Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:09, реферат
Малый бизнес и частное предпринимательство (МБЧП) играют важную роль в сохранении социальной направленности рыночных реформ в Узбекистане. Прежде всего, это касается вопроса занятости, так как в нашей стране поддержка МБЧП со стороны государства осуществляется не только с целью сокращения безработицы, но и формирования системы мотивации и личной ответственности за конечные результаты производства.рубежом.
ВВЕДЕНИЕ
Сущность и значение малого бизнеса и частного предпринимательства
Зарубежный опыт становления и развития малого бизнеса и частного предпринимательства
Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане
Становление и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане
Влияние мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. на сектор малого бизнеса и частного предпринимательства
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса и частного предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ответственность (регулирующие
органы и лица должны быть
подотчётны Правительству,
- сбалансированность (любая
правоприменительная акция
- системность (
- целенаправленность (действие
регулирующего акта должно
2.5. ГЕРМАНИЯ
В Германии наиболее показателен опыт развития МСП на основе разукрупнения приватизированных предприятий. Законом о воссоединении Германии предусматривается целый комплекс мер, которые должны способствовать экономическому росту и структурной перестройке в новых федеральных землях. Важной составной частью этих мер является стимулирование создания и развития МСП на основе 14 тысяч приватизируемых предприятий бывшей ГДР.
Стратегия модернизации по
поддержке развитию МСП в Восточной
землях осуществляет Федеральное Ведомство
по Опеке (ФВО). На первом этапе «формальной»
приватизации, ФВО активно проводило
политику по разукрупнению комбинатов,
выделяя из них мелкие производственные
единицы. В среднем, из 100 предприятий
в ходе разукрупнения образовывалось
125 акционерных обществ и
Государственная поддержка
Германии осуществляется в рамках структурных
реформ «Повестка дня 2010», направленных
на ускоренный выход германской экономики
из застоя и на усиление сектора
МСП, повышение его
Государственная поддержка
малого и среднего бизнеса в Германии
включает более 500 программ федерального
и регионального значения, содействующих
инвестиционной активности. Инвестиции
служат важнейшей предпосылкой появления
на рынке новых предприятий и
адаптации уже существующих к
постоянным изменениям в экономике
и инновационной сфере. Содействие
выражается в предоставлении технологий
и соответствующей
- обеспечение условий
для развития и роста
- повышение заинтересованности
молодежи в
- создание учебной базы
при высших и средних учебных
заведениях для обучения и
практической подготовки
- усиление финансовой
помощи и технического
- снижение бюрократических барьеров, облегчение доступа к ресурсам и новым технологиям;
- стимулирование делового
и инновационного потенциала
сектора МСП в сфере НИОКР,
путем преимущественного
Обращаясь к опыту Германии,
следует отметить, что в этой стране
действует около 3,3 млн. МСП, которые
дают до 57% добавленной стоимости
и привлекают 46% инвестиций. В 2001 г. подготовлен
проект правительственной программы,
нацеленный на расширение сферы деятельности
и усиление мощи сектора МСП, а
так же повышение его
Также следует обратить внимание
на то, что в Германии приоритет
отдается самостоятельности предприятий,
а не государственной поддержке.
В интересах экономики в целом
государство не вправе сдерживать в
среднесрочной и долгосрочной перспективе
естественные изменения рыночных условий.
Это означает, что неэффективные
предприятия и отрасли, которые
не в состоянии к ним
В Германии в отношении деятельности МСП решения принимаются на уровне федерации, земель, городских и земельных округов, общин и во все большей мере в этом участвует Комиссия ЕС в Брюсселе.
Таким образом, государство вмешивается в экономический процесс в той мере, в какой частный сектор не может приспособиться к изменившимся условиям деятельности; приоритет отдается самостоятельности предприятий, а не государственной поддержке.
Практика показала, что наиболее динамично МСП развивается в тех постсоциалистических странах, где осуществляется его широкая государственная поддержка. Там же, где изначально все было отдано «невидимой» руке рынка, сектор малых предприятий испытывает значительные трудности роста.
2.6. ЯПОНИЯ
После окончания Второй Мировой Войны, Япония оказалась с разрушенной экономикой и без традиционных источников сырья. При содействии США и главным образом при мобилизации всех национальных ресурсов, Япония в относительно короткие сроки восстановила и модернизировала свою промышленность, обеспечив возможность дальнейшего интенсивного развития экономики страны. В настоящее время Япония находится в числе лидеров мировой экономики. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политике, ориентированной на всемерную поддержку и развитие МСП. При весьма ограниченных природных ресурсах, вклад Японии в мировую экономику сейчас составляет 17,5%, уступая только США.
Следует отметить, что главным богатством этой страны является трудолюбивый народ, причем основная часть занятого населения сконцентрирована на предприятиях сектора МСП. В Японской экономике сектор МСП занимает доминирующее положение, обеспечивая 55-60% национального ВВП. В МСП Японии занято около 42 млн. работающих, что составляет около 73% в общей численности занятого населения.
Проведенные западными специалистами исследования феномена стремительного развития японской экономики отмечают, что, во многом, этот успех базируется на тесной связи предприятий большого и малого бизнеса. Мощные компании, обладая большими ресурсами для обеспечения прямых контрактов с крупными заказчиками (включая и госзаказы), строят свои субподрядные отношения с МСП на правовой основе.
Отличительной чертой является глубина взаимодействия между различными отраслями и степень увязки мелких фирм - поставщиков и субподрядчиков с долгосрочной политикой крупных компаний. Уровень взаимодействия Японских крупных и малых предприятий наиболее ярко может быть проиллюстрирован технологическим принципом "just-in-time" (система подачи материалов, деталей и комплектующих узлов в заданном количестве и точно в срок). Применение этого принципа позволило скоординировать работу крупных и малых предприятий таким образом, что практически была исключена потребность в значительных складских запасах на всех этапах производства. Только в автомобильной промышленности это дало возможность сэкономить до 800$ на каждом автомобиле. Причем глубокое взаимодействие крупных и средних предприятий проявляется практически во всех отраслях производства, где значительная часть операций производится силами многочисленных специализированных малых предприятий. При этом к субъектам малого бизнеса в Японии относят предприятия, имеющие численность работников, пределы которых ранжируются в зависимости от сферы деятельности предприятия, например, в обрабатывающей промышленности - до 300 человек, в розничной торговле - до 50 человек.
Кратко рассмотрев перечень основных законов регулирующих деятельность МСП в Японии, можно видеть в какой последовательности видоизменялись правовые основы поддержки и развития МСП на различных этапах экономической жизни страны. Такой подход формирования правовых основ деятельности сектора МСП может быть применен и в российской практике.
Успешность реформирования
японской экономики с эффективным
использованием потенциала МСП во многом
определялась взаимодействием
Перечень некоторых
В нынешней экономической
ситуации в России, при острой необходимости
реструктуризации находящихся в
кризисной ситуации крупных предприятий
нужно сначала произвести их всестороннюю
диагностику. Причем комплексная оценка
состояния крупных предприятий
должна быть соотнесена и с социально-
экономическим положением города, района
и области, в которых они расположены.
К числу первоочередных мер в
этом вопросе желательно отнести
законодательную инициативу по разработке
правовых основ и механизма