Экономические блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 08:56, реферат

Описание работы

Основное назначение данной работы заключается в том, чтобы определить сущность общественных и частных благ, дать характеристику классификации, разобраться в их круговороте использования в современной рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…...…3
1. Экономическая природа благ……………………………..….…5
1.1. Понятия частного и общественного блага………………………...……5
1.2. Сущность экономических благ…………………..………………….…..8
1.3. Специфика общественных и частных благ ……..………….…………14
2. Классификация и особенности экономических благ…..…...19
2.1. Экономические блага и их классификация……..………………….…19
2.2. Критерии разграничения благ……………………..………………...…24
2.3. Особенности спроса и эффективный объем благ ……..………….….30
3. Использование и перспективы развития благ…………..…..32
3.1.Общественные блага и границы рынка……………………………...…32
3.2. Круговорот использования благ……………………………………..…38
3.3. Перспективные тенденции в развитии экономических благ…………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..……………….…44
Список использованных источников……………………...….…..46

Работа содержит 1 файл

майская курсовая.docx

— 89.82 Кб (Скачать)

Частные (внутренние) издержки характеризуют все внутренние для данного производства затраты производителей данного блага. Внешние издержки характеризуют затраты всех третьих лиц (экономических субъектов, не являющихся продавцами или покупателями данного товара и поэтому не принимающих участия и сделке по его купле-продаже), вызванные производством и потреблением блага. Социальные (общественные) издержки характеризуют совокупные затраты как производителей, так и всех третьих лиц, связанные с производством и потреблением данного продукта:

(T)SC=(Т)РС+(Т)ЕС,

где     ('I')SC -  (общие) социальные издержки; (Т)PC - (общие) частные издержки; (T)ЕС – (общие) внешние издержки                                                                                                                                                                                                           

Соответственно, предельные частные издержки (МРС), предельные внешние издержки (МЕС) и предельные социальные издержки (MSC) — это прирост частных, внешних и социальных издержек, вызванный увеличением производства данного продукта на некоторую величину (ΔQ):

     MPC = ΔPC / ΔQ,

MEC = ΔEC / ΔQ,

MSC = ΔSC / ΔQ.

При небольших соответствующих  изменениях, непрерывности и дифференцируемости функций издержек - это производные  соответствующих функций общих издержек:

MPC = ΔPC / ΔQ,

MEC = ΔEC / ΔQ,

MSC = ΔSC / ΔQ.

MSC = MPC + MEC                                                                                                                                                                                                                  

Таким образом, к частным благам мы можем отнести блага с высокой конкурентностью в потреблении, достаточной для того, чтобы сосредоточить в руках потребляющего их субъекта основную часть из набора полезных свойств подобного блага. Аналогичным образом можно поступить и со второй их рассматриваемой характеристикой. Здесь черту можно провести между высокой и низкой исключаемостью в потреблении. Частными при этом будут считаться блага с высокой исключаемостью, достаточной для того, чтобы воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам, не являющимися владельцами данного блага, участвовать в его потреблении. Точнее будет сказать, что запретить остальным лицам потреблять частное благо можно с достаточно низкими издержками, и чем выше исключаемость блага, тем ниже, разумеется, при прочих равных условиях, уровень подобных издержек запрета.

Чистыми общественными благами будут считаться такие, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки предоставления такого блага каждому дополнительному потребителю равны нулю. Например, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает расходы на государственную оборону. Низкая же исключаемость общественных благ означает, что подобные блага вполне могут, да и чаще всего действительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцев не может (а точнее недостаточно материально заинтересован) воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономическим субъектам.5

Высокая конкурентность в сочетании  с низкой исключаемостью дает общие (совместно потребляемые) блага. История  предоставляет здесь много примеров: общинные земли, леса, воды и т.п. В  современном мире подобных благ осталось уже не так много. Можно привести общественные парки для отдыха и  сохранения уголков нетронутой природы, общественные водоемы с рыбой и иными продуктами подводного мира и т.д. Причиной сокращения числа подобных случаев служит именно высокая конкурентность общих благ: на всех их часто просто не хватает (пойманная мной в таком озере рыба уже никому другому не достанется), и поэтому здесь действует давно установившееся правило  "primus veni, primus occupavi" - "первый пришел, первый занял" со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Иногда общие блага также называют коммунальными. Нам хорошо известен такой пример проблем, возникающих в связи с использованием общих благ, как порождаемых коммунальными квартирами.

Обратная ситуация возникает в  случае низкой конкурентности, но достаточно высокой исключаемости благ. Здесь  реально возможен контроль собственника над процессом потребления подобных благ, хотя такой процесс часто  протекает в различных коллективных формах. Поэтому подобные блага часто  называют исключаемыми общественными.

Последнее определение наводит  на мысль, что не исключаемость выступает  в качестве решающего свойства для  выделения общественных благ в особую группу, хотя она часто является более распространенным источником практических проблем и поэтому  иногда кажется более важной экономистам  с прагматической (позитивной) методологической ориентацией, но единодушия в этом вопросе  нет. Все же возможность распространять выгоду от потребления неконкурентных благ на дополнительных экономических  субъектов с практически нулевыми предельными издержками имеет более  существенное значение, тем более, что  под эту особенность подпадает  такое важное в современных условиях благо, как информация.

 

 

 

 

2.3. Особенности спроса и эффективный объем благ.

Принцип убывающей полезности действует в отношении спроса на чистое общественное благо. Поэтому  кривая спроса на чистое общественное благо имеет нисходящий наклон.

Существенные особенности:

1) Являясь неделимым,  чистое общественное благо потребляется  всеми пользователями целиком.  В отличие от чистого общественного  блага не может быть скорректировано  соответственно потребностям пользователя, а каждый из них, может потреблять  любое количество блага по  соответствующей цене. Все пользователи  потребляют одинаковое количество  блага, а объем его потребления  каждым потребителем равняется  объему предложения блага

Qs = q1 = q2 = … = qn

2) Поскольку все пользователи  получат выгоды одновременно, а  кривые их спроса представляют  собою предельные полезности  для каждого данного объема  блага, то для каждого объема  блага предельная общественная  полезность от его потребления  представляет собою сумму всех  предельных индивидуальных полезностей

MSB = MB1 + MB2 + … + MBn = ∑ Mbi

Спрос на чистое общественное благо  определяется уровнем его предельной полезности для потребителя при  каждом данном уровне цены.

Отсюда следуют два  важных вывода. Первый состоит в  том, что объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме  индивидуальных объемов спроса для  каждой данной цены. Второй – в том, что при спросе на чистое общественное благо цены, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага, не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо формируется  путем не горизонтального, а вертикального  суммирования индивидуальных кривых спроса, представляясь в виде кривой общего желания платить за каждую дополнительную единицу блага. (рис. 1)

Совокупный спрос на чистое общественное благо определяется путем вертикального  суммирования индивидуальных объемов  спроса.

Предоставление чистого  общественного блага для одного лица сопровождается положительными внешними выгодами для всех, а включение  в процесс его потребления  дополнительных пользователей не приводит к снижению полезности для существующих потребителей. Поэтому общество заинтересовано в обеспечении подобными благами  всех потенциальных потребителей.

Эффективным является тот  объем чистого общественного  блага, при котором предельные общественные выгоды от потребления блага равны  предельным издержкам его производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Использование  и перспективы развития благ

 

3.1.Общественные блага и границы рынка

Опираясь на знания свойств общественного  блага, можно понять глубинные причины  провала рынка и необходимости  государственного вмешательства для преодоления и корректировки несовершенства рыночного механизма.

Внешний эффект общественных благ оказывает  влияние не только на непосредственных участников деятельности, связанных с общественным благом, но и на другие лица, которые являются посторонними к данной деятельности.

Рыночный механизм может сработать  эффективно применительно к экономическим благам только тогда, когда эффект их внешнего воздействия может быть взят под контроль участниками сделки, связанными с этим благом, если внешний эффект будет ими интарнализирован, т. е. «замкнут на себя» в своей экономической деятельности.

Речь идёт о том, чтобы исключить  возможность для посторонних лиц извлекать пользу и выгоду из внешнего эффекта общественного блага, не платя за него. Иными словами, речь идет о том, чтобы не допустить безбилетных пассажиров – «зайцев» – в сферу потребления общественных благ.

Способы и методы интернализации («замыкания на себя») внешних эффектов, а следовательно, решения проблемы «зайцев» могут  быть разными. Они зависят от объема и интенсивности внешнего воздействия, а также от положительного и отрицательного характера внешнего эффекта. Немаловажное значение для интернализации внешнего эффекта, т. е. для «замыкания его на себя», имеет возможность делимости тех или иных общественных благ, степень их исключаемости и свободы выбора в использовании, а также возможность количественного измерения внешнего эффекта.6

Если масштабы внешнего эффекта  невелики и круг экономических субъектов, охваченных им, небольшой, то побочное внешнее воздействие может быть без участия государства взято под контроль самоуправляемой общественной организацией и непосредственными участниками экономической сделки, имеющими дело с общественным благом. Так, если пасека расположена в изолированной местности, имеющей вокруг себя ограниченное число садовых участков, то владелец пасеки может оценить положительный эффект опыления садовых деревьев его пчёлами и потребовать от садоводов денежного вознаграждения за содержание пасеки. История Англии знает случаи, когда железная дорога была вынуждена выплачивать фермерам, чьи постройки и посевы были расположены вблизи железнодорожного пути, денежную компенсацию за вред, причиняемый искрами и сажей от паровозов, топливом для которых служили дрова. В той же Англии в начале XIX в., когда торговый флот был малочисленным, маяки находились в частной собственности и существовала практика взимания платы с владельцев судов, которые пользовались услугами маяков. С ростом объёма торговых перевозок усложнилась возможность взимания платы с судовладельцев за услуги маяка и участились случаи уклонения от уплаты владельцам частных маяков. Это привело к тому, что государство было вынуждено взять маяки в свою собственность и ввести обязательную портовую пошлину (сбор) на их содержание со всех владельцев судов, заходящих в английские порты.

Услуги мостов, шоссейных дорог  и туннелей являются исключаемыми общественными благами перегружаемого характера. Эффект от внешнего воздействия может быть локализован и находиться под контролем владельцев этих благ. Он интернализуется с помощью мостовой, дорожной и туннельной пошлин. Последние выполняют функцию цены, поскольку взимаются с тех лиц, которые пользуются соответствующими услугами, но у них имеется альтернативность в использовании таких услуг, в частности, возможность отказаться от платного моста и платной автодороги и поехать другой окружной дорогой или же воспользоваться неплатным мостом. Априорно здесь имеет место добровольность, но как только лицо воспользовалось услугой, оно обязано оплатить за нее пошлину и сбор.

В добровольных ассоциациях (например, в жилищных кондоминиумах)  и в клубах по интересам ситуация аналогичная.

Эти общественные структуры, где производятся и потребляются коллективные, клубные блага, образуются на демократических началах самоуправления путём добровольной кооперации денежных средств их участников. Однако с созданием таких структур общественного сектора и с принятием их членами уставных обязательств вступает в силу фактор общественного принуждения. Поскольку добровольно-общественные структуры являются небольшими по численности институциональными образованиями, то не составляет большого труда учесть лепту, вносимую каждым участником в организацию совместного использования соответствующего общественного блага.

Многие виды смешанных общественных благ обычного типа характеризуются  преобладанием свойств частных  благ и высокой степенью исключаемости, конкурентности. Их важной особенностью является внутренне присущая положительная или отрицательная направленность их внешнего воздействия. К смешанным благам со свойственными положительными качествами относятся лекарственные препараты, медицинская техника, детские товары, а к благам с отрицательными качествами – табак, алкогольные напитки, экологически вредные технологии. Эти виды смешанных благ входят в сферу действия рынка, являясь объектом купли-продажи, т.е. представляют собой платные блага. Но в отличие от обычных частных благ действие рынка при производстве и потреблении смешанных общественных благ корректируется государством при отрицательных эффектах с помощью специальных налогов (акцизного, экологического), а при положительных эффектах – через субсидии. Благодаря указанным инструментам удается интернализировать внешний эффект в цену такого рода благ.

Существует также специфическая  особенность действия рынка в  сфере производства и потребления  услуг отраслей естественной монополии, так называемых квазиобщественных благ. Трансмиссионный, сетевой тип производства технически делает невозможным существование в этих отраслях рынка свободной конкуренции. Наличие монопольного рынка вынуждает государство вмешиваться для регулирования монопольных цен (например, установления двухставочного тарифа) и для организации аукционного рынка лицензий на право собственности, т.е. создавать конкуренцию на входе монопольного рынка. Из отраслей естественной монополии могут быть выделены несетевые виды производства, услуги и продукция которых являются частными благами. Они могут быть включены в сферу конкурентного рынка.

Информация о работе Экономические блага