Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 08:56, реферат
Основное назначение данной работы заключается в том, чтобы определить сущность общественных и частных благ, дать характеристику классификации, разобраться в их круговороте использования в современной рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…...…3
1. Экономическая природа благ……………………………..….…5
1.1. Понятия частного и общественного блага………………………...……5
1.2. Сущность экономических благ…………………..………………….…..8
1.3. Специфика общественных и частных благ ……..………….…………14
2. Классификация и особенности экономических благ…..…...19
2.1. Экономические блага и их классификация……..………………….…19
2.2. Критерии разграничения благ……………………..………………...…24
2.3. Особенности спроса и эффективный объем благ ……..………….….30
3. Использование и перспективы развития благ…………..…..32
3.1.Общественные блага и границы рынка……………………………...…32
3.2. Круговорот использования благ……………………………………..…38
3.3. Перспективные тенденции в развитии экономических благ…………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..……………….…44
Список использованных источников……………………...….…..46
Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер
Согласно теории Маркса, стоимость
(ценность) экономического блага определяется
затратами общественно-
Если q1,q2...,qn - совокупность определенных количеств каждого из n благ, а p1,p2...,pn - их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записана, как S piqi , где i = 1,...n. |
Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием. Блага можно подразделить на следующие разделы:
Также потребляемые товары и услуги можно разделить на две большие группы: частные блага, и общественные блага.
Чистое частное благо – это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё. Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие. Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта. Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление частных благ. Однако эта система совершенно непригодна для производства чистых общественных благ.
Чисто частные блага – блага, доступные в потреблении и приносящие полезность только его владельцу.
Признаки чисто частного блага:
Чисто общественной благо – благо, кот потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того платят они за него или нет (национальная оборона, пожарная служба, почта, органы правопорядка).
Признаки чисто общественного блага:
Особенности чисто общественных благ:
Суть проблемы чисто общественных благ не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства.
Р (тыс. руб. за ед)
DA DB DC
Dсов=∑qi
P
0 2 4
6
Q
Кривая
спроса на чисто частное благо
(получается
путем сложения кривых
(получается путем
индивидуального спроса по
Рис. 1
Потребление
чисто общественного блага
Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага, независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника - «зайца».
Проблема безбилетника чаще всего возникает в больших, чем в маленьких группах потребителей, т.к. там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков.
В модели Линдаля индивиды договариваются о расходах на предоставление общественного блага и о доле каждого в этих расходах. В условиях равновесия (его в свою очередь называют равновесием по Линдалю) цены устанавливаются на таких уровнях, что все индивиды предъявляют спрос на одно и то же количество общественного блага, которое и является оптимальным объемом его предоставления
Рассмотрим простейший вариант модели Линдаля, когда общественное благо потребляется только двумя индивидами.
На рис. по оси ординат (y) отложена общая величина общественных расходов, по оси абсцисс - доля от этой суммы, которую платят индивид А и индивид В.
Модель Линдаля.
Рис.2
. В точке K индивид А не несет никаких расходов, 100 % необходимой суммы вносит индивид В. По мере движения к точке L доля индивида А растет, а индивид В пользуется общественным благом бесплатно.
Предположив снижение
Модель Линдаля показывает, каким образом добровольный обмен и система цен (в специфической форме налоговых цен) приводят к принятию решений об оптимальном объеме предоставления общественного блага.
2.2.Критерии разграничения благ
Классифицируя экономические блага более подробно, необходимо определить различные критерии их разграничения и производимые этими критериями разделения благ по различным видам, разумеется, в зависимости от особенностей классифицируемых таким образом объектов микроэкономического анализа:
1.Конкурентность различных сравниваемых благ в потреблении. Конкурентными в потреблении блага будут в том случае, когда получение выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом. Неконкурентными же в потреблении являются такие блага, получение выгод от потребления которых данным экономическим субъектом содержит в себе возможность для других экономических субъектов получения от подобного блага таких же выгод в том же самом отношении.
Например, если один потребитель
не даст другому яблоко, а будет
есть его сам, то второй
2.Исключаемость из потребления различных товаров и услуг. Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом использования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо. Вернемся к тому же яблоку. Ясно, что оно является исключаемым из потребления всех возможных его потребителей.4
А вот если благо не обладает хоть
в какой-то степени исключаемостью
из потребления, сама проблема его распределения
может стать неактуальной. Вместо
этого на первый план выходит проблема
обеспечения ими возможных
Итак, мы выявили по крайней мере четыре класса экономических благ, различающихся по своим принципиальным характерным признакам. Результаты этого анализа удобно свести в простую матрицу 2x2:
Неконкурентные исключаемые блага |
Конкурентные и исключаемые блага |
Неконкурентные и неисключаемые блага |
Конкурентные и неисключаемые блага |
Конечно, это лишь первое
приближение к пониманию
Очевидно, что одновременно конкурентные и исключаемые блага обладают свойствами, делающими их максимально приспособленными для обращения в рыночном кругообороте. Именно поэтому подобные блага называют частными. Потребление данного частного блага каким-либо экономическим субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъектов потребление этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца.