Экономическая эффективность отрасли растениеводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются качеством управления финансами. Оно включает в себя финансовое планирование и прогнозирование с такими обязательными элементами, как бюджетирование и бизнес планирование, разработка инвестиционных проектов, организация управленческого учета, регулярный комплексный финансовый анализ и на его основе решение проблем платежеспособности, финансовой устойчивости, преодоление возможного банкротства предприятия.

Целью работы является выявление и использование резервов повышения экономической эффективности производства зерна.

Работа содержит 1 файл

Растениеводство курс 215 Тим.DOC

— 487.50 Кб (Скачать)

     где Крп — коэффициент выполнения плана по реализации продукции;

     VРП1 — объем реализации продукции в текущем году; VРП0 — объем реализации продукции в базисном году;

     Ц0 — цена единицы продукции базисного года.

     Изменение объема реализации продукции складывается под воздействием многочисленных факторов. Важнейшими из них являются изменение  объема производства продукции (VBU) и уровня товарности (УТ).

     Большое влияние на объем реализации продукции оказывает ее качество. Чем выше качество продукции, реализованной государству, тем выше зачетная масса и цены, и наоборот, хозяйства, реализующие продукцию низкого качества, нестандартную, много теряют в зачетной массе.

     Чтобы рассчитать влияние данного фактора на объем реализации продукции государству, необходимо ее фактическую физическую массу сопоставить с зачетной и определить потери или выигрыш хозяйства.

     В процессе анализа следует также  изучить выполнение плана реализации продукции по сортам (молоко), кондициям (животные), срокам реализации (картофель, овощи, фрукты), так как от этого во многом зависят финансовые результаты хозяйства.

     В заключение анализа нужно подсчитать резервы увеличения объема реализации продукции за счет: наращивания объема производства продукции; повышения качества товарной продукции; экономного использования продукции на производственные нужды; недопущения потерь и порчи продукции.

 

Глава 2. Анализ производства продукции  растениеводства  в ЗАО «Колхоз  имени Орджоникидзе»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Колхоз имени Орджоникидзе»

 

     Объектом  исследования является ЗАО «Колхоз  им. Орджоникидзе». Общество было создано 28 ноября 2004 года, после покупки им активов СПК «Жиздра», который  в свою очередь является правоприемником колхоза им. С. Орджоникидзе. ЗАО «Колхоз им. Орджоникидзе» расположен в 76км. южнее г. Калуги, в 3 км от районного центра г. Козельска. Колхоз находится вблизи от железной дороги и асфальтированной магистрали областного значения. Дорожная сеть на территории колхоза обеспечивает грузоперевозки внутрихозяйственного значения. Местность в пределах территории колхоза – среднепересеченная. Имеются небольшие лесные массивы.

     Климат  района расположения землепользования ЗАО "Колхоз имени Орджоникидзе» умеренно-континентальный с теплым летом, умеренно-холодной зимой, с устойчивым снежным покровом. Климатические условия вполне благоприятны для возделывания в хозяйстве сельскохозяйственных культур.

     Продолжительность периода с температурой выше 5 градусов составляет 175-177 дней и способствует активной вегетации сельскохозяйственных культур. Продолжительность периода с температурой выше 10 градусов составляет 130-145 дней. Весной заморозки в среднем заканчиваются 6-10 июня, а начинаются осенью 24-27 сентября. Продолжительность безморозного периода 135-145 дней. По влагообеспеченности хозяйство располагается в зоне достаточного увлажнения. Сумма осадков при температуре выше 10 градусов составляет 300-320мм. Устойчивый снежный покров сохраняется 130-135 дней, наибольшая его высота наблюдается в феврале.

     Рельеф  местности позволяет широко применять  механизацию сельскохозяйственных работ.

     Почвы на территории хозяйства представлены в основном дерново-оподзоленными, средне и легкосуглинистыми с  мощностью пахотного горизонта до 26 см.

     Основными целями деятельности Общества являются наиболее полное и качественное удовлетворение общественных потребностей в продукции, услугах, производимых Обществом, и  получение в результате своей  деятельности прибыли.

     Уставной  капитал общества составляет 100000 рублей и разделен на 100 обыкновенных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая, приобретенных (размещенных) акционерами.

     ЗАО «Колхоз им. Орджоникидзе» осуществляет свою деятельность в соответствии с  Гражданским кодексом РФ, законом РФ «О защите прав потребителей», Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах», а также Уставом.

     Основное  производственное направление хозяйства  – молочное скотоводство. На предприятии  растениеводство является вспомогательной  отраслью, которая не только обеспечивает животноводство кормами, но и производит продукцию для реализации. Продукция хозяйства по своим потребительским качествам не уступает продукции других хозяйств, а по некоторым параметрам, таким как содержание белка и жирности молока занимает устойчивое положение как в масштабе района, так и в целом по региону. Мясо идет на реализацию по цене в среднем 100 руб за кг живого веса. Так же, такая продукция растениеводства как картофель продаётся в объемах по цене 8-8,5 рублей. Из общего объема выручки, получаемой от реализации продукции, приходится на продукцию животноводства 35,1% и на продукцию растениеводства 64,9 %.

     Далее проанализируем размеры с/х производства ЗАО «Колхоз им. Орджоникидзе» (таблица 1).

 

      Таблица 1

Анализ  размеров с/х производства в ЗАО «Колхоз имени Орджоникидзе»

Показатель 2008г. 2009г. 2010г. 2010 г. в %

к 2008 г.

Стоимость валовой продукции, тыс. руб.:        
  в  сопоставимых ценах  54826 76454 74123 135,2
  по  себестоимости 30433 32201 49863 163,8
Произведено, т:        
    зерна
3803,6 1987,1 989,8 26
    картофеля
8082 8020 3044 37,7
    молока
1321,1 1636,4 1334,3 101
Площадь с.-х. угодий, га 7583 7583 7583 100
    в т.ч. пашни 5212 5212 5212 100
Среднегодовая стоимость основных средств производства, тыс. руб. 89665 113983 133742 149,2
Среднегодовая численность работников с.-х. производства, чел. 99 110 80 80,8
Среднегодовое поголовье животных, гол.:        
    крупного  рогатого скота 1286 1840 1508 117,3
    в т.ч. коров 269 442 522 194,1
    свиней
284 362 241 84,6
 

     В результате проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что стоимость валовой продукции с/х в 2010 году возросла по сравнению с 2008 годом на 32,5%. Максмум производства валовой продукции был достигнут в 2009 году и составил 76454 тыс. рублей. При этом площадь с/х угодий и пашни на протяжении данного периода остается на постоянном уровне, а именно 7583 и 5212 га соответственно. Это говорит не только о достаточной эффективности использования земельных ресурсов организации, но и о том что увеличение производства происходит не экстенсивным путем, а интенсивным. На протяжении данного периода увеличилась урожайность культур в растениеводстве, увеличились объемы реализованной продукции. В период с 2007 по 2009 год также идет постоянное увеличение среднегодовой стоимости основных средств основной деятельности, по сравнению с 2008 в 2010 она выросла на 49,2%. В связи с ростом объемов производства идет увеличение среднегодовой численности работников с 94 человек в 2007 году до 110 человек в 2009. Но в 2010 году численность работников организации уменьшилась до 80 человек в связи с ухудшением условий работы. Происходит увеличение поголовья крупного рогатого скота. В 2010 году оно увеличилось на 17.3%. Причем увеличение это главным образом произошло за счет увеличения поголовья коров молочного стада. Проанализировав данную таблицу можно также заметить то, что максимум всех показателей пришелся на 2009 год, а в 2010 году произошло уменьшение по всем этим показателям. Причиной этому являлась аномальная жара, которая держалась на протяжении всего вегетационного периода культур в растениеводстве, в результате чего в несколько раз сократилось их производство.

     Для определения специализации хозяйства  используем такие показатели, как  объем и структура товарной продукции (таблица 2).

      Таблица 2

Размер  и структура товарной продукции

Отрасль и вид продукции Денежная  выручка, тыс. руб. Структура, % к итогу
2008г. 2009г. 2010г. 2008г. 2009г. 2010г.
1. Растениеводство 37478 53604 43946 69,9 75,8 64,9
в т.ч. полеводство 36732 53536 43941 68,5 75,7 64,9
    из них: зерно
3714 4942 309 6,9 7 0,46
    картофель
33018 48594 43632 61,6 68,7 64,5
    другие отрасли  растениеводства
746 68 5 1,4 0,09 0,01
2. Животноводство 16157 17114 23732 30,1 24,2 35,1
в т.ч. скотоводство 15907 17016 23494 29,7 24,1 34,7
    из них:

    молоко  и молочная

    продукция

10356 11593 11963 19,3 16,4 17,7
    мясо (в живой  массе)
5551 5423 11531 10,3 7,7 17
    другие отрасли  животноводства
250 98 238 0,5 0,14 0,35
В целом по с.-х. производству 53635 70718 67678 100,0 100,0 100,0
 

     Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод о том, что размер денежной выручки за данный период вырос с 53635 тыс. руб. до 67678 тыс. руб. В структуре товарной продукции самый большой процент приходится на отрасль растениеводства, в частности на картофель. В структуре денежной выручки в 2009 году на него приходится 68,7 % выручки по всей организации. Как уже было сказано выше, производство продукции растениеводства в 2010году сократилось, а следовательно и сократилась выручка от её реализации.Так, при производстве зерна в 2010 году выручка от реализации сократилась в 12 раз по сравнению с 2008 годом.

     В животноводстве в 2010 году произошло  увеличение удельного веса выручки  от реализации продукции. Здесь главной  продукцией является молоко. В структуре  товарной продукии, выручка от его реализации в 2010 году составляет 17,7 % от всей выручки в организации. Это увеличение произошло за счет увеличения численности поголовья молочного стада и улучшения кормовой базы.

     Теперь  оценим уровень специализации производства. Для этого необходимо рассчитать коэффициент специализации Ксп

     Ксп=100/(Удп(2n-1)), где

     Удп- удельный вес n-го вида товарной продукции в общем ее объеме;

     n- порядковый номер отдельных видов продукции по их удельному весу в ранжированном ряду.

     2008 год Ксп=0,47

     2009 год Ксп=0,55

     2010 год Ксп=0,52

     Значения  коэффициентов специализации, равные 0.47, 0.55, 0.52 говорят о том, что на данном предприятии высокая специализация.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том что, в ЗАО «Колхоз  имени Орджоникидзе» за период исследования увеличились размеры производства, повысился уровень основных экономических показателей. Продукция, выпускаемая предприятием относится к социально необходимой группе товаров питания и в связи с этим потребность рынка имеет тенденцию постоянного роста спроса как по качеству товара, так и по его количеству. Хозяйство имеет выгодное географическое положение. Калужская область как и соседствующая с ней Московская, относятся к группе густонаселенных районов и имеющих все предпосылки к дальнейшему развитию, привлечению новых инвестиций, о чем свидетельствует строительство в Калужской области автомобильных заводов ведущих концернов, а также ряд других крупных предприятий наряду с возрождением и наращиванием объема уже имеющегося потенциала как Калужской так и ближайших областей, а это влечет к дальнейшему увеличению плотности населения и увеличения рынка сбыта.

Информация о работе Экономическая эффективность отрасли растениеводства