Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:09, реферат
Малый бизнес и частное предпринимательство (МБЧП) играют важную роль в сохранении социальной направленности рыночных реформ в Узбекистане. Прежде всего, это касается вопроса занятости, так как в нашей стране поддержка МБЧП со стороны государства осуществляется не только с целью сокращения безработицы, но и формирования системы мотивации и личной ответственности за конечные результаты производства.рубежом.
ВВЕДЕНИЕ
Сущность и значение малого бизнеса и частного предпринимательства
Зарубежный опыт становления и развития малого бизнеса и частного предпринимательства
Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане
Становление и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане
Влияние мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. на сектор малого бизнеса и частного предпринимательства
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса и частного предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Государственная поддержка в отношении МСП Японии была пересмотрена после кризиса 1998 году, изменен «Закон о МСП» (№154 от 03/12/1999 г.), увеличены размеры предприятий и уставные фонды. Основными целями стали: повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий, улучшение доступа к ресурсам, активизация инновационной деятельности, ускорение создания новых предприятий, расширение взаимопомощи в предпринимательской среде. Высшим государственным органом, ответственным за стратегию развития МСП осталось Министерство экономики, торговли и промышленности (МЭТП). В нем образован «Совет по политике в отношении МСП» и в 2001 г. в целях улучшения координации работ всей государственной структуры по поддержке МСП было создано «Агентство МСП» в составе МЭТП. Государственная стратегия развития МСП в Японии начиная с 2000 г. постоянно корректировалась в целях замедления продолжающегося спада в экономике, сокращения количества предприятий (до 2% в год) и деловой активности сектора МСП. В середине 2002 г. МЭТП приняло новую стратегию экономического восстановления и развития страны, а так же следующие меры в отношении МСП:
- введение системы гибкого управления экономикой;
- усиление поддержки
- усиление устойчивости
и развитие систем
- улучшение условий труда и социального обеспечения в секторе МСП;
- списание задолженности по незавершенным займам;
- увеличение мобильности трудовых ресурсов в сфере услуг;
- облегчение доступа к
финансовым ресурсам и к
- повышение взаимодействия структур поддержки и развития МСП.
Реализация этих мер способствовала
сохранению Японией ведущих позиций
в мировой экономике в условиях
возрастающей конкуренции на глобальных
рынках и в этом существенный вклад
принадлежит возросшей
Поддержка МСП в Японии
также предоставляется тем
В 2006 году правительством Японии
был разработан 10-летний план социально-экономического
развития, которые предусматривает
создание самых благоприятных условий
для жизни, работы и отдыха. В рамках
этого плана на период с 2008 по 2010
гг. предусматривается реализация 334
проектов. Одним из важнейших направлений
экономического развития мегаполиса является
создание условий для интенсивного
развития науки и новейших технологий,
дающих возможность реализовать
наиболее амбициозные проекты в
сфере ресурсосбережения, медицины,
робототехники и
Существенную роль в развитии
и поддержке МСП в метрополии
играет Токийская торгово-промышленная
палата, образованная еще в 1946 г. В
ней постоянно действуют
Японский опыт поддержки и развития МСП отличается высоким уровнем государственного влияния на основные процессы модернизации экономики страны. За относительно короткий исторический период Япония вышла в число мировых лидеров, обладая весьма ограниченными природными ресурсами. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политике, ориентированной на всемирную поддержку и развитие МСП. Успешность модернизации политики
Японии во многом определялась
быстротой и адекватностью
3.1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ
1.2. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 2008-2009 ГГ. НА СЕКТОР МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В республике проходят процессы
структурных преобразований, реформирования
экономики страны, а также для
минимизации последствий
В итоге прирост ВВП
за январь - сентябрь 2009 г. составил 8,0%.
Если детализировать, то картина такова:
объемы промышленного производства
увеличились на 9,1%, производство потребительских
товаров поднялось на 13,1%, подъем
в сельском хозяйстве - 4,6%. Активизировались
сферы услуг и строительных работ
(прирост 18,5% и 32,5% соответственно). Вот
еще несколько «говорящих»
Численность занятых в МСП, включая индивидуальных предпринимателей, к концу 2008г. достигла более 8 млн. человек - рост 3,6% против 7,3% в 2007г., что составляет 72,7% всех занятых в экономике13 (Табл. 1.5).
В целях преодоления
негативного влияния
Таблица 1. - Удельный вес МП в производстве продукции по сферам экономики,(%)
Сферы Деятельности |
2000г. |
2008г. |
ВВП |
31,0 |
48,2 |
Промышленность |
12,9 |
13,9 |
Сельское хозяйство |
73,6 |
97,7 |
Розничный товарооборот |
45,3 |
47,2 |
Платные услуги |
37,9 |
49,1 |
Источник: Госкомстат республики Узбекистан.
Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП Узбекистана за девять месяцев 2009 года составила 40,9% против 40,2% в соответствующем периоде прошлого года, сферы услуг - до 46,2% против 44,9%.
Учитывая положительную тенденцию развития МСП и принимаемые меры по устранению барьеров, препятствующих развитию бизнеса, в Узбекистане подготовлены целевые параметры развития малого бизнеса на 2010 год. Предусмотрено доведение его доли в ВВП в 2010 году до 52,5%, а также доли в экспорте - до 18,2%.
На 1 октября 2009 года в республике зарегистрировано 450,5 тыс. субъектов малого предпринимательства, из которых доля действующих возросла до 93,1%. Только за 9 месяцев дополнительно создано более 32,8 тыс. субъектов предпринимательства (из которых 28,1% в сфере торговли и общепита, 26,6% в сфере сельского хозяйства, 15,7% в сфере промышленности и 10,1% в сфере строительства), из них 451 предприятий с участием иностранных инвестиций.
В непростых условиях кризиса - когда на мировом рынке снизился спрос на продукцию, упали экспортные цены - ключевым фактором поддержания устойчивости экономики стала стимуляция внутреннего спроса на продукцию отечественных производителей. Оперативно были развернуты программы развития производственной и социальной инфраструктуры, жилищного строительства, сферы услуг, а также расширения производства локализуемой продукции и кооперированных поставок между отечественными предприятиями.
Кризис продемонстрировал
1.3. ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО
Формирование рыночных отношений предполагает наличие эффективного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, представляющих собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны.
Актуальность формирования, развития и эффективного функционирования малых форм организации производства в условиях Узбекистана объясняется тем, что они в значительной мере могут способствовать решению таких важнейших проблем нынешнего периода, как насыщение потребительского рынка качественными товарами, усиление конкуренции, возрождение многих национальных форм производства, надомного труда.
Успешно развитие малого бизнеса
в Узбекистане во многом зависит
от экономической среды, в которой
он будет функционировать. Необходимо
создать систему мер
При модернизации экономики
для успешного дальнейшего
- расширение доступа малых
предприятий к сырьевым
- развитие рыночной
- создание условий для
привлечения в сферу
- обеспечение субъектов
предпринимательской
В нынешнем году, ознаменованным
Президентом Республики Узбекистан
годом «Малого бизнеса и
Итоги социально-экономического развития республики за 2010 год показывают наличие относительно высоких макроэкономических показателей, что свидетельствует о тщательно продуманной и взвешенной политике обеспечения высоких темпов роста экономики и выхода Узбекистана на новые рубежи развития в условиях модернизации и глобализации экономических отношений.
В частности, за 2010 год ВВП Республики составил 8,5 %, рост объема производственной промышленности 8,3%, производство сельскохозяйственной промышленности 6,8%, объем строительных работ превысил 8,1%. Государственный бюджет выполнен с профицитом 0,3%. Уровень инфляции не изменился в сравнении с прошлым годом.
В связи с этим Президентом Республики Узбекистан намечены важнейшие задачи в области дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства в Узбекистане: