Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:45, курсовая работа
Задачей является оценка экономической эффективности вариантов с учетом доходов от аренды и продажи, затраты на ремонт и переоборудование, амортизационных отчислений, а также затраты на его содержание и использование. Все эти затраты возникают в период 2013-2018 г.г.
Определяются риски, связанные с инвестированием в недвижимость.
1
Постановка задачи
3
2
Исходные данные по трем проектным решениям развития объекта
4
3
Анализ характеристик объекта и рыночной ситуации
8
3.1
Анализ местоположения объекта
8
3.2
Анализ ресурсного качества участка
15
3.3
Анализ рыночного спроса и предложений
16
- жилая недвижимость (спрос и предложение; конкуренция). SWOT-анализ
16
- офисная недвижимость (спрос и предложение; конкуренция). SWOT-анализ
18
- коммерческая недвижимость (спрос и предложение; конкуренция). SWOT-анализ
20
3.4
Выводы по результатам маркетингового исследования сегментов рынка недвижимости. Предложения по отбору проектных решений для финансовой оценки
21
4
Финансовая оценка проектных решений
22
5
Выводы и предложения по выбору лучшего проектного решения.
Оценка перспектив развития района застройки и рынка недвижимости
43
Заключение
44
Библиографический список
45
По итогам 1 кв. 2012 года рынок офисной недвижимости Москвы пополнился только тремя офисными объектами, объем площадей которых в 2 раза ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Если тенденция ввода объема офисных площадей продолжится в текущем темпе, то в перспективе 2-3 лет существует опасность возникновения дефицита качественных офисных помещений в Москве.
Уровень поглощения офисных площадей по результатам 1 кв. 2012 г. (90 000 кв.м) является ниже, чем аналогичный показатель прошлого года. В центральном, западном и юго-западном округах наблюдается наибольший спрос на помещения. В связи с возросшим спросом на качественные офисные помещения в ЦАО, например, сложился недостаток офисных площадей от 100 до 200 кв.м.
Только 20-30% из всех заявок арендаторов приводят к реальным сделкам. Так как большинство обращений носят маркетинговый характер, и они направлены на улучшение условий по текущим договорам. Как правило, в большинстве случаев поиск приводит к продлению текущих договоров.
В целом, введеннные максимальные ограничения на строительство офисов в центре приведут к тому, что рынок будет более децентрализован. Причем новое предложение в большей степени будет сконцентрировано в западных и северно-западных округах, как наиболее престижных для офисного девелопмента, атакже в направлении «новой Москвы».
Перенос министерств и ведомств за пределы центра Москвы освободит большое количество офисных помещений, однако говорить о значительном увеличении предложения в этом сегменте пока рано, так как возможно некоторые здания «отдадут» под гостиницы.
Вкупе с увеличивающимися арендными ставками в центре и при дальнейшем ограничении предложения, это приведет к оттоку новых арендаторов и покупателей из центра столицы к периферии.
Учитывая ограничение на новое строительство в ЦАО, ставки на высококачественные офисы продолжат свой рост, возможно боле высокими темпами, чем в среднем по рынку.
В 2012 г. в среднем по рынку можно ожидать небольшого роста ставок в сегменте офисной недвижимости (на 3-5%).
По данным Федеральной службы государственной статистики, во II квартале 2011 г., в Москве отмечается увеличение количества новых организаций. Как заметили специалисты, причиной положительной динамики стало преобладание числа количества новых зарегистрированных компаний над количеством ушедших с рынка организаций. По статистическим данным на июль 2011 г. зарегистрировано 32,5 тыс. новых компаний, количество официально ликвидированных компаний составило 30,7 тысячи.
SWOT-анализ проекта «Офисно-коммерческий центр»
Положительное влияние |
Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
вдали от центра | |
Внешняя среда |
Возможности |
Угрозы |
|
|
Вывод: спрос на офисные здания переносится как раз за пределы ТТК и вблизи транспортных развязок, это является плюсом выбора варианта строительства офиса в данном районе, но необходимо учесть существующее предложение на рынке, которое может удовлетворить спрос и нестабильную ситуацию в экономике, которая уменьшает появление новых компаний.
Анализ спроса на коммерческую недвижимость:
Оборот розничной торговли в Москве в 2011 г. увеличился на 6,6% по сравнению с 2010 г. - до 3 322 млрд руб. На 80,3% оборот розничной торговли был сформирован
торгующими организациями, на 19,7% - продажей товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Общее предложение торговых (арендопригодных) площадей в качественных ТЦ столицы по итогам 1 кв. 2012 г. составило 4 190 тыс. кв.м. Обеспеченность качественными торговыми площадями составляет около 363 кв.м GLA на 1 000 жителей. 1 кв. 2012 продолжил тенденции прошлого года, а именно:
• Снижение объема ввода новых объектов.
• Увеличение масштабности заявляемых к строительству проектов. В начале года было заявлено о строительстве сразу трех крупных проектов - ТЦ Романа Абрамовича рядом со «Сколково» на 100 тыс. кв.м, Vegas Crocus City (283 00 / 100 000 кв.м) и Vegas Кунцево (231 000/ 113 000 кв.м), девелопер Crocus Group.
• Перенос сроков открытия ТЦ (с февраля 2012 г. на лето перенесено открытие ТЦ «МЦ»).
• Продолжается децентрализация рынка. В 2012 г. будут введены первые Outlet-центры. Уровень вакантных площадей снизился и на конец 1 кв. 2012 г. в целом по рынку составил около 3,5%. До сих пор уровень вакантных площадей может сильно различаться в зависимости от уровня и качества ТЦ.
По-прежнему, наиболее активными среди торговых операторов уже несколько лет остаются крупные продуктовые сети – именно они заявляют о самых больших программах развития на 2012 год.
SWOT-анализ проекта «Коммерческо-жилое здание»
Положительное влияние |
Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
| |
Внешняя среда |
Возможности |
Угрозы |
В зоне объекта находится большое количество образовательных учреждений, торговых и развлекательных центров, что создает дополнительное преимущество |
площадей
|
3.4. Выводы по результатам маркетингового исследования сегментов рынка недвижимости. Предложения по отбору проектных решений для финансовой оценки.
Итак, нам предстоит выбрать из трех вариантов два. По итогу маркетинговых исследований можно составить примерный рейтинг проектов.
Проект |
Плюсы |
Минусы |
Среднее |
Жилое здание |
6 |
3 |
3 |
Офисно-коммерческое здание |
5 |
4 |
1 |
Коммерческое-жилое здание |
8 |
4 |
4 |
Примечание: плюсами считаем сильные стороны и возможности, минусами – слабые стороны и угрозы по итогам SWOT-анализа.
4. Финансовая оценка проектных решений.
Проведем финансовую оценку двух проектных решений и определим самый доходный вариант. Планируется в течение 6 лет сдавать объект в аренду, затем продать его по рыночной цене. В процессе расчетов необходимо провести дисконтирование денежных потоков, с учётом инфляции и ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Последний этап конкурса на звание ННЭИ – максимальная прибыльность. Она означает, что данный вариант принесет наибольший доход. Из всех финансово целесообразных вариантов наилучшим и наиболее эффективным признается использование, которое обеспечит максимальный возврат капитала (чистую текущую стоимость объекта или чистый доход).
Исходные данные о рыночной ситуации
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
Прогнозный период (по годам) | |||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 | |||
1 |
Изменение затрат (прогноз) |
% |
- |
5 |
4 |
6 |
8 |
8 |
2 |
Рост стоимости недвижимого имущества (прогноз) |
% |
- |
11 |
11 |
12 |
13 |
14 |
3 |
Изменение арендных ставок (прогноз) |
% |
- |
13 |
13 |
12 |
12 |
12 |
4 |
Степень занятости арендаторами (жилые помещения) |
% |
- |
65 |
70 |
75 |
89 |
98 |
5 |
Степень занятости арендаторами (офисные помещения) |
% |
- |
80 |
80 |
85 |
90 |
95 |
6 |
Степень занятости арендаторами (коммерческие помещения) |
% |
- |
80 |
83 |
86 |
89 |
92 |
7 |
Степень занятости арендаторами (парковочные места) |
- |
90 |
90 |
95 |
100 |
100 | |
Данные по стоимости аренды за базовый год, у.д.е./кв.м. (без НДС и операц.расходов) | ||||||||
8 |
Уровень арендой платы (жилые помещения) |
у.д.е./м.кв |
560 |
633 |
715 |
801 |
897 |
1005 |
9 |
Уровень арендой платы (офисные помещения) |
у.д.е./м.кв |
815 |
921 |
1041 |
1166 |
1305 |
1462 |
10 |
Уровень арендой платы (коммерческие помещения) |
у.д.е./м.кв |
970 |
1096 |
1239 |
1387 |
1554 |
1740 |
11 |
Уровень арендой платы (парковочные места) |
у.д.е./м.кв |
1750 |
1978 |
2235 |
2503 |
2803 |
3139 |
12 |
Цена продажи квартир |
у.д.е./м.кв |
6120 |
6793 |
7540 |
8445 |
9543 |
10879 |
13 |
Цена продажи офисных помещений |
у.д.е./м.кв |
6130 |
6804 |
7553 |
8459 |
9559 |
10897 |
14 |
Цена продажи коммерческих помещений |
у.д.е./м.кв |
6957 |
7722 |
8572 |
9600 |
10848 |
12367 |
15 |
Цена продажи парковочных мест |
у.д.е./м.кв |
48050 |
53336 |
59202 |
66307 |
74927 |
85416 |
16 |
Обслуживание и текущий ремонт жилья |
у.д.е./м.кв |
42 |
44 |
45 |
48 |
52 |
56 |
17 |
Обслуживание и текущий ремонт офисных и коммерческих зданий |
у.д.е./м.кв |
91 |
95 |
99 |
105 |
113 |
122 |
Исходные данные для трех вариантов проектных решений
№ п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
Жилое здание |
Комбинированное коммерческо-жилое здание |
Офисно-коммерческое здание |
1 |
Площадь этажа здания |
м.кв |
13049 |
13049 |
13049 |
2 |
Величина амортизационных |
% в год |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3 |
Арендная плата за участок |
у.д.е./год |
22700 |
22700 |
23100 |
4 |
Цена продажи недвижимости (в начале прогнозного периода) перед реконструкцией |
1000 у.д.е. |
12670 |
12670 |
12670 |
5 |
Инвестиционные затраты в |
1000 у.д.е. |
11033 |
16549 |
20963 |
6 |
Бухгалтерская стоимость недвижимости после проведения реконструкции |
1000 у.д.е. |
23703 |
29219 |
33633 |
7 |
Арендуемые или продаваемые площади (жилые помещения) |
м2 |
8612 |
8612 |
- |
8 |
Арендуемые или продаваемые площади (коммерческие помещения) |
м2 |
130 |
1957 |
1957 |
9 |
Арендуемые или продаваемые площади (офисные помещения) |
м2 |
- |
7292 |
7568 |
10 |
Арендуемые или продаваемые парковочные места |
шт. |
136 |
53 |
59 |
Исходные данные о финансировании объектов
Показатели |
Ед. изм. |
Жилое здание |
Комбинированное коммерческо-жилое здание |
Офисно-коммерческий центр |
Налог на прибыль |
% |
20 |
20 |
20 |
Доля привлеченного капитала в инвестиционных затратах |
% |
35% |
25% |
15% |
Время выплаты привлеченного капитала |
лет |
10 |
10 |
10 |
Погашение долга за привлеченный капитал равными долями |
1000 у.д.е./год |
386,2 |
413,7 |
314 |
Доля собственного капитала в инвестиционных затратах |
% |
65% |
75% |
85% |
Проведем финансовую оценку трех проектных решений и определим самый доходный вариант. Планируется в течение 6 лет сдавать объект в аренду, затем продать его по рыночной цене. В процессе расчетов необходимо провести дисконтирование денежных потоков, с учетом инфляции и ставки рефинансирования ЦБ РФ.
ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ
ПРОЕКТ 1
Показатели |
Единица измерения |
Годы | |||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 | ||
1. Жилые помещения |
|||||||
Площадь, приносящая доход |
м2 |
5598 |
6029 |
6459 |
7665 |
8440 | |
Доходы от аренды |
у.д.е./м2 |
560 |
633 |
715 |
801 |
897 |
1005 |
Доходы |
1000 у.д.е./м2 |
3542 |
4311 |
5173 |
6875 |
8479 | |
2. Коммерческие помещения |
|||||||
Площадь, приносящая доход |
104 |
108 |
112 |
116 |
120 | ||
Доходы от аренды |
у.д.е./м2 |
970 |
1096 |
1239 |
1387 |
1554 |
1740 |
Доходы |
1000 у.д.е./м2 |
114 |
134 |
156 |
180 |
209 | |
3. Парковка |
|||||||
Площадь, приносящая доход |
122 |
122 |
129 |
136 |
136 | ||
Доходы от аренды |
у.д.е./м2 |
1750 |
1978 |
2235 |
2503 |
2803 |
3139 |
Доходы |
1000 у.д.е./м2 |
242 |
274 |
323 |
381 |
427 | |
Всего доходы от аренды: |
1000 у.д.е./м2 |
3899 |
4719 |
5652 |
7437 |
9115 |
Информация о работе Экономическая оценка проектных решений по развитию объекта недвижимого имущества