Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 02:22, лекция
Экономическая теория длительное время развивалась как наука о богатстве.
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным определить ее абсолютно начальные результаты. Истоками считают и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хамурапи, и древнеиндийский трактат « Артхашстара».
1. Экономическая теория как наука
2. Материальные потребности и экономические ресурсы общества
3.Собственность как экономическая категория. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности
Наиболее сложной задачей является моделирование экономических процессов и систем.
Математические
модели выражаются с помощью графиков
и математических уравнений. Однако
увлечение абстрактными моделями может
создать ложное представление о
реальной экономической ситуации, особенно,
если в модель заложены некачественно
обработанные экономические показатели.
Функции экономической теории.
1)Методологическая - состоит в том, что она играет роль методологической основы других экономических наук.
2)Теоретическая - состоит в том, что экономическая наука открывает и формулирует экономические законы и категории, использование которых служит теоретической базой практической деятельности.
ЗПрактическая, благодаря которой на основе знаний, полученных экономической наукой, вырабатываются принципы и методы рационального хозяйствования, экономическая политика государства, исходные разработки прогнозов и программ.
4)Формирование экономического мышления и поведения людей в различных системах.
Каждая
из перечисленных функций
Каждое
из направлений экономической
Так представители классической школы, маржиналисты и неоклассики во главу этой модели ставят материальный, прежде всего денежный интерес, являющийся главным в мотивации деятельности человека.
Кейнсианское
направление и институционализм
представляют более сложную модель
«экономического человека», мотивами
деятельности которого, наряду с материальными
благами, являются такие элементы как
милосердие, престиж, свободное время...
Деятельность людей осуществляется в определенных условиях, или СРЕДАХ. Главными из них являются две:
-социальная (общественная)
-естественная (географическая)
СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ жизни людей образуют:
1.Отношения собственности по-разному влияют на деловую активность. Общественная «ничейная» собственность не стимулирует активную хозяйственная деятельносчь. Частная собственность, напротив, побуждает к инициативному, более результативному труду.
Однако, с социальной точки зрения, она не во всем хороша. То. что попадает в руки одних, становится недоступным другим. Растет имущественное расслоение общества, которое часто приводит к социальной напряженности.
С целью создания благоприятной социальной среды государство должно часть благ оставлять общедоступными: природные богатства, леса, парки, зоны отдыха, заповедники, общественный транспорт, водные ресурсы...
2.Социальное устройство общества основано на социальном законодательстве. От социального законодательства зависит состояние в стране социального страхования, предполагающего выплату пенсий, пособий, обслуживание инвалидов, стариков, больных и других категорий нетрудоспособного населения.
Об
уровне социальной среды общества судят
по таким показателям, как жилищно-коммунальные
и бытовые условия жизни и труда, уровень
здравоохранения, образования, культуры...
К ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ относятся:
1.Трудовые ресурсы. Их часть, занятая в материальной и непроизводственной сфере, образует экономически активное население.
2.Природные
ресурсы - это дары природы. В мире лишь
три государства Россия, США, и Китай имеют
практически все известные виды природных
ресурсов Большинство стран осуществляют
свою деятельность в условиях естественной
ограниченности ресурсов.
Поскольку ресурсы редки, неизбежной становится конкуренция за их использование.
Содержанием борьбы является выбор направлений использования ограниченных ресурсов. Если ресурс используется в производстве какого-либо определенного товара, то он «потерян» для других товаров, в производстве которых он мог бы участвовать.
Например, если участок земли занят под электростанцию, это означает, что на этом участке не выращивается свекла, не построен стадион. .
Значит,
экономика постоянно
Экономика - это наука об эффективном
использовании
редких ресурсов
Эффективность охватывает проблема такого использования или применения редких ресурсов, при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества (цель производства).
Проиллюстрировать эффект выбора можно с помощью кривой производственных возможностей.
Предположим, что экономика производит два продукта - масло и роботы. Будем исходить из того, что если все население страны станет производить масло, то оно получит 15 тонн. Если же - роботы, то будет выпущено б штук. Конечно, роботы и масло могут производиться одновременно.
Так
как ресурсы ограничены, то при росте
производства роботов придется сократить
кол-во масла, и наоборот. Это можно выразить
в таблице 1 и на графике (рис 1.).
Шкала
производственных возможностей
Вариант | Масло (тонн) | Роботы (штук) |
1 | 15000 | 0 |
2 | 12000 | 2000 |
3 | 10000 | 3000 |
4 | 6000 | 4000 |
5 | 3000 | 5000 |
6 | 0 | 6000 |
масло 4 (тыс. тонн)
123456
Рис.
1 .График производственных возможностей
График показывает максимально возможное производство роботов и масла. Например, в точке С при производстве 10000 тонн масла можно произвести 3000 роботов. Если потребуется произвести 5000 роботов (точка Д), то производство масла придется сократить до 3000 тонн. Это означает, что производство 2000 дополнительных роботов заставит отказаться от производства 7000 тонн масла.
Предполагается, что в данной ситуации полностью использованы все ресурсы экономики. Она функционировала на границе своих производственных возможностей и была эффективна.
Если же допустить, что в стране безработица, а значит, недоиспользуется такой фактор, как труд, то экономика будет находиться где-то внутри кривой - точка X. Это свидетельствует о неудачном использовании ресурсов и неэффективности экономики
Производство же на основе выбора точки М вообще неосуществимо, так как эта точка лежит за границей производственных возможностей экономической системы, то есть нет ресурсов.
Таким образом, экономика работает эффективно, когда она находится на границе производственных возможностей, а не внутри или за ее пределами.
Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости.
Альтернативная стоимость - это цена, измеряемая через другую вещь,
которую нужно отдать взамен.
Потребность - это нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития.
В марксистской теории обычно выделяют три группы потребностей:
1.Материальные потребности - в пище, одежде, жилье...
2.Духовные - удовлетворяются в занятиях наукой, искусством. в получении образования. В широком смысле к духовной пище относятся все виды информации, которые получает человек.
3.Социальные-связаны с участием в различных общественной и коллективной деятельности.
Они могут быть и материальными, и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необходимостью многих людей жить и сотрудничать вместе.
В западной литературе наибольшее распространение получила теория американского экономиста Авраама Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:
1)физиологические потребности (голод, жажда...)
2)потребности самосохранения (безопасность, защищенность)
3)социальные потребности (чувство духовной близости, любовь)
4)потребности в уважении (самоуважение, признание)
5)потребности в самоутверждении (саморазвитие, самореализация).
Согласно Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, остальные - к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.
Источником удовлетворения потребностей является БЛАГО.
Благо
- это любая полезность (предмет,
явление, продукт труда),
удовлетворяющая
определенную
человеческую потребность.
Классификация благ
1 .Материальные блага — дары природы (климат, земля, воздух), продукты производства (здания, машины, продукты питания)
2. Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека: здравоохранение, искусство, музей, театр, образование Нематериальные блага подразделяются на две группы:
-внутренние — блага, данные человеку природой, которые он сам в себе развивает (музыкальный слух - музицирование, голос - пение);
-внешние — это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (деловые связи, протекция...)
3.К экономическим благам относятся те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, то есть которые можно получить в количестве. ограниченном по сравнению с потребностями. Это явление связано с редкостью ресурсов
4. Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без усилий человека (воздух, вода...). Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека
З.К общественным благам относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, радиопередачи, прогнозы погоды, уличное освещение, маяки. Общественные блага отличаются от необщественных следующими двумя характеристиками:
1)отсутствие соперничества в потреблении общественных благ. Потребление такого блага каким-либо потребителем не уменьшает количества этого блага для других. Например, прослушивание радиопередачи одним радиослушателем не лишает такой же возможности других.