Использование зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:09, реферат

Описание работы

Малый бизнес и частное предпринимательство (МБЧП) играют важную роль в сохранении социальной направленности рыночных реформ в Узбекистане. Прежде всего, это касается вопроса занятости, так как в нашей стране поддержка МБЧП со стороны государства осуществляется не только с целью сокращения безработицы, но и формирования системы мотивации и личной ответственности за конечные результаты производства.рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


Сущность и значение малого бизнеса и частного предпринимательства

Зарубежный опыт становления и развития малого бизнеса и частного предпринимательства


Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Становление и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане
Влияние мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. на сектор малого бизнеса и частного предпринимательства
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса и частного предпринимательства


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес и частное предпринимательство.docx

— 80.65 Кб (Скачать)

Государственная поддержка  в отношении МСП Японии была пересмотрена после кризиса 1998 году, изменен «Закон о МСП» (№154 от 03/12/1999 г.), увеличены  размеры предприятий и уставные фонды. Основными целями стали: повышение  устойчивости и конкурентоспособности  предприятий, улучшение доступа  к ресурсам, активизация инновационной  деятельности, ускорение создания новых  предприятий, расширение взаимопомощи в предпринимательской среде. Высшим государственным органом, ответственным  за стратегию развития МСП осталось Министерство экономики, торговли и  промышленности (МЭТП). В нем образован  «Совет по политике в отношении МСП» и в 2001 г. в целях улучшения  координации работ всей государственной  структуры по поддержке МСП было создано «Агентство МСП» в составе  МЭТП. Государственная стратегия  развития МСП в Японии начиная  с 2000 г. постоянно корректировалась в целях замедления продолжающегося  спада в экономике, сокращения количества предприятий (до 2% в год) и деловой  активности сектора МСП. В середине 2002 г. МЭТП приняло новую стратегию  экономического восстановления и развития страны, а так же следующие меры в отношении МСП:

- введение системы гибкого  управления экономикой;

- усиление поддержки инновационной  деятельности;

- усиление устойчивости  и развитие систем экономической  безопасности МСП;

- улучшение условий труда  и социального обеспечения в  секторе МСП;

- списание задолженности  по незавершенным займам;

- увеличение мобильности  трудовых ресурсов в сфере  услуг;

- облегчение доступа к  финансовым ресурсам и к акционерному  капиталу;

- повышение взаимодействия  структур поддержки и развития  МСП.

Реализация этих мер способствовала сохранению Японией ведущих позиций  в мировой экономике в условиях возрастающей конкуренции на глобальных рынках и в этом существенный вклад  принадлежит возросшей активности сектора МСП.

Поддержка МСП в Японии также предоставляется тем промышленным МСП, которые способны к созданию различных новых продуктов с  высокой добавленной стоимостью и намерены выйти на внешние рынки. Особое внимание уделяется повышению  конкурентоспособности промышленных МСП, путем обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, принадлежащей  МСП. Это особенно важно при создании новых видов продукции и услуг, для обеспечения успешного противодействия  иностранным владельцам авторских  прав и беспрепятственного выхода на мировые рынки.

В 2006 году правительством Японии был разработан 10-летний план социально-экономического развития, которые предусматривает  создание самых благоприятных условий  для жизни, работы и отдыха. В рамках этого плана на период с 2008 по 2010 гг. предусматривается реализация 334 проектов. Одним из важнейших направлений  экономического развития мегаполиса является создание условий для интенсивного развития науки и новейших технологий, дающих возможность реализовать  наиболее амбициозные проекты в  сфере ресурсосбережения, медицины, робототехники и компьютеризации. Принимая во внимание, что лидирующая роль в социально- экономическом  развитии метрополии принадлежит сектору  МСП, то на него возлагается основная надежда на: оздоровление экономики  и общества при активном вовлечении основной массы населения в общественно-полезную деятельность; воспитание трудовых резервов, наделенных творческими способностями  и настойчивостью в достижении своих  замыслов; создание здоровой окружающей среды, сочетающейся с защитой природы  и стремлением к культурному  совершенствованию.

Существенную роль в развитии и поддержке МСП в метрополии играет Токийская торгово-промышленная палата, образованная еще в 1946 г. В  ней постоянно действуют тематические комиссии по вопросам: коммерческой деятельности, производства, природных ресурсов и  энергетики, внешней торговли, финансам, транспорта, строительства и недвижимости, сферы услуг и информации. В  результате изучения различных проблем  в той или иной сфере деятельности, члены палаты разрабатывают рекомендательные предложения и направляют их для  рассмотрения в органы государственной  или местной власти.

Японский опыт поддержки  и развития МСП отличается высоким  уровнем государственного влияния  на основные процессы модернизации экономики  страны. За относительно короткий исторический период Япония вышла в число мировых  лидеров, обладая весьма ограниченными  природными ресурсами. В значительной мере это было достигнуто благодаря  целенаправленной государственной  политике, ориентированной на всемирную  поддержку и развитие МСП. Успешность модернизации политики

Японии во многом определялась быстротой и адекватностью реакции  государственных органов управления на изменения, происходящие на глобальных и внутренних рынках, а также совершенствованием системы взаимодействия государственных, региональных и местных органов власти с разветвленной инфраструктурой поддержки МСП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

 

3.1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО  КРИЗИСА 2008-2009 ГГ. НА СЕКТОР МАЛОГО  БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

В республике проходят процессы структурных преобразований, реформирования экономики страны, а также для  минимизации последствий мирового финансового кризиса разработана, принята и реализуется Антикризисная  программа на 2009-2012 годы.

В итоге прирост ВВП  за январь - сентябрь 2009 г. составил 8,0%. Если детализировать, то картина такова: объемы промышленного производства увеличились на 9,1%, производство потребительских  товаров поднялось на 13,1%, подъем в сельском хозяйстве - 4,6%. Активизировались сферы услуг и строительных работ (прирост 18,5% и 32,5% соответственно). Вот  еще несколько «говорящих» показателей: государственный бюджет исполнен с  профицитом 0,3% к ВВП, уровень инфляции не превысил прогнозных показателей, рост реальных доходов населения составил 25,9%.

Численность занятых в  МСП, включая индивидуальных предпринимателей, к концу 2008г. достигла более 8 млн. человек - рост 3,6% против 7,3% в 2007г., что составляет 72,7% всех занятых в экономике13 (Табл. 1.5).

В целях преодоления  негативного влияния глобального  финансового кризиса Правительством в ноябре 2008 года была разработана  и принята специальная Антикризисная  программа, рассчитанная на 2009-2012 годы. В ней особенно уделено внимание на усиление поддержки малого бизнеса. В этих целях предусматривается  расширение доступа малого бизнеса  к кредитам банков, предоставление налоговых льгот, а также сокращение количества проверок.

Таблица 1. - Удельный вес  МП в производстве продукции по сферам экономики,(%)

Сферы Деятельности

2000г.

2008г.

ВВП

31,0

48,2

Промышленность

12,9

13,9

Сельское хозяйство

73,6

97,7

Розничный товарооборот

45,3

47,2

Платные услуги

37,9

49,1



Источник: Госкомстат республики Узбекистан.


 

Доля малого бизнеса  и частного предпринимательства  в ВВП Узбекистана за девять месяцев 2009 года составила 40,9% против 40,2% в соответствующем  периоде прошлого года, сферы услуг - до 46,2% против 44,9%.

Учитывая положительную  тенденцию развития МСП и принимаемые  меры по устранению барьеров, препятствующих развитию бизнеса, в Узбекистане  подготовлены целевые параметры  развития малого бизнеса на 2010 год. Предусмотрено доведение его  доли в ВВП в 2010 году до 52,5%, а также  доли в экспорте - до 18,2%.

На 1 октября 2009 года в республике зарегистрировано 450,5 тыс. субъектов малого предпринимательства, из которых доля действующих возросла до 93,1%. Только за 9 месяцев дополнительно  создано более 32,8 тыс. субъектов  предпринимательства (из которых 28,1% в  сфере торговли и общепита, 26,6% в  сфере сельского хозяйства, 15,7% в  сфере промышленности и 10,1% в сфере  строительства), из них 451 предприятий  с участием иностранных инвестиций.

В непростых условиях кризиса - когда  на мировом рынке снизился спрос  на продукцию, упали экспортные цены - ключевым фактором поддержания устойчивости экономики стала стимуляция внутреннего  спроса на продукцию отечественных  производителей. Оперативно были развернуты программы развития производственной и социальной инфраструктуры, жилищного  строительства, сферы услуг, а также  расширения производства локализуемой продукции и кооперированных  поставок между отечественными предприятиями.

Кризис продемонстрировал правильность и обоснованность выбранной Узбекистаном экономической модели перехода к  рыночной экономике - взвешенная политика в данной сфере и поэтапное  ее реформирование сформировали тот  запас прочности и устойчивости, который на настоящий момент предохраняет экономику от внешних негативных влияний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. ПРИОРИТЕТНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО  БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Формирование рыночных отношений  предполагает наличие эффективного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, представляющих собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  уровень развития страны.

Актуальность формирования, развития и эффективного функционирования малых форм организации производства в условиях Узбекистана объясняется  тем, что они в значительной мере могут способствовать решению таких  важнейших проблем нынешнего  периода, как насыщение потребительского рынка качественными товарами, усиление конкуренции, возрождение многих национальных форм производства, надомного труда.

Успешно развитие малого бизнеса  в Узбекистане во многом зависит  от экономической среды, в которой  он будет функционировать. Необходимо создать систему мер государственной (отраслевой, территориальной) поддержки  и строительства необходимой  производственной инфраструктуры путем  формирования соответствующих малых  предприятий. Очень важна в этом направлении самостоятельность  хозяйствующих малых объектов.

При модернизации экономики  для успешного дальнейшего развития малого предпринимательства в стране необходимо решение целого комплекса  задач организационно-экономического плана, включающего:

- расширение доступа малых  предприятий к сырьевым ресурсам, рынкам оборудования, технологий  и комплектующих изделий;

- развитие рыночной инфраструктуры, либерализацию взаимоотношений  с банками, финансовыми, консалтинговыми  и юридическими структурами;

- создание условий для  привлечения в сферу предпринимательства  инвестиций (в том числе и иностранных), современных технологий и оборудования, а также для развития институтов  рыночной инфраструктуры;

- обеспечение субъектов  предпринимательской деятельности  правовой, статистической, производственно-  технологической, научно- технической  и иной информацией, необходимой  для их эффективной деятельности.

В нынешнем году, ознаменованным Президентом Республики Узбекистан годом «Малого бизнеса и предпринимательства» одной из приоритетных задач является дальнейшая поддержка малого бизнеса, развитие которого содействует созданию новых рабочих мест, воспроизводству  производства и в условиях модернизации экономики формирует доходы более 70% занятого населения.

Итоги социально-экономического развития республики за 2010 год показывают наличие относительно высоких макроэкономических показателей, что свидетельствует  о тщательно продуманной и  взвешенной политике обеспечения высоких  темпов роста экономики и выхода Узбекистана на новые рубежи развития в условиях модернизации и глобализации экономических отношений.

В частности, за 2010 год ВВП  Республики составил 8,5 %, рост объема производственной промышленности 8,3%, производство сельскохозяйственной промышленности 6,8%, объем строительных работ превысил 8,1%. Государственный  бюджет выполнен с профицитом 0,3%. Уровень  инфляции не изменился в сравнении  с прошлым годом.

В связи с этим Президентом  Республики Узбекистан намечены важнейшие  задачи в области дальнейшего  развития малого бизнеса и предпринимательства  в Узбекистане:

Информация о работе Использование зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане