Экономика качества

Автор: z***********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Методы определения, планирования и учета затрат на качество являются важной составной частью TQM. Именно поэтому в проекте стандартов ИСО серии 9000 версии 2008 г. предусмотрено обязательное определение затрат на качество.

Работа содержит 1 файл

контрольная по экономике качества стандартизации и сертификации.docx

— 127.38 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

       Методы  определения, планирования и учета затрат на качество являются важной составной частью TQM.  Именно поэтому в проекте стандартов ИСО серии 9000 версии 2008 г. предусмотрено обязательное определение затрат на качество.

       И действительно, система качества, в  которой отсутствуют экономические механизмы обеспечения и улучшения качества, не может быть эффективной, так как мировая практика убедительно свидетельствует, что только организационными мерами обеспечить конкурентоспособность продукции невозможно. Именно поэтому система качества, игнорирующая экономические аспекты управления, − это «хромая» система.

       Однако  изучение опыта показывает, что на многих российских предприятиях, имеющих сертифицированную систему качества, экономические методы управления качеством практически не используются. Это обусловлено в основном следующими двумя причинами:

       первая  − сертификация систем качества осуществляется на соответствие стандартам ИСО серии 9000, в которых обязательные требования, связанные с планированием, учетом и анализом затрат на качество, отсутствуют;

       вторая  − сложность решения на предприятиях проблемы классификации и обоснования состава статей затрат на качество.

       В мире стремителен рост числа предприятий, сертифицировавших свои системы  качества (СК) на соответствие стандартам ИСО серии 9000. Внутренние причины, побуждающие предприятия внедрять эти системы и сертифицировать их, – это необходимость улучшения качества работы и продукции и уменьшения издержек производства, а внешние – требования заказчиков и необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. К внешним причинам относят весьма распространенную за рубежом практику, когда сертификацию (или оценку) СК предусматривают процедуры сертификации продукции. Так, в Европейском союзе 7 из 11 действующих Директив, устанавливающих обязательную сертификацию продукции, предусматривают оценку или сертификацию СК на предприятии, выпускающем эту продукцию.

       В России до последнего времени сертификация СК на соответствие стандартам ИСО  серии 9000 осуществлялась в сфере  добровольной деятельности организациями, желающими ее проводить по заказу предприятий. За рубежом эти организации  не знают и их сертификаты не признают. Спрос российских предприятий на сертификацию СК в основном удовлетворяют  зарубежные фирмы.

       Значительное  внимание уделяет этой проблеме Росстандарт России, активизирующий в последнее время работы по организации сертификации систем качества. Эти работы ведутся по трем направлениям:

       первое  – упорядочение сертификации систем качества, осуществляемой в рамках систем сертификации, зарегистрированных в Реестре Росстандарта;

       второе – активизация деятельности по сертификации систем качества, организуемой непосредственно Росстандартом;

       третье  – гармонизация деятельности по сертификации систем качества, проводимой в России, с международными нормами и правилами. Только в этом случае могут быть созданы необходимые условия  для признания российских сертификатов на системы качества за рубежом, а  также для вхождения отечественных  систем сертификации в международные  союзы и соглашения, что весьма важно для ускорения этого  признания. 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. МЕТОДИКА  РАСЧЕТА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ TQM.
 

       Всеобщее  управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) – общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов.

       Всеобщее  управление качеством – это система управления, основанная на производстве качественных с точки зрения заказчика продукции и услуг. TQM определяется как сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике, основывающийся на фактах, управляемый командный процесс. TQM направлен на планомерное достижение стратегической цели организации через непрерывное улучшение работы. Принципы TQM также известны как «всеобщее улучшение качества», «качество мирового уровня», «непрерывное улучшение качества», «всеобщее качество услуг» и «всеобщее качество управления».

       Слово «всеобщее» в понятии «Всеобщее  управление качеством» означает, что  в данный процесс должен вовлекаться  каждый сотрудник организации, слово  «качество» означает заботу об удовлетворении потребностей клиента, и слово «управление» относится к сотрудникам и  процессам, необходимым для достижения определенного уровня качества.

       Всеобщее  управление качеством – это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение. Это не управленческая прихоть; это проверенный временем стиль управления, успешно десятилетиями используемый компаниями по всему миру.

       TQM включает в себя:

       -   контроль в процессе разработки новой продукции;

       -    оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемого материала;

       -    входной контроль материалов;

       -    контроль готовой продукции;

       -    оценку качества продукции;

       -    оценку качества производственного процесса;

       -    контроль качества продукции и производственного процесса;

       -    анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества);

       -    использование информации о качестве продукции;

       -    контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;

       -    обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;

       -    гарантийное обслуживание;

       -    координацию работ в области качества;

       -    совместную работу по качеству с поставщиками;

       -    использование цикла PDCA («plan-do-check-action»);

       -    работу кружков качества;

       -    управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей;

       -    работу в области качества по методу межфункционального управления («cross-function-management»);

       -    участие в национальных кампаниях по качеству;

       -    выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);

       -    участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих;

       -    проведение мер по формированию культуры качества;

       -    подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;

       -    возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.

       В организациях, работающих в условиях TQM, существует определенная методика расчета затрат на качество. Для начала необходимо идентифицировать затраты и определиться со структурой затрат. Для этого надо решить несколько важных задач.

       Первая  задача – установить элементы затрат по видам деятельности предприятия и сгруппировать их.

       Вторая  – определить место возникновения затрат.

       Третья  – назвать эти элементы, используя исторически сложившуюся и закрепившуюся терминологию предприятия и присвоить коды каждому элементу в соответствии с группой затрат.

       Затраты на обеспечение качества – это разность между фактической себестоимостью продукции или услуги и ее возможной (уменьшенной) себестоимостью, определенной при условии отсутствия случаев предоставления некачественных услуг, отказов продукции или возникновения несоответствия при их производстве (проведение пуско-наладочных работ и гарантийного ремонта).

       Затраты на качество можно представить в виде схемы:

 

       Схема 1 – Затраты на качество 

       Затраты на качество включают в себя три  группы затрат:

  1. Предупредительные – затраты на предотвращение ошибок.
  2. Оценочные – затраты на контроль качества продукции и производства.
  3. Издержки  производства  (убытки) – затраты,  являющиеся   следствием несоответствий и дефектов продукции, возникающих до и после поставки ее потребителю.

       Сумма всех этих затрат дает общие затраты  на качество. Каждая группа затрат состоит из нескольких элементов (табл. 1). Основной задачей учета затрат на качество является определение статей этих затрат, выделение доли затрат на качество из общих затрат на производство.

   Таблица 1 – Элементы группы затрат на качество

 
 
 
 
 
Затраты на предотвращение ошибок
Организационные расходы на обеспечение качества

Оценка и консультация поставщиков

Затраты на метрологическое  обеспечение

Обучение по обеспечению качества

Надзор за качеством

Затраты на управление процессами

Программы по мотивации  качественного труда

Проведение сертификационных испытаний

Экспертиза КД

Сравнение качественных показателей с конкурирующими изделиями

Отработка и аттестация техпроцессов

Проверка  соблюдения нд

 
 
 
 
 
Затраты на контроль
Входной контроль сырья и материалов

Межоперационный контроль

Контроль и  испытания готовой продукции

Затраты на средства контроля и измерений

Документация  контроля

Экспертизы качества

Проверка оборудования на технологическую точность

Лабораторные  исследования

Контроль исполнения подразделениями мероприятий по качеству

 
 
 
 
 
Затраты на исправление ошибок
Внутри производства:

Неисправимый  брак

Исправимый брак

Доработка

Повторный контроль

Исследование  проблем

Простои из-за низкого  качества производства

Уценка

Вне производства:

Отказы изделий

Восстановление

Гарантия изготовителя

Командировочные расходы

Штрафы

Рекламации, претензии 

 

       Учет  затрат на качество не является самостоятельной  частью бухгалтерского учета или калькуляции себестоимости. Данные для учета затрат на качество – это конфиденциальная информация, используемая только внутри предприятия для выявления «узких мест» и принятия решений по   оптимизации   затрат.   Требования   должны   быть   установлены   самой организацией для собственного (внутреннего) пользования. Следует также помнить, что информации должно быть достаточно для проведения последующего анализа.

       Следующий этап – это организация сбора достоверной информации. Организация учета затрат на качество – это комплекс мер по установлению порядка сбора, обработки, накопления сведений о затратах, их анализа и доведения информации до руководства предприятия для выработки и принятия управленческих решений. Тем самым гарантируется принцип менеджмента качества – «Принятие решений, основанное на фактах». Для организации учета необходимо:

       1. Установить источники возникновения  затрат.

       Источниками возникновения затрат на качество являются подразделения предприятия, где  возникают эти затраты. Места  возникновения затрат функционально  распределить по:

       -    по сферам ответственности;

       -    по производственным функциям;

       -    по пространственным условиям;

       -    по   особым   техническим   условиям   расчетов   отдельных   частей предприятия.

       2. Определить    состав    затрат – это    заработная    плата    персонала, выполняющего работы по обеспечению качества продукции и стоимость материалов и услуг.  Важно  помнить,  что для правильного определения размера  заработной   платы   необходимо   четкое   нормирование   операций, направленных     на     обеспечение     качества     и     четкое     разграничение ответственности.

       3. Назначить ответственного за разработку процедуры, регламентирующей сбор информации, ее обработку и составление отчета по всем видам затрат (ответственный за проведение анализа).

       4. Разработать процедуру.

       5. В каждом подразделении предприятия назначить ответственного за сбор первичной информации по затратам. Эту работу рекомендуется возложить на работника, в обязанности которого входит нормирование и планирование работ по подразделению.

Информация о работе Экономика качества