Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, курсовая работа
Целью изучения экономических школ является: 1) углубить и расширить знания по экономической теории, 2) повысить экономическую и общую культуру, расширить кругозор в области общих, специальных и отраслевых экономических наук, накопить общий багаж человеческого капитала, 3) познакомиться с выдающимися экономистами мира и изучить сформулированные ими концепции. Профессиональный экономист обязан знать историю своей науки, ее выдающихся представителей их основные идеи.
Введение
Развитие человеческого общества сопровождалось попытками осмысления протекающих процессов, возникающих явлений. С течением времени общество развивалось, а анализирующая его экономическая наука усложнялась. [9]
История возникновения и развития экономической науки очень интересна, она изобилует многочисленными драматическими событиями, научными революциями и периодами затишья. Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима трудами Платона, Аристотеля, Конфуция, которые анализировали происходящие экономические явления. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии вы найдёте правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, вы можете прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, как наука экономика оформилась сравнительно поздно, где-то на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм. [10]
Изучение истории экономических учений позволяет сформировать базовое представление об экономической науке, основных этапах ее развития, заложить основы критического мышления и анализа, выработать методологию анализа и прогнозирования экономических процессов и т. д. Логика развития экономической науки позволяет глубоко понять современные теории и концепции, сформировать представление о ее последующем развитии.
Пристальное внимание уделяется определению факторов развития экономики, экономической науки, степени взаимосвязи эволюции общества и экономической системы. [4]
Приобретение знаний об истории развития общественного производства и сопоставление трактовок основных экономических концепций, сформулированных выдающимися экономистами-теоретиками с мировым именем, позволяет глубже усвоить курс экономической теории.
Вот, что пишет американский экономист с мировым именем, представитель неоинституционного направления Роберт Хайлбронер: «Чтобы понять основные цели экономики как науки, лучше всего обратиться к трудам трех величайших экономистов: Адама Смита, Карла Маркса и Джона Мейнарда Кейнса». Предложенный Р. Хайлбронером список выдающихся экономистов необходимо дополнить такими именами, как Давид Рикардо, Альфред Маршалл, Пол Самуэльсон и Милтон Фридмен. [5]
Целью изучения экономических школ является: 1) углубить и расширить знания по экономической теории, 2) повысить экономическую и общую культуру, расширить кругозор в области общих, специальных и отраслевых экономических наук, накопить общий багаж человеческого капитала, 3) познакомиться с выдающимися экономистами мира и изучить сформулированные ими концепции. Профессиональный экономист обязан знать историю своей науки, ее выдающихся представителей их основные идеи.
Для написания курсовой работы ставились следующие задачи. Рассмотреть основные школы экономической теории: меркантилизм, учения физиократов, классическую политическую экономию, неоклассическое направление, марксистскую теорию, современные экономические теории, рассмотреть учения известных экономистов, составить сравнительный анализ различных школ.
1 Школы экономической теории
В таблице 1 показаны основные школы экономической теории, периоды их развития и крупнейшие представители.
Табл. 1
|
1.1 Характеристика
меркантилизма
Экономическая теория как наука ( т. е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в XVII – XVII вв. в период становления капитализма. Ее основной задачей было выяснить, каков источник богатства государства. Вначале возникла теоретическая школа -меркантилизм.[1]
Меркантилизм – первая школа политэкономии как самостоятельной отрасли знаний, это экономическое учение и экономическая политика периода раннего капитализма.
Преимущественной сферой деятельности капитала в это время была сфера общения. От итальянского слова мерканте (купец) происходит и термин меркантилизм. Под ним понимается, во-первых, экономическая политика феодально-абсолютистского государства эпохи первоначального накопления капитала, которая отражала интересы торгового капитала (крупных торговых монополий) и содействовала развитию торговли и промышленности, работающей на экспорт. Во-вторых, меркантилизмом называется также экономическое учение, ставящее соей целью обосновать меркантилистскую экономическую политику. Предметом изучения экономистов-меркантилистов была сфера обращения. По своей классовой природе это учение выражало интересы торгового капитала.
Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра. Объективной основой этого стремления была возросшая потребность в деньгах в связи с развитием товарно-денежных отношений.
В развитии меркантилизма различают два этапа – ранний и поздний (развитый). На первом этапе проводилась политика денежного баланса. Увеличение запаса золота и серебра в стране решали по-иному -добивались активного сальдо по торговому балансу. На первый план выдвигалась система протекционизма. С этой целью поощрялось развитие экспортных отраслей промышленности при активной поддержке государства. Мануфактурам предоставлялись особые привилегии и монопольные права (субсидии, экспортные премии, освобождение от налогов и т. д.). [5]
На втором этапе главным показателем стал размер положительного сальдо торгового баланса (степень превышения вывоза товаров, экспорта, над их ввозом, импортом). В силу этих различий представители зрелого меркантилизма критиковали теорию денежного баланса, отрицательно относившуюся к вывозу денег из страны. Обеим стадиям развития меркантилизма свойственны базовые положения, сформулированные известным советским исследователем истории политэкономии Давидом Иохелевичем Розенбергом (1879-1950):
Меркантилистская политика проводилась во всех западноевропейских странах. Однако в зависимости от конкретной исторической обстановки она дала различные результаты. Самых крупных успехов меркантилизм добился в Англии. Здесь сложились наиболее благоприятные условия для развития капитализма. Именно поэтому в работах английских меркантилистов основные положения этого учения изложены в наиболее полной и развернутой форме. Представителем раннего меркантилизма в Англии был автор работы « Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников» (1581). Считается автором этого произведения Уильям Стаффорд (1554 – 1612). Самым выдающимся представителем меркантилизма в его развитой форме является английский меркантилист Томас Манн (1571-1641).
Во Франции меркантилистская политика проводилась с особенной настойчивостью во второй половине XVII в. министром короля Людовика XIV Ж. Б. Кольбером (1619-1693). Политика Кольбера привела к некоторому росту капиталистического производства. Но главная отрасль французского народного хозяйства – сельское хозяйство находилось в состоянии глубокого упадка.
Особенности французского меркантилизма отражены во взглядах теоретика- меркантилиста Антуана Монкретьена (1575-1621). Он впервые ввел в экономическую литературу термин «политическая экономия». В 1615 г. он опубликовал книгу под названием «Трактат политической экономии».
Внимание
меркантилистов сосредотачивалось прежде
всего на двух функциях денег – сокровищ
и мировых денег. В этих функциях деньги
выступают как всеобщее воплощение общественного
богатства. И это правильно. Они правильно
также отмечали важную особенность денежного
обращения, состоящую в том , что деньги
постоянно выпадают из обращения; что
существует стремление удержать их от
обращения, сохранить как сокровище. [4]
1.2 Экономическая
теория физиократов
Физиократы являются представителями классической политической экономии во Франции. Они продолжили и развивали учение Буагильбера. Главой школы физиократов был Франсуа Кенэ (1694-1774). Его основное произведение – «Экономическая таблица» (1758). Вторым важнейшим представителем школы физиократов был Анн Роберт Жак Тюрго (1727-1781). В 1776 г. вышло его основное произведение «Размышления о создании и распределении богатств». Тюрго глубже проник в суть капитализма. Он более четко, чем Кенэ и другие физиократы, определил содержание важнейших экономических категорий.
Физиократизм (власть природы) достиг своего пика к 60-70 гг. XVIII в. По своей классовой природе он был выразителем интересов крупного капиталистического фермерства. [5]
Физиократы
считали, что в обществе должна господствовать
полная экономическая свобода, иначе
говоря, экономический либерализм.
Государство максимально
Второй
основополагающий принцип физиократии-
представление о земле как
оединственном источнике
Третий основополагающий принцип учения физиократов – утверждение, что бремя всех налогов несут владельцы земли. Поэтому для упрощения процесса взимания налогов физиократы предлагали заменить все их виды одним- зеиельным налогом. [3]
Физиократы
ввели в научный оборот понятие
«первоначальные авансы» и «
Физиократам принадлежат постановка вопроса о воспроизводстве и обращении всего общественного продукта как по стоимости, так и по натуральной форме. Этот процесс отражен в «Экономической таблице» Кенэ. Она содержит в себе учение о «чистом продукте», производительном и непроизводительном труде, капитале, классовой структуре общества. Кенэ рассматривал процесс воспроизводства и обращения всего общественного продукта не в виде отдельных актов купли-продажи, а как процесс обмена продуктами производства между важнейшими отраслями народного хозяйства (промышленностью и сельским хозяйством) и основными классами общества. В этом состоит его научный подход к теории воспроизводства.