Экономическая интеграция в рамках СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на теоретическом и практическом уровне выявить характер взаимосвязи экономического роста субъекта с его внешнеэкономической деятельностью, изучить причины явлений, повлекших преобразование национальных экономик, выявить задачи дальнейшего развития Содружества и пути их решения, определить место Республики Молдова во взаимоотношениях с СНГ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть связь экономического роста с интеграцией.
2. Проанализировать динамику преобразования структур национальных экономик.
3. Рассмотреть интеграционные процессы в СНГ на региональном уровне.
4. Проанализировать структуру внешней торговли Республики Молдова.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы экономической интеграции. 6
1.1. Взаимозависимость и отличительные черты понятий
экономического роста, развития, интеграции. 6
1.2. Глобальные цели мировой интеграции и пути их
достижения. 8
1.3. Значение роста качественного уровня предметов обмена
между субъектами. Классификация материальных товаров
по уровню организации компонентов первичных
продуктов. 10
2. Структурные и институциональные преобразования в
государствах-участниках СНГ после распада СССР. 15
2.1. Структура производства в союзных республиках в конце
80-х годов. 15
2.2. Экономические реформы в государствах-участниках СНГ. 19
2.3. Динамика структурных изменений в инвестициях,
промышленном и сельскохозяйственном производстве
в государствах Содружества. 27
2.4. Преобразования в сфере валютно-кредитных и
финансовых отношений. 35
2.5. Преобразования структуры экономических связей стран
СНГ. 42
2.6. Последствия структурных преобразований в экономике
государств Содружества. 48

3. Региональные объединения Содружества. 54
3.1. Регионализация экономического пространства СНГ. 54
3.2. Интеграционные тенденции в региональных объединениях. 63
3.3. Малая интеграция в Содружестве. Её значение для СНГ в
целом. 71
3.4. Евразийское экономическое сообщество. Развитие на
современном этапе. 75
3.5. Стратегическое партнёрство России, как основного
стержня СНГ. 87
4. Структурные преобразования в Республике Молдова. Анализ
её внешнеторговой деятельности. 94
4.1. Экономические реформы в Республике Молдова. 94
4.2. Анализ внешней торговли Республики Молдова на базе
классификации товаров по уровню организации
компонентов первичных продуктов. 100
Заключение. 109
Библиография. 114
Приложение. 117

Работа содержит 1 файл

курсовая интеграция в рамках снг.docx

— 162.07 Кб (Скачать)

В 1993 году в общем объёме экспортных операций стран СНГ доля самих  этих стран составляла 0,315 части, в  импорте – 0,435. В экспортно-импортных  операциях стран ЕС доля экспорта в страны ЕС составляла 0,617 части, доля импорта – 0,611. То есть тенденция  хозяйственных связей, проявившаяся в СНГ, противоречит мировому опыту  интеграции.

Анализ товарооборота государств Содружества подтверждает развитие этой тенденции (см. приложение, табл. 2.12, 2.13).

Почти во всех странах СНГ темпы  роста товарооборота за пределами  Содружества превышают темпы  роста товарооборота внутри СНГ. Исключение составляют Беларусь и Таджикистан, внешняя торговля которых характеризуется  устойчивой тенденцией усиления товарообменных отношений со странами СНГ за 1994-1998 годы.

Подробнее характер динамики структурных  преобразований в сфере внешней  торговли представлен детализацией товарооборота на экспортные и импортные  операции (см. приложение, табл. 2.14, 2.15).

Анализ экспортно-импортных операций стран СНГ в 1994-1997 годах показывает, что динамика объёмов экспорта и  импорта в различных странах  складывалась неравномерно.

В экспортно-импортных операциях  большую роль играет ценовой фактор. В торговле между странами СНГ  цены на большинство экспортируемых товаров выше цен на аналогичные  товары, экспортируемые в другие страны. Например, средняя цена мяса и мясных пищевых субпродуктов, экспортируемых из Молдовы в СНГ, в 1996 году составляла 1,755 долл./кг, а в остальные страны – 1,41 долл./кг. Основными причинами такого соотношения цен являются высокие затраты на транспортировку продукции, перевозимой по территории СНГ, высокие ставки налогов и сборов при проведении экспортно-импортных операций.

Доля вывоза в республики СССР в  целом по Союзу составляла в 1990 году 0,74, а к 1996 году составила лишь 0,28. По импорту – 0,572 и 0,43 соответственно. В РМ: экспорт – 0,888 и 0,681, импорт – 0,739 и 0,615.

Анализ географической структуры  экспорта и импорта стран СНГ  показывает направления переориентации экономических связей в рамках Содружества  за период 1994-1998 годов (см. приложение, табл. 2.16, 2.17).

Чтобы определить какие последствия  повлекли структурные изменения  во внешнеторговых отношениях стран  СНГ, условимся о следующем.

Каждое государство-участник СНГ  имеет основных и не основных торговых партнёров. К числу основных торговых партнёров отнесём страны, на которые приходится более одиннадцатой части (по числу стран СНГ, кроме рассматриваемой) экспортных (импортных) операций рассматриваемого государства.

Установим следующий показатель –  отношение доли экспортных (импортных) операций, приходящихся на всех основных торговых партнёров государства, к  числу этих партнёров. Иными словами, это средняя доля операций одного основного торгового партнёра. Этот показатель будет служить критерием, по которому можно судить об интенсивности  и направлении интеграционных процессов  в СНГ. Если средняя доля операций одного основного торгового партнёра снижается, это свидетельствует  о позитивном развитии интеграционных процессов в СНГ в целом. Если наоборот – это свидетельство  узкой регионализации торговых связей СНГ, негативно отражающейся на ходе интеграционного процесса СНГ в  целом.

Рассмотрим экспортные операции 1990 года. В 1990 году страны Содружества  имели следующих основных торговых партнёров.

Азербайджан. Россия – 0,621, Украина  – 0,111.

Армения. Россия – 0,555, Украина – 0,163.

Беларусь. Россия – 0,623, Украина – 0,196.

Грузия. Россия – 0,643, Украина – 0,108.

Казахстан. Россия – 0,521, Узбекистан – 0,108.

Кыргызстан. Казахстан – 0,114, Россия – 0,383, Узбекистан – 0,138, Украина – 0,164.

Молдова. Россия – 0,638, Украина – 0,184.

Россия. Беларусь – 0,139, Казахстан  – 0,136, Украина – 0,433.

Таджикистан. Казахстан – 0,137, Россия – 0,505, Узбекистан – 0,143.

Туркменистан. Россия – 0,529, Узбекистан – 0,257.

Узбекистан. Казахстан – 0,097, Россия – 0,602, Украина – 0,104.

Украина. Россия – 0,689.

В среднем в 1990 году каждый основной торговый партнёр приобретал 0,325 совокупного  экспорта государства СНГ.

Экспортные операции 1998 года.

Азербайджан. Грузия – 0,331, Россия – 0,456.

Армения. Грузия – 0,119, Россия – 0,497, Туркменистан – 0,282.

Беларусь. Россия – 0,893.

Грузия. Азербайджан – 0,176, Армения  – 0,174, Россия – 0,518.

Казахстан. Россия – 0,735, Украина – 0,125.

Кыргызстан. Казахстан – 0,371, Россия – 0,363, Узбекистан – 0,167.

Молдова. Россия – 0,785, Украина – 0,113.

Россия. Беларусь – 0,338, Казахстан  – 0,139, Украина – 0,407.

Таджикистан. Россия – 0,236, Узбекистан – 0,62.

Туркменистан. Азербайджан – 0,28, Казахстан  – 0,166, Россия – 0,191, Таджикистан – 0,179.

Узбекистан. Казахстан – 0,149, Россия – 0,518, Таджикистан – 0,154.

Украина. Беларусь – 0,131, Россия – 0,691.

В среднем в 1998 году каждый основной торговый партнёр приобретал 0,343 совокупного  экспорта государства в СНГ.

Средняя доля одного основного торгового  партнёра в экспортных операциях  повысилась на 0,018 пункта.

Экспортные операции 1998 года.

Азербайджан. Россия – 0,545, Украина  – 0,209.

Армения. Азербайджан – 0,092, Россия – 0,5, Украина – 0,209.

Беларусь. Россия – 0,674, Узбекистан – 0,113, Украина – 0,208.

Грузия. Россия – 0,569, Украина – 0,224.

Казахстан. Россия – 0,658, Украина – 0,109.

Кыргызстан. Казахстан – 0,116, Россия – 0,5, Узбекистан – 0,119, Украина – 0,108.

Молдова. Россия – 0,515, Украина – 0,329.

Россия. Беларусь – 0,165, Украина – 0,419.

Таджикистан. Россия – 0,456, Узбекистан – 0,153, Украина – 0,131.

Туркменистан. Россия – 0,45, Украина  – 0,149.

Узбекистан. Казахстан – 0,126, Россия – 0,516.

Украина. Россия – 0,778.

В среднем в 1990 году каждый основной торговый партнёр продавал 0,326 совокупного  импорта государства СНГ.

Импортные операции 1998 года.

Азербайджан. Казахстан – 0,11, Россия – 0,479, Украина – 0,23.

Армения. Грузия – 0,117, Россия – 0,832.

Беларусь. Россия – 0,841, Украина – 0,133.

Грузия. Азербайджан – 0,238, Россия – 0,574.

Казахстан. Россия – 0,835.

Кыргызстан. Россия – 0,463, Узбекистан – 0,277.

Молдова. Беларусь – 0,115, Россия – 0,529, Украина – 0,344.

Россия. Беларусь – 0,404, Казахстан  – 0,168, Украина – 0,29.

Таджикистан. Казахстан – 0,116, Россия – 0,229, Узбекистан – 0,509.

Туркменистан. Россия – 0,276, Украина  – 0,385.

Узбекистан. Казахстан – 0,186, Россия – 0,564, Украина – 0,169.

Украина. Россия – 0,895.

В среднем в 1998 году каждый основной торговый партнёр продавал 0,382 совокупного  импорта государства СНГ.

Средняя доля одного основного торгового  партнёра повысилась на 0,056 пункта.

Таким образом, за период с 1990 по 1998 годы структурные преобразования во внешнеторговых отношениях стран СНГ привели  к регионализации торговых связей и  дезинтеграционным процессам по Содружеству в целом.

Сопоставление удельного веса государств СНГ и остального мира в экспортно-импортных  операциях демонстрирует таблица 2.16.

Экспорт в СНГ возрос в Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане; импорт из СНГ возрос в Казахстане, России, Таджикистане.

В результате экспортно-импортных  операций между странами СНГ в 1996 году положительное сальдо торгового  баланса сложилось только у Казахстана, России, Туркменистана. Это связано  в значительной степени с кризисом неплатежей, проблемами платёжно-расчётных  отношений стран Содружества  в результате ограниченной конвертируемости национальных валют, необходимостью расплачиваться по ранее полученным кредитам.

В структуре импорта государств СНГ прослеживается ориентация на текущие  потребительские нужды. Основное место  в импорте стран СНГ занимает продовольствие, сельскохозяйственное сырьё, изделия лёгкой промышленности, бытовая техника.

Тенденция в переориентации экономических  связей стран СНГ состоит в  деиндустриализации внешних и внутренних связей. Модель интегрирования в мировое хозяйство государств СНГ, в основе которой лежит обмен невозобновляемых минеральных ресурсов на товары преимущественно потребительского назначения, создаёт препятствия для прогрессивных структурных сдвигов в их экономике. Происходит формирование неэффективной структуры производства с преимущественным развитием топливно-сырьевых отраслей.

Дальнейшее развитие экономических  связей подобной направленности ведёт  к односторонней зависимости  от развитых государств.

Таким образом, проведённый анализ позволяет выделить основные причины  переориентации экономических связей государств Содружества с ближнего на дальнее зарубежье.

1.      Экспорт стран СНГ за пределы СНГ рассматривается как основной источник поступления свободноконвертируемой валюты.

2.      Существование реальной возможности в высокотехнологичной и наукоёмкой продукции высокого качества, которая не может быть произведена на внутреннем рынке стран СНГ.

3.      Приобретение более качественного сырья в условиях превышения внутренних цен мировых.

4.      Стремление быстрее войти в мировой рынок.

5.      Предпочтение партнёров из стран вне СНГ, продиктованное их большей надёжностью в платёжно-расчётных отношениях.

6.      Более высокие транспортные тарифы и другие платежи на внутреннем рынке.

7.      Нестабильная ситуация в ряде стран СНГ, наличие регионов, где нарастает социальная напряжённость и происходят вооружённые конфликты.

2.6. ПОСЛЕДСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ  В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВ СОДРУЖЕСТВА . 

 

Значительные перемены в экономике  государств Содружества привели  к существенным изменениям их макроэкономических показателей (см. приложение, табл. 2.19). Изменились основные пропорции развития хозяйственных комплексов стран СНГ.

Для анализа пропорций сопоставляются изменения в производстве и конечном использовании. Производство представлено важнейшими отраслями – промышленностью, сельским хозяйством (всех категорий  хозяйств), транспортом общего пользования (без трубопроводного), конечное использование  – капитальными вложениями (по всем источникам финансирования), реальными  располагаемыми денежными расходами  населения, а также показателем  внешнеэкономической деятельности – долей экспорта в ВВП.

Общей тенденцией в экономике государств Содружества является уменьшение объёмов  ВВП.

Вместе с тем сопоставление  показателей сокращения объёмов  ВВП и капитальных вложений показывает, что во всех странах СНГ за исключением  Азербайджана, глубина спада в  сфере инвестиций в основные фонды  существенно больше, чем величины ВВП. Это свидетельствует о том, что одновременно с уменьшением  объёмов ВВП происходило резкое изменение структуры их конечного  использования. Глубокое снижение инвестиционной активности в условиях либерализации  внешней торговли привело к соответствующему росту дальнего экспорта сырья. Рост удельного веса экспорта в ВВП  во всех странах, кроме Азербайджана и Грузии и получение международных  кредитов дали возможность увеличить  удельный вес импорта из стран  дальнего зарубежья в ВВП во всех странах, кроме Узбекистана, который  в основном состоит из предметов  потребления, главным образом продукции  лёгкой и пищевой промышленности. Таким образом, использование ресурсов накопления на конечное потребление  в государствах Содружества происходило  не через изменение структуры  национальных производств, а путём  интенсификации их торговли с мировым  рынком. Это привело к снижению ресурсного обеспечения промышленности и сельского хозяйства государств Содружества и к сокращению спроса на продукцию этих отраслей, что в свою очередь обусловило существенное уменьшение объёмов производства в 1991 – 1996 годах во всех государствах Содружества, кроме Узбекистана, где наблюдался рост продукции промышленности, и Армении, где увеличились объёмы сельскохозяйственного производства.

Из данных таблицы 2.19 также видно, что за рассматриваемый период у  всех стран СНГ, кроме Туркменистана  и Узбекистана, глубина спада  в промышленности была больше, чем  в сельском хозяйстве. Из этого следует, что в 1991-1996 годах производстве большинства  государств Содружества сократился удельный вес промышленности, то есть произошла заметная деиндустриализация производства, которая неизбежно привела к снижению его эффективности. В свою очередь спад объёмов производства и уменьшение его эффективности стали основными причинами значительного сокращения доходов населения стран СНГ.

Ещё одной особенностью анализируемых  изменений является резкое сокращение в 1991-1996 годах объёмов перевозок  грузов транспортом общего пользования (без трубопроводного). За исключением Туркменистана и Узбекистана, спад в этой отрасли многократно глубже, чем в промышленности и сельском хозяйстве.

На уменьшение объёмов перевозок  транспортом общего пользования  влияют две причины:

1.      Уменьшение объёма экспортно-импортных операций.

2.      Сокращение потребности промышленности и сельского хозяйства в транспортных услугах на единицу объёмов их производства.

Вместе с тем объём дальней  внешней торговли уменьшился не столь  резко как объём ближней торговли (см. приложение, табл. 2.20).

Спад в объёме дальней торговли находится примерно между величинами спада промышленного и сельскохозяйственного  производства. Поэтому сокращение дальней  торговли не может быть причиной столь  глубокого спада в объёме перевозок  транспортом общего пользования.

Снижение объёмов ближней торговли было значительным. Ближние торговые связи были образованы в основном продукцией промышленности, их доля в  её производстве по государствам Содружества  в целом не превышала трети. Поэтому  даже существенное сокращение этой торговли не могло стать причиной значительного  снижения объёмов перевозок транспортом  общего пользования по сравнению  с уменьшением объёмов промышленного  производства.

Такое сокращение объёмов работы транспорта общего пользования обусловлено  в основном сокращением потребности  промышленности и сельского хозяйства  государств СНГ в транспортных услугах  на единицу объёмов их производства. В промышленности это вызвано  снижением уровня специализации  и кооперирования, а в сельском хозяйстве – усилением тенденций  к натурализации аграрного сектора  экономики.

Наличие указанных выше явлений  свидетельствует о зарождении механизма  изменения пропорций и структуры  национальных экономик, который оказывает воздействие на процессы экономической интеграции.

Информация о работе Экономическая интеграция в рамках СНГ