Экономические школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Данная работа имеет название: «Школы экономической теории». Перед тем как рассмотреть этот вопрос, необходимо дать краткую характеристику экономики. Экономика — это совокупность производственных отношений, хозяйственный базис общества. Термином «экономика» обобщенно называют экономические науки - совокупность научных дисциплин, изучающих секторы и отрасли производственного комплекса государств, межгосударственные экономические отношения, основные условия и способы производства обмена и потребления продукции, товаров и услуг, формы хозяйственной деятельности и механизмы экономического регулирования.

Содержание

Введение
1. Школа меркантилизма
2. Школа физиократов
3. Классическое направление экономической теории
4. Марксизм
5. Неоклассическое направление экономической теории
6. Неокейнсианское направление экономической теории
7. Институциональное направление экономической теории
8. Монетаризм
9. Неолиберальное направление экономической теории
10. Школы классической политической экономии
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

экономические школы.docx

— 86.63 Кб (Скачать)

Основным пунктом разногласий  между новыми классиками и новыми кейнсианцами является вопрос о том, как быстро происходит корректировка зарплаты и цен. Новые классики выстраивают свои макроэкономические теории на допущении о гибкости зарплаты и цен. Они считают, что цены быстро "расчищают" рынки (т. е. обеспечивают равенство спроса и предложения). Новые кейнсианцы полагают, что модели расчистки рынков не могут объяснить краткосрочных экономических колебаний и, поэтому, они выступают за модели с "ригидными" зарплатой и ценами. Теории новых кейнсианцев основаны на жесткости зарплаты и цен, что необходимо для объяснения того, почему существует вынужденная безработица и почему денежная политика оказывает такое сильное воздействие на экономическую активность.

Давнишней традицией макроэкономики (включая как кейнсианскую, так  и монетаристскую парадигмы) является идея о том, что в коротком периоде  денежная политика влияет на занятость  и производство, потому что цены медленно реагируют на изменения  денежной массы. Согласно этой идее, если денежная масса сокращается, люди тратят меньше денег и спрос на товары уменьшается. Из-за жесткости цен и зарплаты - невозможности их немедленной реакции на изменения в количестве денег, сокращение расходов вызовет сокращение производства и увольнение рабочей силы. Новые классики критикуют данную традицию за отсутствие в ней последовательного теоретического объяснения вялого поведения цен. Большая часть исследований новых кейнсианцев посвящена восполнению этого пробела.

 

Заслуга Дж. Мейнарда Кейнса (1883-1946) состоит в том, что он предложил новый подход, разработал новую теорию регулирования производства и занятости. Он обратил внимание на то, что по мере роста общественного богатства проблема поддержания эффективного спроса становится все более сложной и актуальной.

Он выступил с критикой так называемого «закона Сэя», который разделял многими. Французский экономист Жан-Батист Сэй (1762-1832) считал, что производство само формирует доходы, обеспечивая соответствующий спрос на товары, что будто бы исключает общее перепроизводство товаров и услуг. Так же говорил, что государству не следует вмешиваться в работу рыночного механизма. Однако товары не просто обмениваются, а продаются и покупаются. Если спрос меньше производственного в обществе продукта, то возникает несоответствие, часть продукции не находит сбыта. Цены не всегда успевают выравнивать спрос и предложение, а в современных условиях вообще имеют тенденцию к росту, а не снижению.

Кейнс приходит к выводу: размеры производства и занятости, их динамика определяется не факторами предложения, а факторами[1.129] платежеспособного спроса В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса, его составляющих, факторов, влияющих на спрос. Совокупный спрос — это реальный объем национального производства товаров и услуг, которые домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при данном уровне цен.

С увеличением доходов  не все доходы будут направлены на покупку товаров. Часть доходов  пойдет на сбережения. Причем с повышением доходов склонность к потреблению  понижается, а склонность к сбережению возрастает.

Второй тормоз -снижение эффективности инвестиций. С увеличением размеров накапливаемого капитала норма прибыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высоких доходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает, а между тем именно инвестиции играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса.

Поэтому Кейнс, во-первых, предлагал снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие реального производства.

Во-вторых, чтобы стимулировать  эффективный спрос, Кейнс предлагал увеличить государственные расходы, увеличить государственные инвестиции и государственные закупки товаров. В-третьих, предлагалось перераспределение доходов, чтобы повысить денежный спрос массовых покупателей.

В качестве главного инструмента  макро-регулирования, Кейнс рассматривал бюджетную политику. Во время экономического спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки, а бюджетной политике, в том числе расширению расходов и инвестиционной деятельности самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.

Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора[1]. Мультипликатор показывает зависимость  прироста национального дохода от прироста инвестиций. Мультипликатор увеличивается  в том случае, когда потребители  склонны использовать прирост их доходов для наращивания потребления. Напротив, он уменьшается, [1.130]если усиливается  склонность потребителей к накапливанию сбережений.

Говоря об эффекте мультипликации, Кейнс имел в виду прежде всего расходы из государственного бюджета. Он иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, к примеру наполнять бутылки банкнотами и зарывать в землю, чтобы их разыскивали безработные.

Развитие кейнсианской теории. Кейнсианская теория оказала влияние  на направления и сферы дальнейших исследований.. С идеями Кейнса неразрывно связаны разработка исходных положений антициклической политики, концепция дефицитного финансирования, система государственного среднесрочного программирования. Кейнсианская теория занимала господствующее положение со второй половины 30-х до начала 70-х гг. Изменившаяся хозяйственная ситуация, обострение инфляционных процессов в сочетании со стагнацией производства (стагфляцией) потребовали поиска новых инструментов и методов экономического регулирования

В отличие от Кейнса и вместе с тем опираясь на принципиальные выводы Кейнса, его последователи обосновали следующие положения:

— государственное вмешательство  в экономику должно быть не эпизодическим, а носить постоянный характер;

— инвестиционные вложения рекомендуется направлять не столько  в общественные работы сколько в наукоемкие отрасли, в новую технику и новые технологии;

— в соответствии с этим возникает потребность в стимулировании и поддержке структурных сдвигов;

Стремясь согласовать  взгляды прежде всего неоклассиков и неокейнсианцев, американский экономист Пол Самуэльсон (р. 1915) выдвинул идею синтеза, объединяющего современные методы анализа с принципами классиков — А. Смита, Д. Рикардо и др. Как следует из самого названия, неоклассический синтез представляет собой дальнейшее развитие и вместе с тем в некотором роде «примирение» подходов к анализу экономических процессов. Если, к примеру, Кейнс довольно критически оценивал способность цен гибко реагировать на перемены рыночной конъюнктуры, то представители неоклассического синтеза стремились «реабилитировать» цены, доказывая, что [1.131]они способствуют оптимальному распределению и наиболее полному использованию ресурсов.

Неоклассический синтез отличает расширение тематики исследовании: создана  целая серия работ по проблемам  экономического роста, разрабатываются  методы экономико-математического  анализа; получила дальнейшее развитие теория общего экономического равновесия; предложены методика анализа безработицы и методы ее регулирования; обстоятельно изучена теория и практика налогообложения. Джеймс Тобин (1918—2002) разработал теорию выбора портфельных инвестиций и пришел к выводу, что инвесторы стремятся сочетать инвестиции с повышенной степенью риска и чете рискованные, чтобы добиться сбалансированности своих вложении.

В неоклассическом синтезе  получил развитие прикладной аспект экомической теории. Американский ученый российского происхождения Саймон Кузнец (1901—1985), наряду с решением других вопросов, разработал статистическую основу исчисления национального дохода, предложил методы подсчета валового внутреннего и чистого продукта страны. Лоуренс Клейн (р. 1920) сконструировал модели экономик США, Японии и других стран, организовал проект «Линк», чтобы представить картину международных экономических и торговых связей.

Неокейнсианство охватывает различные версии и методы — построении макроэкономических моделей, проведение эконометрических исследований, анализ взаимосвязи инфляции и безработицы, воздействия технического прогресса и роста населения на процессы накопления капитала .

Современное кейнсианство – это  не одна, а несколько макроэкономических теорий, в известной мере отличающихся выбором целей и средств макроэкономической политики. Основным инструментом регулирования спроса современные кейнсианцы считают не бюджетную, а денежно-кредитную политику; признается целесообразным использование средств регулирования доходов.

Представители этого направления: Джоан Робинсон – посткейнсиаиство; Дж. Стиглиц – новое кейнсианство.

 

7. Институциональное направление

Институционализм - направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан — институций (семья, партия, профсоюз и т.д.)

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода  состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

 

 Как течение экономической  мысли (связанное с именами  Веблена, Коммонса,Митчелла), институционализм сравнительно молод: его возникновение и оформление как научной школы относится к к. ХIX века. Но уже к 30-м годам нашего столетия идеи институционализма получают широкое распространение в среде историков, экономистов и социологов. Первый период развития институционализма получил наименование так называемой старой негативной школы. Второй этап продолжался с 40-х по 60-е годы ХХ века; с начала 70-х годов открывается новый — и пока последний — этап в развитии институционализма.

 В институционализме выделяют три основные направления, обозначившиеся в конце XIX века: институционализм социально-психологический, социально-правовой и эмпирический (конъюнктурно-статистический). Все они, несмотря на общность фундаментальных положений, значительно отличаются друг от друга в подходах, методике анализа и трактовке причин и следствий экономических явлений, роли и значения отдельных институтов в жизни общества.

 Пытаясь определить  суть “институционализма” мы обнаруживаем черты, относящиеся к области методологии:

1) неудовлетворенность высоким  уровнем абстракции, присущим неоклассике,  и в особенности статистическим  характером ортодоксальной теории  цены;

2) стремление к интеграции  экономической теории с другими  общественными науками, или “вера  в преимущество междисциплинарного  подхода”;

3) недовольство недостаточной  эмпиричностью классической и  неоклассической теорий, призыв  к детальным количественным исследованиям.

 К этому следует  добавить требование усилить  “контроль общества над бизнесом”,то есть благожелательное отношение к государственному вмешательству в экономику.

 Понятие “институционализм” включает два аспекта. Во-первых, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе,- “институции”. Во-вторых, это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений, то есть “институтов”. Институты — формы и границы деятельности людей. Они представляют политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательства, организация социального обеспечения, связанное с хозяйственной практикой.

Институциональный подход означает анализ не только экономических категорий  и процессов в чистом виде, но и институтов, внешнеэкономических  факторов.

Сторонников институционализма, как и их предшественников (историческую школу), отличает критичное отношение к привычным канонам неоклассиков.

Институционалисты считают, что концепции неоклассиков не только схематичны,но и оторваны от реальности. Ведь цены фактически не определяются свободной конкуренцией (ее давно нет),а фиксируются теми, в чьих руках находится экономическая власть, то есть государством, олигополиями.

Политическая экономия, считают  институционалисты, наука не о функционировании, а о развитии общества. Она должна отойти от традиционных подходов. Важно не просто регулировать экономические процессы, а менять картину экономического развития. В состав экономической учения должна входить теория общественного управления. Наука не должна ограничиваться изучением функциональных зависимостей, а государственное регулирование сводится лишь к поддержанию условий конкуренции. Это слишком узкий подход.[2]

На первом плане должны находиться проблемы эволюции экономических  систем, раскрывающие механизм происходящих изменений.

 

 

Институционализм сформировался как специфическое течение политической экономии сначала в США, а затем в западноевропейских странах. В отличие от «ортодоксов» – неоклассиков институционалисты стремятся разработать теорию, объясняющую процессы развития человеческого общества в виде единого целого. Анализ экономических процессов тесно связывают с анализом социальных, правовых, политических, организационных, психологических и других общественных отношений.

Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген и другие представители институционализма рассматривают общество не как отлаженную и фиксированную систему, а как постоянно обновляющуюся и развивающуюся. Они стремятся уяснить процесс общественной эволюции и представить некоторые черты грядущего постиндустриального общества.

8.Монетаризм 

Монетаризм – теория макрорегулирования экономики, в известной мере альтернативная кейнсианству, одно из направлений неолиберализма. Монетаристы ставят во главу угла денежно-кредитные методы стабилизации экономики и обеспечения занятости. Они считают, что деньги являются главным инструментом, определяющим движение и все развитие экономики. Государственное регулирование сводится до минимума, оно должно ограничиваться контролем над денежной сферой.

Изменение денежного предложения  призвано прямо соответствовать движению цен и национального продукта. Один из главных проводников монетаристской концепции Милтон Фридмен утверждает, что неосмотрительное вмешательство государства ведет к инфляции, нарушению уровня «естественной» безработицы. Предлагаются монетаристские рецепты долгосрочного регулирования.

Информация о работе Экономические школы