Экономическая эффективность переработки сельхозпродукции в местах ее производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Вопросам повышения эффективности общественного производства особое внимание было уделено еще в 70-е годы 20 века, определивших в качестве главного стратегического направления «осуществить решительный поворот к более эффективному использованию созданного в нашей стране мощного производственно-технического потенциала для увеличения национального дохода, производства конечного продукта, идущего непосредственно для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства» '.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Основы определения экономической эффективности производства.
Эффективность производства и качество продукции.
Приоритетные направления повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Качество сельскохозяйственной продукции и качество работы..
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Экономика.docx

— 33.30 Кб (Скачать)
lign:justify">Структура и уровень затрат на удовлетворение материальных потребностей будут зависеть от того, где используется предмет потребления – в сфере  производительного или личного  потребления, является ли он средством  или предметом труда, предметом  разового или длительного пользования. При этом во многих случаях затраты  по эксплуатации средств труда в несколько раз превышают затраты на их производство.

Величина затрат в сфере  потребления функционально связана  с уровнем качества продукции. При  низком качестве продукции для удовлетворения тех же потребностей требуется значительно  больше продукции, а, следовательно, затрат живого и овеществленного труда  на ее производство и потребление.

Экономическая эффективность  повышения качества – это отношение  полезного эффекта, полученного  в потреблении от улучшения качества, к затратам на повышение качества, которое в решающей мере является отражением эффекта производства.

Экономический эффект от изменения  качества – это денежное выражение  экономического результата, связанного с изменением качества, и может  быть положительным и отрицательным.

Величина эффекта определяется по формуле;

Э = Р – З,

Где Э – величина эффекта  в потреблении; Р – результат в процессе потребления; З – затраты в процессе потребления (эксплуатации).

Более полно экономическую  эффективность повышения качества продукции в производстве и потреблении  можно выразить в следующем виде:

ЭПК=Ц – ЗП + (Р – (Ц + ЗЭ)) = ЭП + ЭЭ,

ЭПК = Р/ЦП, ЭПК = Р/ЗИИП,

Где ЭПК – коэффициент  повышения эффективности качества продукции; Р – результат, полезный эффект от потребления (эксплуатации) продукции; Ц – цена реализации произведенной продукции; ЗП – затраты на производство продукции;

ЗЭ – затраты в процессе потребления (эксплуатации); Ц – ЗП =Э П – экономический эффект от производства продукции повышенного качества; Ц + ЗЭ = ЦП – цена потребления продукции; Р – ЦП = ЭЭ – экономический эффект от потребления продукции улучшенного качества; ЗП + ЗЭ = ЗИИП – интегральные издержки потребления (эксплуатации); ЭП + ЭЭ – совокупный эффект от повышения качества продукции.

 

Повышение качества продукции  нельзя рассматривать в отрыве от таких важнейших экономических  категорий, как производительность труда, себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и т.д.

Эффект от потребления  сельскохозяйственной продукции более  высокого качества происходит за счет снижения издержек потребления (переработки) продукции, имеющей более высокое  содержание полезного вещества, так  как здесь меньшее количество произведенной продукции эквивалентно большему количеству менее качественной продукции.

Сравнительную экономическую  эффективность от переработки сельскохозяйственной продукции на специализированных предприятиях или в цехах сельскохозяйственных предприятий определяют по формуле;

ЭП = ( ПХ/АХ – ПП/АП)*АХ,

Где ЭП – сравнительная  экономическая эффективность переработки  продукции, руб.; ПХ – прибыль сельскохозяйственного  предприятия от переработки продукции  в своем цехе; ПП – прибыль  от переработки продукции в специализированном предприятии, руб.; АП, АХ – годовые  объемы переработанной и реализованной  продукции в цехах сельскохозяйственных и специализированных предприятиях, руб.

Эффективность рассчитывается на одинаковый объем реализуемой  продукции, но при ее переработке  учитывают выход основной и побочной продукции, исходя из получаемых видов, качества и цены реализации.

  1. Приоритетные направления повышения эффективности сельскохозяйственного производства

Экономическая эффективность  сельскохозяйственного производства в основном определяется двумя группами факторов.

Внешние факторы, не зависящие  от хозяйственной деятельности предприятий, — ценообразование, налогообложение, кредитование, инфляционные процессы, дотации и компенсации, аграрное законодательство и др.

Внутренние факторы —  урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных, себестоимость  продукции, технология и организация  производства, специализация и т. д.

 

В настоящее время экономическая  эффективность сельскохозяйственного  производства в значительной мере определяется факторами первой группы. При отлаженном экономическом механизме вторая группа факторов в большей степени формирует уровень экономической эффективности.

Для преодоления кризиса  в аграрном секторе, стабилизации и  повышения экономической эффективности  сельскохозяйственного производства в первую очередь необходимо создать  действенный экономический механизм путем государственного регулирования и совершенствования экономических отношений между партнерами АПК.

В системе рыночных отношений  в агропромышленном комплексе можно  выделить две равные по значимости части. Одна — свободное поведение  на рынке сельскохозяйственных и  других товаропроизводителей и покупателей  на всех уровнях, что определяет оптимальное  соотношение спроса и предложения; другая—экономические механизмы регулирования рыночных отношений, имеющие целью ориентировать субъекты рынка на эффективную деятельность и экологизацию производства.

В условиях многоукладной  экономики экономическая эффективность  сельского хозяйства в значительной степени зависит от уровня интенсивности  производства. Важнейшим направлением интенсификации сельского хозяйства  является применение ресурсосберегающих технологий производства продукции. Эти  технологии позволяют снизить прямые затраты труда и материалоемкость, получить максимальное количество высококачественной продукции и прибыли. Так, при ресурсосберегающей технологии себестоимость 1 т сахарной свеклы на 48,1 % ниже, производительность труда почти в 5 раз выше, чем при традиционной.

Одним из направлений повышения  экономической эффективности производства является развитие агропромышленной интеграции. В сложившихся условиях, когда  хозяйства испытывают трудности  в сбыте сельскохозяйственной продукции, переработка ее в местах производства экономически выгодна, так как позволяет  рационально использовать всю произведенную  продукцию и вовлечь ее в товарооборот. Однако с целью более полного  использования мощностей как  крупных, так и небольших перерабатывающих предприятий, а также преодоления локального монополизма в области переработки необходимо шире развивать кооперацию и интеграцию сельскохозяйственных товаропроизводителей и перера-5отчиков сырья путем создания интегрированных структур: агрофирм, ассоциаций, агропромышленных объединений, холдинговых структур, финансово-промышленных групп.

Эффективность производства в значительной степени зависит  от успешной реализации продукции, то есть от маркетинговой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому на предприятиях, производящих широкий ассортимент продукции, а также в хозяйствах, реализующих  значительную часть продукции за пределы своего административного  района или области, необходимы маркетинговые  службы. Для обслуживания предприятий  с незначительными объемами производства продукции такие службы целесообразно  организовывать на уровне района или  области.

Организация маркетинга на всех уровнях позволит обеспечить руководителей  и специалистов хозяйств информацией  о наличии спроса и предложения  на продукцию, о том, куда и по какой  цене им выгоднее ее продать, окажет помощь в проведении маркетинговых исследований и осуществлении той или иной маркетинговой стратегии, что будет  способствовать повышению эффективности  производства и реализации продукции.

Важнейшим условием повышения  экономической эффективности производства является улучшение качества сельскохозяйственной продукции. Качество продукции —  это совокупность свойств, обусловливающих  ее пригодность к удовлетворению определенных потребностей в соответствии с назначением. Качество одной и  той же продукции может быть признано высоким при использовании для  одних целей и низким для других. Так, увеличение содержания белка в  ячмене повышает его ценность как  фуража, но снижает как продукта для пивоварения

Качество продукции оценивается  с помощью стандартов. Под стандартом понимают перечень условий и требований, предъявляемых к продукции. Для  характеристики качества продукции  используют международные и межгосударственные стандарты (ГОСТы), к которым Россия присоединяется, государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТРы), отраслевые стандарты (ОСТы), стандарты предприятий (СТП), созданные для внутренних нужд самих предприятий и их объединений, стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО), технические условия (ТУ).

 

Чем выше качество сельскохозяйственной продукции, тем выше цена ее реализации, а следовательно, и рентабельность производства. Например, пшеница с содержанием клейковины свыше 23% используется на продовольственные цели. Цена такого зерна в 1,5-1,7 раза выше, чем фуражного.

Качество сельскохозяйственной продукции зависит от многих факторов: сорта растений и породы животных, технологии и организации производства, развития материально-технической  базы отрасли, квалификации работников, климатических условий, плодородия почвы, условий хранения и транспортировки  и т. д.

Повышение качества сельскохозяйственной продукции имеет большое народнохозяйственное значение. Так, увеличение сахаристости свеклы только на 1 % равнозначно дополнительному  получению около 100 тыс. т сахара в год. Повышение содержания крахмала в картофеле на 1 % может дать дополнительно  более 300 тыс. т крахмала.

Важным направлением повышения  эффективности хозяйственной деятельности предприятий является совершенствование  организационной структуры сельскохозяйственного  производства. В перспективе аграрный сектор Российской Федерации будет  представлен системой конкурирующих, взаимодействующих и взаимодополняющих  крупных, средних и мелких хозяйств. Многообразие размеров хозяйств будет  сочетаться с разнообразием форм хозяйствования. Каждая форма собственности  и хозяйствования займет свою экономическую  нишу.

  1. Качество сельскохозяйственной продукции и качество работы

Важнейшим показателем эффективности  сельскохозяйственного производства и условием ее повышения является улучшение качества сельскохозяйственной продукции и выполняемых работ.

Качество продукции —  это совокупность свойств, обусловливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с  назначением. Чем выше качество продукции, тем более высокую потребительную стоимость она приобретает. К. Маркс  указывал, что потребительная стоимость  продукта «...возрастает не посредством  увеличения количества продукта, а вследствие повышения его качества»'. В основе улучшения качества продукции лежит действие объективного экономического закона возвышающихся потребностей, открытого В. И. Лениным. С ростом потребностей и расширением возможностей их удовлетворения возрастают требования к качеству материальных благ, которыми удовлетворяются эти потребности.

Проблема качества сельскохозяйственной продукции многогранна, так как  продукция отрасли это не только продукты непосредственного потребления, но и средства производства для перерабатывающей промышленности и для самого сельского  хозяйства. Следовательно, повышение  качества сельскохозяйственной продукции  способствует и более полному  удовлетворению потребностей трудящихся и созданию условий для повышения  эффективности производства в последующих  его производственных циклах: семена и корма лучшего качества, более  продуктивный скот, пополняющий основное стадо — важнейшие условия  увеличения производства продукции, снижения ее себестоимости и повышения  рентабельности производства.

Качество сельскохозяйственной продукции характеризуется дифференцированными  комплексными и обобщающими показателями. Дифференцированные показатели характеризуют  отдельные потребительные свойства различных видов продукции. Качество пшеницы, например, определяется влажностью, засоренностью, натурным весом, содержанием клейковины, сахарной свеклы — содержанием сахара, молока—содержанием жира и т.д.

Комплексные показатели характеризуют  совокупно несколько важнейших  свойств продукции. Например, сортность молока устанавливается с учетом его цвета, запаха, кислотности, механической засоренности и бактериальной обсемененности.

Обобщающие показатели качества объединяют дифференцированные и комплексные  показатели. Например, удельный вес  продукции высшего качества (в  стоимостном выражении) в объеме реализованной продукции.

Показатели качества продукции  находят свое отражение в стимулирующих  его закупочных ценах. С улучшением качества продукции повышается цена реализации, увеличивается сумма  прибыли, создаются возможности  для роста абсолютных размеров фондов накопления и потребления.

Качество продукции оказывает  большое влияние не только на показатели экономической эффективности сельского  хозяйства, но и промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье. Так, снижение сахаристости корней сахарной свеклы в среднем по Украинской ССР с 18,05% в 1961—1965 гг. до 15,25—15,75 в 1977—1978 гг. привело к росту материалоемкости сахарных заводов: выход сахара из 1 т сырья уменьшился с 13,59% в 1965 г. до 11,27% в 1978 г.; полная себестоимость 1 т сахарного песка повысилась на 11%'.

В сельском хозяйстве нашей  страны осуществляется большая работа по повышению качества продукции. Созданы  всемирно известные сорта твердых  и сильных пшениц, подсолнечника с содержанием масла до 46 % и более, породы животных с высокой молочной, мясной и шерстной продуктивностью. Это позволило улучшить качественные показатели продукции, закупаемой государством в колхозах, совхозах, межхозяйственных предприятиях. Однако часть продукции имеет недостаточно высокое качество. Так в 1978 г. колхозы и совхозы страны продали только 29% живой массы крупного рогатого скота высшей упитанности, много реализуется мелковесного скота низкой упитанности; только 59% свиней реализовано I и II категориями, немногим более половины шерсти принимают заготовительные организации как нормальную, остальная — дефектная; первым сортом продано 2/3 цельного молока (без переработки) и т.д. Мало выращивается продукции растениеводства высокоценных сортов. Например, в том же 1978 г. реализовано таких сортов подсолнечника 37%, а картофеля—9,5%.

Информация о работе Экономическая эффективность переработки сельхозпродукции в местах ее производства