. Провозглашенный в тот период курс на «стратегическое партнерство» с Соединенными Штатами, а также поспешный «уход с Кубы», выразившийся в свертывании экономических связей, голосовании в 1992г. в ООН за резолюцию, осуждающую нарушение прав человека в этой стране, а также ряде других недружественных акций по отношению к своему бывшему союзнику, интерпретировались в регионе как утеря интереса России к Латинской Америке.

      Однако были и объективные факторы, затруднявшие развитие отношений в те годы. К ним в первую очередь следует отнести выявившуюся разнонаправленность в целом схожих процессов внутренних реформ в России и ведущих государствах региона. В то время как Россия во многом в результате примененной в 1992г. «шоковой терапии» все глубже погружалась в социально-экономический кризис, такие государства, как Мексика, Бразилия, Аргентина, Чили, успешно проводили масштабную приватизацию, привлекали иностранный капитал. Более того, эти государства неоднократно ставились в пример России. Так, на встрече «большой семерки» в 1992 г. Дж. Буш предложил России «учиться» у Мексики. Все это порождало в регионе иллюзии не только быстрого присоединения к Северу, но и существенные изменения в отношениях с Россией.

      И все же, несмотря на безуспешный старт и целый ряд факторов, объективно ограничивавших активное начало в политике России в этом регионе, у российско-латиноамериканских отношений уже к середине десятилетия обозначились перспективы, далеко выходящие за рамки протокольных связей.

      Речь идет о значительно расширившейся общности стратегических целей и интересов России и ведущих государств Латинской Америки, вытекающей из того обстоятельства, что и Россия, и большинство стран региона оказались в одной переходной фазе развития и в долгосрочной перспективе решают однотипные задачи модернизации на основе формирования гражданского общества и рыночных реформ. Общие взгляды на развитие создают принципиально иное поле для партнерских отношений, тем более что исчез мощный идеологический барьер, существенно осложнявший отношения между сверхдержавой Востока и хрупкими демократиями Западного полушария[5, c. 403].

      Россия и такие латиноамериканские гиганты, как Бразилия, Аргентина, Мексика,  приобрели сходные позиции в системе мирохозяйственных связей. Более того, по своему реальном весу в мировой экономике они оказались соизмеримыми величинами. Наряду с Китаем и Индией они составляют группу стран-гигантов, идущих вслед за «большой семеркой». Отсюда вытекают и общие вызовы безопасности, и, соответственно, новые возможности партнерства. Речь идет, в первую очередь, об опасности маргинализации в нарождающемся мире мегаблоков. В меньшей степени Мексика, а в большей - государства юга континента, так же как и Россия, оказываются в геостратегическом плане вне трех основных полюсов мирового развития - североамериканского, тихоокеанского и западноевропейского.

      Наконец, в 90-е годы выявилась, хотя пока недостаточно реализовалась на практике, взаимодополняемость экономик России и ведущих государств Латинской Америки. Несмотря на все сложности, связанные с периодом становления отношений в экономической области и, в частности, с переходом на иные, соответствующие современному этапу формы делового сотрудничества, Латинская Америка в 90-е годы оказалась тем регионом, где российский экспорт рос наиболее динамично (в среднем на 30 % в год в 1994 - 1996 гг.; в 1996 г. он превысил 4 млрд. долл.).

      В целом вторая половина десятилетия характеризовалась интенсификацией взаимных обменов визитами, и главное - повышением их результативности, выражавшейся в расширении сферы сотрудничества. Важную роль в этом отношении сыграл второй по счету визит Е. М. Примакова в этот регион - в Бразилию, Аргентину, Колумбию и Коста-Рику (ноябрь 1997г.). В ходе визита в Бразилию двумя государствами были подписаны Декларация о принципах взаимодействия между Россией и Бразилией, устремленного в XXI в., а также ряд соглашений по сотрудничеству в конкретных областях. Среди последних следует выделить соглашение о сотрудничестве в области исследования космического пространства. Напомним в этой связи, что предшествовавшие попытки наладить сотрудничество в этой области сталкивались с сильным сопротивлением американских и западноевропейских компаний, нередко использовавших методы политического давления.

      В 90-е годы появляются и новые перспективные формы сотрудничества России и Латинской Америки на многосторонней основе. С 1992 г. Россия обрела статус постоянного наблюдателя в ОАГ (Организация американских государств). В условиях, когда эта старейшая региональная организация с начала десятилетия как бы обрела «второе дыхание» и играет все более важную роль в процессах политической и экономической интеграции Западного полушария, присутствие России на этом форуме расширяет ее внешнеполитические возможности в этом районе мира. С 1995 г. начались контакты между ОАГ и СНГ, в налаживании которых Россия также призвана сыграть заметную роль.

           С 1996 г. начались контакты между СНГ и МЕРКОСУР. В ходе этих контактов рассматривались вопросы расширения торгово-экономических связей между двумя интеграционными объединениями и создания для этого соответствующей организационной инфраструктуры.

       В целом вторая половина 90-х годов прошла под знаком активизации российско-латиноамериканских связей, расширения сфер сотрудничества и поиска новых форм партнерства. Перспективность этого региона для российских интересов во все большей степени начинала определяться его растущей ролью в мировой политике и экономике, стремлением за счет внерегиональных связей укрепить свой «переговорный потенциал» в мировом сообществе и получить дополнительные источники внутреннего развития. Россия на пороге XXI в. решала аналогичные задачи. 
 
 
 

         2.  СТАНОВЛЕНИЕ МЕРКОСУР

     2.1.  Успехи и трудности на пути развития 

  История формирования Общего рынка Южного конуса – МЕРКОСУР – (Mercado de Cono del Sur, MERCOSUR)  относится к концу ХХ столетия, когда стали вполне очевидными преимущества и достижения международной экономической интеграции в различных регионах мира. В 1991 г. Между Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем был подписан Асуньсьонский договор о создании этой интеграционной группировки.

     На современном этапе своего развития МЕРКОСУР по праву является одним из крупнейших и влиятельных региональных интеграционных объединений в развивающемся мире. Ныне в этот таможенный союз  (ТС) входят пять полноправных участников – Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай (с момента основания) и Венесуэла  (с июля 2006 г.), а также пять ассоциированных членов – Боливия (1996 г.), Чили (1996 г.), Перу (2003 г.), Колумбия (2004 г.), Эквадор (2004 г.). 

      С вступлением в МЕРКОСУР Венесуэлы валовой внутренний продукт данной интеграционной группировки составил около 1 трлн долл. США, что соответствует более ¾ ВВП государств Южной Америки или свыше ½  ВВП всего региона Латинской Америки и Карибского бассейна. В 2007 г., по оценкам ВВП МЕРКОСУР приблизится к  2 трлн долл. Обширный рынок пяти стран-членов блока с населением более 260 млн. человек концентрирует сейчас 1/3 региональной торговли к югу от Рио-Гранде. Совокупный товарооборот группировки ( с учетом Венесуэлы) в 2007 г., по оценкам, превысил 500 млрд. долл. США. Внерегиональный экспорт стран-членов блока включает в основном продукты питания, энергию и промышленные изделия. По потенциалу своего развития эта группировка вполне сравнима с Европейским Союзом.

      Согласно Асуньонскому договору, определялись не только цели и принципы создания МЕРКОСУР, но также три основных этапа эволюции региональной экономической интеграции в районе Южного конуса.

      Так, на первом этапе предполагалось обеспечить свободное передвижение между странами – участницами процесса товара , услуг и факторов производства посредством, среди прочего отмены таможенных пошлин тарифных ограничений во взаимной торговле, снятие прочих рестрикций. На следующей ступени развития экономической интеграции следовала введение единого таможенного тарифа, осуществление общей торговой политики в отношении третьих стран или государственных объединений, а также согласование стран – участниц на региональных и международно-торговых форумах. На третьем этапе развития интеграционных процессов в регионе становилась возможной координация макроэкономической и отраслевой для государств – членов группировки.

      Далее статьи Асуньонского договора содержали инструментарий создания Общего рынка как достижение более зрелой стадии развития интеграционных процессов в регионе. Среди важнейших предусматривались такие меры, как «программа торговой либерализации», включая постепенное снижение таможенных тарифов, сопровождаемое устранением нетарифных ограничений, других торговых барьеров между странами – участницами; введение в группировке «единого таможенного тарифа», «принятия отраслевых соглашений» с целью оптимизации  использования и повышения мобильности факторов производства; «координация макроэкономической политики», которая могла бы постепенно осуществляться в сочетании с программами снижения таможенных тарифов и отменой нетарифных ограничений.

      Наконец, в соответствии с принятым в декабре 1994 г. В Оуру-Прету (Бразилия) протоколом об организационной структуре МЕРКОСУР приобрел статус юридического лица в международных правовых отношениях. Данный протокол определяет структуру, состоящую из 6 органов: Совета общего рынка (СОР), Группы общего рынка (ГОР), Комиссии по торговле, Совместной парламентской комиссии, Социально-экономического консультативного форума и Административного секретариата. Однако данные органы не имеют полномочий наднационального характера[6, c. 68-74].

      Таким образом, преодолев трудности на пути складывания к 1994 г. Зоны свободной торговли (ЗСТ), отменив с 1 января 1995 г. Таможенные пошлины на 90%  взаимной торговли и приняв Единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) в отношении 85% импорта из третьих стран, группировка МЕРКОСУР выступает как таможенный союз.

Информация о работе Экономика стран Латинской Америки