Экономическая интеграция в рамках СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на теоретическом и практическом уровне выявить характер взаимосвязи экономического роста субъекта с его внешнеэкономической деятельностью, изучить причины явлений, повлекших преобразование национальных экономик, выявить задачи дальнейшего развития Содружества и пути их решения, определить место Республики Молдова во взаимоотношениях с СНГ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть связь экономического роста с интеграцией.
2. Проанализировать динамику преобразования структур национальных экономик.
3. Рассмотреть интеграционные процессы в СНГ на региональном уровне.
4. Проанализировать структуру внешней торговли Республики Молдова.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы экономической интеграции. 6
1.1. Взаимозависимость и отличительные черты понятий
экономического роста, развития, интеграции. 6
1.2. Глобальные цели мировой интеграции и пути их
достижения. 8
1.3. Значение роста качественного уровня предметов обмена
между субъектами. Классификация материальных товаров
по уровню организации компонентов первичных
продуктов. 10
2. Структурные и институциональные преобразования в
государствах-участниках СНГ после распада СССР. 15
2.1. Структура производства в союзных республиках в конце
80-х годов. 15
2.2. Экономические реформы в государствах-участниках СНГ. 19
2.3. Динамика структурных изменений в инвестициях,
промышленном и сельскохозяйственном производстве
в государствах Содружества. 27
2.4. Преобразования в сфере валютно-кредитных и
финансовых отношений. 35
2.5. Преобразования структуры экономических связей стран
СНГ. 42
2.6. Последствия структурных преобразований в экономике
государств Содружества. 48

3. Региональные объединения Содружества. 54
3.1. Регионализация экономического пространства СНГ. 54
3.2. Интеграционные тенденции в региональных объединениях. 63
3.3. Малая интеграция в Содружестве. Её значение для СНГ в
целом. 71
3.4. Евразийское экономическое сообщество. Развитие на
современном этапе. 75
3.5. Стратегическое партнёрство России, как основного
стержня СНГ. 87
4. Структурные преобразования в Республике Молдова. Анализ
её внешнеторговой деятельности. 94
4.1. Экономические реформы в Республике Молдова. 94
4.2. Анализ внешней торговли Республики Молдова на базе
классификации товаров по уровню организации
компонентов первичных продуктов. 100
Заключение. 109
Библиография. 114
Приложение. 117

Работа содержит 1 файл

курсовая интеграция в рамках снг.docx

— 162.07 Кб (Скачать)

2.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ  СНГ.

После образования новых суверенных государств, взявших курс на формирование открытой рыночной экономики, всё постсоветское  пространство оказалось подверженным глубокой экономической трансформации.

Если стартовая нормативная  база, как наследство СССР, была примерно одинаковой, то в результате нового законотворческого процесса в государствах СНГ наметились, а затем и закрепились  существенные различия в экономической  стратегии. Переход к рыночным отношениям осуществляется по разным сценариям  и с разной степенью интенсивности.

Тем не менее в методах и целях проведения экономических реформ можно выделить следующие общие направления:

1.      Приватизация и решение вопросов собственности и других гражданских прав, создание конкурентной среды.

2.      Аграрная реформа – перемещение центра тяжести производства сельскохозяйственной продукции на негосударственные и фермерские хозяйства, изменение форм собственности в колхозах и совхозах, их разукрупнение и уточнение производственного профиля.

3.      Сокращение сферы государственного регулирования в отраслях экономики и секторах деятельности экономических субъектов. Это в первую очередь либерализация цен, уровня заработной платы, внешнеэкономической и других видов деятельности.

4.      Структурная перестройка реального сектора экономики, осуществляемая в целях повышения его эффективности, наращивания объёмов производства, повышения качества и конкурентоспособности продукции, выбраковки неэффективных производственных единиц, конверсии оборонной промышленности, снижения товарного дефицита.

5.      Создание банковских и страховых систем, инвестиционных институтов и фондовых рынков.

6.      Обеспечение конвертируемости национальных валют.

7.      Создание товаропроводящей сети как в оптовой, так и в розничной торговле.

В ходе преобразований создавались  и обеспечивались:

1.      Механизм банкротств и антимонопольного регулирования.

2.      Меры по социальной защите и регулированию безработицы.

3.      Антиинфляционные меры.

4.      Меры по укреплению национальной валюты.

5.      Пути и способы интеграционного экономического развития.

К 1997 году завершился процесс становления  национальных денежных систем стран  Содружества. В 1992 году вошли в обращение  новый российский рубль и украинский карбованец, в 1993 – армянский драм, белорусский рубль, грузинский купон, казахский тенге, киргизский сом, молдавский лей, туркменский манат, узбекский сум-купон, в 1994 – азербайджанский манат и узбекский сум, в 1995 – грузинский лари и таджикский рубл, в 1996 – украинская гривна.

В 1994 году практически во всех странах  Содружества имело место снижение курсов национальных валют по отношению  к российскому рублю. В результате проведения жёсткой денежно-кредитной  политики национальными банками  Кыргызстана и Молдовы оставались относительно стабильными киргизский сом и молдавский лей. В течение 1995 года наблюдалась устойчивая тенденция повышения курсов национальных валют по отношению к российскому рублю в Азербайджане, Армении, Беларуси, Кыргызстане, Молдове.

К концу 1996 года тенденция повышения  курсов национальных валют по отношению  к российскому рублю сохранилась  в Азербайджане, Армении, Молдове, повысились курсы валют Грузии, Казахстана, Украины.

Произошли значительные изменения  в структуре финансовых ресурсов. В большинстве стран Содружества  уменьшилась доля ресурсов, аккумулирующихся в государственном бюджете, и  увеличилась доля средств, находящихся  у хозяйствующих субъектов и  населения.

Во всех странах СНГ существенно  изменились функции и структура  государственных бюджетов. В составе  доходов государственных бюджетов большинства стран основным источником стали налоговые поступления, на которые в 1991 году приходилось 0,1-0,25 общей суммы бюджетных доходов, а в 1995 году они составили около 0,58 части. Основная часть налоговых  поступлений приходится на НДС, налог  на прибыль, подоходный налог и акцизы. В Молдове, России, Украине с 1993 года отмечена тенденция некоторого снижения доли налогов в доходах государственных  бюджетов.

Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны СНГ происходило с  разной степенью интенсивности. В 1996 году их доля в общем объёме вложений составила в Кыргызстане 0,68 части, Азербайджане – 0,58, Армении – 0,42, Грузии – 0,29, Узбекистане – 0,16, Казахстане – 0,13. В то же время эти показатели незначительны в Беларуси – 0,07, Молдове  – 0,06, России – 0,02, Украине – 0,007. Когда речь идёт об иностранных инвестициях всегда следует помнить, что они не только стимулируют национальную экономику к росту, но и приводят к частичной переориентации права собственности на результаты производства в пользу иностранных инвесторов, что непосредственным образом редуцирует национальную независимость и самобытность, превращает национальную экономику в наёмного работника иностранного инвестора, который будет довольствоваться только заработной платой, но никогда не будет полноценно участвовать в прибыли и выработке и реализации собственной экономической политики.

По линии 23 федеральных министерств  и ведомств США на осуществление 215 двусторонних программ помощи республикам  бывшего СССР было ассигновано 5,4 млрд. долларов. Кроме того, 10 млрд. долларов было выделено на программы предоставления бывшим советским республикам займов, гарантий кредитов и страхование  финансовых ресурсов. В пересчёте  на душу населения самую большую  финансовую помощь США получили Армения, Грузия, Кыргызстан. Необходимо отметить, что значительная часть средств  из общих 10 млрд. долларов, ассигнованных  на кредитные программы помощи, в  действительности была получена американскими  компаниями в результате оплаты их товаров и услуг бывшими республиками СССР.

Стремление уменьшить инвестиционные риски побудило правительство США  распространить государственные программы  стимулирования и защиты национального  капитала на американские компании, действующие  в странах СНГ. Прямую поддержку  компаниям США в их зарубежной деятельности оказывает ОРIC (Overseas Private Investment Corporation (корпорация поддержки прямых иностранных инвестиций)). К 1993 году OPIC заключила двусторонние межправительственные соглашения со всеми 12 странами СНГ. Анализ первых лет деятельности OPIC в странах СНГ свидетельствует о том, что эта организация способствует притоку прямых иностранных инвестиций в экономику региона, объём которых в 1994 году составил 2,1 млрд. долларов, в 1995 – около 2,8 млрд. долларов.

Институциональные преобразования.

В результате осуществляемых институциональных  преобразований, пик которых в  большинстве стран пришёлся на 1993-1994 годы, доля занятых в государственном  секторе экономики в среднем  по Содружеству сократилась с 0,74 в 1991 году до 0,47 в 1996 году, в частности  в Молдове к 1996 году этот показатель составил 0,28 части.

Одним из основных форм изменения  отношений собственности в рассматриваемый  период были разгосударствление и приватизация.

В структуре приватизированных  предприятий и объектов наибольший удельный вес приходится, как правило, на предприятия и объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Доля этих предприятий  и объектов в общем числе приватизированных составляет в Беларуси, Казахстане, Молдове 0,48-0,5 части, Кыргызстане, России – 0,57-0,59, Украине – 0,66, Грузии – 0,79, Узбекистане – 0,85.

За рассматриваемый период ускорился  процесс отделения хозяйственных  функций от государства и передача их новым структурным образованиям, таким, как финансово-промышленные группы, холдинговые компании, корпорации, банковские союзы, ассоциации и другие добровольные объединения предприятий  и организаций.

Биржевая деятельность и фондовые рынки.

К началу 1997 года в странах СНГ  действовало 327 бирж. Бум развития товарно-сырьевых бирж в СНГ пришёлся на 1991-1992 годы. Несмотря на специализацию, указанную, как правило, в названии бирж, они, по существу являлись универсальными и допускали к торгам практически  любую номенклатуру. Пережив спекулятивный  подъём в 1993 году, их деятельность пошла  на убыль и к началу 1997 года практически  прекратилась. В силу отсутствия рыночных механизмов, и, в определённой мере, из-за нестабильности политической обстановки и жёстких административных преград  фондовые биржи в Туркменистане, Таджикистане, Молдове, Грузии не функционируют.

В истекший период наблюдался быстрый  рост числа коммерческих банков. По данным на 1 июля 1996 года в странах  СНГ зарегистрировано 3115 таких банков. Система коммерческих банков во главе  с национальным банком, координирующим их деятельность, сложилась во всех государствах Содружества после  распада рублёвой зоны в 1993 году. Зарождаться  коммерческие банки стали в недрах бывшего СССР. Преимущества в виде инфраструктуры, подготовленных кадров, отлаженных технологий получили филиалы  и отделения бывших Жилсоцбанка, Промстройбанка и других общесоюзных банков.

По оценкам экспертов, с падением уровня инфляции и доходности государственных  ценных бумаг банковская система  СНГ начинает сталкиваться с кризисом ликвидности, так как снижение процентных ставок по депозитам приводит к оттоку денежных средств населения и  переводу их в СКВ, а кредитование реального сектора экономики  всё ещё чревато большими потерями.

Аграрные реформы.

Изменения в структуре производства по категориям хозяйств привели к существенному снижению товарности сельского хозяйства. Особенно большое снижение товарности произошло по овощам – в 2 раза, картофелю – в 1,6, скоту и птице – в 1,4, молоку – в 1,3 раза.

В процессе проведения аграрных реформ продолжается формирование новых организационно-правовых форм собственности производителей сельскохозяйственной продукции. Значительно  сократилось количество колхозов и  совхозов. Большинство этих хозяйств преобразовано в акционерные общества, товарищества, ассоциации, кооперативы. К началу 1997 года в СНГ зарегистрировано 786 тыс. крестьянских хозяйств со средним наделом 45 тыс. м2.

Общим негативным моментом в проведении аграрных преобразований являлось отсутствие глубоко проработанных программ, комплексности и последовательности реформирования, а также ослабление или почти полный уход государства  от своих регулирующих функций и  протекционистской поддержки сельского  хозяйства. Всё это в сочетании  с разрывом традиционных связей обусловило усиление аграрного кризиса, спад производства, рост социальной напряжённости в  деревне.

Такое положение привело, с одной  стороны, к усилению локального монополизма, а с другой стороны – к организации  в составе сельскохозяйственных предприятий мелких пищеперерабатывающих цехов без глубокой переработки  сырья, недоиспользованию имеющихся  в перерабатывающей промышленности мощностей и их перепрофилированию, распылению капитальных вложений.

Жилищная политика.

После распада СССР ситуация во всех странах Содружества характеризуется  резким спадом строительства жилья. В связи с резким сокращением  бюджетных ассигнований в государствах были приняты меры по стимулированию индивидуального жилищного строительства.

В работе по преодолению общего для  многих стран Содружества падения уровня ввода жилья отмечается общая черта – формирование новой национальной жилищной политики, базирующейся, на принципе преимущественно внебюджетного финансирования жилья.

Миграционные процессы.

Важным элементом формирования общего рынка труда стран СНГ  является миграция рабочей силы.

Современная миграция имеет ряд  специфических особенностей. Низка  интенсивность миграции, что приводит к застойной безработице.

По разным оценкам, ежегодно мигрирует  до 10 млн. человек, или 0,03 населения  Содружества, что значительно ниже, чем в странах ЕС. Преобладает  в основном миграция в Россию, включая  потоки беженцев и вынужденных мигрантов.

За период 1991-1995 годов численность  населения России увеличилась за счёт миграции из стран СНГ и Балтии на 2 млн. человек. По имеющимся прогнозам  до 2005 года в Россию может переместиться  ещё примерно 3 млн. человек, что должно учитываться при формировании общего рынка труда стран Содружества. Наибольший поток трудовых мигрантов  идёт из Украины – 94 тыс. человек, Беларуси – 11 тыс., Грузии и Молдовы – по 7 тыс. человек ежегодно.

Такое значительное количество беженцев и вынужденных переселенцев увеличивает  напряжение на рынке труда, особенно если учесть их концентрацию в отдельных  регионах России, требует больших  затрат на строительство жилья и  объектов социальной сферы.

Миграционные процессы в государствах СНГ представляют одну из самых сложных  социально-демографических проблем. Поэтому страны Содружества проводят работу по заключению дву- и многосторонних соглашений направленных на регулирование миграционных процессов.

Наблюдается заметное снижение численности  студентов, прибывающих на учёбу  из одних стран СНГ в другие. Так, если в 1994 году в ВУЗах России обучалось 58700 студентов из ближнего зарубежья, то в 1996 году – лишь 32500.

Законодательные акты в области  образования переплетены с законами о языках, принятыми практически  во всех странах Содружества. Объявление языка титульной нации единственным государственным языком, введение обязательного экзамена на знание государственного языка, перевод на этот язык делопроизводства, сужение сферы высшего образования на русском языке объективно создали трудности для проживающей в этих странах значительной части населения не титульной национальности, в том числе русскоговорящих. Установленные сроки для изучения государственных языков далеки от реальности, не учитывают той исключительной психологической ситуации, в которой неожиданно оказались миллионы людей.

В результате многие независимые государства  успели настолько обособиться, что  возникли трудности с академической  мобильностью абитуриентов и студентов, эквивалентностью документов об образовании, изучением учебных курсов по выбору учащихся.

Поэтому формирование общего образовательного пространства будет являться важнейшим  условием реализации позитивных интеграционных процессов СНГ.

Состояние научно-технического потенциала.

Имеющиеся у государств Содружества  значительные фундаментальные и  технологические заделы, высококвалифицированные  кадры, уникальная научно-производственная база остаются в значительной мере невостребованными и продолжают деградировать.

Информация о работе Экономическая интеграция в рамках СНГ