Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 20:57, реферат
Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы
Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы | Период развития | Представители |
Меркантилизм | 16-17 вв. | Томас Ман (1571-1641) |
Физиократы | 18 век. | Франсуа Кенэ (1694-1774) |
Классическая политическая экономика | конец 18 — 1-я пол.19 вв. | Адам Смит (1723-1790) |
Марксизм | 2-я пол. 19 — 20 вв. | Карл Маркс (1818-1883) |
Неоклассическая экономическая теория | конец 19 — начало 21 вв. | Альфред Маршал (1842-1924) |
Кейнсианство | 20 — начало 21 вв. | Джон Кейнс (1883-1946) |
Институционализм | 20 — начало 21 вв. | Джон Гелбрейт (1908-2006) |
Монетаризм | 20 — начало 21 вв. | Милтон Фридмен (1912-2006) |
Меркантелизм
Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.
Различают ранний и поздний меркантилизм.
В основе раннего
меркантилизма — увеличение денежного
богатства законодательным
Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.
Близкой к меркантилизму
является экономическая политика протекц
Наиболее известные представители меркантилизма:
Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.
С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается какполитическая экономия.
Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
Физиократы
Новое направление в развитии политической экономии представленофизиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
Физиократы изучали
влияние природных явлений на э
Основными представителями школы являлись:
Классическая школа политэкономики
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).
Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.
Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.
Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.
Экономическая школа утопического и научного коммунизма
Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.
Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.
С именем К.Маркса связана
попытка людей построить
Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.
Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоимостная характеристика резко уменьшается.
Марженализм
Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.
Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:
Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.
Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.
Неоклассическая школа
Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.
Представители неоклассической школы:
Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
Кейнсианство
Кейнсианское
направление экономической
теории, основателем которого является Джон
Кейнс (1883-1946), служит важн
Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.
Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.
Экономическая школа Институционализма
Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.
Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.
Главная
идея современного институционализма
Представители школы институционализма:
Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)
Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков
Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.
По его мнению микроэкономика и