Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:56, курсовая работа
Цель работы – на теоретическом и практическом уровне выявить характер взаимосвязи экономического роста субъекта с его внешнеэкономической деятельностью, изучить причины явлений, повлекших преобразование национальных экономик, выявить задачи дальнейшего развития Содружества и пути их решения, определить место Республики Молдова во взаимоотношениях с СНГ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть связь экономического роста с интеграцией.
2. Проанализировать динамику преобразования структур национальных экономик.
3. Рассмотреть интеграционные процессы в СНГ на региональном уровне.
4. Проанализировать структуру внешней торговли Республики Молдова.
Введение. 3
1. Теоретические основы экономической интеграции. 6
1.1. Взаимозависимость и отличительные черты понятий
экономического роста, развития, интеграции. 6
1.2. Глобальные цели мировой интеграции и пути их
достижения. 8
1.3. Значение роста качественного уровня предметов обмена
между субъектами. Классификация материальных товаров
по уровню организации компонентов первичных
продуктов. 10
2. Структурные и институциональные преобразования в
государствах-участниках СНГ после распада СССР. 15
2.1. Структура производства в союзных республиках в конце
80-х годов. 15
2.2. Экономические реформы в государствах-участниках СНГ. 19
2.3. Динамика структурных изменений в инвестициях,
промышленном и сельскохозяйственном производстве
в государствах Содружества. 27
2.4. Преобразования в сфере валютно-кредитных и
финансовых отношений. 35
2.5. Преобразования структуры экономических связей стран
СНГ. 42
2.6. Последствия структурных преобразований в экономике
государств Содружества. 48
3. Региональные объединения Содружества. 54
3.1. Регионализация экономического пространства СНГ. 54
3.2. Интеграционные тенденции в региональных объединениях. 63
3.3. Малая интеграция в Содружестве. Её значение для СНГ в
целом. 71
3.4. Евразийское экономическое сообщество. Развитие на
современном этапе. 75
3.5. Стратегическое партнёрство России, как основного
стержня СНГ. 87
4. Структурные преобразования в Республике Молдова. Анализ
её внешнеторговой деятельности. 94
4.1. Экономические реформы в Республике Молдова. 94
4.2. Анализ внешней торговли Республики Молдова на базе
классификации товаров по уровню организации
компонентов первичных продуктов. 100
Заключение. 109
Библиография. 114
Приложение. 117
СОДЕРЖАНИЕ .
Введение. |
3 | |
1. Теоретические основы экономической интеграции. |
6 | |
1.1. Взаимозависимость и отличительные черты понятий |
||
экономического роста, развития, интеграции. |
6 | |
1.2. Глобальные цели мировой интеграции и пути их |
||
достижения. |
8 | |
1.3. Значение роста качественного уровня предметов обмена |
||
между субъектами. Классификация материальных товаров | ||
по уровню организации компонентов первичных |
||
продуктов. |
10 | |
2. Структурные и |
||
государствах-участниках СНГ после распада СССР. |
15 | |
2.1. Структура производства в союзных республиках в конце |
||
80-х годов. |
15 | |
2.2. Экономические реформы в государствах-участниках СНГ. |
19 | |
2.3. Динамика структурных изменений в инвестициях, |
||
промышленном и сельскохозяйств |
||
в государствах Содружества. |
27 | |
2.4. Преобразования в сфере валютно |
||
финансовых отношений. |
35 | |
2.5. Преобразования структуры эконо |
||
СНГ. |
42 | |
2.6. Последствия структурных преобразований в экономике |
||
государств Содружества. |
48 | |
3. Региональные объединения Содружества. |
54 | |
3.1. Регионализация экономического пространства СНГ. |
54 | |
3.2. Интеграционные тенденции в региональных объединениях. |
63 | |
3.3. Малая интеграция в Содружестве. Её значение для СНГ в |
||
целом. |
71 | |
3.4. Евразийское экономическое сообщество. Развитие на |
||
современном этапе. |
75 | |
3.5. Стратегическое партнёрство России, как основного |
||
стержня СНГ. |
87 | |
4. Структурные преобразования в Республике Молдова. Анализ |
||
её внешнеторговой деятельности. |
94 | |
4.1. Экономичские реформы в Республике Молдова. |
94 | |
4.2. Анализ внешней торовли Республики Молдова на базе |
||
классификации товаров по уровню организации |
||
компонентов первичных продуктов. |
100 | |
Заключение. |
109 | |
Библиография. |
114 | |
Приложение. |
117 | |
„Эй, россияне – татары, чуваши, евреи, калмыки,
Что нам рядиться, когда наши степи свободой омыты!
Хватит на всех весеннего солнца, озимого хлеба,
На всех одно время, бедовая память да синее небо.”
Ю. Ю. Шевчук. „Россияне”.
ВВЕДЕНИЕ .
На современном этапе мирового
развития невозможно представить себе
деятельность какого-либо экономического
субъекта в изоляции от окружающего
мира. Сегодня благосостояние экономического
субъекта зависит не столько от внутренней
организованности, сколько от характера
и степени интенсивности его
связей с другими субъектами. Решение
внешнеэкономических проблем
Интеграционные процессы в экономическом пространстве нашей планеты носят на данном этапе региональный характер, поэтому сегодня представляется важным рассмотрение проблем внутри самих региональных объединений. Предметом исследования данной работы стало интеграционное объединение двенадцати стран – бывших республик СССР – Содружество Независимых Государств.
После распада СССР в СНГ произошли кардинальные структурные преобразования, повлекшие за собой серьёзные осложнения и повальное обнищание всех стран-участниц Содружества. В данной работе проведён глубокий анализ произошедшего с национальными экономиками государств СНГ с момента распада Союза до настоящего времени. Основными исходными данными для этого стали статистические материалы разных лет как по Республике Молдова, так и по СНГ в целом.
Цель работы – на теоретическом и практическом уровне выявить характер взаимосвязи экономического роста субъекта с его внешнеэкономической деятельностью, изучить причины явлений, повлекших преобразование национальных экономик, выявить задачи дальнейшего развития Содружества и пути их решения, определить место Республики Молдова во взаимоотношениях с СНГ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть связь
2. Проанализировать динамику
3. Рассмотреть интеграционные
4. Проанализировать структуру
Новизна работы заключается в принципиально новом подходе к теории внешней торговли. В теоретической части нами было показано насколько важно учитывать не столько объёмы выходящих и входящих предметов обмена, сколько их качественный уровень организации, сделана попытка количественного измерения этого уровня. В разделе, посвящённом Республике Молдова разработанный нами теоретический подход был апробирован с использованием статистических данных, содержащих информацию об основных для РМ группах товаров гармонизированной системы кодирования. Сделана попытка количественно оценить коэффициенты индустриализованности этих групп, проведено их ранжирование. На базе проведённого анализа выявлен характер связей РМ с её основными торговыми партнёрами, отчётливо обозначены тенденции развития внешнеторговых отношений республики во взаимосвязи с общим фоном её деиндустриализации.
Столь пристальное внимание внешнеторговым отношениям обусловлено тем, что по нашему мнению их регулирование является задачей первостепенной важности, поскольку от их характера напрямую зависит благосостояние государства, а также тем, что селективное ведение внешнеторговой политики не требует никакого финансирования, недостаток которого испытывают на данном этапе как РМ, так и все остальные государства Содружества.
Работа изобилует наличием глубокого всестороннего анализа, который отражён с использованием большого количества таблиц.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И
Большинство экономистов определяют экономический рост и развитие как решительную и долговременную тенденцию к увеличению национального дохода, как в его совокупности, так и на душу населения, которой сопутствуют структурные преобразования.
Ни экономический рост не следовало бы рассматривать только как рост дохода хозяйствующего субъекта, ни экономическое развитие не следовало бы рассматривать только как структурные преобразования. В действительности и экономический рост предполагает наличие структурных преобразований, демонстрируя переход от одной стадии развития к другой, качественно более высокой, и экономическое развитие предполагает наличие увеличения дохода каждого (хотя возможно и в различной степени) хозяйствующего субъекта.
Французский экономист Франсуа Перру внёс решающий вклад в части определения экономического роста и экономического развития, а также взаимозависимостей, существующих между ними.
По его мнению, экономический рост представляет собой устойчивое увеличение размеров какой-либо хозяйственной единицы, простой или комплексной, достигнутое путём структурных преобразований и, возможно, системных изменений, которому сопутствует экономический прогресс.
Экономическое развитие – совокупность
преобразований в социальных и интеллектуальных
структурах, генерирующих отношение
взаимного вовлечения между производственным
аппаратом и населением, ставя
тем самым народное хозяйство
в положение, когда оно должно
увеличивать кумулятивно и
Для Ф. Перру рост происходит только посредством структурных преобразований, которые необходимым образом оказывают решающее воздействие на развитие. В свою очередь развитие облегчает рост, охватывает его и поддерживает. [7, 6-7]
Понятие экономической интеграции.
Если подходить к термину „интеграция” этимологически, то интеграция эквивалентна включению, воссоединению частей в единое целое путём сборки и монтажа составных частей.
Некоторые исследователи понимают под интеграцией естественный процесс развития сотрудничества между странами, расположенными в одной географической зоне.
Другие исследователи
Самая многочисленная группа исследователей считает, что интеграция относится к созданию новых структур и определенной институционализации отношений между государствами.
Крупнейший голландский
Все перечисленные определения интеграции предполагают наличие структурных преобразований. Это означает, что интеграции присущи черты развития, а, следовательно, и экономического роста. Следует добавить, что субъектами интеграции являются не только государства, но и любые другие хозяйствующие субъекты – физические и юридические лица.
Вообще, ничто не мешает сделать следующий вывод. Экономическое развитие (впрочем, не только экономическое, но и социальное, духовное и прочее) есть совокупность интеграционных и дезинтеграционных процессов, в зависимости от интенсивности и масштабов которых, приводящее соответственно к экономическому (социальному, духовному и прочему) росту или спаду благосостояния (дохода, собственного капитала, скорости потока вещества и энергии через субъект и принадлежащее ему пространство) совокупности рассматриваемых хозяйствующих субъектов.
Отсюда вытекает, что интеграция
– это позитивное развитие совокупности
хозяйствующих субъектов. При этом
следует подчеркнуть
Экономическая интеграции – объективный, осознанный и направленный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания хозяйственных систем (совокупностей хозяйствующих субъектов), обладающий потенциалом саморегулирования и саморазвития, и в основе которого лежит экономический интерес самостоятельных хозяйствующих субъектов и международное разделение труда.
Тем самым отрицается понятие интеграции как только сознательно регулируемого или только стихийно рыночного процесса. Это две неразрывные стороны одного и того же процесса. [8, 166]
1.2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ МИРОВОЙ
Глобальные цели интеграции:
1. Повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего развития личности, что, в первую очередь, предполагает рост дохода каждого человека на планете.
2. Полное устранение бедности и нищеты на планете.
3. Снижение вынужденной трудовой занятости женщин, стариков и подростков.
4. Высвобождение максимума свободного времени для всех субъектов в целях посвящения его деятельности более высоких порядков: науке, искусству, спорту, всевозможному творчеству, путешествиям и тому подобному.
5. Забота об окружающей среде. Максимизация рациональности использования природных ресурсов.
6. Усиление и умножение всех видов связей каждого субъекта с другими субъектами и их объединениями.
7. Рост качественного уровня предметов взаимного обмена между субъектами.
8. Максимальное сохранение самобытности каждого субъекта, уважение его индивидуальных качеств. Способствование занятию им своего единственного и неповторимого места в мировом пространстве.
9. Рост свободы действий и выбора дальнейшей политики развития каждого субъекта.
10. Вследствие роста материального, культурного, духовного уровней развития каждого субъекта, их сознательности и добропорядочности, снижение роли надсубъектных органов управления.
11. Всеобщий мир и добрососедство.
Пути к достижению глобальных целей мировой интеграции на сегодняшний день пролегают через создание региональных интеграционных объединений, структурную перестройку их экономик. Сегодня интеграционные объединения носят региональный характер и различаются по глубине, интенсивности и масштабам происходящих в них интеграционных процессов.
Теоретически выделяются следующие основные этапы создания интеграционных объединений: преференциальные торговые соглашения, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, политический союз. На практике они в чистом виде не встречаются, но встречаются с многочисленными оговорками, а также в виде различных комбинаций и модификаций.
1.3. ЗНАЧЕНИЕ РОСТА КАЧЕСТВЕННОГО
УРОВНЯ ПРЕДМЕТОВ ОБМЕНА МЕЖДУ
СУБЪЕКТАМИ. КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ
ТОВАРОВ ПО УРОВНЮ ОРГАНИЗАЦИИ
КОМПОНЕНТОВ ПЕРВИЧНЫХ
В предыдущей главе среди основных глобальных целей мировой интеграции была указана цель роста качественного уровня предметов обмена между субъектами. Реализация этой цели является необходимым условием экономического роста субъектов и позитивного развития их объединений. Это предполагает то обстоятельство, что каждый субъект мирового пространства должен стремиться к тому, чтобы произвести и реализовать другим субъектам максимально ценные для них блага. В этой деятельности заключается высшее счастье каждого субъекта.
Более того, от сбалансированности и высоты качественных уровней входящих и выходящих предметов обмена напрямую зависит благосостояние и экономический рост каждого субъекта.