Экономические блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 08:56, реферат

Описание работы

Основное назначение данной работы заключается в том, чтобы определить сущность общественных и частных благ, дать характеристику классификации, разобраться в их круговороте использования в современной рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…...…3
1. Экономическая природа благ……………………………..….…5
1.1. Понятия частного и общественного блага………………………...……5
1.2. Сущность экономических благ…………………..………………….…..8
1.3. Специфика общественных и частных благ ……..………….…………14
2. Классификация и особенности экономических благ…..…...19
2.1. Экономические блага и их классификация……..………………….…19
2.2. Критерии разграничения благ……………………..………………...…24
2.3. Особенности спроса и эффективный объем благ ……..………….….30
3. Использование и перспективы развития благ…………..…..32
3.1.Общественные блага и границы рынка……………………………...…32
3.2. Круговорот использования благ……………………………………..…38
3.3. Перспективные тенденции в развитии экономических благ…………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..……………….…44
Список использованных источников……………………...….…..46

Работа содержит 1 файл

майская курсовая.docx

— 89.82 Кб (Скачать)

Эту же ситуацию можно интерпретировать и иначе, как одновременную покупку  двух разных благ: права приема телепрограмм (эта услуга является исключаемой, нужно  заплатить за декодер на определенный срок) и собственно времени просмотра (в рамках данного срока время  просмотра неограниченно). Время  просмотра выступает в роли неисключаемого блага, если только не вводится повременная  оплата просмотра, что вполне возможно в случае кабельного телевидения.

Общественные блага, как  и большинство других общественных товаров, требуют весьма значительных затрат на производство и распределение, которые поэтому обычно не вписываются  в критерии рыночной эффективности. Тот факт, что частные рынки  не поставляют (или поставляют слишком  мало) общественных товаров, служит основным мотивом для многих действий государства. Сколько должно тратить государство  на производство и распределение  общественных благ предмет жарких бюджетных  баталий парламентариев. Так, расходы  на оборону составляют, не секрет, существенную часть бюджетных расходов, формируемых  главным образом за счет налоговых  поступлений от предприятий и  населения (прямых и косвенных).

Общественное благо –  один из случаев несовершенства рынка, когда необходимо вмешательство  государства. Многие экономисты не соглашались  с тем, что государственное вмешательство  требуется только в ситуации с  чистыми (или близкими к чистым) общественными  благами. Одной из таких попыток  стала теория достойных благ, выдвинутая Р. Масгрейвом в конце 1950-х гг.

В случае общественных благ вмешательство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя. В противоположность  этому достойные блага представляют собой случай, когда индивидуальные предпочтения не считаются более  заданными, а сами являются объектом корректировки. Достойные блага удовлетворяют потребности, которые общество считает нужным поддерживать и которые у индивидов не сформированы должным образом, в основном из-за неполной информированности, а также из-за того, что «мы ленивы и не любопытны». Как следствие, индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало бы. В качестве примеров можно привести бесплатное образование, школьные обеды и завтраки, театры и концертные залы, субсидируемое жилье для малообеспеченных семей. Противоположный случай – недостойные блага (merit bools), потребление которых общество считает нужным ограничивать. К ним относятся алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики и т.п.

Обоснование нарушения  суверенитета потребителя в указанных  случаях требует поиска места  для концепции достойных и  недостойных благ в теории благосостояния. Существует три ключевых аргумента  в пользу полного или частичного отказа от нормативного идеала следования индивидуальным предпочтениям.

  1. Достойные блага могут обладать некоторыми свойствами общественных благ (примеры – образование и здравоохранение).
  2. Считается, что при определенных условиях информированная часть населения должна влиять на решения остальных индивидов (образование, здравоохранение, защита интересов меньшинств, контроль за продажей наркотиков и т.п.). В случае образовательных программ, например, качество выбора может быть улучшено за счет делегирования права выбора более информированному специалисту в этой области (на самом деле множеству специалистов). Индивидуальные предпочтения, здесь принимаются во внимание (при выборе учебного заведения, специальности), но полное соответствие им (или их доминирование) не является нормативной целью.
  3. Идеал суверенитета потребителя также может нарушаться из-за агрессивной рекламы и других способов воздействия на покупателя. Рациональный выбор может быть нарушен в ситуации риска и неопределенности или в результате недооценки потребителем отдельных факторов. В частности, будущее потребление люди склонны недооценивать по сравнению с сегодняшним, а ценность общественных товаров и услуг может быть завышена или, например, занижена, как следствие крайне негативного отношения к уплате налогов.

Одна из интерпретаций  теории достойных теории достойных  благ заключается в принятии индивидами, как членами какого-либо сообщества, определенных ценностей этого сообщества, даже если эти ценности противоречат предпочтениям индивида. Эта ситуация отличается от схожего случая следования моде, когда индивид воспринимает общественные предпочтения как свои собственные. Сознательное принятие ценностей  сообщества может выразиться в изменении  потребления частных благ (например, алкоголь) или отношения к финансированию общественных благ. Частные и общественные блага, потребление и предоставление которых изменилось в соответствии с ценностями сообщества, можно считать  благами, имеющими особые достоинства, или их противоположностями, если речь идет о сокращении потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Специфика общественных и частных благ.

 

Принято различать техническую  невозможность и экономическую  нецелесообразность исключения общественных благ. Если общественное благо совершенно неделимо, то практически невозможна его исключаемость. Если затраты на достижение исключаемости общественного блага слишком высоки, т. е. если требуются огромные средства на осуществление контроля за допуском людей к общественному благу, исключаемость может оказаться экономически неоправданной. Так, например, городской парк отдыха можно огородить, поставить охрану и сделать парковые услуги объектом потребления и использования теми группами населения, которые способны платить за указанные услуги. Но возможна такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть огромных затрат на возведение ограды вокруг парка и на содержание работников охраны и кассиров. Следовательно, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразно.

Наличие таких критериев в их крайних случаях, как конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость, позволяет провести границу между чистым частным и чистым общественным благами.

Чистое частное благо представляет собой сочетание конкурентности и исключаемости, а чистое общественное благо обладает одновременно двумя свойствами – неконкурентностью и неисключаемостью. В реальной жизни чистое частное благо и чистое общественное благо можно представить как крайние полюса шкалы экономических благ, между которыми находятся смешанные блага различного рода, близость расположения которых к тому или иному полюсу определяется доминированием свойств частного или общественного блага. Если чистые общественные блага характеризуются совершенной неубываемостью и неуменьшаемостью их потребления и использования, то смешанные блага отличаются различной степенью исключаемости и частичной уменьшаемости в процессе их потребления.

Смешанное благо в отличие от чистого блага является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, т. е. быть платным.

Разновидностью исключаемого смешанного блага является перегружаемое общественное благо. Оно является неисключаемым  до некоторого порогового уровня, за которым  наступает нехватка этого блага  для всех, т.е. его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим. Типичным примером перегружаемого общественного блага являются шоссейные дороги, мосты, туннели. До определённого уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. Здесь проблема избытка потребителей не стоит. Однако начиная с некоторого момента, например при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление дополнительных потребителей ведёт к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, возрастанию опасности движения и созданию прочих неудобств для других.

Перегружаемое общественное благо  до определенного уровня обладает свойствами и чертами чистого общественного блага, доступ к нему для всех членов общества бесплатен. За пределами же этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага. С помощью установления платы за предоставление перегружаемых общественных благ регулируются предложение и спрос на эти блага и обеспечивается рациональное использование материально-технической базы производства такого рода общественных благ, а также поддерживается их высокое качество.

Другой разновидностью смешанного блага является благо совместного  потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным  благом. Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (например, теннисный клуб), добровольные ассоциации домовладельцев и другие самоуправляемые общественные организации. Здесь объектом исключаемости являются не отдельный член общества, не индивидуальный потребитель, а сообщества людей и группа потребителей.

Классификации (группировки) общественных благ производятся не только с учётом возможности исключаемости и степени использования (в том числе убываемости потребления) этих благ, но и с учётом критерия внешнего (экстернального) эффекта. Он может быть положительным (например, эффект повышения образовательного уровня населения, укрепления здоровья, развития науки и культуры и т. д.)  и негативным  (например, ущерб окружающей среде и здоровью людей в связи с внедрением экологически несовершенных производств и технологий).

Внешние эффекты различаются по масштабам и долгосрочности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с учетом их масштабности и временного лага воздействия с общественными благами даёт возможность выделить следующие виды чистых общественных благ:

–  чистое общественное благо, внешний  эффект воздействия которого имеет  национальное и мировое значение (например, открытия в области фундаментальной  науки, мировые шедевры литературы и культуры, общегосударственные  стандарты, спутниковая связь и т. д.);

–  чистые общественные блага с  региональным и локальным эффектом воздействия (например, местное радио и телевидение, муниципальная полиция, пожарная охрана, места отдыха и т. д.).

Внешний эффект может сочетаться с  исключаемым благом совместного  потребления и в связи с  этим выделяются: социально значимое благо (заслуженное благо) и благо, создаваемое в отраслях с естественной монополией. К социально значимым благам относятся образование, здравоохранение, культура и услуги других отраслей социально-культурной сферы.

Социально значимое благо обладает свойствами частного исключаемого блага  и свойствами общественного блага  благодаря положительному эффекту. Противоречивая природа социально значимого блага создаёт объективную основу для коллизии между текущими индивидуальными и долгосрочными общественными предпочтениями в отношении потребления и использования такого рода благ. С помощью государственного патернализма становится возможным смягчить нерациональность индивидуального потребительского поведения. Однако с расширением сферы социально значимых благ, с включением в эту сферу трансфертных платежей, ориентированных на справедливое распределение доходов, социальную стабильность, равенство возможностей, равный доступ всех членов общества к социально-культурным услугам, возникает опасность установления патерналистского деспотизма. Как справедливо отметил американский профессор Дж. Стиглиц, в условиях, когда государства берёт на себя большой объем патерналистской ответственности, одна группа граждан может навязать через властные структуры свою волю и предпочтения другим слоям населения, а также свои взгляды в отношении того, как вести себя и что потреблять.

Блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, представляют собой исключаемые  блага совместного потребления, их принято называть квазиобщественными благами. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага. К отраслям естественной монополии относятся коммунальное производство и снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь и транспорт и т. д. Особенность этих отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, что требует значительного первоначального капитала для вступления в эти отрасли новых конкурентов. Это ограждает рынок продукции естественных монополий от потенциальных конкурентов.

В отраслях естественной монополии  более предпочтительны шансы  для работающих здесь предприятий, чем для новых форм. Первые по сравнению со вторыми выигрывают в ценовой конкурентной борьбе за счет использования резервов мощностей и приведения в действие фактора экономии от масштаба.

Другой особенностью отраслей естественной монополии является трансмиссионность технологии (сетевой тип производства), который исключает дублирование и разукрупнение, а это, следовательно, мешает созданию конкурентной среды. Отрасли с естественной монополией представляют собой собирательные отрасли. Они включают наряду с производством трансмиссионного, сетевого характера производственно-технологические, хозяйственные структуры обычного типа, услуги и продукция которых относятся к частным благам. Разновидностями естественной монополии являются уникальные природные ресурсы, требующие общего, совместного распоряжения, а также монополия на интеллектуальный продукт (в частности, право интеллектуальной собственности).

Зарубежная статистика даёт ориентировочное  представление о соотношении между различными видами общественных благ на основе данных об удельных общественных расходах на их производство Так в США доля общественных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) на чистые общественные блага составила 9,1%, на социально значимые блага – 6,1, а с включением социальных трансфертных платежей – 17,8, на квазиобщественные блага – 4,5% (на производственную инфраструктуру и отрасли естественной монополии).

 

 

 

 

 

2. Классификация, особенности и свойства  экономических благ

2.1. Экономические блага и их классификация

Благо –  это средство для удовлетворения потребностей. Одни из них имеются  в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей  и услуг. А. Маршалл определяет благо  как «желаемую вещь, удовлетворяющую  человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй  определяет блага «как средства, которые  мы имеем для удовлетворения наших  потребностей». А. Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим  суждением насчет полезности предметов, делает их благами».

Информация о работе Экономические блага