Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:36, курсовая работа
Управление предприятием общественного питания представляет собой процесс обеспечения его деятельности для достижения поставленных целей. Поставленная цель – получение максимальной прибыли. Ее можно достигнуть увеличением товарооборота, а можно и снижением издержек обращения. Второй путь более характерен для развитой экономики. И в данном случае наибольшее значение имеет управление затратами на производство, включающее контроль и регулирование. Возникает задача снижения издержек производства не только до нормативного уровня, а до минимального с сохранением качества. Соблюдение нормативов в этом случае является целью управления затратами на производство.
Существенное влияние
на издержки оказывает размер предприятия.
Экономические преимущества крупного
производства заключается в возможности
более рационального
Важным фактором, способствующим снижению затрат, является использование различных форм обслуживания потребителей. Обслуживание официантами посетителей, сидящих за столами, может дополняться элементами самообслуживания по типу «шведский стол». При самообслуживании на предприятиях питания достигается экономия затрат труда (за счёт сокращения числа официантов), увеличивается пропускная способность залов, что приводит к росту товарооборота и уменьшению уровня издержек.
Также специализированные предприятия имеют более низкий уровень издержек за счёт более высокой производительности труда, более узкого ассортимента блюд и предоставляемых услуг, высокой оборачиваемости мест.
1.3 Методы планирования и
Таким образом, издержки обращения как экономический показатель являются важнейшим слагаемым прибыли предприятий питания. При прочих равных условиях их экономия позволит увеличить финансовый результат деятельности, а, следовательно, упрочить конкурентные позиции организации на существующем рынке.
Для достижения наилучших
результатов в управлении затратами
следует прибегать к
Целью планирования издержек обращения является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающего получение необходимой прибыли на основе рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов и повышение качества обслуживания посетителей.
Снижение затрат не должно приводить к ухудшению качества обслуживания, и размер затрат должен быть увязан с обеспеченностью ресурсами.
Оптимизация издержек обращения направлена на достижение предприятием целевых, экономических и социальных результатов при минимальных текущих затратах, а также на устранение нецелесообразных затрат. Оптимальным будет считаться такой план издержек обращения, который при заданном товарообороте и принятой ценовой политике обеспечит предприятию получение необходимого размера чистой прибыли, который позволит предприятию бесперебойно и на высоком уровне осуществлять свою деятельность при разумной экономии издержек обращения.
Целью управления издержками обращения является оптимизация их суммы и уровня, но не снижение издержкоемкости, так как последнее может сопровождаться снижением уровня обслуживания, отказом от продажи отдельных издержкоемких товаров. Также оптимальные издержки обращения предприятия включают затраты соответствующие уровню развития предприятия, устойчивости и месту на рынке.
Планирование издержек обращения проводится в целом по предприятию и по его структурным подразделениям на год и по кварталам в комплексной увязке с товарооборотом, валовым доходом, прибылью.
Планирование издержек обращения является составной частью финансового управления торговым предприятием. В процессе планирования следует исходить из необходимости определения такой суммы затрат, которая позволяла бы предприятию бесперебойно и на высоком уровне осуществлять хозяйственную деятельность при соблюдении разумной экономии издержек обращения.
При формировании
затрат торгового предприятия
,
где Iп, Io, Iи — индексы роста прибыли, товарооборота и издержек обращения соответственно.
Максимизация прибыли должна достигаться при равенстве граничных затрат с граничными доходами;
Плановая сумма издержек обращения должна находиться между минимальной и максимальной границами. Минимальная сумма издержек обращения — это нижний предел, за границей которого дальнейшая экономия затрат не является разумной — она усложняет доставку товаров, обусловливает снижение культуры обслуживания покупателей и т.п.
Максимальная сумма издержек обращения — это их объем, который обеспечивает предприятию не прибыльную, но безубыточную работу.
Планирование издержек обращения должно происходить в комплексной увязке с остальными экономическими показателями торгового предприятия: товарооборотом, валовым доходом, прибылью. Одним из принципов разработки плана издержек обращения является оптимизация его показателей. Оптимальным считается такой план издержек обращения, который при заданном товарообороте и принятой ценовой политике обеспечит предприятию получение необходимого размера чистой прибыли. Соответственно этому плановые уровни и сумма издержек обращения должны представлять собой величину рациональных расходов.
Исходной информацией обоснования плана издержек являются:
■ результаты анализа отдельных статей издержек обращения за предплановый период и выявленные резервы их экономии;
План издержек обращения разрабатывается по общему уровню и по отдельным статьям расходов. Существует два направления - от общего к частному или от частного к общему. Под частным понимается планирование издержек обращения в разрезе отдельных статей.
При планировании издержек предприятием питания могут использоваться различные методы:
*экономико-статистические
*экономико-математические
*по взаимосвязи издержек, объема реализации и прибыли («Cost — Volume — Profit»), получившего в мировой практике название «метод СVP»;
*технико-экономические расчеты.
К экономико-статистическим методам планирования издержек обращения относят метод планирования на основе коэффициента эластичности издержек от товарооборота, метод планирования на основе сложившегося темпа роста затрат, метод скользящей средней.
Экономико-статистический метод предполагает деление издержек на условно-постоянные и условно-переменные. И основан на том, что условно-постоянные расходы остаются в сумме почти неизменными, а их уровень имеет обратную зависимость. Уровень же условно-переменных расходов остается неизменным, в то время как сумма этих расходов имеет прямую зависимость от изменений объема товарооборота.
Поскольку величина условно-постоянных затрат остается почти неизменной с изменением объема товарооборота, то размер условно - переменных расходов можно рассчитать по коэффициенту эластичности условно-переменных издержек от объема товарооборота. Расчет выполняется в определенной последовательности:
:,
,
,
где: Кэ - коэффициент эластичности;
Ипер - изменение условно-переменных издержек обращения в отчетном периоде по сравнению с базисным, руб.;
Ибаз.пер - сумма условно-переменных издержек обращения базисного периода, руб.;
О - изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным, руб.;
Обаз - товарооборот базисного периода;
tИпер - темпы прироста суммы условно-переменных издержек обращения в планируемом периоде, %;
Опл - темпы прироста товарооборота в планируемом периоде, %;
Ипл.пер, Иотч.пер - суммы условно-переменных издержек обращения соответственно в планируемом и отчетном периодах, руб.
Планирование издержек предприятия питания с использованием экономико-математических методов предполагает решение многофакторных корреляционно-регрессивных моделей.
В основу метода, основанного на взаимосвязи издержек, объема реализации и прибыли, принимаются плановые суммы товарооборота и прибыли. Расчет ведется на основе точки безубыточности, при которой предприятие не несет убытков, но и не получает прибыли.
Наиболее точным является метод технико-экономических расчетов по отдельным статьям и элементам расходов в соответствии с различными нормативами затрат, нормами, ставками, тарифами. Некоторые из них разрабатываются самим предприятием – нормы численности работников, нормы товарных запасов, другие определяются транспортными организациями (тарифы на перевозки), банками (ставки процентов за кредит), соответствующими министерствами (ставки налогов и отчислений). Также предприятие устанавливает (или использует отраслевые) нормы естественных потерь, нормы амортизационных отчислений и др. Общий размер издержек обращения определяется путем суммирования расходов по отдельным статьям. Каждый вид расходов рассчитывается в соответствии с их содержанием и спецификой формирования.
Планирование издержек обращения
на предприятии завершается
- изменение структуры товарооборота процесса нормирования товарных запасов;
- организация перевозок
товаров с наименьшими
- сокращение товарных
потерь за счет соблюдения
сроков реализации и создания
условий, обеспечивающих
- повышение производительности труда;
- механизация и автоматизация
торгово-технологических
2. Анализ издержек обращения в предприятии питания ООО «Барбарис».
2.1. Характеристика предприятия питания кафе «Барбарис».
Общество с ограниченной ответственностью «Барбарис» находится в городе Первоуральске Свердловской области, на улице Вайнера, дом 55. Данное предприятие существует на рынке с 2004г. Здание является пристроем к жилому дому и находится в собственности учредителей. Общая площадь помещения 794,2 кв.м., в т.ч. три торговых зала - 365,2 кв.м. и складская территория 40,6 кв.м.
Кафе расположено в отдаленном районе городе без особых людских потоков. Основные потребители – люди среднего достатка в возрасте 25-45 лет. Здесь предлагаются разнообразные услуги: с понедельника по пятницу проводятся бизнес-ланчи с 12.00. до 16.00, вечером в пятницу и субботу, а также в праздники, работают музыканты и гостям предлагается шоу-программа, и формат кафе плавно переходит в формат дискотеки. Часы работы предприятия, с обычных с 12.00 до 24.00, в выходные, праздничные и предпраздничные дни продлеваются до 06.00.
Кафе разделено на два этажа и три зала. На первом этаже расположены два зала на 96 посадочных мест, здесь кафе работает в традиционном режиме: посетителей обслуживают официанты и повара готовят заказные блюда. На втором этаже размещен караоке диско-зал вместимостью до 50 человек. Зал оснащен современным музыкальным оборудованием, сценой, несколькими мониторами с радио-микрофонами для комфортного времяпровождения в поющей компании. Также в уютной обстановке можно провести как романтический вечер, так и «поболеть» в обществе друзей за любимую спортивную сборную. В отдельном небольшом закутке есть детский уголок с разными игрушками, качелями и лакомым меню.
В летний период функционирует открытая летняя веранда площадью 380 кв.м. и вместимостью до 100 человек. Гостям готовят сочные шашлыки на открытом огне и предлагают разливное пиво.
Кафе «Барбарис» предлагает блюда восточной и европейской кухни, также есть отдельное японское, десертное, постное и детское меню. Первоуральск - небольшой городок, и потенциальных посетителей не так много в связи с невысокими доходами. Чтобы привлечь наибольшую аудиторию, кафе старается максимально удовлетворить разные вкусы. Это, с одной стороны увеличивает издержки обращения, а с другой, повышает товарооборот.