Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:56, курсовая работа
Цель работы – на теоретическом и практическом уровне выявить характер взаимосвязи экономического роста субъекта с его внешнеэкономической деятельностью, изучить причины явлений, повлекших преобразование национальных экономик, выявить задачи дальнейшего развития Содружества и пути их решения, определить место Республики Молдова во взаимоотношениях с СНГ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть связь экономического роста с интеграцией.
2. Проанализировать динамику преобразования структур национальных экономик.
3. Рассмотреть интеграционные процессы в СНГ на региональном уровне.
4. Проанализировать структуру внешней торговли Республики Молдова.
Введение. 3
1. Теоретические основы экономической интеграции. 6
1.1. Взаимозависимость и отличительные черты понятий
экономического роста, развития, интеграции. 6
1.2. Глобальные цели мировой интеграции и пути их
достижения. 8
1.3. Значение роста качественного уровня предметов обмена
между субъектами. Классификация материальных товаров
по уровню организации компонентов первичных
продуктов. 10
2. Структурные и институциональные преобразования в
государствах-участниках СНГ после распада СССР. 15
2.1. Структура производства в союзных республиках в конце
80-х годов. 15
2.2. Экономические реформы в государствах-участниках СНГ. 19
2.3. Динамика структурных изменений в инвестициях,
промышленном и сельскохозяйственном производстве
в государствах Содружества. 27
2.4. Преобразования в сфере валютно-кредитных и
финансовых отношений. 35
2.5. Преобразования структуры экономических связей стран
СНГ. 42
2.6. Последствия структурных преобразований в экономике
государств Содружества. 48
3. Региональные объединения Содружества. 54
3.1. Регионализация экономического пространства СНГ. 54
3.2. Интеграционные тенденции в региональных объединениях. 63
3.3. Малая интеграция в Содружестве. Её значение для СНГ в
целом. 71
3.4. Евразийское экономическое сообщество. Развитие на
современном этапе. 75
3.5. Стратегическое партнёрство России, как основного
стержня СНГ. 87
4. Структурные преобразования в Республике Молдова. Анализ
её внешнеторговой деятельности. 94
4.1. Экономические реформы в Республике Молдова. 94
4.2. Анализ внешней торговли Республики Молдова на базе
классификации товаров по уровню организации
компонентов первичных продуктов. 100
Заключение. 109
Библиография. 114
Приложение. 117
Результаты расчётов коэффициентов а представлены в таблице 3.14 (см. приложение).
Темпы роста взаимозависимости
структур производства у всех объединений
больше единицы и составляют для
СБР 1,901, ТС – 1,398, ЦАЭС – 1,511, ГУУАМ –
2,06. Темпы роста
Рассмотрим изменение структур производства и инвестиций РМ и её основных торговых партнёров – Беларуси, России, Украины (см. приложение, табл. 3.15, 3.16).
По производству степень взаимозависимости этих стран в 1990 и 1997 годах составляла соответственно 0,419 и 0,331. По инвестициям – соответственно 0,269 и 0,439. Таким образом, взаимозависимость структур производства этих стран уменьшилась в 1,27 раза, а взаимодополняемость структур инвестиций увеличилась в 1,63 раза. Следует отметить, что усиление взаимозависимости по производству намного важнее инвестиций, так как последние осуществляются ради первых. В связи с этим можно говорить о разнонаправленности структурных изменений в РМ и у её главных торговых партнёров, а также об усилении автономности производства в этих странах, то есть о наличии дезинтеграционных процессов. Данное заключение многократно весомее выводов по ГУУАМ, поскольку в 1998 году на Беларусь, Россию, Украину приходилось 0,98 (в 1990 году – лишь 0,901) товарооборота РМ со странами СНГ.
Однако ввиду того, что интеграция в СБР за рассматриваемый период усилилась, целесообразно рассмотреть коэффициенты а в отдельности для пар стран, то есть для РМ и РФ, РМ и Украины, РМ и Беларуси (см. приложение, табл. 3.17).
Как видно из таблицы изменение структур и производства и инвестиций во всех парах свидетельствует об усилении интеграционных процессов. Однако полученные результаты роста нуждаются в корректировке. Необходимость корректировки вызвана тем, что несмотря на положительные сдвиги показателей по критериям усиления взаимозависимости структур, не был учтён другой весьма немаловажный фактор, а именно снижение товарооборота с этими странами в абсолютном и относительном по отношению к остальному миру выражении.
В 1990 году доля торгового оборота РМ с СНГ составляла 0,8135, а доли Беларуси, России, Украины во внешнеторговом обороте РМ с СНГ составляли соответственно 0,069, 0,581, 0,251. Доли основных торговых партнёров РМ в её совокупном торговом обороте составляли соответственно 0,056132, 0,47264, 0,20419.
В 1997 году доля внешнеторгового оборота РМ с СНГ в её совокупном внешнеторговом обороте составляла 0,59297, а доли Беларуси, России, Украины – соответственно 0,040882, 0,41165, 0,12739.
В 1998 году доля внешнеторгового оборота РМ с СНГ в совокупном внешнеторговом обороте составляла 0,525, а доли Беларуси, России, Украины – соответственно 0,049875, 0,34369, 0,12075.
Совокупный внешнеторговый оборот в 1990, 1997, 1998 годах соответственно составлял 20,898, 2,0451, 1,6558 млрд. долл. Примем уровень 1990 года за единицу, тогда в 1990, 1997, 1998 годах относительный совокупный внешнеторговый оборот составил соответственно 1, 0,097861, 0,079232.
Перемножим последние значения
на доли Беларуси, России, Украины в
совокупном внешнеторговом обороте
РМ в соответствующие годы, а также
на соответствующие коэффициенты а.
Получим агрегированные показатели,
характеризующие интенсивность
интеграционных процессов между
РМ и её основными торговыми
По данным таблицы видно, что во всех парах стран наблюдаются сильнейшие дезинтеграционные процессы: в целом в 16,2 раза, по инвестициям – в 10,9 раза. Однако, следует отметить, что на общем фоне спада снижение показателей по паре Молдова-Беларусь произошло не столь сильно, как по парам Молдова-Россия и Молдова-Украина. Это позволяет говорить об относительном росте значимости Беларуси как торгового партнёра РМ. К тому же доля Беларуси во внешнеторговом обороте РМ с СНГ с 0,069 в 1990 году возросла до 0,095 в 1998 году.
Критерий 5. „Сближение среднедушевых макроэкономических показателей производства и потребления”. Для этого критерия использовалась величина отношения максимального значения к минимальному соответствующих анализируемых показателей в рассматриваемые годы по странам-членам группировок (см. приложение, табл. 3.19).
Из таблицы следует, что в 1998
году по сравнению с 1990 годом уровень
неравномерности распределения
значений среднедушевых показателей
производства и потребления по всем
региональным объединениям стран СНГ
повысился, что свидетельствует
о наличии дезинтеграционных
процессов по критерию 5. Максимальное
отношение вычисленных
Критерий 6. „Сближение значений среднемесячных заработной платы и пенсии”. Расчёты, аналогичные предыдущим, помещены в таблицу 3.20 (см. приложение).
Из таблицы видно, что по СБР
и ГУУАМ уровень
Подытожим проделанный по всем шести критериям анализ. Для простоты положим, что значения, весомости, каждого критерия примерно равны. В целом если объединение характеризуется усилением значений показателей по всем шести критериям или по большинству из них, это позволит говорить о позитивном развитии интеграционных процессов в данном объединении. Результаты анализа по шести критериям сведены в таблицу 3.21 (см. приложение).
Из таблицы видно, что во всех
объединениях после 1996 года интеграционные
тенденции превалируют над
3.3. МАЛАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СОДРУЖЕСТВЕ . ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СНГ В ЦЕЛОМ .
В период с 1996-2000 годов заметно активизировалась
работа по налаживанию сотрудничества
между регионами стран
Правовую базу межрегионального сотрудничества составляют нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в трёх юридических плоскостях.
Первая правовая плоскость. Национальные юридические акты, образующие основу правового режима внешнеэкономической деятельности.
Вторая правовая плоскость. Межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества с международными организациями и отдельными зарубежными странами.
Наиболее развито
Аналогичные тенденции имеют место и в других отдельных государствах СНГ. Так, двусторонние отношения между Украиной и РМ В различных сферах экономики и культуры в 1998 году регулировались более чем 90 нормативными актами.
Третья правовая плоскость. Юридические
акты, регулирующие отношения федеральных
и региональных органов власти и
управления государств Содружества
и органов местного самоуправления
в сфере международных
Динамичное развитие межрегионального сотрудничества в СНГ указывает на необходимость и принятие правового акта, аналогичного Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, принятой в 1980 году.
Главным инструментом приграничного
сотрудничества в странах ЕС стали
еврорегионы. Характерной особенностью
еврорегионов является наличие общих
органов, которые совместно решают имеющиеся
по обе стороны границы проблемы в экономике,
вопросы развития культурных гуманитарных
связей и другого. Образование еврорегионов
происходит путём заключения соглашений
о приграничном сотрудничестве между
органами местной власти приграничных
территорий. В результате этого формируются
объединения административно-
Планом модельного законотворчества
в СНГ на 1999-200 годы, утверждённым
Постановлением Межпарламентской Ассамблеи
(МПА) государств-участников СНГ от
8 декабря 1998 года №12-13 предусматривалась
разработка конвенции по приграничному
сотрудничеству. Основой для разработки
такого документа мог стать модельный
Закон „О регионах приграничного сотрудничества”,
принятый Межпарламентским комитетом
Республики Беларусь, Республики Казахстан,
Кыргызской Республики и Российской Федерации
16 июня 1998 года. При этом было бы целесообразно
расширить сферу действия документа, имея
ввиду не приграничное а межтерриториальное
сотрудничество, ускорить сроки его разработки
и привлечь к этой работе органы власти
и управления административно-
Вместе с тем масштабное интеграционное
сотрудничество административно-
Существует ряд проблем, требующих решения на региональном уровне. К их числу относятся:
1. Недостаточное обеспечение участников межрегионального сотрудничества нормативно-правовой информацией.
2. Отсутствие данных о коңюнктуре рынков и ценах.
3. Отсутствие системы кредитования и страхования внешнеторговых операций.
В СНГ было намечено создать структуру, аналогичную Конгрессу местных и региональных властей Европы. В соответствии с поручением Совета МПА был подготовлен проект концепции создания Конгресса местных и региональных властей СНГ, который в марте 1999 года был рассмотрен и одобрен на заседании Постоянной комиссии МПА по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления.
Принятие Конвенции по межтерриториальному
сотрудничеству и создание Конгресса
местных и региональных властей
СНГ позволит обеспечить урегулирование
юридических вопросов, возникающих
в государственно-правовой практике
межтерриториального
Таким образом, малая интеграция на
уровне административно-
3.4. ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
В 2000 году на базе ТС его членами
было учреждено Евразийское
ЕврАзЭС создано в соответствии с принципами ООН и нормами международного права. Эта организация специализируется на решении исключительно экономических вопросов и повторяет путь таких интеграционных объединений как ЕС и НАФТА, которые начинают своё формирование со свободной торговли между странами-участницами.
Основные задачи ЕврАзЭС на современном этапе:
1. Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования.
2. Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки.
3. Введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля.
4. Разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития.
5. Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности.
6. Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы.
7. Формирование общего энергетического рынка.
8. Создание равных условий для доступа на рынки сторон иностранных инвестиций.
9. Предоставление гражданам государств ЕврАзЭС равных прав на получение образования и медицинской помощи на территории ЕврАзЭС.
10. Сближение и гармонизация национальных законодательств.
11. Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках ЕврАзЭС.
Основные приоритеты в деятельности ЕврАзЭС касаются следующих сфер экономики:
1. Транспорт.
2. Энергетика.
3. Трудовая миграция.
4. Агропромышленный комплекс.