Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:10, курсовая работа
Настоящая работа рассматривает основные направления и методы исследования потребительских предпочтений и показывает их необходимость.
Цель курсовой работы – исследовать потребительские предпочтения на рынке мебели на примере корпусной мебели (изделие – компьютерно-письменный стол).
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы исследования рынка 4
1.1 Исследование рынка 4
1.2 Направления изучения потребителей 6
1.3 Определение методов исследования 10
1.4 Разработка форм сбора данных 11
1.5 Прогнозирование рынка 13
2 Исследование потребительских предпочтений на рынке корпусной мебели на примере компьютерно-письменных столов
16
2.1 Особенности товарного рынка 16
2.2 Характеристика товара и динамика его реализации 17
2.3 Опрос потребителей 19
3. Прогнозирование рынка корпусной мебели на примере компьютерно-письменных столов 24
3.1. Построение прогноза 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Литература 29
Приложение 30
Уровень удовлетворения запросов потребителей. Может существовать большое различие между тем, чего, по мнению производителя, ожидает потребитель, и тем, чего он хочет на самом деле. Другими словами между запросами потребителей, существующими по мнению производителя, и их реальными запросами.
Если
продавец преувеличивает характеристики
товара, то ожидания потребителя не сбываются
и он испытывает разочарование и неудовлетворенность.
Изучение уровня удовлетворенности/
Можно провести более углубленный анализ степени удовлетворенности потребителей, построив карту удовлетворенности. Для этого сначала рассчитывают среднее значение уровня удовлетворенности по изучаемым показателям и среднеквадратическое отклонение по каждому из них. Полученные оценки сравнивают со средними для изучаемого рыночного сегмента. Такое сравнение позволяет получить достаточно полную картину восприятии рынком качества товара, уровня сервиса и др.
Намерение потребителей. Изучение намерений потребителей совершить покупку могут рассматриваться на двух уровнях: на общем и на уровне определенной товарной категории. Исследования намерений совершить покупку применительно к конкретному товару или марке часто оказываются менее надежными, чем исследования общего характера. Необходима большая осторожность в использовании результатов подобных исследований. Лучшие результаты получаются в отношении дорогих покупок типа автомашины, дома или путешествия.
При разработке анкет для данного исследования обычно используются следующие поведенческие меры:
Принятие решений о покупке, определение структуры закупочного центра. Исследование структуры закупочного центра важно также для потребительских товаров, т.к. решение о покупке очень редко принимаются индивидуумами изолированно. В большинстве случаев они принимаются семьей, которая представляет в это случае закупочный центр. При изучении процесса принятия решения о покупке необходимо иметь в виду, что этот процесс включает несколько стадий:
Изучение того, как быстро и на основе какой информации и аргументов потребитель принимает решение о покупке, помогает маркетологу выработать меры, помогающие потребителю пройти данные стадии в выгодном для маркетиолога направлении.
Поведение потребителей при и после покупки. Информация о поведении различных категорий потребителей при покупке товаров, а также о поведении потребителей после покупки полезна для правильной интерпретации данных о продажах и оценки результатов позиционирования товара. Корме того, гораздо тяжелее привлечь новых потребителей, чем сохранить имеющихся. Описание привычных приемов при покупке облегчается использованием следующих базовых вопросов: «что», «сколько», «как», «где», «когда» и «кто». – «Что» дает возможность определить покупаемые марки товаров, последнюю купленную марку товара и идентифицировать возможное заменители.
Эти
вопросы полезны для того, чтобы
целенаправленно проводить
Мотивация потребителей. Мы начинаем действовать потому, что мы должны удовлетворить наши потребности. Мы преодолеваем стадию первоочередных потребностей, как только нам удается получать достаточно пищи, иметь одежду и жилье. Некоторые авторы перечисляют другие потребности, которые человек стремится удовлетворить.
Но наряду с этими "понятными" потребностями существуют комплексные причины, которые получили название «мотивов». Именно они подталкивают нас к тому, чтобы что-то предпринять, купить, куда-то пойти; таким образом, снимается напряжение, вызванное возникновением подобных желаний.
Эти
мотивы подчинены нашим отношениям,
т.е. нашей постоянной психологической
предрасположенности
Истинные
причины покупки не всегда носят
осознанный характер. Первостепенным
для производителя является понимание
мотивов его потенциальных
Важно
отметить, что каждый человек, находящийся
под влиянием данных механизмов, не
всегда осознает их роль. Итак, нужно тщательнейшим
образом различать тот смысл, который
мы сами придаем нашим поступкам, т.е. причины,
которые мы выдвигаем в стремлении объяснить
рациональным образом наше поведение,
и их реальное значение. Нужно также учитывать
конфликты, причиной которых являемся
мы сами; один и тот же поступок содержит
и положительные, и отрицательные стороны,
он может стать источником неудовлетворенности
(желание выпить, но страх опьянеть, желание
съесть пирожное, не боязнь поправиться)
или угрызении совести (если я куплю этот
предмет, я лишу чего-нибудь детей,
так как мой бюджет
ограничен). Понятие конфликта имеющее
важное значение в коммерческой психологии,
объясняет поведение, сводящееся к замене
продукта или к поиску альтернативного
продукта, а также отказ и псевдореализацию
в определенной ситуации покупки и, следовательно,
выбора.
1.3 Определение методов исследования
Исследования потребительских предпочтений можно осуществлять с использованием таких методов как наблюдение, эксперимент, опрос. Рассмотрим их сущность.
Наблюдение – способ исследования, при котором ведется непосредственное наблюдение за потребителями и обстановкой, независимо от желания объекта к сотрудничеству.
Преимуществами метода являются:
- независимость от желания
- достаточно высокая
- учёт окружающей среды.
Недостатки метода:
- субъективность восприятия
- трудность обеспечения
В маркетинге используются полевые и лабораторные формы наблюдений. Полевым называется наблюдение, когда процесс происходит в естественной обстановке, лабораторным – когда процесс происходит в искусственной обстановке. Преимущество первой формы заключается в естественности наблюдаемого поведения. Вторая форма позволяет поддерживать более стабильные условия наблюдения и дает возможность применить ряд технических средств.
Экспериментом называется исследование, при котором должно быть установлено, как изменение одной или нескольких независимых переменных влияет на зависимые переменные. При надлежащем контроле этот метод дает наиболее убедительные экспериментальные данные.
Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их значений отношений к продукту предпочтений и покупательского поведения.
Выбор эффективного метода опроса обуславливается его классификацией по:
-
количеству одновременно
- сегменту опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели);
- количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько);
- уровню стандартизации (свободный опрос, стандартизированный);
- частоте опроса (разовый или многоразовый опрос).
Достоинством этого метода является:
-
неограниченная область его
- возможность получения данных не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении в будущем.
К недостаткам опроса можно отнести:
- трудоёмкость подготовки;
- значительные затраты на проведение;
- не вполне точная информация из-за неправильных ответов;
1.4 Разработка форм сбора данных
Анкета является главным инструментом реализации методов опроса и наблюдения. Она представляет собой опросный лист для получения определенных сведений.
Анкета преследует следующие цели:
При анкетировании могут задаваться прямые и непрямые вопросы. В прямом вопросе используются формулировки, ясно отражающие цель вопроса. Преимуществом является исключение ответов несоответствующих исследованию, а недостатком желание респондента избежать откровенного ответа на вопрос. Непрямой вопрос позволяет повысить степень искренности ответов, но в тоже время дает большую долю неправильных ответов из-за трактовки вопросов.
Существует
два способа составления
Анкета состоит из трех частей: вводной, реквизитной, основной. Главной задачей вводной части является убедить респондента принять участие в опросе. Она должна содержать цель опроса, и показать какую пользу получит респондент, приняв участие в опросе. В вводной части должно быть указано: кто проводит опрос и сколько времени дается на ответы. В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондента: пол, возраст, семейное положение род занятий и т.д. В основную часть включаются все вопросы анкеты.
Информация о работе Исследование потребительских предпочтений на рынке мебели