Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:56, курсовая работа
Цель работы – на теоретическом и практическом уровне выявить характер взаимосвязи экономического роста субъекта с его внешнеэкономической деятельностью, изучить причины явлений, повлекших преобразование национальных экономик, выявить задачи дальнейшего развития Содружества и пути их решения, определить место Республики Молдова во взаимоотношениях с СНГ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть связь экономического роста с интеграцией.
2. Проанализировать динамику преобразования структур национальных экономик.
3. Рассмотреть интеграционные процессы в СНГ на региональном уровне.
4. Проанализировать структуру внешней торговли Республики Молдова.
Введение. 3
1. Теоретические основы экономической интеграции. 6
1.1. Взаимозависимость и отличительные черты понятий
экономического роста, развития, интеграции. 6
1.2. Глобальные цели мировой интеграции и пути их
достижения. 8
1.3. Значение роста качественного уровня предметов обмена
между субъектами. Классификация материальных товаров
по уровню организации компонентов первичных
продуктов. 10
2. Структурные и институциональные преобразования в
государствах-участниках СНГ после распада СССР. 15
2.1. Структура производства в союзных республиках в конце
80-х годов. 15
2.2. Экономические реформы в государствах-участниках СНГ. 19
2.3. Динамика структурных изменений в инвестициях,
промышленном и сельскохозяйственном производстве
в государствах Содружества. 27
2.4. Преобразования в сфере валютно-кредитных и
финансовых отношений. 35
2.5. Преобразования структуры экономических связей стран
СНГ. 42
2.6. Последствия структурных преобразований в экономике
государств Содружества. 48
3. Региональные объединения Содружества. 54
3.1. Регионализация экономического пространства СНГ. 54
3.2. Интеграционные тенденции в региональных объединениях. 63
3.3. Малая интеграция в Содружестве. Её значение для СНГ в
целом. 71
3.4. Евразийское экономическое сообщество. Развитие на
современном этапе. 75
3.5. Стратегическое партнёрство России, как основного
стержня СНГ. 87
4. Структурные преобразования в Республике Молдова. Анализ
её внешнеторговой деятельности. 94
4.1. Экономические реформы в Республике Молдова. 94
4.2. Анализ внешней торговли Республики Молдова на базе
классификации товаров по уровню организации
компонентов первичных продуктов. 100
Заключение. 109
Библиография. 114
Приложение. 117
В 1993 году в общем объёме экспортных операций стран СНГ доля самих этих стран составляла 0,315 части, в импорте – 0,435. В экспортно-импортных операциях стран ЕС доля экспорта в страны ЕС составляла 0,617 части, доля импорта – 0,611. То есть тенденция хозяйственных связей, проявившаяся в СНГ, противоречит мировому опыту интеграции.
Анализ товарооборота
Почти во всех странах СНГ темпы роста товарооборота за пределами Содружества превышают темпы роста товарооборота внутри СНГ. Исключение составляют Беларусь и Таджикистан, внешняя торговля которых характеризуется устойчивой тенденцией усиления товарообменных отношений со странами СНГ за 1994-1998 годы.
Подробнее характер динамики структурных преобразований в сфере внешней торговли представлен детализацией товарооборота на экспортные и импортные операции (см. приложение, табл. 2.14, 2.15).
Анализ экспортно-импортных
В экспортно-импортных операциях большую роль играет ценовой фактор. В торговле между странами СНГ цены на большинство экспортируемых товаров выше цен на аналогичные товары, экспортируемые в другие страны. Например, средняя цена мяса и мясных пищевых субпродуктов, экспортируемых из Молдовы в СНГ, в 1996 году составляла 1,755 долл./кг, а в остальные страны – 1,41 долл./кг. Основными причинами такого соотношения цен являются высокие затраты на транспортировку продукции, перевозимой по территории СНГ, высокие ставки налогов и сборов при проведении экспортно-импортных операций.
Доля вывоза в республики СССР в целом по Союзу составляла в 1990 году 0,74, а к 1996 году составила лишь 0,28. По импорту – 0,572 и 0,43 соответственно. В РМ: экспорт – 0,888 и 0,681, импорт – 0,739 и 0,615.
Анализ географической структуры экспорта и импорта стран СНГ показывает направления переориентации экономических связей в рамках Содружества за период 1994-1998 годов (см. приложение, табл. 2.16, 2.17).
Чтобы определить какие последствия повлекли структурные изменения во внешнеторговых отношениях стран СНГ, условимся о следующем.
Каждое государство-участник СНГ имеет основных и не основных торговых партнёров. К числу основных торговых партнёров отнесём страны, на которые приходится более одиннадцатой части (по числу стран СНГ, кроме рассматриваемой) экспортных (импортных) операций рассматриваемого государства.
Установим следующий показатель – отношение доли экспортных (импортных) операций, приходящихся на всех основных торговых партнёров государства, к числу этих партнёров. Иными словами, это средняя доля операций одного основного торгового партнёра. Этот показатель будет служить критерием, по которому можно судить об интенсивности и направлении интеграционных процессов в СНГ. Если средняя доля операций одного основного торгового партнёра снижается, это свидетельствует о позитивном развитии интеграционных процессов в СНГ в целом. Если наоборот – это свидетельство узкой регионализации торговых связей СНГ, негативно отражающейся на ходе интеграционного процесса СНГ в целом.
Рассмотрим экспортные операции 1990 года. В 1990 году страны Содружества имели следующих основных торговых партнёров.
Азербайджан. Россия – 0,621, Украина – 0,111.
Армения. Россия – 0,555, Украина – 0,163.
Беларусь. Россия – 0,623, Украина – 0,196.
Грузия. Россия – 0,643, Украина – 0,108.
Казахстан. Россия – 0,521, Узбекистан – 0,108.
Кыргызстан. Казахстан – 0,114, Россия – 0,383, Узбекистан – 0,138, Украина – 0,164.
Молдова. Россия – 0,638, Украина – 0,184.
Россия. Беларусь – 0,139, Казахстан – 0,136, Украина – 0,433.
Таджикистан. Казахстан – 0,137, Россия – 0,505, Узбекистан – 0,143.
Туркменистан. Россия – 0,529, Узбекистан – 0,257.
Узбекистан. Казахстан – 0,097, Россия – 0,602, Украина – 0,104.
Украина. Россия – 0,689.
В среднем в 1990 году каждый основной торговый партнёр приобретал 0,325 совокупного экспорта государства СНГ.
Экспортные операции 1998 года.
Азербайджан. Грузия – 0,331, Россия – 0,456.
Армения. Грузия – 0,119, Россия – 0,497, Туркменистан – 0,282.
Беларусь. Россия – 0,893.
Грузия. Азербайджан – 0,176, Армения – 0,174, Россия – 0,518.
Казахстан. Россия – 0,735, Украина – 0,125.
Кыргызстан. Казахстан – 0,371, Россия – 0,363, Узбекистан – 0,167.
Молдова. Россия – 0,785, Украина – 0,113.
Россия. Беларусь – 0,338, Казахстан – 0,139, Украина – 0,407.
Таджикистан. Россия – 0,236, Узбекистан – 0,62.
Туркменистан. Азербайджан – 0,28, Казахстан – 0,166, Россия – 0,191, Таджикистан – 0,179.
Узбекистан. Казахстан – 0,149, Россия – 0,518, Таджикистан – 0,154.
Украина. Беларусь – 0,131, Россия – 0,691.
В среднем в 1998 году каждый основной торговый партнёр приобретал 0,343 совокупного экспорта государства в СНГ.
Средняя доля одного основного торгового партнёра в экспортных операциях повысилась на 0,018 пункта.
Экспортные операции 1998 года.
Азербайджан. Россия – 0,545, Украина – 0,209.
Армения. Азербайджан – 0,092, Россия – 0,5, Украина – 0,209.
Беларусь. Россия – 0,674, Узбекистан – 0,113, Украина – 0,208.
Грузия. Россия – 0,569, Украина – 0,224.
Казахстан. Россия – 0,658, Украина – 0,109.
Кыргызстан. Казахстан – 0,116, Россия – 0,5, Узбекистан – 0,119, Украина – 0,108.
Молдова. Россия – 0,515, Украина – 0,329.
Россия. Беларусь – 0,165, Украина – 0,419.
Таджикистан. Россия – 0,456, Узбекистан – 0,153, Украина – 0,131.
Туркменистан. Россия – 0,45, Украина – 0,149.
Узбекистан. Казахстан – 0,126, Россия – 0,516.
Украина. Россия – 0,778.
В среднем в 1990 году каждый основной торговый партнёр продавал 0,326 совокупного импорта государства СНГ.
Импортные операции 1998 года.
Азербайджан. Казахстан – 0,11, Россия – 0,479, Украина – 0,23.
Армения. Грузия – 0,117, Россия – 0,832.
Беларусь. Россия – 0,841, Украина – 0,133.
Грузия. Азербайджан – 0,238, Россия – 0,574.
Казахстан. Россия – 0,835.
Кыргызстан. Россия – 0,463, Узбекистан – 0,277.
Молдова. Беларусь – 0,115, Россия – 0,529, Украина – 0,344.
Россия. Беларусь – 0,404, Казахстан – 0,168, Украина – 0,29.
Таджикистан. Казахстан – 0,116, Россия – 0,229, Узбекистан – 0,509.
Туркменистан. Россия – 0,276, Украина – 0,385.
Узбекистан. Казахстан – 0,186, Россия – 0,564, Украина – 0,169.
Украина. Россия – 0,895.
В среднем в 1998 году каждый основной торговый партнёр продавал 0,382 совокупного импорта государства СНГ.
Средняя доля одного основного торгового партнёра повысилась на 0,056 пункта.
Таким образом, за период с 1990 по 1998 годы структурные преобразования во внешнеторговых отношениях стран СНГ привели к регионализации торговых связей и дезинтеграционным процессам по Содружеству в целом.
Сопоставление удельного веса государств
СНГ и остального мира в экспортно-импортных
операциях демонстрирует
Экспорт в СНГ возрос в Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане; импорт из СНГ возрос в Казахстане, России, Таджикистане.
В результате экспортно-импортных операций между странами СНГ в 1996 году положительное сальдо торгового баланса сложилось только у Казахстана, России, Туркменистана. Это связано в значительной степени с кризисом неплатежей, проблемами платёжно-расчётных отношений стран Содружества в результате ограниченной конвертируемости национальных валют, необходимостью расплачиваться по ранее полученным кредитам.
В структуре импорта государств СНГ прослеживается ориентация на текущие потребительские нужды. Основное место в импорте стран СНГ занимает продовольствие, сельскохозяйственное сырьё, изделия лёгкой промышленности, бытовая техника.
Тенденция в переориентации экономических связей стран СНГ состоит в деиндустриализации внешних и внутренних связей. Модель интегрирования в мировое хозяйство государств СНГ, в основе которой лежит обмен невозобновляемых минеральных ресурсов на товары преимущественно потребительского назначения, создаёт препятствия для прогрессивных структурных сдвигов в их экономике. Происходит формирование неэффективной структуры производства с преимущественным развитием топливно-сырьевых отраслей.
Дальнейшее развитие экономических связей подобной направленности ведёт к односторонней зависимости от развитых государств.
Таким образом, проведённый анализ позволяет выделить основные причины переориентации экономических связей государств Содружества с ближнего на дальнее зарубежье.
1. Экспорт стран СНГ за пределы СНГ рассматривается как основной источник поступления свободноконвертируемой валюты.
2. Существование реальной возможности в высокотехнологичной и наукоёмкой продукции высокого качества, которая не может быть произведена на внутреннем рынке стран СНГ.
3. Приобретение более качественного сырья в условиях превышения внутренних цен мировых.
4. Стремление быстрее войти в мировой рынок.
5. Предпочтение партнёров из стран вне СНГ, продиктованное их большей надёжностью в платёжно-расчётных отношениях.
6. Более высокие транспортные тарифы и другие платежи на внутреннем рынке.
7. Нестабильная ситуация в ряде стран СНГ, наличие регионов, где нарастает социальная напряжённость и происходят вооружённые конфликты.
2.6. ПОСЛЕДСТВИЯ СТРУКТУРНЫХ
Значительные перемены в экономике государств Содружества привели к существенным изменениям их макроэкономических показателей (см. приложение, табл. 2.19). Изменились основные пропорции развития хозяйственных комплексов стран СНГ.
Для анализа пропорций
Общей тенденцией в экономике государств Содружества является уменьшение объёмов ВВП.
Вместе с тем сопоставление показателей сокращения объёмов ВВП и капитальных вложений показывает, что во всех странах СНГ за исключением Азербайджана, глубина спада в сфере инвестиций в основные фонды существенно больше, чем величины ВВП. Это свидетельствует о том, что одновременно с уменьшением объёмов ВВП происходило резкое изменение структуры их конечного использования. Глубокое снижение инвестиционной активности в условиях либерализации внешней торговли привело к соответствующему росту дальнего экспорта сырья. Рост удельного веса экспорта в ВВП во всех странах, кроме Азербайджана и Грузии и получение международных кредитов дали возможность увеличить удельный вес импорта из стран дальнего зарубежья в ВВП во всех странах, кроме Узбекистана, который в основном состоит из предметов потребления, главным образом продукции лёгкой и пищевой промышленности. Таким образом, использование ресурсов накопления на конечное потребление в государствах Содружества происходило не через изменение структуры национальных производств, а путём интенсификации их торговли с мировым рынком. Это привело к снижению ресурсного обеспечения промышленности и сельского хозяйства государств Содружества и к сокращению спроса на продукцию этих отраслей, что в свою очередь обусловило существенное уменьшение объёмов производства в 1991 – 1996 годах во всех государствах Содружества, кроме Узбекистана, где наблюдался рост продукции промышленности, и Армении, где увеличились объёмы сельскохозяйственного производства.
Из данных таблицы 2.19 также видно, что за рассматриваемый период у всех стран СНГ, кроме Туркменистана и Узбекистана, глубина спада в промышленности была больше, чем в сельском хозяйстве. Из этого следует, что в 1991-1996 годах производстве большинства государств Содружества сократился удельный вес промышленности, то есть произошла заметная деиндустриализация производства, которая неизбежно привела к снижению его эффективности. В свою очередь спад объёмов производства и уменьшение его эффективности стали основными причинами значительного сокращения доходов населения стран СНГ.
Ещё одной особенностью анализируемых изменений является резкое сокращение в 1991-1996 годах объёмов перевозок грузов транспортом общего пользования (без трубопроводного). За исключением Туркменистана и Узбекистана, спад в этой отрасли многократно глубже, чем в промышленности и сельском хозяйстве.
На уменьшение объёмов перевозок транспортом общего пользования влияют две причины:
1. Уменьшение объёма экспортно-импортных операций.
2. Сокращение потребности промышленности и сельского хозяйства в транспортных услугах на единицу объёмов их производства.
Вместе с тем объём дальней
внешней торговли уменьшился не столь
резко как объём ближней
Спад в объёме дальней торговли
находится примерно между величинами
спада промышленного и
Снижение объёмов ближней
Такое сокращение объёмов работы транспорта
общего пользования обусловлено
в основном сокращением потребности
промышленности и сельского хозяйства
государств СНГ в транспортных услугах
на единицу объёмов их производства.
В промышленности это вызвано
снижением уровня специализации
и кооперирования, а в сельском
хозяйстве – усилением
Наличие указанных выше явлений
свидетельствует о зарождении механизма
изменения пропорций и