Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 07:04, контрольная работа
Целью данной работы является изучение развития российской экономической мысли во все исторические периоды становления нашей страны, выявление ее особенностей, отличительных и сходных черт с западной экономической мыслью.
1. История экономической мысли в России
1.1 Русская экономическая мысль в 9-18 вв.
1.2 Экономическая мысль России в конце18-19 вв.
1.3 Отечественная экономическая мысль в 20-90-е годы 20 в.
2. Концепция российской школы экономической мысли
2.1 Поиск самоопределения
2.2 Отличительные черты российской школы экономической мысли
Заключение
Литература
Введение
1. История экономической мысли в России
1.1 Русская экономическая мысль в 9-18 вв.
1.2 Экономическая мысль России в конце18-19 вв.
1.3 Отечественная экономическая мысль в 20-90-е годы 20 в.
2. Концепция
российской школы
2.1 Поиск самоопределения
2.2 Отличительные
черты российской школы
Заключение
Литература
Введение
Материальное
развитие и состояние общества, умонастроение
и социальное «самочувствие» населения
во всех странах в большой мере
определяют ученые-экономисты, их система
взглядов и, главное, влияние на реальную
экономику. Именно культура, новаторство
и профессионализм экономистов
говорят нам о стране, в конечном
счете, больше, чем текущие цифры.
Ведь экономические показатели и
статистические данные могут измениться
(и меняются) в короткое время
– вследствие рационального применения
новаторской экономической
Русская экономическая
мысль – органическая составляющая
часть всей истории экономической
науки, включающая рассмотрение как
общей логики и методологии подхода
к истории становления и
Экономическая
мысль, экономические учения как
наука оформились лишь в эпоху
становления буржуазного строя.
Однако на каждом этапе развития общества
характер производственных отношений
определял эволюцию экономических
идей, порою трудно разделимых в
политико-правововой, религиозной, экономической
жизни. Экономические учения каждого
периода являлись, как правило, частью
учений о государстве и
Целью данной работы является изучение развития российской экономической мысли во все исторические периоды становления нашей страны, выявление ее особенностей, отличительных и сходных черт с западной экономической мыслью.
1. История экономической мысли в России
1.1 Русская экономическая мысль в 9-18 в.в.
На развитие русской экономической мысли 9-16 вв. влияли в основном два фактора: феодальный уклад хозяйственной жизни и христианство. В период разложения первобытной общины у восточных славян, приходившегося на 4-6 вв., постепенно все заметнее становится господство пашенного земледелия и оседлого скотоводства. Большее развитие приобретают ремесла, товарный обмен. С 6 в. крупные земельные собственники владеют укрепленными жилищами. В 9-12 вв. процесс закабаления, закрепощения крестьян земельными собственниками усилился. Пока основную массу сельских тружеников составляли челядь и закупы (обязанные обработать взятый долг — «купу»), преобладала отработочная рента (барщина). По мере включения в систему феодальной эксплуатации смердов – общинников все большую роль начинает играть рента продуктами (натуральный оброк), к 11 в. ставшая преобладающей.В 9-11 вв. восточные славяне объединяются в древнерусское государство – Киевскую Русь. Неуклонный рост производительных сил сопровождался дальнейшим разделением труда и ростом городов (Киев, Чернигов, Новгород, Переславль и др.), развитием ремесел. Города становились центрами торговых и культурных связей.Пока еще экономическая мысль не стала самостоятельной ветвью идеологии. Но уже была составной частью общественной мысли. Договоры князей, грамоты и летописи, церковная литература и устное народное творчество в той или иной степени освещают экономическую жизнь, быт и экономическую политику киевских князей. Древние летописи дают довольно полное представление о налоговой и торговой политике, характере земледелия и социальном статусе населения.Для понимания специфики развития экономической мысли на самом раннем этапе русской истории весьма ценным источником, первым древнерусским сводом законов служит «Русская правда»: своеобразный кодекс феодального права 30-х гг. 11в., действовавший до 15в.«Русская правда» отражала практический уровень, достигнутый экономической мыслью к этому времени. Она содержала нормы торговли, упоминала о «торговле» (внутренний рынок), «гостьбе» (внешняя торговля) и пр.
Экономическая
мысль нашла своеобразное отражение
и в былинах. Они воспевают
труд земледельца, наделяют труженика
лучшими человеческими
Экономическая мысль времени Ивана Калиты (1325-1340), когда Москва стала центром, отражала стремление московских князей к объединению, подчинению себе все большего количества феодальных, боярских, монастырских и церковных уделов, а также процесс дальнейшего закрепощения крестьян.При Иване 3 (1462-1505) формирование государства под властью московских князей в основном завершилось. За столетие территория Московского государства увеличилась более чес в 30 раз.И в 1497 г. был издан Судебник—первый общерусский сборник законов. Его выход законодательно отразил характер экономической политики в области землевладения, финансов, торговли. Упорядочивал феодальное законодательство, узаконивал фактически сложившиеся крепостнические отношения.
Экономическая
мысль первой половины 16 в.— преддверие
реформ 50-х годов — особенно проявила
себя в трудах талантливого публициста
того времени, дворянина Ивана Семеновича
Пересветова. В написанных им произведениях
фактически изложена программ преобразований,
предлагаемая Ивану 4 Грозному.Идеал
государства И. Пересветов видит
в сильной царской власти. При
этом главную опору царя автор
находит в дворянстве как прогрессивной
части общества. Его предложения
о переводе воевод, судей, служилого
дворянства на жалование и о сдаче
всех доходов и податей в казну,
безусловно, давали простор развитию
товарно-денежных отношений, ликвидировали
преграды, стоящие перед формирование
всероссийского рынка. Фактически принципы
его экономической политики и
ориентировались на упрочение единства
Русского государства, укрепление самодержавной
власти царя, на завершение феодализации
деревни.В системе
Россия 17-18 вв.
– это эпоха начала процесса первоначального
накопления капитала. В результате
усиления специализации
Родоначальником русской экономической мысли был также Юрий Крижанич (ок. 1618-1683). По его мнению, торговая политика государства российского должно защищать интересы отечественного производства — больше вывозить0 и меньше ввозить. Для этого должна была быть продумана структура внешней торговля, чтобы не ввозить товары, которые можно было производить у себя в стране.
На рубеже
17-18 вв. в России Петр 1 (1672-1725) осуществил
преобразования во всех сферах общественно-экономической
жизни страны. Он проводил политику
меркантилистического характера, хотя
она имела и отличительные
особенности. Он не разрешал вывозить
за пределы страны золото и серебро,
была продолжена политика поддержки
русского купечества, русские экспортеры
освобождались от иностранных пошлин
в том случае, если ввоз по стоимости
превышал экспорт не более чем
на 25 %.Петр принимал меры для развитии
торговли со странами Востока, построил
Петербург и поощрял торговлю
в нем, был создан флот, товары вывозимые
за границу через Петербург
Первым русским
экономистом называют Ивана Тихоновича
Посошкова (1652-1726), в творчестве которого
нашла отражение реформаторская
деятельность Петра 1. Посошкова в
первую очередь интересовали не вопросы
обеспечения активного
1.2 Экономическая мысль России в конце18-19 вв.
В конце 18-первой четвери 19 вв. для экономики России были характерны нехватка прибавочного продукта для расширенного воспроизводства всех отраслей народного хозяйства, удовлетворения постоянно растущих материальных, культурных потребностей всех социальных групп общества. Сохранялась контрастность в уровне жизни различных слоев общества. Вызывала беспокойство правительства, государственных деятелей и интеллигенции бедность, безграмотность и социальная напряженность в среде крепостных и государственных крестьян.Заметный след в истории экономической мысли конца 18-первой четвери 19 в. оставили экономисты Вольного экономического общества, созданного в 1765г. Президент Вольного экономического общества (1823-1840) Николай Семенович Мордвинов (1754 -1845) предлагал способствовать росту населения России, опровергая теорию Мальтуса о народонаселении. Источником богатства он считал труд, повышение производительности труда в результате его разделения. Показывал необходимость развивать все отрасли народного хозяйства, отрицал специализацию на производстве и экспорте какого-либо одного вида изделий.
В первой четвери 19 в., как и в конце 18в., новые явления в экономике вынуждали передовую общественность дать ответ на вопросы о судьбе крепостничества и путях дальнейшего развития России. Некоторые общественные деятели доказывали незыблемость крепостничества, предлагали программы роста экономики и благосостояния, не отвергая феодальные производственные отношения. Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) представил в 1810 «План финансов», где предусматривались экономия государственных средств, изменения налоговой политики, прекращение выпуска ассигнаций и замена их металлической валютой, а также разменными билетами. Но этот план не был принят. Также он вносил предложения о реформировании экономики сельского хозяйства: запретить продажу крестьян без земли, регламентировать повинности, облегчить отпуск крестьян на волю, упростить перевод в дворовые.[3]
Другое направление
в истории экономической мысли
конца 18-начала 19 вв. – это сторонники
ликвидации крепостного права и
самодержавия как формы правления
в России. Против крепостничества
выступили И.А.Тетьяков, С.Е.Десницкий,
Я.П.Козельский, А.Н.Радищев, декабристы.
Пострадал за свои взгляды и Александр
Николаевич Радищев (1749-1802), русский
гуманист и мыслитель, создавший
определенную систему экономических
взглядов. Радищев полагал, что в
обществе, которое будет основано
на господстве собственности мелких
производителей на средства производства
и личном труде, не будет экономических
и классовых противоречий, утвердится
имущественное равенство и
Информация о работе Концепция российской школы экономической мысли