Использование зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:09, реферат

Описание работы

Малый бизнес и частное предпринимательство (МБЧП) играют важную роль в сохранении социальной направленности рыночных реформ в Узбекистане. Прежде всего, это касается вопроса занятости, так как в нашей стране поддержка МБЧП со стороны государства осуществляется не только с целью сокращения безработицы, но и формирования системы мотивации и личной ответственности за конечные результаты производства.рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


Сущность и значение малого бизнеса и частного предпринимательства

Зарубежный опыт становления и развития малого бизнеса и частного предпринимательства


Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Становление и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане
Влияние мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. на сектор малого бизнеса и частного предпринимательства
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса и частного предпринимательства


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес и частное предпринимательство.docx

— 80.65 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

  1. Сущность и значение малого бизнеса и частного предпринимательства

 

  1. Зарубежный опыт становления и развития малого бизнеса и частного предпринимательства

 

 

  1. Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

 

    1. Становление и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане
    2. Влияние мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. на сектор малого бизнеса и частного предпринимательства
    3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса и частного предпринимательства

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнес и частное  предпринимательство (МБЧП)  играют важную роль в сохранении социальной направленности рыночных реформ в Узбекистане. Прежде всего, это касается вопроса  занятости, так как в нашей  стране поддержка МБЧП со стороны  государства осуществляется не только с целью сокращения безработицы, но и формирования системы мотивации  и личной ответственности за конечные результаты производства.

История МБЧП в нашей стране насчитывает немногим более двух десятков лет. Все эти годы малый  бизнес, преодолевая различные барьеры  и препятствия, развивался совместно  с проводимой экономической политике. В последние годы делается ставка на исследование зарубежного опыта  развитых стран Запада по поддержке  и развитию малого предпринимательства  с целью поиска путей его использования  в условиях Узбекистана.

В любой стране правительство  и президент уделяют огромное внимание развитию бизнеса и предпринимательства. Ведь малый бизнес - это зачастую самый главный пункт дохода бюджета, он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП. Являясь частным сектором, он составляет основу рыночной экономики развитых стран. Сектор малого бизнеса определяет темпы развития экономики. Как отмечали выше, этот сектор экономики создает  определенное число рабочих мест, что особенно важно в условиях мирового финансового кризиса. Любая  страна гордиться плодами своих  предпринимателей. Предпринимательство, как одна из форм взаимоотношения  в обществе способствует не только повышению материального благополучия, но также повышению духовного  потенциала общества. Конечно, не всегда бизнес бывает честным - и это проблема нашего времени, с которой непременно нужно бороться всеми имеющимися средствами. В связи с этим особое внимание со стороны правительства  и руководства страны должно, несомненно, уделяться малому бизнесу.

Малый бизнес в нашей стране является одним  из важных факторов экономического развития. По итогам 2010 года его доля в производстве ВВП составила 52,5%, а в 2000 году – 31%. Доля занятых в этой сфере из общей  численности занятого населения  в 2010 году выросла до 74,6% по сравнению  с 49,7% в 2000 году.

Развитие  этого сектора сыграло немаловажную роль и в структуре внешней  торговли страны. В 2000 году доля малого бизнеса в экспорте товаров и  услуг составила 10,2%, в 2007-м - 14,8%. Это  свидетельствует о том, что производимые отечественными предпринимателями  товары и предоставляемые услуги имеют высокую конкурентоспособность  и за рубежом.1

О роли МБЧП Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в своем  выступлении отметил:

“Затрагивая эту тему, хочу особо привлечь ваше внимание к тому, что малый бизнес и частное  предпринимательство становятся важным фактором по обеспечению занятости  и источником стабильного дохода. Об этом свидетельствует и тот факт, что в настоящее время в этой сфере трудятся свыше 74,6% от общей численности занятого населения страны. Наглядным подтверждением высказанной мысли служит тот факт, что только в 2010 году за счет развития малого бизнеса и частного предпринимательства создано 480 тысяч новых рабочих мест. Более 60% из них — в сельской местности. Принимая во внимание, что около 50% населения страны проживает именно в селах, думаю, нетрудно понять социальную значимость этих цифр”2

Все это придает высокую  актуальность исследованию и предопределяет его цель: выявление возможностей для дальнейшего развития и создания новых программ по поддержке МБЧП в Узбекистане, исходя из зарубежного  опыта развитых стран.

Достижение этой цели предполагает решение следующих взаимосвязанных  задач: выявить особенности международного опыта становления, регулирования  и развития сектора МБЧП в развитых странах; определить приоритетные направления  развития МБЧП в Узбекистане.

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ И  ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

По выражению М. Амстердама, «Бизнес - это искусство извлекать  деньги из чужого кармана, не прибегая к насилию»3. Кроме крупного бизнеса существует и малый бизнес. Многие авторы используют термин «малый бизнес», под которым в широком смысле понимают совокупность самой активной части юридических и физических лиц, не объединенных в монополистические структуры. Тогда как в узком смысле под этим термином понимается частное предприятие, основанное на предпринимательской идее, обладающее достаточно высоким риском, созданное с целью получения прибыли.

Существует и часто  используется термин «малое предпринимательство», и им достаточно часто заменяют понятие  «малый бизнес», т. к. на сегодняшний  день серьезного разграничения этих понятий нет, и считается, что  отличие между этими терминами  состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» - это  юридический термин и употребляется в основном в нормативных актах, а «малый бизнес» - это экономический термин и используется в основном в увязке с экономическим развитием региона или государства. Однако, «бизнес» и «предпринимательство» - это не тождественные понятия. И основное их отличие заключается, в том, что само понятие «бизнес» подразумевает, в первую очередь, доходность конкретного вида деятельности с точки зрения его владельца, не учитывая социальной, экологической составляющей хозяйственной деятельности, присущих как раз понятию «предпринимательство». А что касается «малого бизнеса», то здесь проявляется еще и отсутствие стремления «малого бизнеса», в отличие от «малого предпринимательства» как экономической необходимости, стать связующим звеном между крупным и средним предпринимательством и обществом в лице потребителя.

Употребление формулировки «бизнес», как и «малый бизнес»  подразумевает также предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, не учитывая соблюдение всех норм и правил действующего законодательства конкретного государства. То есть понятие «бизнес» включает в себя любую предпринимательскую деятельность, которая приносит прибыль. Таким образом, к бизнесу можно отнести и незаконную с точки зрения государства деятельность, поэтому термин «бизнес» неправомерно использовать при характеристике активной хозяйственной деятельности законопослушных субъектов хозяйствования и ее значения для развития экономики и государства в целом.

Более правильным и емким  понятием является понятие «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную предпринимательскую деятельность физического или юридического лица, связанную с повышенным риском, основанную на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, а также выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг, учитывающую социальную, экологическую составляющую хозяйственной деятельности физического или юридического лица, с обязательным соблюдением норм законодательства.

Под «малым предпринимательством»  понимается не только целенаправленная предпринимательская деятельность физического или юридического лица, связанная с повышенным риском, основанная на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг, но и обязательное соблюдение норм законодательства, а также соответствие критериям отнесения к малому предпринимательству.

Поскольку термин «малое предпринимательство» более полно отражает сущность, цели и функции самого термина «предпринимательство», а также это понятие ближе по содержанию, целям и функциям к термину «малому инновационное предпринимательство», далее будем использовать термин «предпринимательство».

В мировой практике существуют различные подходы к классификации  «предпринимательства» и критерии отнесения его к «малому предпринимательству». К наиболее часто применяемым критериям относятся: численность персонала малого предприятия (среднесписочная численность постоянных сотрудников и сотрудников, работающих по совместительству); размер уставного капитала; финансовые показатели деятельности малого предприятия (объём чистой прибыли, размер совокупного дохода, оборачиваемость активов); вид деятельности предприятия.

Так называемая «комиссия  Боултона» определяет три основных признака «малого предпринимательства», на основании которых следует относить предприятие к малому4:

- небольшой рынок сбыта,  не позволяющий предприятию оказывать  значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

- правовая независимость  - предприятие управляется не  через формализованную управленческую структуру, а собственником или собственниками-партнерами, которые сами контролируют свой бизнес;

- управление предприятием, предполагающее, что собственник  или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления малым предприятием и свободны от любого внешнего давления.

В статье 53 Конституции  Республики Узбекистан говорится, что  государство гарантирует свободу  экономической деятельности, предпринимательства  и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и  правовую защиту всех форм собственности. Частная собственность наряду с  другими формами собственности  неприкосновенна и защищается государством.

В развитие этой конституционной нормы, заложившей правовую основу для осуществления  предпринимательской деятельности, приняты соответствующие законы, решения Президента страны и правительства, в том числе Закон Республики Узбекистан "О гарантиях свободы  предпринимательской деятельности". В нем содержатся нормы, закрепляющие основы осуществления предпринимательской  деятельности, гарантии и порядок  защиты прав предпринимателей.

Сформулированная  Президентом страны И.Каримовым  на совместном заседании Законодательной  палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года «Концепция дальнейшего углубления демократических  реформ и формирования гражданского общества в стране» стала очередным  этапом развития предпринимательства. Президент отдельно указал на то, что  многие существующие законы с учетом практики их применения и новых реалий развития рыночных отношений нуждаются  в серьезном пересмотре.

Принятие  Закона Республики Узбекистан "О  гарантиях свободы предпринимательской  деятельности" в новой редакции обусловлено необходимостью дальнейшего  стимулирования развития малого бизнеса  и частного предпринимательства, предоставления большей свободы для их деятельности, упрощения механизмов создания хозяйствующих  субъектов.

Наступила необходимость  законодательного пересмотра критериев  и определений для предприятий  малого бизнеса. Концепцией предусмотрено  создание законодательной базы для развития семейного бизнеса как новой организационно-правовой формы. Эффективное функционирование этой формы бизнеса невозможно без предоставления налоговых льгот и преференций, предусмотренных законодательством для субъектов малого предпринимательства.

Критерии  отнесения к субъектам МБЧП были утверждены, в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 мая 2011 года "О мерах по дальнейшему  совершенствованию порядка организации  и государственной регистрации  субъектов предпринимательства", согласно которому предприятия численностью от 50 до 100 человек относятся к  МБЧП, а свыше 100 человек – крупным.

Устав Международной организации  экономического сотрудничества и развития использует следующие критерии отнесения  предприятий к малым:

- предприятия с числом  работников до 19 человек обозначаются - весьма малые;

- от 20 до 99 человек – малые;

- от 100 до 499 человек –  средние;

- свыше 500 человек - крупные.

Экономическая комиссия ООН  для Латинской Америки относит  к малой промышленности предприятия  с численностью занятых от 5 до 50 человек. В документах оговаривается, что такие предприятия должны использовать современные орудия труда, производить традиционные товары или осуществлять производство на основе субподрядных отношений или в рамках высокой социализации. Для Азии и Тихоокеанского региона комиссия предлагает для данного региона считать малой промышленностью предприятия с числом занятых до 50 человек и не использующие двигатель; и до 20 человек, использующие двигатель. Для стран Африки аналогичная Комиссия придерживается упрощенного критерия - до 1000 человек занятых.5

Аналитические критерии МБЧП в своей социально- экономической  трактовке могут определяться теми целями и задачами, которые призвано решить МБЧП. Цели, которые ставятся сегодня нашим государством перед  МБЧП, достаточно серьезны и масштабны. В соответствии с постановленными целями, строится стратегия развития МБЧП и оценивается эффективность этого развития. К основным целям МБЧП в Узбекистане можно отнести: насыщение потребительского рынка качественными товарами, создание новых рабочих мест, усиление конкуренции и конкурентоспособности национальной экономики, возрождение многих национальных форм производства, надомного труда.

Информация о работе Использование зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане