Экономическая интеграция в рамках СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на теоретическом и практическом уровне выявить характер взаимосвязи экономического роста субъекта с его внешнеэкономической деятельностью, изучить причины явлений, повлекших преобразование национальных экономик, выявить задачи дальнейшего развития Содружества и пути их решения, определить место Республики Молдова во взаимоотношениях с СНГ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть связь экономического роста с интеграцией.
2. Проанализировать динамику преобразования структур национальных экономик.
3. Рассмотреть интеграционные процессы в СНГ на региональном уровне.
4. Проанализировать структуру внешней торговли Республики Молдова.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы экономической интеграции. 6
1.1. Взаимозависимость и отличительные черты понятий
экономического роста, развития, интеграции. 6
1.2. Глобальные цели мировой интеграции и пути их
достижения. 8
1.3. Значение роста качественного уровня предметов обмена
между субъектами. Классификация материальных товаров
по уровню организации компонентов первичных
продуктов. 10
2. Структурные и институциональные преобразования в
государствах-участниках СНГ после распада СССР. 15
2.1. Структура производства в союзных республиках в конце
80-х годов. 15
2.2. Экономические реформы в государствах-участниках СНГ. 19
2.3. Динамика структурных изменений в инвестициях,
промышленном и сельскохозяйственном производстве
в государствах Содружества. 27
2.4. Преобразования в сфере валютно-кредитных и
финансовых отношений. 35
2.5. Преобразования структуры экономических связей стран
СНГ. 42
2.6. Последствия структурных преобразований в экономике
государств Содружества. 48

3. Региональные объединения Содружества. 54
3.1. Регионализация экономического пространства СНГ. 54
3.2. Интеграционные тенденции в региональных объединениях. 63
3.3. Малая интеграция в Содружестве. Её значение для СНГ в
целом. 71
3.4. Евразийское экономическое сообщество. Развитие на
современном этапе. 75
3.5. Стратегическое партнёрство России, как основного
стержня СНГ. 87
4. Структурные преобразования в Республике Молдова. Анализ
её внешнеторговой деятельности. 94
4.1. Экономические реформы в Республике Молдова. 94
4.2. Анализ внешней торговли Республики Молдова на базе
классификации товаров по уровню организации
компонентов первичных продуктов. 100
Заключение. 109
Библиография. 114
Приложение. 117

Работа содержит 1 файл

курсовая интеграция в рамках снг.docx

— 162.07 Кб (Скачать)

Действие этого механизма можно  изложить в виде следующей схемы:

1.      В результате спада производства и ослабления межгосударственных (в рамках СНГ) связей произошла существенная переориентация внешней торговли государств Содружества с ближнего на дальнее зарубежье. Экспорт СНГ в основном состоит из продукции ресурсопроизводящих отраслей. Импорт СНГ – из продукции ресурсообрабатывающих отраслей, так как соответствующая продукция ближнего зарубежья здесь неконкурентоспособна.

2.      Ориентация на рынок дальнего зарубежья делает продукцию ресурсопроизводящих отраслей стран СНГ малодоступной для их ресурсообрабатывающих отраслей, поскольку последние в силу значительно более низкой, чем мировая , эффективности своего производства не могут приобретать продукцию первых по мировым ценам.

3.      В результате дороговизны продукции ресурсопроизводящих отраслей стран СНГ, цены на которую повысились благодаря увеличению спроса на них за счёт выхода на внешний рынок, ресурсообрабатывающие отрасли Содружества вырабатывают неконкурентоспособную по сравнению с мировой продукцию. Это влечёт за собой увеличение импорта продукции ресурсообрабатывающих отраслей третьих стран. В свою очередь это вынуждает страны СНГ увеличивать экспорт ресурсопроизводящих отраслей и так далее.

Таким образом, разнонаправленность  развития ресурсопроизводящих и ресурсообрабатывающих отраслей – развитие первых и деградация вторых –является самовоспроизводящимся процессом, который прямым образом ведёт к дезинтеграции Содружества и обеднению всех без исключения стран – его членов.  

Чем интенсивнее ресурсопроизводящие отрасли стран СНГ будут врастать в систему мирохозяйственных связей, тем глубже будет спад производства в их ресурсообрабатывающих отраслях.

Под воздействием данного процесса непропорциональность в развитии ресурсопроизводящих и ресурсообрабатывающих отраслей таит в себе опасность превращения государств СНГ в ресурсные сегменты мирового рынка, лишает их экономические системы свойств взаимодополнения.

Сопоставленные в главе 2.3 доли ресурсопроизводящих отраслей в общем объёме промышленного производства и инвестиций в основной капитал (см. приложение, табл. 2.9, 2.10) подтверждают описанный выше механизм.

В результате действия этого механизма  возникли предпосылки для формирования стратегии автономного вхождения  в мировой рынок. Такая стратегия  даёт временное преимущество странам-обладателям  сырьевых ресурсов. Однако осуществление  этой стратегии несёт в себе серьёзную  угрозу экономической безопасности и стабильному социально-экономическому развитию страны, поскольку мировой  опыт показывает, что специализация  страны на экспортных поставках топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов неизбежно  порождает её глубокую зависимость  от мирового рынка и иностранных  инвестиций.

Из анализа особенностей специфики  изменения пропорций в экономическом  пространстве Содружества можно  сделать следующие выводы.

Сложившийся механизм структурной  деформации и экономической дезинтеграции  является специфической формой проявления деформации воспроизводственного процесса в промышленности стран СНГ. У  них общая тенденция – деинвестирование и деиндустриализация экономики – дополнительно сопровождается ещё более масштабным деинвестированием ресурсообрабатывающих отраслей промышленности и особенно глубоким спадом в их производстве. Это приводит к дополнительному уменьшению эффективности промышленного производства, падению качества продукции обрабатывающих отраслей, снижению их рентабельности, сокращению спроса на продукцию этих отраслей. В итоге в странах СНГ интенсивно осуществляется суженное воспроизводство важнейших элементов национальной экономики – ресурсообрабатывающих отраслей промышленности.

Действие механизма структурной  деформации и экономической дезинтеграции  объективно обусловлено закономерностями, свойственными периоду перехода к рыночным отношениям, поэтому неизбежное приближение цен внутри СНГ к  уровню мировых только усилит деформационный и дезинтеграционный процессы.

Если занять в глобальной экономике  нишу источника дешёвого сырья и  экологически грязного устаревшего  производства, то в дальнейшем страны СНГ вряд ли смогут выйти из неё, исчерпав свои природные богатства.

3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СОДРУЖЕСТВА . 

 

3.1. РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  ПРОСТРАНСТВА СНГ .

Всякое интеграционное объединение  состоит из нескольких объединений, в которых интеграционные процессы протекают с различной степенью интенсивности. Благоприятное развитие большого объединения во многом зависит  от характера развития интеграционных процессов в малых объединениях.

После распада СССР сокращение торговых связей между странами СНГ было неравномерным: одни связи ослабевали, другие, наоборот, - крепли. В результате этого произошла  и не могла не произойти регионализация экономического пространства СНГ.

Процесс регионализации получил организационное  оформление. Были сформированы следующие  интеграционные группировки:

1.      Союз Беларуси и России (СБР).

2.      Таможенный союз (ТС).

3.      Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС).

4.      Объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы (ГУУАМ).

5.      Тройственный экономический союз (ТЭС).

СБР.

6 января 1995 года Правительство  Республики Беларусь (РБ) подписало  с Правительством Российской  Федерации (РФ) Соглашение о Таможенном  союзе. [6, 33]

Сам СБР был образован соответствующим  договором от 2 апреля 1997 года, подписанным  в Москве.

Согласно статье 2 данного Договора целями СБР являются:

1.      Укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между РБ и РФ в политической, экономической, социальной, военной, научной, культурной и других областях.

2.      Повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности.

3.      Устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников СБР на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики.

4.      Сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы СБР.

5.      Обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности, совместная борьба с преступностью.

6.      Содействие обеспечению общеевропейской безопасности и развитию взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире.

В соответствии с Договором от 8 декабря 1999 года, подписанном в Москве, СБР преобразован в Союзное государство Беларуси и России.

ТС.

20 января 1995 года Беларусь, Казахстан,  Россия, заключили Соглашение о ТС.

В Соглашении о ТС сказано, что стороны  формируют ТС, цели и принципы формирования, механизм и этапы создания, порядок  функционирования которого, а также  распределение таможенных пошлин, сборов, условия введения временных ограничений  и таможенного контроля определяются Соглашением о ТС между РФ и РБ от 6 января 1995 года.

Позже к ТС присоединился Кыргызстан.

29 марта 1996 года был подписан  „Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской  Республикой и Российской Федерацией  об углублении интеграции в  экономической и гуманитарной  областях”.

26 февраля 1999 года к Договору  присоединился Таджикистан.

Экономическому сотрудничеству посвящены  статьи 2-9 Договора.

В соответствии со статьёй 2 целями интеграции являются:

1.      Последовательное улучшение условий жизни, защита прав и свобод личности, достижение социального прогресса.

2.      Обеспечение устойчивого демократического развития государств.

3.      Формирование единого экономического пространства, предусматривающего эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем.

4.      Разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан.

5.      Создание равных возможностей получения образования и доступа к достижениям науки и культуры.

6.      Гармонизация законодательства.

7.      Согласование внешнеполитического курса, обеспечении достойного места на международной арене.

8.      Совместная охрана внешних границ сторон, борьба с преступностью и терроризмом.

В статье 3 сказано, что стороны  согласовывают основные направления  и сроки проводимых экономических  реформ, создают необходимые условия  функционирования общего рынка, обеспечивают равно благоприятные условия  для свободной экономической  деятельности субъектов своих государств.

Стороны обеспечивают равное право  на приобретение имущества в собственность, владение, пользование и распоряжение им на территории любого из этих государств в соответствии с их национальным законодательством. Стороны создают единую модельную нормативную базу гражданского законодательства и государственного регулирования экономики.

Стороны проводят согласованную политику ценообразования, исключающую ценовую  дискриминацию в отношении хозяйствующих  субъектов сторон, применяют свободные  цены, складывающиеся на своих внутренних рынках.

В 1996 году стороны должны были завершить  создание единой таможенной территории с обеспечением общей системы  управления. Это предусматривалось  статьёй 4.

В соответствии со статьями 5 и 6 стороны  согласовывают структурную политику, имея ввиду создание промышленного и аграрного хозяйственного комплексов, основанных на взаимодополняемости экономик, максимальном использовании преимуществ рационального разделения труда. Стороны совместно разрабатывают и осуществляют систему мер государственной поддержки развития производственной кооперации, поощрения производственных капиталовложений, включая субсидирование целевых программ и проектов, создание объектов, представляющих общий интерес, поощряют образование транснациональных объединений.

В статье 7 говорится о последовательном усилении координации политики сторон в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах, создании эффективной платёжно-расчётной  системы. На начальном этапе стороны должны добиваться существенного снижения инфляции и стабилизации обменных курсов национальных валют, полной конвертируемости национальных валют, обеспечивать равный доступ субъектов-резидентов сторон на рынки валют государств-участников Договора. Центральными банками сторон создаётся межбанковский союз в целях взаимных консультаций и координации осуществляемых мер.

Статья 8 посвящена намерению сторон создать единое научно-технологическое  пространство, обеспечивать взаимодействие в проведении фундаментальных и  прикладных научных исследований, включая  организацию совместных научных  работ по проблемам, представляющим взаимный интерес.

В статье 9 говорится, что стороны  должны наращивать сотрудничество в  области охраны окружающей среды, включая  разработку и принятие единых стандартов экономической безопасности, предпринимать  совместные меры по предотвращению и  ликвидации последствий аварий, стихийных  бедствий, ядерных и экологических  катастроф. [6, 28-29]

Формирование единой таможенной территории осуществлялось путём формирования механизма взаимоотношений ТС с  третьими странами и международными организациями на основе положений  Соглашения между правительствами  РФ и РБ о едином порядке регулирования  внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 года.

Соглашением предусмотрены следующие  этапы создания ТС.

Первый этап. Практическое применение механизма функционирования Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года. Унификация в течение  четырёх месяцев с даты подписания данного Соглашения внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность. Формирование механизма взаимоотношений ТС с третьими странами и международными организациями на основе делегирования соответствующих полномочий одной из сторон.

Второй этап. После выполнения всех мероприятий, предусмотренных первым этапом, объединение таможенных территорий сторон в единую таможенную территорию, решение вопроса о международной правосубъектности ТС и действующих международных договоров.

Члены ТС применяют:

1.      Основы таможенных законодательств государств СНГ от 10 декабря 1994 года.

2.      Единую методологию таможенной статистики внешней торговли стран СНГ от 10 декабря 1994 года.

3.      Правила определения страны происхождения от 24 сентября 1993 года с последующими изменениями и дополнениями.

4.      Соглашение о реэкспорте товаров в порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 года.

Для достижения целей Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года стороны учредили совместные органы управления интеграцией: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентский комитет.

18 октября 1996 года Межгосударственный  совет одобрил решение глав  правительств РФ, РБ, Казахстана, Кыргызстана  об определении Интеграционного  комитета исполнительным органом  ТС. Внесены изменения и дополнения  в Положение об Интеграционном  комитете этих государств. Утверждено  Положение о порядке принятия  решений по вопросам реализации  соглашений о ТС.

31 декабря 1996 года принято решение  Межгосударственного совета „О мерах по реализации соглашений о Таможенном союзе”.

Информация о работе Экономическая интеграция в рамках СНГ