Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:11, контрольная работа
Методы определения, планирования и учета затрат на качество являются важной составной частью TQM. Именно поэтому в проекте стандартов ИСО серии 9000 версии 2008 г. предусмотрено обязательное определение затрат на качество.
6. Определить периодичность сбора информации, например – один раз в квартал.
Анализ затрат на качество проводится:
- для выявления зависимости между суммарными затратами на качество с целью перераспределения и оптимизации этих затрат;
- для создания системы ответственности и стимулирования за качество проведения мероприятий системы менеджмента качества;
- с целью оценки эффективности функционирования системы с экономической точки зрения.
Для проведения анализа затрат на качество данные из отчетов подразделений ответственный за проведение анализа оформляет в сводный отчет.
Цель отчета о затратах на обеспечение качества состоит в представлении данных для оценки эффективности и в создании основы для внутреннего совершенствования программ качества. Отчет о затратах должен содержать обобщенные результаты анализа затрат на обеспечение качества. Выбранная форма предоставления результатов должна дать адресату достаточное количество информации. В отчёте должно содержаться:
- указание периода отчета;
- затраты на обеспечение качества для каждого элемента и каждой группы;
- показатели затрат на обеспечение качества;
- затраты по видам продукции.
При
проведении анализа затрат на качество
рекомендуется применять
Показатели затрат на обеспечение качества ( и ) определяются в зависимости от объема производства и ее полной себестоимости по формулам:
1.
Показатель качества в
где − удельный вес затрат на качество в объеме продукции;
ЗК – затраты на качество;
ОП – объем производства.
2.
Показатель качества в
где – удельный вес затрат на качество в полной себестоимости продукции;
ПС – полная себестоимость.
В целях обеспечения стабильности качества, нормативная доля затрат на обеспечение качества в себестоимости выпускаемой продукции должна быть не менее 15 %.
Но, учитывая опыт, сложившийся в практике, норматив доли затрат каждое предприятие должно установить в индивидуальном порядке, основываясь на данных анализа полученных эмпирическим путем.
Оптимальный срок для актуализации норматива от трех до пяти лет.
2! Анализ затрат проводят по направлениям:
- соотношение затрат на качество по группам: предупредительные затраты, оценочные и убытки, в связи с выпуском несоответствующей продукции и удельного веса каждой группы в общих затратах на качество;
- оценка в абсолютном выражении (тыс. руб.) затрат на качество по группам;
-
сравнение фактических затрат на качество
за отчетный период с фактическими
затратами за соответствующий
период прошлого
года.
По результатам определяют абсолютную величину сопоставимых отклонений по перечисленным показателям, и дают заключение, в котором указывают:
- на каком участке производственного процесса имеет место отклонение затрат;
- характер отклонения, для чего используют все доступные средства оценки производственной и хозяйственной деятельности (обследование рабочего места, статистический контроль);
- причины отклонений и предложения по ликвидации отрицательных отклонений.
Особое внимание при проведении анализа затрат на качество следует обращать на зависимость убытков в связи с выпуском несоответствующей продукции (третья группа затрат) от предупредительных и оценочных затрат (первая и вторая группы затрат).
Анализ затрат ведут по группам и видам в направлении увеличения или уменьшения фактических затрат или их удельного веса в общей сумме затрат.
Анализ затрат ведут в сравнении с данными за прошедшие периоды времени (квартал, год). Главнейшей составляющей данных анализа затрат на качество являются данные анализа самого качества, т. е. анализ причин изготовления несоответствующей продукции.
Причины их возникновения условно можно свести к следующим:
- конструктивные недостатки;
- производственно-
- качество сырья и комплектующих изделий;
- человеческий фактор;
- прочие.
Это позволит более точно определить размер излишне израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.
«Анализ причин изготовления несоответствующей продукции» − это самостоятельная процедура, которая является частью процесса «Управление несоответствующей продукцией». После проведенного анализа необходимо провести оценку затрат на качество. Оценивание затрат на качество является непосредственным продолжением анализа и проводится для:
- обеспечения требуемого уровня качества выпускаемой продукции при минимизации общих затрат на ее производство;
- совершенствования организации производства и системы менеджмента качества с целью уменьшения общих производственных затрат;
- определения размеров необходимых инвестиций, их распределения и эффективного вложения;
- выявления конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках.
На основании изложенных в отчете фактов и учитывая результаты проведенного анализа затрат на обеспечение качества высшим руководством предприятия должны быть приняты административные решения о разработке мероприятий по улучшению.
3! Завершающим этапом работ по анализу затрат на качество является разработка мероприятий по улучшению. Эти мероприятия должны быть направлены, как на устранение причин выявленных несоответствий, так и на предупреждение возможных ошибок. При разработке мероприятий следует просчитать ожидаемый экономический эффект от его внедрения. При расчете необходимо учитывать затраты на: разработку мероприятия, подготовку производства для его внедрения, обучение персонала, а также затраты на мотивацию качественного труда.
Прежде чем тратить средства на предупредительные мероприятия, надо подробно рассмотреть причины возникновения потерь, например, такие как:
- недостаточные возможности оборудования;
- небрежность работника;
- неточность технологического процесса;
- неточность контрольного и испытательного оборудования;
- неточные инструменты;
- другие.
Изучив причины можно сделать вывод, как при минимальных затратах получить наилучший результат, т. е. выбрать оптимальный вариант.
Экономический
эффект реализации мероприятий по улучшению
качества можно рассчитать по формуле:
где
– разница в потерях
от несоответствующей
конечной продукции,
рассчитывается:
где – потери (в статьях себестоимости продукции) от несоответствующей конечной продукции до внедрения мероприятий по качеству продукции и после внедрения мероприятий по качеству;
−
разница в потерях
от качества работ, рассчитывается:
где – потери (в статьях себестоимости продукции) от качества работ до внедрения мероприятий по качеству продукции и после внедрения мероприятий по качеству;
– стоимость мероприятий
по улучшению качества.
2
СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА
И ПРОИЗВОДСТВ
Сертификация
– форма осуществляемого
Основными целями проведения сертификации систем качества являются:
- подтверждение соответствия системы качества требованиям, установленным ГОСТ Р ИСО 9001 – ГОСТ Р ИСО 9003 или иными документами на системы качества;
- подтверждение заявленных поставщиками возможностей стабильно выпускать продукцию (услуги) запланированного качества в установленные контрактами (договорами) сроки и в запланированных объемах;
- создание объективных оснований для принятия соответствующих решений по сертификации продукции;
- создание уверенности у потребителей продукции (услуг), руководства поставщиков и других заинтересованных сторон в возможности поставщиков обеспечить продукцией (услугами), соответствующей установленным требованиям.
Объектами проверки и оценки системы качества являются:
- деятельность по обеспечению качества;
- состояние производства (производственной системы);
- качество продукции (услуги).
Сертификация систем качества не предусматривает специально запланированных испытаний, анализов или измерений показателей качества продукции. Если у членов комиссии возникают сомнения в качестве продукции или достоверности проводимых испытаний, эксперты могут участвовать в испытаниях продукции, проводимых проверяемой организацией.
Сертификация систем качества (сертификация
производств) включает в себя
организацию работ (
I – предварительная оценка системы качества:
II – проверка и оценка системы качества в организации;
III – инспекционный контроль сертифицированной системы качества.
Организация работ (
1. Регистрация заявки (письма обращения).
Заявка на официальном бланке или письмо обращение в произвольной форме направляется организацией заявителем в орган по сертификации.
Орган по сертификации регистрирует заявку (письмо обращение) и извещает организацию о принятии заказа.
Орган по сертификации проводит анализ заявки для того, чтобы убедиться, что он может предоставить услугу по сертификации, исходя из:
- заявленной области сертификации и соответственно области аккредитации органа;
- имеющихся у органа по сертификации ресурсов на выполнение заявки;
- месторасположения заявителя и любых других требований заявителя (например, сроки, принцип оплаты работы, рабочий язык и т.п.).
Отказ в сертификации системы качества (производств) не должен носить дискриминационный характер и может быть обусловлен только объективными причинами.
При
положительном решении о