Использование зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:09, реферат

Описание работы

Малый бизнес и частное предпринимательство (МБЧП) играют важную роль в сохранении социальной направленности рыночных реформ в Узбекистане. Прежде всего, это касается вопроса занятости, так как в нашей стране поддержка МБЧП со стороны государства осуществляется не только с целью сокращения безработицы, но и формирования системы мотивации и личной ответственности за конечные результаты производства.рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


Сущность и значение малого бизнеса и частного предпринимательства

Зарубежный опыт становления и развития малого бизнеса и частного предпринимательства


Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Становление и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане
Влияние мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. на сектор малого бизнеса и частного предпринимательства
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса и частного предпринимательства


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес и частное предпринимательство.docx

— 80.65 Кб (Скачать)

- сокращение вмешательства  государственных и контролирующих  органов в финансово- хозяйственную  деятельность субъектов предпринимательства;

- создание максимума благоприятных  условий, льгот и преференций  по налоговым и другим платежам  для сферы малого бизнеса и  частного предпринимательства, совершенствование  и унификация системы отчетности  и механизма сдачи отчетов  в финансовые, налоговые и статистические  органы;

- широкое привлечение  и направление на развитие  малого бизнеса иностранных инвестиций, прежде всего льготных кредитов  международных финансовых институтов  и прямых инвестиций;

- дальнейшее развитие  системы информационного обеспечения  и консультативной помощи субъектам  малого бизнеса и частного  предпринимательства, а также  в вопросах подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров;

- расширение возможности получение субъектами малого бизнеса банковских кредитов, сырьевых ресурсов. Увеличить в 2011 году объем кредитов в сферу малого бизнеса на 1,3%.

По этой причине в Антикризисной  программе особое внимание уделено  стимулированию развития малого бизнеса  и предпринимательства. Эти меры включают как налоговые и кредитные  льготы, так и дальнейшее углубление институциональных реформ в целях  создания более благоприятного бизнес - климата для развития малого бизнеса  и частного предпринимательства.

В частности, в целях поддержки  вновь создаваемых малых и  частных предприятий предусмотрено  двукратное увеличение ресурсной базы фонда льготного кредитования. В  результате этого с каждым годом  значительно увеличиваются размеры  выделяемых субъектам малого бизнеса  кредитов.

Наряду с этим, продлен  срок действия предоставленных льгот, увеличен максимальный срок выдачи кредитов под пополнение оборотных средств  с 12 до 18 месяцев.

С 1 января 2010 года ставки единого  налогового платежа для малых  предприятий, работающих в сфере  промышленности, снижены с 7 до 6 %, а  микрофирмы и малые предприятия, оказывающие финансовые, бытовые  и прочие услуги, освобождены от уплаты единого налогового платежа  сроком на 3 года. При этом дивиденды  учредителей микрофирм и малых  предприятий, негосударственных хозяйствующих  субъектов в части средств, направляемых на инвестиции и расчеты за ранее  полученные кредиты, освобождены от налогообложения сроком на 5 лет.

Государство для выполнения своих регулирующих функций процессом  развития малого предпринимательства  должно эффективно использовать как  организационную, так и экономическую  составляющие хозяйственного механизма. При этом организационно-экономический  механизм стимулирования развития малого предпринимательства должен функционировать  на макро-, мезо- и микроуровнях.

В целом по Узбекистану  за последние годы количество малых  предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также численность занятых  в данной сфере неуклонно увеличивается.

Необходимо отметить, что  предпринимательские функции в  специфических условиях Узбекистана, в частности в условиях преодоления  последствий мирового финансово-экономического кризиса, приобретают ряд общеэкономических  признаков и свойств, определяющих их универсальное, интегральное и системообразующее  значение в построении эффективной  структуры национальной экономики. Универсальность, как общее свойство предпринимательства, наполняется  новым содержанием, поскольку она  соединяет в единое целое разнородные  структурные образования, принадлежащие  к различным формам собственности, обладающими различным набором  способов, форм и методов ведения  хозяйства.

Мне представляется, что  на каждом из этапов реализации рыночных преобразований государство должно соблюдать паритет в отношении  форм и методов регулирования  и либерализации экономики путем своевременной подготовки и принятия законодательных и нормативно-правовых актов, стимулирующих отечественных производителей к формированию конкурентной среды и росту конкурентоспособности их продукции на внутреннем и внешних рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя  итог, я хотел бы обратить особое внимание на следующие моменты представленной работы.

Как свидетельствует  зарубежный опыт, под малым предпринимательством понимается не только целенаправленная предпринимательская деятельность физического или юридического лица, связанная с повышенным риском, основанная на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг, но и обязательное соблюдение норм законодательства, а также соответствие критериям отнесения к малому предпринимательству. Согласно Положению Республики Узбекистан “О малых предприятиях”, малым предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица независимо от форм собственности, включая смешанную, который при ограниченной численности работающих и на основе имущества, принадлежащего ему на правах собственности, полного хозяйственного ведения или оперативного управления, производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. 

Критерии отнесения субъекта к малому предпринимательству в  разных станах свои. Это связано  в первую очередь с теми задачами, которые ставятся перед малым  предпринимательством правительства  этих стран. В Республике Узбекистан критерием отнесения предприятия  к субъекту малого предпринимательства  является предприятия с числом занятых  не более 100 человек

Необходимо  подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично  развиваться. К ним относятся:

- быстрое  реагирование на конъюнктуру  рынка;

- решение  социальных вопросов, например, возможность  быстро создавать новые рабочие  места;

- противодействие  монополизму в экономике;

- активизация  структурной перестройки экономики.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом  и без существенных капитальных  вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг  с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости и  ускорить научно-технический прогресс.

Объективности ради необходимо отметить, что экономический  риск в сфере малого предпринимательства  как правило выше, и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно  развитых странах небольшие предприятия  испытывают целый ряд характерных  трудностей. Вот почему повсюду: в  Европе, Японии, США – мелкое и  среднее предпринимательство находит  все более широкую поддержку  государства. Данная поддержка предоставляется  в виде:

- организационно-инфраструктурной  формы (упрощенный порядок регистрации,  обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между  крупным и малым бизнесом и  т. д.);

- финансовой  формы (введение льготного режима  налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование  банков и страховых компаний  к кредитованию и страхованию  малых предприятий и т. д.);

- имущественной  формы (научно-технологическая поддержка,  льготирование условий предоставления  в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной  собственности, а также формирование  государственных лизинговых компаний  и т. д.).

В Республики Узбекистан поддержка частной инициативы стала одним из основных принципов  государственной политики и ориентиром для властей на местах. Были определены основные приоритеты развития этого сектора - создание максимально благоприятной деловой среды для развития бизнеса, реализация мер по предоставлению большей свободы предпринимательству, дальнейшее масштабное сокращение вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства и расширение доступа малого бизнеса к кредитным, сырьевым ресурсам, системе государственных закупок, создание необходимых организационных, правовых и финансовых механизмов и условий для развития экспортного потенциала этого сектора.

Учитывая  важность и роль малого бизнеса в  экономическом развитии Узбекистана, правительство страны в последнее  время приняло законодательные  акты, направленные на дальнейшее развитие этой сферы.

Также необходимо отметить, что Республика Узбекистан перенимает и использует зарубежный опыт для развития сектора малого бизнеса и предпринимательства  с учетом специфики нашей страны.

Достигнутые уже результаты и осуществленные меры за годы независимости, направленные на развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, - яркое свидетельство  того, что сформирован благоприятный  деловой климат, есть все возможности  для дальнейшего развития экономики  Узбекистана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выступление Президента  Республики Узбекистан И. Каримова на торжественном собрании по случаю 18-летия Конституции, 2010 г.

2. Выступление Президента Республики Узбекистан И. Каримова на заседании КабМина по итогам социально-экономического развития страны в 2010 г. И важнейшим приоритетам на 2011 г., 2011г.

3. Виленский А.В. – «Макроэкономические  институциональные ограничения  развития малого предпринимательства» - М.: Наука, 2007.

 

4. Кошелева Т. Н. –  «Стратегии развития малого инновационного  предпринимательства» - СПб: ГУАП, 2009.

 

5. Кошелева Т. Н. –  «Выбор стратегии малых инновационных  венчурных предприятий» (на материалах химической промышленности): автореферат дисс. на соиск. научной степени канд. экон. наук: специальность 08.00.05 - СПб., 2007. - 26 с.

 

6. Шишин С.В. – «Малое  предпринимательство: сущность, место  и роль в национальной экономике» - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003 -351 с.

 

7. Экономика предприятия:  Учебник / Под ред. А.Е. Карлика,  М.Л. Шухгальтер, Е.А. Горбашко и др. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 432 с.

 

8. К.Х Зоидов, Е.В. Моргунов, К.В. Биджаномова – «Особенности  эволюции малого и среднего  инновационного предпринимательства  кризисной экономики в постсоветском  пространстве», 2009 г.

 

9. Интернет-ресурсы:

 

- http://www.press-service.uz/ - Пресс-служба Президента Республики Узбекистан

- http://www.gov.uz/ - Правительственный портал Республики Узбекистан

- http://www.mfer.uz/ - Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан

- http://www.ut.uz/ - информационное  агентство «Uzbekistan Today»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Каримов И.А – «Все наши устремления и программы – во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа », 21.01. 2011

2 Каримов И.А – «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стане», 08.12.2010

 

3. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер, Е.А. Горбашко и др. - учебник «Экономика предприятия»- М: ИНФРА-М, 2002 г.

4 Кошелева Т. Н. – «Стратегии развития малого инновационного предпринимательства»- СПб: ГУАП, 2009 г.

5 Шишин -  «С.В. Малое предпринимательство: сущность, место и роль в национальной экономике»- М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2003 г.

6 Виленский А.В. – «Макроэкономические институциональные ограничения развития малого предпринимательства» - М: НАУКА, 2007 г.

7 Кошелева Т. Н. – «Выбор стратегии малых инновационных венчурных предприятий» - СПб: ГУАП, 2007 г.

8 Доклад Директора SBS в марте 2000 г. об опыте работы SBA US. David Irwin «Small Business Support: Lessons from the United States»; The Facts about Small Business 1999. http://www.sba.gov/advo

9 Доклад Директора SBS в марте 2000 г. об опыте работы SBA US. David Irwin «Small Business Support: Lessons from the United States».

10 "L'industrie francaise" INSEE 1996-1997.TEF 1996/97. p. 134.

11 Проект TACIS N 9303. Том 2 Зутермиер (Нидерланды), 1995.

12 http://www.bmwi.de/Homepage/English%20pages/The%20ministry/DG08.jsp.

13 Гайбуллаев О. Роль бизнеса в модернизации экономик СНГ: возможности сотрудничества (на примере Узбекистана). Фонд «Наследие Евразии», МИД РФ, 2009.-35с.


Информация о работе Использование зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане