Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:27, реферат
Данная работа имеет название: «Школы экономической теории». Перед тем как рассмотреть этот вопрос, необходимо дать краткую характеристику экономики. Экономика — это совокупность производственных отношений, хозяйственный базис общества. Термином «экономика» обобщенно называют экономические науки - совокупность научных дисциплин, изучающих секторы и отрасли производственного комплекса государств, межгосударственные экономические отношения, основные условия и способы производства обмена и потребления продукции, товаров и услуг, формы хозяйственной деятельности и механизмы экономического регулирования.
Введение
1. Школа меркантилизма
2. Школа физиократов
3. Классическое направление экономической теории
4. Марксизм
5. Неоклассическое направление экономической теории
6. Неокейнсианское направление экономической теории
7. Институциональное направление экономической теории
8. Монетаризм
9. Неолиберальное направление экономической теории
10. Школы классической политической экономии
Заключение
Список литературы
В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается "естественная гармония". Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом "laissez faire, laissez passer" (Примерный перевод на русский язык: "Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом".) Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade - свободная торговля).
В соответствии с классиками экономические законы и конкуренция действуют как "невидимая рука". В результате ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением.
4. Марксизм — марксистская экономическая теория
(Marxist economics): направление классической
экономической науки, развитое Карлом Марксом (1818—1883), придавшим экономической мысли
сильный политический оттенок. Развивая концепцию Адама Смита
о труде как источнике экономической стоимости (labou
Марксистская политическая экономия — направление в экономической теории, основу которого составляет трудовая теория стоимости (Адам Смит, Давид Рикардо), которую Карл Маркс расширил теорией прибавочной стоимости. Это направление развивали Фридрих Энгельс, Карл Каутский, Роза Люксембург, Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич Ульянов. Отдельные положения Маркса подвергли
пересмотру «ревизионисты» — Эдуард Бернштейн, Жан Жорес, Михаил Иванович Туган-Барановский, Вернер Зомбарт. Попытки объединить марксизм с теорией предельной полезности, а также скорректировать вопросы экономической политики были предприняты австромарксистами
В Советском Союзе изучение марксистской политической экономии являлось необходимой составляющей экономического (и в целом, высшего) образования. Рассматриваемая как единственно верная отправная точка в изучении социально-экономических процессов, в разрезе методологическом марксистская политическая экономия подразделялась на «политэкономию капитализма» и «политэкономию социализма». Первая служила основой исследований экономики и производственных отношений в капиталистическом мире и его периферии, вторая же затрагивала формационно-специфические вопросы развития народного хозяйства и международных экономических отношений социалистических стран; формулировала главную целевую функцию (сбалансированный рост благосостояния трудящихся при соблюдении принципов социальной справедливости) и пути её реализации с упором на принцип планового развития. При этом основные положения марксистской политэкономии для всех экономистов, чиновников и для большинства населения СССР являлись непререкаемыми догмами, и само это учение (марксизм-ленинизм), по словам историков Р.Медведева и Ж.Медведева, «превратилось в светскую форму религиозного сознания»
Политическое влияние
С другой стороны, почти во всех социалистических
странах марксистская экономическая
наука превратилась в догматическое
учение – часть официальной идеологии.
Перестав отвечать реалиям, она стала
оказывать негативное воздействие.
Так, в СССР насаждение этого учения
в 1930-е годы сопровождалось разгромом
отечественной экономической
В странах, вставших на путь социалистического развития, марксистская идеология довольно длительный период носила характер официальной доктрины. Ведущую роль она продолжает сохранять в КНР, Северной Корее, на Кубе. В 80–90-х гг. внимание экономистов сосредоточивается на обсуждении проблем дальнейшего социально-экономического развития. Проблемы системной эволюции социализма и переходной экономики рассматриваются с позиций заимствования западных теорий (особенно монетаризма) и разработки «стабилизационных» программ.
В свое время довольно сильная школа, придерживавшаяся марксистского направления, сложилась в Польше (О. Ланге, М. Калецки). Ныне активно участвуют в обсуждении проблем экономической трансформации Я. Корнаи (Венгрия), Г. Колодко (Польша), В. Клаус (Чехия), Лю Гогуан (КНР) и др.
5. Неоклассическое направление
Родоначальником этого направления был английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924)ввел в обиход термин «экономикс» как науки о наиболее эффективном использовании имеющихся экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных потребностей общества в экономических благах.
Основоположником австрийской школы Карл Менгер (1840-1921) выдвинул теорию, согласно которой ценность благ обуславливается их полезность для потребителя, а не издержками производства или затратами труда[1.127]. Фридрих Визер (1851-1924) разработал теорию вменения - ценность средств, производства определяется вмененной им ценностью потребительских благ. Евгений Беем — Баверк (1851-1914)разработал позитивную теорию капитализма и теорию процента, основанную на учете фактора времени.
Теория предельных величин способствовала созданию теории потребительского поведения; явилась одним из отправных параметров современной теории цен, анализа взаимной связи спроса и предложения , оценки эффективности, оптимизации производственных факторов.
Ключевая идея, выдвинутая Маршаллом, состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения, как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Маршалл предложил использовать понятие равновесной цены. Когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо равновесие. Когда спрос и предложение пребывает в равновесии, количества товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается,- равновесной ценой».
Подход Маршала опирается на теории производственных издержек, так и на положения австрийской школы предельной полезности. В своей работе писал: «Принцип издержек производства и принцип «конечной полезности », без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц» [1.128]. Наряду с Маршаллом, свой вклад в формирование новой концепции внесли американский экономист Дж. Кларк (1847-1939), англичанин А. Пигу (1877- 1959), основатели лозаннской школы Л. Вальрас (!834-1910), В. Парето (1848-1923), шведский экономист и философ К. Викселль(1851-1926).
Неоклассическая школа, в настоящее время доминирующая в западной
экономической мысли, подчеркивает значение
распределения ограниченных ресурсов
между конкурирующими экономическими
агентами. Основателей этой школы — У. С. Джевонса (1835—
Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы.
Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), Ирвинг Фишер, А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).
Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа — предельные величины (см. Маржинализм). Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.
Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А.Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).
В своих работах А. Маршалл опирался
как на идеи классической теории, так
и на идеи маржинализма. Маржинализм
(от английского marginal - предельный, крайний)
- это течение в экономической теории,
возникшее во второй половине XIX века.
Экономисты-маржиналисты в своих исследованиях
использовали предельные величины, такие
как предельная полезность (полезность последн
Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.
В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).
Неоклассическая экономическая теория
так же, как и классики исходит
из принципа экономического либерализма,
принципа свободной конкуренции. Но
в своих исследованиях
Среди современных неоклассических теорий — монетаризм (М. Фридман), новая институциональная теория (Р. Коуз) и др.
Неоклассическая школа – ведущее направление в современной западной, прежде всего, англо-американской экономической науке. Неоклассики занимаются многоаспектным анализом регулируемой рыночной экономики, используя в качестве одного из главных инструментов экономические модели.
В первую очередь их интересуют проблемы ценообразования, взаимодействия спроса и предложения на различных рынках. Свое начало подобный подход берет от работ Альфреда Маршалла, которого считают основоположником неоклассической школы.
В настоящее время
6. Неокейнсианское направление
Новое кейнсианство - это школа
мысли в современной