Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:05, контрольная работа
КЕ́МБРИДЖСКАЯ ШКО́ЛА (Cambridge School) в экономике, возникла в Великобритании в конце 19 в. Главной особенностью этой школы является постоянный пересмотр устоявшихся традиций в экономической мысли для данного периода времени, поэтому на разных этапах исторического развития школа ассоциировалась с разными направлениями современной экономической мысли
Введение
1. Механизм рыночного формирования цен
2. Концепция эластичности спроса
3. Теория предложения
4. Концепция издержек
Заключение
Список используемой литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Удмуртский государственный университет»
Филиал УдГУ в г. Воткинске
Специальность
«Финансы и кредит»
Контрольная работа по дисциплине:
История экономических учений
На
тему: Кембриджская школа экономической
теории.
Воткинск,
2010
Содержание
Введение
1. Механизм рыночного формирования цен
2. Концепция эластичности спроса
3. Теория предложения
4. Концепция издержек
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В конце XIX-начале XX в. возникли крупные капиталистические предприятия, зародились монополии. Возникла проблема выработки эффективной экономической политики объединений и фирм. Это явилось причиной возникновения кембриджской школы.
КЕ́МБРИДЖСКАЯ ШКО́ЛА (Cambridge School) в экономике, возникла в Великобритании в конце 19 в. Главной особенностью этой школы является постоянный пересмотр устоявшихся традиций в экономической мысли для данного периода времени, поэтому на разных этапах исторического развития школа ассоциировалась с разными направлениями современной экономической мысли.[5,с 13]
Теория Кембриджской школы представлена исследованиями А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу. Наиболее серьёзный вклад внёс А. Маршалл (1842-1924), один из крупнейших буржуазных учёных в истории экономической мысли. Его теория, основы которой изложены в «Принципах политической экономии», стала не только систематизацией и обобщением положений пострекардианской английской политэкономии, и др. течений. Она положила начало новому направлению современной экономической науки – неоклассической политэкономии. Работы Маршалла оказали огромное влияние на его современников. Сама фигура Маршалла знаменует собой рубеж в развитии западной экономической мысли конца 19 — начала 20 века. С одной стороны, его синтез оказался вершиной всего предшествующего развития неоклассического направления, начавшегося в 1870-х гг. прошлого столетия. И в то же время он стал основателем знаменитой Кембриджской школы.
А. Маршал, в целом разделяя методологическую систему маржинализма, внёс в неё определённое своеобразие: отказался от субъективных оценок предельной полезности в анализе цен, отведя им место одного из факторов, влияющих на спрос. Также была отклонена точка зрения английских экономистов Дж. Мак-Куллоха и Р. Торренса, видевших конечное основание цены в издержках производства.
Стараясь собрать в одно целое теорию предельной полезности и теорию издержек производства, экономисты кембриджской школы поставили вопрос так: ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, являясь равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. Поскольку вся их реформа проходила внутри маржинализма, предельные характеристики, сконцентрированные австрийцами на стороне потребления и спроса, теперь появились на стороне производства и предложения. Собираясь найти условия баланса спроса и предложения, маржиналисты широко применяли понятие рыночного равновесия. Известная ещё до Маршалла, эта категория после его работ превратилась в распространённый элемент методологии буржуазной политэкономии.
С
кембриджских реформ начался повсеместный
переход буржуазных экономистов
на путь изучения функциональных соотношений
между экономическими явлениями. Опираясь
на этот принцип, А. Маршалл пытался
придать своей теории практическую
ориентацию, наполняя её экономико-математическими
разработками конкретных проблем рынка.
1.Механизм
рыночного формирования цен
В центре внимания экономистов кембриджской школы находился механизм рыночного формирования цен. Поскольку А. Маршалл признавал только функциональный анализ, то все три параметра рынка (цена, спрос, предложение) рассматривались вместе, в их взаимодействии.
С
одной стороны, считал лидер кембриджской
школы, рыночный механизм, действуя в
условиях неограниченной конкуренции,
устанавливает зависимость
С
другой стороны, рыночная система работает
в противоположном направлении,
определяя движение цены соотношениями
спроса и предложения. Например, цена,
превышающая уровень
Согласно
А. Маршаллу, это идеальная картина
рыночного взаимодействия, когда
спрос и предложение в равной
мере влияют на изменение цены. Однако
она сильно меняется в зависимости
от продолжительности
В рамках краткосрочного интервала приоритет получает спрос. Это, указывал А. Маршалл, объясняется тем, что предложение более инерционно, не поспевает за постоянными колебаниями спроса. Оно отстаёт, запаздывает, поскольку для его изменения требуются новые условия производства, а возможно, и создание дополнительных производственных мощностей. В пределах небольшого отрезка времени величина предложения приобретает постоянный характер. Тогда спрос превращается в решающий ценообразующий фактор, и любое его повышение ведёт к росту цены.
В этом случае возникает разница между новой, более высокой ценой товара и издержками его производства и нормальной прибылью. У предпринимателя образуется временный дополнительный доход, или, по терминологии А. Маршалла, квазирента. По мере развёртывания производства, рано или поздно реагирующего на возрастание спроса, увеличиваются размеры предложения, а цена идёт вниз, уничтожая квазиренту. [3,с13]
Когда же речь идёт о долгосрочной перспективе, роль основной ценообразующей силы переходит к предложению и связанным с ним денежным издержкам производства. Чем длительнее анализируемый период времени, тем сильнее их взаимодействие по сравнению с влиянием спроса. По А. Маршаллу, причина состоит в том, что именно производство определяет движение потребностей, которые затем выступают в виде предельных полезностей и спроса.
Такое описание механизма формирования цен, конечно, более сбалансировано, чем то, что дали экономисты австрийской школы. Оно, однако, не может претендовать на активное отражение процесса ценообразования в условиях капитализма, свободной конкуренции. Прежде всего, потому, что в нём нет признаков именно капиталистического рынка, свойственных ему противоречий. Их заменил внеисторический образ взаимодействия рыночных сил.
Как и другие буржуазные теоретики, А. Маршалл, по сути дела, отрицает специфику капиталистических рыночных отношений. Это подчёркивал К. Маркс, «достигается тем, что отношения между капиталистическими агентами производства сводится к простым отношениям, вытекающим из товарного обращения».
Анализ спроса и предложения, отклоняющих рыночную цену от уровня равновесия, оставляет открытым вопрос о том, чем определяется сама цена равновесия. Решение, предложенное А. Маршаллом (денежные издержки производства), не несёт в себе большой новизны, похоже на трактовку теории издержек производства. Оно неудовлетворительно, поскольку сами издержки зависят от цен факторов производства. Получается, что А. Маршалл и его последователи, сохраняя традицию буржуазной политэкономии, объясняют цены ценами.
На разработки кембриджской школы следует посмотреть с двух сторон. Если видеть в них объяснение внутреннего механизма ценообразования при капитализме, то становится ясным ряд принципиальных дефектов, искажение действительности. Тут проявляется их идеологический аспект. Но к этим исследованиям можно подойти и с другой точки зрения, обратив внимание на ту их часть, что относится к конкретным проблемам, возникающим на товарных рынках. Здесь можно обнаружить реалистические моменты, найти научные результаты, имеющие практическую ценность.
Имеется
в виду, например, продуктивный анализ
фактора времени в рамках концепции
коротких и длинных периодов, оказавший
существенное влияние на дальнейшее
развитие буржуазной политэкономии. Несмотря
на то, что Дж. Кейнс подверг взгляды
А. Маршалла резкой и зачастую справедливой
критике, идея последнего о решающей роли
спроса в краткосрочном регулировании
цен стала одним из оснований кейнсианской
системы. Другой принцип – преобладающее
значение предложения в долговременной
динамике цен – взяли на вооружение теоретики
современного консерватизма, выдвинув
концепцию долгосрочного регулирования
экономики (в том числе и цен) посредствам
государственного воздействия на совокупное
предложение.
2.Концепция
эластичности спроса
Представляют интерес исследования А. Маршаллом проблем спроса на отдельные товары, точнее – разработанная им концепция эластичности спроса.
Лидер кембриджской школы поставил спрос на определённый товар в зависимость от трёх главных факторов – предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление, причём особое место отводилось первому из них.
Поскольку предельная полезность равна той максимальной цене, которую покупатель ещё согласен уплатить за данный товар, она становится верхним пределом колебания рыночной цены. Максимальная цена, утверждал А. Маршалл, является автономной, независимой от рынка ценой спроса и определяется только потребностью в товаре и его запасом. Если теперь взглянуть на рыночный процесс глазами покупателя (потребителя), то окажется, что именно от сюда, с точки цены спроса, рыночная цена, ведомая спросом и предложением, начинает свой долгий путь в сторону рыночного равновесия.
Пример эластичности спроса: предположим, что величины предельной полезности и дохода постоянны. Допустим, так же, что рыночная цена какого-то товара увеличилась (уменьшилась) на 1%, а спрос на него, испытывающий влияние этой цены, сократился (возрос) более чем на 1%. Тогда, по А. Маршаллу, движение спроса было эластичным по цене. Соответственно, спрос считался неэластичным, когда он менялся менее чем на 1% при однопроцентных колебаниях рыночной цены.[1,с 13]
Концепция
эластичности спроса имеет явные
недостатки – выдвижение на первый
план предельной полезности и её трактовка
в духе австрийской школы, игнорирование
социальной структуры общества, влияющей
на распределение национального
дохода, а стало быть, на покупательную
способность групп населения. В
то же время в целом её можно
считать научным достижением
кембриджской школы. Идеи А. Маршалла открыли
дорогу обширному потоку прикладных
исследований товарных рынков, практическое
значение которых не вызывает сомнений.