Экономические блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 08:56, реферат

Описание работы

Основное назначение данной работы заключается в том, чтобы определить сущность общественных и частных благ, дать характеристику классификации, разобраться в их круговороте использования в современной рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…...…3
1. Экономическая природа благ……………………………..….…5
1.1. Понятия частного и общественного блага………………………...……5
1.2. Сущность экономических благ…………………..………………….…..8
1.3. Специфика общественных и частных благ ……..………….…………14
2. Классификация и особенности экономических благ…..…...19
2.1. Экономические блага и их классификация……..………………….…19
2.2. Критерии разграничения благ……………………..………………...…24
2.3. Особенности спроса и эффективный объем благ ……..………….….30
3. Использование и перспективы развития благ…………..…..32
3.1.Общественные блага и границы рынка……………………………...…32
3.2. Круговорот использования благ……………………………………..…38
3.3. Перспективные тенденции в развитии экономических благ…………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..……………….…44
Список использованных источников……………………...….…..46

Работа содержит 1 файл

майская курсовая.docx

— 89.82 Кб (Скачать)

Некоторые виды естественных монополий (например, право на интеллектуальную собственность) требуют от государства установления временных границ действия этой монополии, а другие виды естественной монополии, например, природные ресурсы, находящиеся в общем распоряжении, нуждаются в регламентации объема их эксплуатации.

Что касается национальных и локальных  чистых общественных благ, например, обороны, общегосударственных программ вакцинации населения от болезней, местных пожарных и полицейских служб, то неделимость и объективный характер совместного потребления таких благ делает невозможным сделать их собственностью частных фирм. Это связано с тем, что при свободном потребительском выборе и добровольном участии в оплате чистых общественных благ невозможно силами частной фирмы и с помощью рыночных регуляторов (например, через цену) решить проблему «зайца», т.е. предотвратить бесплатное пользование чистыми общественными благами теми лицами, которые уклоняются от внесения своей доли в общие затраты на предоставление таких благ. Это можно сделать с помощью государственного принуждения через взимание налогов в интересах всех членов общества.

Представим, что частная фирма  решила организовать бизнес по реализации общественной медицинской программы вакцинации. Для этого в первую очередь надо установить цену за пользование услугой, которую она предоставляет населению. Оплачивая цену указанной услуги, потребитель уменьшает личный риск заражения, но он может не отдавать себе отчета о пользе, которую он приносит другим и обществу в целом, ибо в случае отказа от вакцинации он рисковал бы не только своим здоровьем, но и здоровьем других. Чтобы учесть этот дополнительный риск, частная фирма должна установить некую идеальную систему цен, которая включала бы издержки на компенсацию за возможный ущерб здоровью, наносимый лицами, не желающими получать вакцину. Затраты на выявление лиц, уклонившихся от гражданского долга, для частной фирмы будут непомерными. Они будут больше, чем все её производственные издержки. Следовательно, объективно невозможно с помощью установления цены на чистые общественные блага закрыть доступ к ним тех, кто уклонился от добровольной оплаты этих благ.

Важная особенность чистых общественных благ состоит в том, что общественно-обязательный подход к формированию средств на их производство с помощью принудительного, государственного налогообложения сочетается с государственной и общественной формами организации предоставления и использования этих благ.

Рыночные регуляторы не срабатывают  и в тех случаях, когда они имеют дело с социально значимыми благами, в частности с услугами образования, здравоохранения и культуры. Хотя блага такого рода относятся к исключаемому смешанному благу и могут быть объектом рыночных отношений, однако долгосрочный характер и огромная масштабность внешнего воздействия этих общественных благ делают невозможным количественно оценить и измерить вклад усилий каждого человека в общий внешний эффект. Если допустить добровольный сбор средств населения на социально значимые блага, то здесь также возникнет проблема «зайцев», т. е. нежелание отдельных людей нести затраты на содержание учреждений социально-культурной сферы, но стремящихся при этом бесплатно пользоваться услугами этой сферы.

Поэтому производство социально значимых благ требует использования государственных институтов принудительного порядка потребления этих благ и обязательного налогообложения. Существуют различные способы предоставления социально значимых общественных благ.

Первый способ состоит в том, что государственная организация предоставления социально значимых благ устанавливается до общественно необходимого, закрепленного конституцией уровня, сверх которого предусматривается негосударственная форма предоставления этих благ, в том числе и как платных благ.

Второй способ предоставления социально  значимых благ предполагает предоставление собранных с помощью налогов  общественных финансовых ресурсов каждому  члену общества в виде социальных ваучеров и предоставление возможности  покупать на ваучеры соответствующие блага.

Третий способ – это способ организации  частного предоставления социально значимых благ на основе заключения контрактов с общественными организациями и частными фирмами, а также путём выдачи им лицензий на экономическую деятельность, связанных с определёнными видами смешанных общественных благ, например сбором и утилизацией мусора, таксомоторным и автобусным обслуживанием и т. д.

Развитие негосударственных форм организации предоставления общественных благ в сочетании с государственными означает, что общественная экономика не представляет собой сферу действия только государственных, политических институтов, сферу макроэкономического анализа.

 

 

 

3.2. Кругооборот использования благ

 

Как уже было сказано, для получения  недостающих потребительских благ, нужны косвенные экономические  блага – ресурсы. Если бы ресурсы  имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для  удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном  объеме. Но ресурсов, как мы уже выяснили, недостаточно для удовлетворения всех потребностей, то есть для производства необходимых благ. Ограниченность благ зависит от ограниченности ресурсов, используемых для создания данных благ. Если ресурсы абсолютно ограничены, то и блага из этих ресурсов мы не сможем производить вечно. Например, если запасы нефти ограничены, то и  бензин невозможно будет произвести, когда кончится нефть. К тому же потребности  общества постоянно растут, следовательно  и бензина будет требоваться  больше. Но не исключено, что люди найдут другой ресурс, для получения топлива (имеется ввиду неизвестный в  настоящее время), запасы которого будут  менее ограничены, чем запасы нефти.  Если же ресурсы относительно ограничены, если они способны к возобновлению,  то и количество благ, получаемых из этих ресурсов будет относительно ограничено, а не абсолютно.

Понятно, что блага не могут служить  вечно, ведь если бы не нужно было заменять вышедшие из строя блага на новые, то не вставала так остро проблема ограниченности благ. Замена старых благ, на новые происходит в процессе общественного  воспроизводства. Это процесс постоянного  повторения и возобновления производства. В любом обществе процесс воспроизводства  включает в себя следующие основные моменты:

1. Воспроизводство  материальных благ.

Средства  труда в процессе производства изнашиваются, предметы труда потребляются, предметы потребления тоже потребляются. Поэтому  одна часть общественного продукта направляется на возобновление и  расширение средств производства, другая — на восстановление потребленных предметов потребления.

2. Воспроизводство  рабочей силы.

Чтобы участвовать  в процессе производства, работник должен постоянно восстанавливать  свою способность к труду. Воспроизводство  рабочей силы в широком смысле означает подготовку нового поколения  работников, которые обладают профессиональными  качествами. Воспроизводство рабочей  силы необходимо для воспроизводства  благ.

3. Воспроизводство  природных ресурсов и среды  обитания человека.

Речь идет о постоянном восстановлении плодородия почвы, лесных массивов, поддержании  чистоты воздушного бассейна, тех  ресурсов, без которых невозможен или затруднен процесс производства благ.

4. Воспроизводство  отношений между людьми, возникающих  в производстве, распределении, обмене  и потреблении.

Имущество не является постоянной величиной, а может увеличиваться или  уменьшаться с течением времени.7

Сумма хозяйственных благ, присоединяющихся к хозяйству в течение периода  времени называется валовым доходом частного лица или народа. Этот доход составляет основной фонд, из которого удовлетворяются все потребности населения. Не весь валовый доход используется на удовлетворение нужд потребителей. Часть его идет на восстановление материалов и орудий труда, затраченных в производстве. Таким образом из общей суммы валового дохода выделяется сумма затрат на производство, называемая издержкой производства./1/

Если предприятие успешно ведет  дела, то валовой доход превышает  производственные издержки. Часть валового дохода, которая остается за покрытием  издержек производства называется чистым доходом. Он делится обычно на две доли: одна идет на удовлетворение потребителей, другая - на увеличение средств для производства, на увеличение капитала. Из “чистого дохода” экономическая теория выделяет еще одну категорию - “свободный доход”. Свободный доход - это часть, которая остается за вычетом “экзистену-минимума” - наименьшей суммы предметов, безусловно, необходимых для поддержания жизненно необходимых субъектов. Категория свободного дохода имеет важное значение для финансирования науки, т.к. свободный доход может подвергаться обложению для общественных надобностей.

Уменьшение издержек при больших  размахах производства составляет выигрыш  с точки зрения не только отдельного производства, но и всего народного  хозяйства, т.к. сокращение зарплаты, будучи выгодным для частного предприятия, может быть убыточным для целого народа.

Люди не действуют изолировано, они вступают между собой в  различные отношения и завязывают взаимные связи. Эти отношения, связи  в политэкономии получили термин организация хозяйства./1/

Политэкономия на ранней стадии своего развития считала единственным мотивом  хозяйственной деятельности личный интерес, стремление достижение наибольших выгод при наименьших пожертвованиях. Наряду с личными интересами обнаруживается, присущее человеку, чувство общения, которое побуждает людей объединяться в союзы и дает происхождение общественной власти.

Подводим итоги, и становится ясно, что личный интерес - стремление достигнуть наибольших выгод при наименьших затратах, и интересы общественные - стремление к общему благу, присущие человеку, - вот те главные основные начала, под влиянием которых совершается организация хозяйств происходит устройство экономических отношений между людьми.

Эти два экономических начала деятельности дают происхождение двум главным  типам хозяйственных организаций:

  1. преследование личного интереса образует частно-хозяйственную организацию;
  2. преследование общественного интереса дает начало общественно-хозяйственной организации.

Порядок отношений в первом случае вырабатывается не по определенному  плану, а сознательно, путем каких-то сделок, компромиссов, которыми заканчивается  борьба интересов. Во втором же случае руководящим началом деятельности является не личная выгода, а общая  польза, сознание общего интереса.

У обоих типов организаций существует известные границы. В первом случае по отношению к отдельным хозяйственным  делам: надо или не надо организация  или какая-либо форма общественного  хозяйства. Во втором случае общественные организации подводятся под два  вида общественных предприятий:

       основывающиеся на свободном соглашении между членами (товарищества, ассоциации);

       создающиеся и поддерживающиеся принудительным авторитетом общественной власти (земства, общины)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.Перспективные тенденции в развитии экономических благ.

Экономика нашей страны представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер,  механизм, способный решать экономические  задачи, стоящие перед обществом. Это, однако не отрицает той роли, которую  призвано играть государство. Идеальная  модель экономического устройства общества предполагает использование механизма  государственного регулирования для  решения тех задач, с которыми рыночный механизм успешно справиться не может. Это касается правового  обеспечения функционирования рыночного  механизма. Государство разрабатывает  законы:

 по защите прав собственности, в том числе и интеллектуальной ;

 по деятельности банковской системы и других форм   предпринимательства;

 по организации в стране денежного обращения;

 по ограничению в стране монопольной власти;

 по защите прав потребителей на приобретение ими качественной продукции и т.д.

Механизм рынка нацелен только на удовлетворение тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые  нельзя измерить в деньгах. Рынок  пройдет мимо таких потребностей (оборона и охрана общественного  порядка; государственное управление; единая экономическая система; дороги; дорожная разметка и знаки; социальная сфера и т.д.).

Современный уровень и  перспектива эволюции экономических благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это:

 во-первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов в их распределения – локальных и общенациональных. Эти блага связаны прежде всего с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды.

во-вторых, - интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие потребление феномена международных общественных благ.

К их числу сегодня относят  международные: экономическую и  экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь и знания, формы обмена общественными  благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и т.п.

Международное сотрудничество в связи с анализируемой проблемой  общественных благ способно обеспечить в грядущем столетии решение проблем  бедности, более равномерного распределения  капитала, достижения постиндустриальной фазы национальных и мировой экономик.

Информация о работе Экономические блага