Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 08:56, реферат
Основное назначение данной работы заключается в том, чтобы определить сущность общественных и частных благ, дать характеристику классификации, разобраться в их круговороте использования в современной рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…...…3
1. Экономическая природа благ……………………………..….…5
1.1. Понятия частного и общественного блага………………………...……5
1.2. Сущность экономических благ…………………..………………….…..8
1.3. Специфика общественных и частных благ ……..………….…………14
2. Классификация и особенности экономических благ…..…...19
2.1. Экономические блага и их классификация……..………………….…19
2.2. Критерии разграничения благ……………………..………………...…24
2.3. Особенности спроса и эффективный объем благ ……..………….….30
3. Использование и перспективы развития благ…………..…..32
3.1.Общественные блага и границы рынка……………………………...…32
3.2. Круговорот использования благ……………………………………..…38
3.3. Перспективные тенденции в развитии экономических благ…………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..……………….…44
Список использованных источников……………………...….…..46
1. Экономическая природа благ……………………………..….…5
1.1. Понятия частного и общественного блага………………………...……5
1.2. Сущность экономических благ…………………..………………….…..8
1.3. Специфика общественных и частных благ ……..………….…………14
2. Классификация и особенности экономических благ…..…...19
2.1. Экономические блага и их классификация……..………………….…19
2.2. Критерии разграничения благ……………………..………………...…24
2.3. Особенности спроса и эффективный объем благ ……..………….….30
3. Использование и перспективы развития благ…………..…..32
3.1.Общественные блага и границы рынка……………………………...…32
3.2. Круговорот использования благ……………………………………..…38
3.3. Перспективные
тенденции в развитии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..……………
Список использованных источников……………………...….…..46
ВВЕДЕНИЕ
Существенным фактором человеческой жизни и деятельности является зависимость от материальных благ. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и в такой форме, что пользование ими доступно человеку всюду и всегда. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует приложения больших усилий. Это свободные или бесплатные блага, не порождающие экономических проблем для хозяйствующих субъектов. Другие материальные блага (разного рода «редкости») имеются в ограниченном количестве. Чтобы удовлетворить потребности в них, необходимы усилия производителей, связанные с их добычей и приспособлением к потребностям людей. Эти блага называются экономическими.
Основное назначение данной работы заключается в том, чтобы определить сущность общественных и частных благ, дать характеристику классификации, разобраться в их круговороте использования в современной рыночной экономике.
Понятие экономических благ широко
используется в научной литературе
по проблемам социально-
Рыночная система
не способна эффективным
Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.
Предметом работы являются частные и общественные блага, которые характеризуются своей неповторимой спецификой и особенностями.
Структура работы построена таким образом, что вначале рассматриваются основные понятия благ, их экономическая природа и критерии разграничения.
Поскольку общественные и частные блага являются самостоятельной категорией экономической системы, то появляется возможность изучить их общие свойства и особенности. Чтобы преодолеть неопределенность в понимании взаимодействия благ в рыночной экономике, мною использован междисциплинарный подход к рассмотрению вопросов в сфере изучения данной темы.
В курсовой работе даны классификации общественных и частных благ и особенности спроса на них. Если же в основу классификации положить отношение к собственности, то можно сформировать модель состава системы управления собственностью в масштабах страны, а также построить модель антимонопольного регулирования бизнеса и управления экономикой на общегосударственном уровне.
1.Экономическая природа благ.
1.1.Понятие частного и общественного блага.
Общественные и частные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.
Общественные блага
Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные "антиблага" - общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.
Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.
Чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.
Чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.1
Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.
Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.
Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.
Чистые общественные блага имеют две основные особенности.
Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.
Потребление чистых общественных благ не обладают исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать "мелкими порциями", которые можно было бы распродать через кассовый автомат.
Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.
Кривая спроса на чистое общественное
благо, как и кривая спроса на чистое
частное благо, имеет нисходящий
наклон. Однако кривая спроса на чистое
общественное благо отличается от кривой
спроса на чистое частное благо двумя
моментами. Первый - цена не является переменной
величиной на вертикальной оси, поскольку
нельзя назначить цену за отдельную
единицу, ибо ее потребление не выступает
исключительным правом. Второе отличие
состоит в том, что в случае
чистого частного блага люди корректируют
объем спроса таким образом, чтобы
приспособить его к своим вкусам
и своему экономическому положению.
Для чистого общественного
Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:
Qd = Сум (qi)
где i = 1,..., N.
Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.
1.2.Сущность экономических благ
В рыночной системе действуют
специфические стимулы и
Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.
Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.
Вся историческая практика
развития рыночной экономики доказала
факт перманентности существования
некоторых воспроизводимых
Крупномасштабным их примером могут служить товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» – навигационные знаки (например, маяки).
Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, являются чистым общественным благом. Они обладают двумя важными свойствами – несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.
Несоперничество означает,
что прибавление
Неделимость блага в
потреблении означает, что индивид
не может непосредственно выбирать
объем потребления блага. Мы неизбежно
пользуемся всем объемом услуг по
обороне страны. Ни один человек
не имеет возможности выбрать, какие
именно из развернутых армий должны
защищать его самого, а какие –
соседа, какие самолеты поднимутся
в воздух на его защиту, а какие
должны обеспечить прикрытие супруге.
Население пользуется всем объемом
предоставляемого на данной территории
чистого общественного блага. Речь
идет о неделимости в потреблении,
а не в производстве и предоставлении
общественных благ. Общество безусловно
может выбрать необходимый
Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага (joint supply) – весь объем услуг по национальной обороне представляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника – конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной и той же улице попросту невозможна.
Наличие положительных
или отрицательных внешних
Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.
Неисключаемость может
возникнуть как в результате невозможности
физически исключить кого-либо из
пользования данным благом (как в
случае пешеходов, гуляющих по освещенной
улице), так и вследствие чрезвычайно
высоких затрат на исключение в сравнении
с возможными выгодами продавца. В
принципе можно снабжать радиоприемники
специальными декодерами для приема
отдельных программ, но потенциальные
выгоды будут крайне невелики в сопоставлении
со стоимостью этого проекта. Поскольку
рынок радиопрограмм