Источники финанснирования капитальных вложений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Для решения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
описать источники финансирования капиталовложений привлекаемых на макроуровне;
рассмотреть процесс финансирования капитальных вложений на уровне предприятия;
изучить особые формы финансирования капитальных вложений таких как факторинг, форфейтинг и лизинг:
провести анализ финансово – хозяйственной деятельности на примере действующего предприятия;
разработать рекомендации по финансированию капиталовложений на предприятии.

Работа содержит 1 файл

диплом АСКИЗАВТОТРАНС.doc

— 709.50 Кб (Скачать)
 

       То  есть в первый год, если ОАО «Аскизавтотранс» возьмет требуемую автомашину КАМАЗ  в лизинг – оно должно выплатить 355772 рублей, что на 5415 рублей меньше, чем погашение кредита и процентов  по нему (355772 – 361187).

       Кроме того, приобретая автомашину в лизинг, мы не учитываем ее на балансе, а соответственно не увеличивается стоимость имущества предприятия. Следовательно можно рассчитать экономию на налог на имущество юридических лиц (2%).

       Экономия  на налог на имущество с первым вариантом (взятие кредита) экономия денежных средств составит 19515 рублей.

       Учитывая  все вышеуказанное можно говорить о том, что для анализируемого предприятия выгоднее взятие оборудование в лизинг.

    3.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВОВО ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ, КАК ИСТОЧНИКА ПОГАШЕНИЯ ДОЛГА

    Предприятию не хватает денежных ресурсов для  осуществления капиталовложений. Если грамотно управлять оборотными активами, можно изыскать такие ресурсы. Основная проблема, связанная с оборотными активами – дебиторская задолженность.

    В ходе диагностики финансового состояния ОАО «Аскизавтотранс» в качестве негативного фактора был отмечен рост дебиторской задолженности, то есть на предприятии недостаточно внимания уделяется работе с дебиторами, поэтому, представляется целесообразным рекомендовать руководителю предприятия организовать работу по управлению дебиторской задолженностью. Необходимость правильного управления уровнем дебиторской задолженности определяется стремлением предприятия к максимизации денежных потоков желанием снизить издержки, возникающие из-за того, что любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано каким-либо способом. Всё это, в конечном счете, оказывает влияние на рост прибыли компании.

    Объем дебиторской задолженности зависит  от многих факторов: вида продукта, ёмкости рынка, степени его наполняемости данной продукцией, системы расчётов с покупателями. Последний фактор особенно важен для выбора наиболее рациональных форм расчёта финансистами предприятия. В условиях не стабильной экономики России основной формой расчётов стала предоплата, влекущая за собой взаимные неплатежи, а также бартерный обмен.

    Анализ  и управления дебиторской задолженностью имеют особое значение в периоды  инфляции, когда подобная иммобилизация  оборотных активов становится особенно не выгодным для предприятия-поставщика. Высокие темпы роста дебиторской задолженности по расчётам за товары могут свидетельствовать о том, что данное предприятие активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции. Кредитуя покупателей, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В тех случаях, когда платежи предприятию-поставщику задерживаются, оно вынуждено для обеспечения своей деятельности прибегать к заёмным источникам, увеличивая тем самым кредиторскую задолженность.

    Западные  экономисты предлагают прагматический подход к управлению дебиторской  задолженностью, так, Ю. Бригхем и  Л. Гапенски полагают, что «процесс управления дебиторской задолженностью начинается с решением вопроса –  предоставлять или не предоставлять кредит покупателю».

    На  практике, чтобы максимально снизить  вероятность безнадежных долгов, необходимо правильно оценить платежеспособность покупателей и их кредитную историю. В этом случае единственным способом держать ситуацию под контролем является обыкновенный выбор и решение системы контроля счетов к получению.

    Российские  экономисты выделяют два подхода  к управлению дебиторской задолженностью:

  1. Сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции.
  2. Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской критической задолженности.

    Данные  сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии  скидок цен на товары, расходам по инкассации:

    Управление  дебиторской задолженностью включает:

  1. контроль за её структурой в разрезе должников;
  2. оценку её ликвидации, т.е оценку реальности возврата долгов предприятию;
  3. контроль за оборачиваемостью средств в расчетах;
  4. ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения;
  5. контроль за состоянием безнадёжных долгов с целью образования необходимого резерва.
  6. анализ и планирование денежных потоков с учётом коэффициентов инкассации.
  7. применение различных моделей договоров с партнёрами с гибкими условиями форм оплаты и ценообразования – от предоплаты или частичной оплаты до использования факторинга  или банковской гарантии.

    Выбор оптимального уровня дебиторской задолженности  непосредственно зависит от специфики деятельности каждого предприятия. Анализ и контроль дебиторской задолженности можно производить с помощью абсолютных или относительных показателей в динамике за ряд кварталов или лет.

    Практикой выработаны некоторые общие правила, позволяющие более четко управлять дебиторской задолженностью:

  1. контроль за состоянием расчетов с покупателями и подрядчиками по просроченным (отсроченным) платежам;
  2. ориентация на большое число покупателей (их диверсификация) с целью снижения риска неуплаты за товары и услуги одним или несколькими крупными покупателями;
  3. наблюдение за состоянием кредиторской и дебиторской задолженностью: значительное превышение дебиторов над кредиторами создает серьезную угрозу финансовой устойчивости предприятия, что требует привлечения дополнительных источников заемного финансирования.
  4. оплата товаров постоянными клиентами в кредит, причем его размеры зависят от ряда факторов, в частности от финансового положения поставщика, устойчивости связей с последними и др.
  5. синхронизация денежных потоков, то есть максимально возможное приближение по времени получения дебиторской и погашения кредиторской задолженности. Это позволит уменьшить остаток денег на расчетном счете, сократить банковский кредит и расходы по обслуживанию долга;
  6. снижение объемов денежных средств, находящихся в пути, посредствам использования электронной системы платежей;
  7. продажа дебиторской задолженности специальным факторинговым  компаниям или банкам, которые занимаются ее взысканием с клиентов предприятия;
  8. селективность – определение групп или видов товаров с указанием периодов, в которые они не отпускаются в кредит, то есть реализуются за наличные деньги.

    Для увеличения поступления денежных средств  от дебиторов можно изменить условия расчетов. Во многих случаях дебиторам, кредиторы–поставщики представляют скидки с цены, так называемые сконто, для ускорения оборота денежных средств и оборотных средств в целом.

    Оплата  товаров постоянным клиентам обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. Не в последнюю очередь на это влияет тип кредитной политики, который характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с точки зрения соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. В теории различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный3Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятия не стремятся к получению высокой дополнительной прибыли за  счет  расширения  объема  реализации  продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и его размера; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

    Умеренный тип кредитной политики предприятия  характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

    Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рисковые группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

    Исходя  из анализа ОАО «Аскизавтотранс» и условий осуществления его  деятельности, можно сказать о  том, что в своей работе с дебиторами предприятию целесообразно использовать умеренный тип кредитной политики. Это вызвано наличием следующих факторов: во-первых, жесткий тип кредитной политики отрицательно влияет на рост объема производственной деятельности предприятия; во-вторых, выявление покупателей групп повышенного риска требует значительных затрат на внедрение рейтинговой оценки финансового состояния должника, содержа ведение данной оценки и оплату труда соответствующего специалиста. В то же время мягкий тип кредитной политики может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, понижение уровня платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном счете снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

    В рамках реализации выбранного типа кредитной политики, предприятию целесообразно применить в своей деятельности схему «2/10 полная 30», широко распространенную в экономически развитых странах, обозначающую, что:

- покупатель  получает двухпроцентную скидку  в случае оплаты подученного товара в течении десяти дней с начала периода кредитования (то есть с момента получения товара или выполнения работ);

- покупатель  оплачивает полную стоимость  товара, если оплата совершается в период с одиннадцатого по тридцатый день кредитного периода;

- в случае  неуплаты в течении месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьироваться в зависимости от момента оплаты,

    При этом обе стороны – кредиторы  и дебиторы, имеют от этого свои выгоды. Первый получает более быстрый возврат оборотных средств; второй – возможность увеличения своей прибыли. Но в целом механизм процесса для каждой стороны не так прост и требует для принятия решения количественной оценки результатов.

    С точки зрения ОАО «Аскизавтотранс», техника анализа возможности предоставления скидки в своевременных условиях будет следующей.

    Падение покупательской способности денег  характеризуется коэффициентом, обратным индексом цен. За анализируемый период с 2002г. по 2003г. индекс цен составил 1,16, то есть цены выросли на 16,5%. Соответственно выплата 1000 рублей в этот момент реализации равнозначна уплате 858 рублей в реальном измерении. Тогда реальная потеря выручки в связи с инфляцией составит 142 рубля с 1 тыс. рублей. В пределах этой величины скидка с договорной цены, предоставляемая при условии досрочной оплаты, позволила бы снизить потери предприятия от обесценивания денег.

    Для исследуемого предприятия годовая  выручка, по данным отчета о прибылях и убытках 12262 тыс. руб. Известно, что в анализируемом периоде 43,5% (5377 тыс. руб.) выручки от реализации продукции было получено на условиях последующей оплаты (с образованием дебиторской задолженности). Средний период погашения дебиторской задолженности на предприятии в отчетном году составил 158 дней. Принимая ежемесячный темп инфляции равным 1,4 %, получаем индекс цен равный 1,014. Для сложившегося на предприятии периода погашения дебиторской задолженности 158 дней индекс цен составит в среднем 1,074. Тогда коэффициент падения покупательской способности денег будет равен 0,926. Иначе говоря, при среднем сроке возврата дебиторской задолженности, предприятие реально получает лишь 92,6% стоимости договора, потеряв с каждой тысячи рублей 74 рубля или 7,4%.

    В связи с этим можно говорить о  том, что от годовой выручки  продукции, реализуемой на условиях последующей оплаты, предприятие реально получит лишь 4979 тыс. рублей. Следовательно, 398 тыс. рублей составляют скрытые потери от инфляции. Поэтому для ОАО «Аскизавтотранс» может   оказаться целесообразным установить некоторую скидку с договорной цены при условии досрочной оплаты по договору.

    Следующим аргументом в пользу предоставления скидок покупателям в случае досрочной  оплаты является тот факт, что предприятие в данном случае получает возможность сократить не только объем дебиторской задолженности, но и объем финансирования. Потому что, помимо собственных потерь от инфляции, возникающих в связи с несвоевременностью расчетов с  покупателями предприятие несет потери, связанные с необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой возможного использования временно свободных денежных средств.

Информация о работе Источники финанснирования капитальных вложений