Экономическая теория как основа системы экономических наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Изучив изрядное количество различного теоретического материала, осмыслив и проработав его, в своей работе я попытаюсь раскрыть тему экономической теории, её роли и функций в обществе.

Работа содержит 1 файл

Курсач1.docx

— 78.61 Кб (Скачать)

  Введение

     Изучив  изрядное количество различного теоретического материала, осмыслив и проработав его, в своей работе я попытаюсь раскрыть тему экономической теории, её роли и функций в обществе.

     Понятие экономики двойственно. С одной стороны, под экономикой подразумевается вся система многофункционального хозяйства отдельной страны (или всего мира) с ее многочисленными отраслями, подотраслями, производствами, с системой развитых связей и отношений. С другой стороны, под экономикой часто понимают систему знаний об этом хозяйстве. Хотя, если сказать точнее, то в последнем случае речь идет скорее о системе экономических наук.

     Поскольку современная экономика — явление чрезвычайно сложное, её изучает множество наук, образующих единую систему знаний. Это науки о финансах и деньгах, ценообразовании, планировании и прогнозировании, науки об организации производства и управления, маркетинге, менеджменте и пр. Но общей основой всех перечисленных наук является экономическая теория, или, как ее называли раньше, политическая экономия.

     Экономическая теория занимает особое место среди социально-гуманитарных дисциплин. Это обусловлено тем, что жизнь современного человека буквально пронизана и определяется экономикой. Когда общество благополучно экономически, в нём царят удовлетворённость, порядок и мир. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придаёт людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.

     Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере  формируется экономический потенциал  общества, производятся различные блага  для удовлетворения физиологических  и духовных потребностей людей. Великий  английский экономист конца XIX и  первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил  экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля  зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая  наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию  природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика  есть то, что формирует потребность  в самом театре.

 

Глава 1. Предмет, метод и функции экономической теории.

    1. Эволюция  идей о предмете экономической  теории.

     Экономическое мышление является ровесником человеческого  общества. Первоначально экономическая  мысль выделялась в виде отдельной  формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно  начальные результаты. Истоками считают  и папирусы Древнего Египта и, законы царя Хамурапи, и древнеиндийский  трактат «Артхашастра».

     Так или иначе, истоки экономической  науки следует искать в учениях  мыслителей древнего мира, прежде всего  стран Дальнего Востока - колыбели мировой  цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени  в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).

     Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате «Домострой» восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.

     Натурально-хозяйственная  концепция была характерна и для  экономических взглядов Платона. В  своем проекте о государственном  устройстве он отвел государству  функцию разрешения противоречия между  многообразием потребностей людей  и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

     Аристотель  большой вклад в развитие экономической  науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения  о путях приобретения богатства  и удовлетворения потребностей.

     Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с  обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая  развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

     Политическая  экономия как самостоятельная наука  возникла значительно позже - в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии  как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин «политическая экономия», родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: «политейя» - общественное устройство, «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон.

     Поскольку капиталистические отношения начали складываться, прежде всего, в сфере  торговли, то первое, раннее течение  экономической мысли в XV - XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского «мерканте» - торговец, купец)- заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация. Его представителями были Томас Ман (1551–1611), Антуан Монкретьен (1575–1621), Дэвид Юм (1711–1776). Источник богатства в экономике меркантилисты видели в торговле. Именно они впервые поставили вопрос об активном торговом балансе, проблемы которого волнуют многие страны и сегодня.

     Со  временем экономика все усложнялась, и наука перешла от анализа  обмена и торговли к анализу производства. В результате возникло учение физиократов (от греч. – власть природы). Его представителями являлись Франсуа Кенэ (1694–1774), Жак Тюрго (1727–1781). Вследствие неразвитости производства физиократы исследовали его состояние лишь в аграрном секторе экономики.

     Ограниченность  подхода школы физиократов преодолела классическая школа. Классической она названа потому, что впервые в истории экономической мысли ее представители рассмотрели всю экономику в целом, разработав при этом основы трудовой теории стоимости, раскрыв понятие рынка и механизм ценообразования. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: «Трактат о налогах и сборах», «Слово мудрым», «Политическая арифметика», «Разное о деньгах». Как и многие другие исследователи экономических процессов, У. Петти не был «чистым» экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. «Богатство каждой страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле,... а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли».[14] Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти «труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать» можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.

     Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А. Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов «природа» и «власть»).

     Выдающийся  английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как «Пророк свободной конкуренции». Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество «эгоистов-индивидов».

     После исследования этой проблемы он переходит  к изложению происхождения и  употребления денег. Значительный вклад  Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и  непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической  политике государства.

     Самым крупным экономистом эпохи промышленного  переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру 19 века: «Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах»[15].

     Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как  таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение  благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов. На базе теоретического наследства классической школы возникли два противоположных учения – марксизм и маржинализм.

     Марксизм – учение об экономическом строе капитализма и смене его новым, передовым строем – коммунизмом. Основоположник марксизма – Карл Маркс (1818–1883). В своем главном труде «Капитал» над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

     Маржинализм – экономическая теория, возникшая во второй половине ХIХ в. и с противоположных марксизму позиций оценившая наследие классической школы (представители: Уильям Джевонс (1835–1882), Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бам-Баверк (1851–1914).

     С конца XIX в. начинают формироваться  новые подходы в экономической  науке и в течение длительного  времени ее различные направления  так или иначе концентрировались  вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

     В последней трети 19 в. В Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот  в экономической теории: возникло неоклассическое (по греч. «неос» - новый) направление. Основу неоклассической теории составили разработки 3-х научных школ: австрийской - К. Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской - А. Маршалл и лозаннской - Л. Вальрас.

     Оно возникло как реакция на экономическое  учение К. Маркса. Учение господствовало до 30-х годов нынешнего столетия и воспевало эпоху свободного предпринимательства.

     Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении  усилий с теоретических споров о  стоимости к изучению проблем  взаимодействия спроса и предложения  как сил, определяющих процессы, протекающие  на рынке. По Маршаллу, по мере потребления  новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой  долей снижается.

     Согласно  выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны  покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).

     Принципы  предельной полезности послужили основанием для разработки обширной концепции  предельных величин. Великая депрессия 29-33 годов показала невозможность  путем свободной конкуренции  разрешать социально-экономические  проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство  государства в ход экономической  жизни.

Информация о работе Экономическая теория как основа системы экономических наук