Экономическая интеграция в рамках СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на теоретическом и практическом уровне выявить характер взаимосвязи экономического роста субъекта с его внешнеэкономической деятельностью, изучить причины явлений, повлекших преобразование национальных экономик, выявить задачи дальнейшего развития Содружества и пути их решения, определить место Республики Молдова во взаимоотношениях с СНГ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть связь экономического роста с интеграцией.
2. Проанализировать динамику преобразования структур национальных экономик.
3. Рассмотреть интеграционные процессы в СНГ на региональном уровне.
4. Проанализировать структуру внешней торговли Республики Молдова.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы экономической интеграции. 6
1.1. Взаимозависимость и отличительные черты понятий
экономического роста, развития, интеграции. 6
1.2. Глобальные цели мировой интеграции и пути их
достижения. 8
1.3. Значение роста качественного уровня предметов обмена
между субъектами. Классификация материальных товаров
по уровню организации компонентов первичных
продуктов. 10
2. Структурные и институциональные преобразования в
государствах-участниках СНГ после распада СССР. 15
2.1. Структура производства в союзных республиках в конце
80-х годов. 15
2.2. Экономические реформы в государствах-участниках СНГ. 19
2.3. Динамика структурных изменений в инвестициях,
промышленном и сельскохозяйственном производстве
в государствах Содружества. 27
2.4. Преобразования в сфере валютно-кредитных и
финансовых отношений. 35
2.5. Преобразования структуры экономических связей стран
СНГ. 42
2.6. Последствия структурных преобразований в экономике
государств Содружества. 48

3. Региональные объединения Содружества. 54
3.1. Регионализация экономического пространства СНГ. 54
3.2. Интеграционные тенденции в региональных объединениях. 63
3.3. Малая интеграция в Содружестве. Её значение для СНГ в
целом. 71
3.4. Евразийское экономическое сообщество. Развитие на
современном этапе. 75
3.5. Стратегическое партнёрство России, как основного
стержня СНГ. 87
4. Структурные преобразования в Республике Молдова. Анализ
её внешнеторговой деятельности. 94
4.1. Экономические реформы в Республике Молдова. 94
4.2. Анализ внешней торговли Республики Молдова на базе
классификации товаров по уровню организации
компонентов первичных продуктов. 100
Заключение. 109
Библиография. 114
Приложение. 117

Работа содержит 1 файл

курсовая интеграция в рамках снг.docx

— 162.07 Кб (Скачать)

Особенно важные для РФ направления  углублённого стратегического сотрудничества с ЕС: энергетика, транспорт, инженерные технологии и коммуникации, устранение барьеров в торговле.

В сфере энергетики Европейская  комиссия оспаривает ряд положений  долгосрочных газовых контрактов Газпрома. До сих пор квотируется импорт российского ядерного топлива в  ЕС.

По вопросам транспорта активного  диалога между сторонами пока нет.

В сфере телекоммуникаций и инженерных технологий примером сотрудничества может  служить создание независимой общеевропейской  глобальной навигационной системы  на базе программы „Галилео” (ЕС) и „Глонасс” (РФ); системы космического мониторинга Европы. Через РФ идут оптоволоконные кабели из Европы в Азию.

Между РФ и ЕС был подписан меморандум о создании европейского информационного  сообщества.

Между РФ и ЕС проходят стадию обсуждения отдельные соглашения о взаимном признании национальных документов по сертификации, а именно по ветеринарии  и фармацевтике. [10, 221-230]

4. СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В  РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА. АНАЛИЗ ЕЁ  ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . 

 

4.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ  МОЛДОВА . 

 

РМ – первая из республик бывшего  СССР, введшая национальную валюту и обеспечившая её стабильность.

В июле 1991 года в РМ был принят закон „О приватизации”. На его основе был разработан и выполнен ряд Программ приватизации.

Особенностью приватизации в РМ являлось то, что примерно треть  государственного имущества была распределена населению с использованием ценных бумаг – бонов народного достояния.

В процессе массовой боновой приватизации до конца 1996 года было передано в частную собственность полностью или частично 2235 предприятий и свыше 200 тыс. квартир.

Массовая приватизация была проведена  в сравнительно короткий срок благодаря  технической помощи, предоставленной  Агентством США по международному развитию USAID (United States Agency for International Development) на основании соглашения, заключённого между США и РМ 23 марта 1994 года.

Приватизацией охвачены предприятия  всех отраслей экономики. Практически  полностью приватизированы заводы сахарной, консервной промышленности, предприятия по заготовке и сбыту  продукции, значительная часть винодельческой промышленности.

В РМ поощрялся процесс создания приватизационных инвестиционных фондов, трастовых компаний, независимых  регистраторов, брокерских компаний. Создана  и функционирует Национальная комиссия по ценным бумагам. В июне 1995 года начала торги Фондовая биржа, которая является частной коммерческой организацией.

К 1997 году национальный портфель РМ, рассчитанный как номинальная капитализация  рынка, составляет около 5 млрд. лей. Из них 0,92 части принадлежит ценным бумагам акционерных обществ, которые  были созданы в основном в процессе приватизации, 0,08 части представлено ценными бумагами, выпущенными государством и банками.

В РМ, если не учитывать политической нестабильности, сложился неплохой инвестиционный климат. По оценкам некоторых экспертов  Закон „Об иностранных инвестициях” – самый либеральный из стран бывшего СССР.

Валютный режим в РМ отвечает западным стандартам.

В рамках создания правовой базы развития предпринимательства в РМ разработаны  и приняты Парламентом законы: „О лизинге”, „О концессиях”, „О залоге”, „О поддержке и защите малого бизнеса”, „О банкротстве”, „О предпринимательстве  и предприятиях”, „ Об иностранных  инвестициях”, „Об ограничении  монополистической деятельности и  развитии конкуренции”, „О товарных биржах”, „О совершенствовании правовой основы предпринимательской деятельности”.

Инвестиционная деятельность.

Положение в инвестиционном комплексе  характеризуется сокращением объёмов  инвестиций, выделенных из госбюджета, и увеличением общественных и  частных, объём которых в 1996 году составил 0,79 общего объёма.

К концу 1996 года в РМ было зарегистрировано 915 предприятий с иностранным  капиталом. Из них 325 предприятий с  только иностранным капиталом.

Объём инвестиций с момента создания предприятий с иностранным капиталом  достиг 193,9 млн. долл., из них вклады иностранных инвесторов составляют около 0,6 части.

Более 500 совместных предприятий создано  на двусторонней основе, в том числе  с партнёрами из Румынии 92 предприятия, Германии – 44, Сирии – 35, Болгарии – 32, с партнёрами из других стран.

На многосторонней основе создано  около 100 предприятий. Доля экономических  агентов в таких предприятиях составляет:

1.      Из Румынии – 0,44 части.

2.      Из России – 0,35 части.

3.      Из Украины – 0,28 части.

4.      Около 0,1 части – из США, Италии, Франции, Болгарии, Австрии.

Распределение предприятий с иностранным  капиталом по секторам экономики:

1.      Обрабатывающая промышленность – 0,25 части.

2.      Предприятия розничной торговли и ремонта транспортных средств – 0,3 части.

3.      Финансовая деятельность – 0,136 части.

4.      Операции с недвижимостью – 0,093 части.

5.      Гостиницы и рестораны – 0,087 части.

6.      Транспорт, заготовки, связь – 0,023 части.

К концу 1996 года общий объём иностранных  инвестиций составил 105,8 млн. долл.

При участии иностранных инвесторов были реализованы следующие основные проекты:

1.      Введён в эксплуатацию завод по производству цельносварных труб для водопровода и газификации в Фалештах при участии Румынии.

2.      Заложен завод по сортировке и калибровке семян сахарной свеклы в Бельцах при участии Германии.

3.      Исполнен проект реконструкции международного аэропорта в Кишинёве, профинансированный ЕБРР в размере около 30 млн. долл.

Действует Молдавско-американская инвестиционная программа в сельском хозяйстве  и сельскохозяйственном машиностроении, целью которой является обеспечение  аграрного сектора сельскохозяйственной техникой.

Аграрный сектор.

На 1 января 1997 года численность крестьянских хозяйств составила 41,2 тыс. Удельный вес  производимой ими сельскохозяйственной продукции в общем объёме производства сельскохозяйственной продукции составил лишь 0,023 части.

Внешняя торговля.

Для создания более благоприятных  условий во взаимной торговле РМ заключила  двусторонние соглашения о свободной  торговле с Россией, Беларусью, Украиной, Арменией, Азербайджаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, которые ратифицированы Парламентом.

В 1996 году структура платежей и  расчётов по экспортно-импортным операциям  имела следующий вид (см. приложение, табл.4.1).

Как видно, доля расчётов в национальной валюте очень низка. Высока доля бартера  и СКВ.

Розничный товарооборот и его структура.

Вследствие низкого уровня доходов  населения в структуре розничного товарооборота растёт удельный вес  продовольственных товаров. Так, в 1991 году отношение непродовольственных  товаров к продовольственным составило 1,5, а в 1996 – 0,67.

Произошли кардинальные изменения  в распределении розничного товарооборота  по формам собственности. Если в 1991 году около 0,6 розничного товарооборота  приходилось на долю государственной  торговли, то в 1996 году в государственном  секторе формировалось лишь 0,215 розничного товарооборота.

Становление биржевой торговли, развитие системы коммерческих банков, формирование рынка ценных бумаг.

В РМ с 1991 года создана законодательная  основа деятельности двухуровневой  банковской системы.

Первый уровень представляет Национальный банк Молдовы (НБМ), выполняющий классические функции эмиссионного центрального банка страны, осуществляющий регулирование  и надзор за банковской деятельностью  и определяющий денежно-кредитную  и валютную политику государства. НБМ  является независимым от Правительства  органом, самостоятельным юридическим  лицом, подчинённым непосредственно  законодательному органу республики –  Парламенту.

НБМ осуществляет консолидированный  надзор за каждым коммерческим банком, исходя из стандартов, установленных  Базельским комитетом. В настоящее время он рефинансирует коммерческие банки через систему кредитных аукционов.

НБМ постоянно участвует в торгах на Валютной бирже с целью поддержания  стабильного курса национальной валюты путём купли-продажи иностранной  валюты.

Второй уровень банковской системы  РМ на 1 января 1996 года представляли 27 коммерческих банков (КБ), из которых к настоящему времени осталось 16. За период с 1994 по 1996 годы совокупный нормативный капитал  коммерческих банков (без Приднестровья) увеличился почти в 10 раз и составил 251,7 млн. лей. С 1993 года по январь 1996 года величина кредитных ресурсов в национальную экономику возросла в 3,2 раза.

В конце 1994 года НБМ унифицировал резервные  требования, с конца 1995 года начал  компенсировать резервы, а с начала 1996 года перешёл на использование  усреднённого обязательного резерва. Эти меры позволили снизить расходы  на содержание резервов для банков и улучшить их применение для денежно-кредитного контроля. С целью дальнейшего  сокращения давления на банки с 1 января 1997 года запас наличных денег в  банковских хранилищах можно использовать в качестве резервного актива. Резервы  для покрытия обязательств по валютным депозитам теперь находятся в  НБМ. КБ запрещено пользоваться авуарами на корреспондентских счетах, которые  они имеют за границей, для обеспечения  обязательных резервов.

С целью обеспечения совершенствования  нормативов, касающихся требований к  капталу, с 1 января 1997 года отношение  суммы капиталовложений к стоимости  активов с учётом оценки риска  поднято с 0,04 до 0,6. Было объявлено о его дальнейшем повышении до 0,08 к 1января 1998 года, до 0,1 – к 1 января 1999 года, до 0,12 – к 1 января 2000 года. 28 ноября 1996 года было повышено требование к минимальному капиталу вновь образуемых банков с 4 до 8 млн. лей.

С 1 января 1997 года в РМ введены международные  стандарты бухгалтерского учёта, новый  план счетов для КБ и новые формы  отчётности для денежно-кредитной  статистики.

В РМ наряду с банковской системой уделяется большое внимание созданию и функционированию других форм и  видов рыночной инфраструктуры –  бирж, аудиторских фирм, информационных и консультационных бизнес-центров, страховых компаний.

В РМ к 1996 году было зарегистрировано около 90 страховых организаций, имеющих  лицензии Госстрахнадзора по оказанию услуг по имущественному, личному, страхованию гражданской ответственности.

В конце 1994 года создана Национальная ассоциация страховщиков.

Была подана заявка на вступление страховых организаций РМ в члены  Лондонской Конвенции по автогражданской  ответственности „Зелёная карта”.

В РМ действовало 8 товарных бирж, около 300 обменных касс, Межбанковская валютная биржа, 39 инвестиционных фондов, 10 трастовых  компаний, 14 депозитарных инвестиционных фондов, 7 депозитарных трастовых компаний. 19 аудиторских фирм, получивших лицензии на право аудиторской деятельности. Действует Национальная комиссия по рынку ценных бумаг. Фондовый рынок  – один из самых быстропрогрессирующих  компонентов рыночной инфраструктуры РМ того периода.

Рынок ценных государственных бумаг  представлен государственными сертификатами, облигациями, казначейскими обязательствами  и облигациями Государственного выигрышного займа и внутреннего  пятипроцентного займа.

В структуре государственных ценных бумаг преобладают краткосрочные  ценные бумаги, на долю которых приходится 0,947 части. Данный сегмент рынка ценных бумаг в тот период является одним  из наиболее привлекательных объектов инвестирования как для юридических, так и для физических лиц и служил источником финансирования государственного бюджета.

4.2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ  МОЛДОВА НА БАЗЕ КЛАССИФИКАЦИИ  ТОВАРОВ ПО УРОВНЮ ОРГАНИЗАЦИИ  КОМПОНЕНТОВ ПЕРВИЧНЫХ ПРОДУКТОВ.  

 

В теоретической части данной работы был рассмотрен качественно новый  подход к классификации материальных товаров. Ввиду того, что единой унифицированной номенклатуры первичных продуктов ещё не существует, равно как и среднемировых цен на них, а также ввиду того, что экономические агенты-производители не ведут учёт изменения уровня организованности компонентов преобразуемых ими материальных товаров, и, выпуская свою продукцию, не маркируют её способствующим определению коэффициента k образом, оценка уровня организованности компонентов тех или иных товаров представляется чрезмерно трудной задачей. Однако, несмотря на это, необходимо всё же проверить действие новой системы классификации на практике, пусть даже допуская весомую долю погрешности в расчётах.

Производить оценку уровня организации  компонентов будем на основании  групп товаров гармонизированной  системы кодирования. Поскольку  придётся оценивать уровень организации  не отдельных товаров, а целых  групп, наша задача усложняется, а степень  погрешности оценки увеличивается.

Поскольку вычислить абсолютные значения коэффициентов k для каждой группы представляется невозможным, остаётся каждой группе дать лишь относительную оценку, что в принципе не влияет на результаты, поскольку нас, в конечном счёте, интересуют не сами коэффициенты k, а отношения взвешенных c их помощью экспорта к импорту.

Рассмотрим гармонизированную  систему. Она содержит 21 группу товаров. Анализировать их все нет смысла, поскольку по некоторым группам  внешнеторговые операции незначительны. Рассмотрим лишь 11 групп, представляющих основу номенклатуры экспорта и импорта  РМ (товарооборот по этим группам в 1999 году превышал 0,9 всего товарооборота  РМ).

Вот эти группы товаров.

Группа 1. Живые животные и продукты животного происхождения.

Группа 2. Продукты растительного происхождения.

Группа 4. Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки; табак.

Группа 5. Минеральные продукты.

Группа 6. Продукция химической промышленности.

Группа 10. Масса из древесины, бумага, картон и изделия из них.

Группа 11. Текстиль и текстильные  изделия.

Группа 13. Изделия из камня, гипса, цемента, керамики, стекла и из подобных материалов.

Группа 15. Недрагоценные металлы  и изделия из них.

Группа 16. Машины и аппаратура; электротехническое оборудование; звукозаписывающая и  звуковоспроизводящая аппаратура.

Группа 18. Приборы и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, медицинские и хирургические; часы; музыкальные инструменты; их части  и принадлежности.

Информация о работе Экономическая интеграция в рамках СНГ