Использование зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:09, реферат

Описание работы

Малый бизнес и частное предпринимательство (МБЧП) играют важную роль в сохранении социальной направленности рыночных реформ в Узбекистане. Прежде всего, это касается вопроса занятости, так как в нашей стране поддержка МБЧП со стороны государства осуществляется не только с целью сокращения безработицы, но и формирования системы мотивации и личной ответственности за конечные результаты производства.рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


Сущность и значение малого бизнеса и частного предпринимательства

Зарубежный опыт становления и развития малого бизнеса и частного предпринимательства


Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Становление и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане
Влияние мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. на сектор малого бизнеса и частного предпринимательства
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса и частного предпринимательства


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес и частное предпринимательство.docx

— 80.65 Кб (Скачать)

- ответственность (регулирующие  органы и лица должны быть  подотчётны Правительству, общественности, парламенту и законодательным  органам; субъекты регулирования должны понимать ответственность за свои действия; апелляционные процедуры должны быть общеизвестными, доступными, справедливыми и эффективными; правоприменители регулирующих актов должны быть добросовестными и обладать достаточными правами для эффективной деятельности);

- сбалансированность (любая  правоприменительная акция должна  быть пропорциональна риску нарушения,  с наказанием пропорциональным  нанесённому ущербу; уступки в  применении санкций, должны находиться  в пределах, допустимых соответствующим  регулирующим актам, а правоприменитель  должен исходить из принципа  применения, в первую очередь,  минимальных санкций; применение  иных мер воздействия, альтернативных  государственному регулированию  должно быть тщательно и всесторонне  рассмотрено, т.к. они могут  оказаться более эффективными  при меньших затратах на их  осуществление);

- системность (последовательность), (применение новых регулирующих  актов должно находиться в  соответствии с действующими  правовыми нормами государственного  регулирования; ведомственные инспекторы  не должны противоречить друг  другу в применении регулирующих  актов; правоприменительные службы, должны применять по всей стране  единые согласованные нормы государственного  регулирования; регулирующие акты  должны быть совместимы с международным  торговым правом, законодательством  ЕС и с требованиями справедливой  конкурентной политики; согласованные  директивы ЕС должны последовательно  применяться во все странах  ЕС и их адаптация к национальным  условиям не допускает смягчения  или ужесточения);

- целенаправленность (действие  регулирующего акта должно быть  направлено на решение определённой  проблемы, избегая приблизительных  и размытых формулировок; стремиться  к достижению необходимых результатов,  осуществляя гибкое взаимодействие  правоприменительных служб с  субъектами регулирования, при  определении оптимальных путей  достижения ясных и четко выраженных  целей; регулирующие акты должны  периодически пересматриваться  для определения их действительной  необходимости и эффективности.  При необходимости устаревшие  акты должны быть модифицированы  или аннулированы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. ГЕРМАНИЯ

 

В Германии наиболее показателен  опыт развития МСП на основе разукрупнения  приватизированных предприятий. Законом  о воссоединении Германии предусматривается  целый комплекс мер, которые должны способствовать экономическому росту  и структурной перестройке в  новых федеральных землях. Важной составной частью этих мер является стимулирование создания и развития МСП на основе 14 тысяч приватизируемых  предприятий бывшей ГДР.

Стратегия модернизации по поддержке развитию МСП в Восточной  землях осуществляет Федеральное Ведомство  по Опеке (ФВО). На первом этапе «формальной» приватизации, ФВО активно проводило  политику по разукрупнению комбинатов, выделяя из них мелкие производственные единицы. В среднем, из 100 предприятий  в ходе разукрупнения образовывалось 125 акционерных обществ и товариществ  с ограниченной ответственностью. Однако размеры вычлененных предприятий  были слишком велики, и потому делали невозможным их приобретение небольшими фирмами и частными лицами. Исходя из необходимости более эффективного развития МСП, весной 1991 г. ФВО разработало  Концепцию приватизации предприятий  в новых федеральных землях, которая  была принята правительством Германии.

Государственная поддержка  Германии осуществляется в рамках структурных  реформ «Повестка дня 2010», направленных на ускоренный выход германской экономики  из застоя и на усиление сектора  МСП, повышение его конкурентоспособности  и обеспечение его дальнейшего  роста. Приоритетными направлениями  поддержки будут инновационная  деятельность, освоение высоких технологий, обучение и повышение квалификации, развитие экспортных возможностей, создание новых предприятий и стимулирование самозанятости (особенно в землях бывшей ГДР).

Государственная поддержка  малого и среднего бизнеса в Германии включает более 500 программ федерального и регионального значения, содействующих  инвестиционной активности. Инвестиции служат важнейшей предпосылкой появления  на рынке новых предприятий и  адаптации уже существующих к  постоянным изменениям в экономике  и инновационной сфере. Содействие выражается в предоставлении технологий и соответствующей экономической  информации, а также финансировании из государственного бюджета экономических  и технических консультаций и  мероприятий по обучению и повышению  квалификации сотрудников и руководителей  МСП. Кроме того, оказывается помощь в формировании начального капитала предприятия, когда речь идет о преимущественно долгосрочных вложениях, например в рационализацию, модернизацию, расширение, преобразование производства. Государственная стратегия развития МСП в рамках программы структурных реформ до 2010 г. направлена на достижение следующих важнейших целей12:

- обеспечение условий  для развития и роста численности  "среднего класса";

- повышение заинтересованности  молодежи в предпринимательской  деятельности;

- создание учебной базы  при высших и средних учебных  заведениях для обучения и  практической подготовки молодежи  к активной предпринимательской  деятельности;

- усиление финансовой  помощи и технического содействия  стартующим предприятиям для  обеспечения их устойчивого развития  и дальнейшего роста;

- снижение бюрократических  барьеров, облегчение доступа к  ресурсам и новым технологиям;

- стимулирование делового  и инновационного потенциала  сектора МСП в сфере НИОКР,  путем преимущественного применения  мер косвенной поддержки. При  этом следует сказать, что в  Германии к субъектам малого  бизнеса относят предприятия,  имеющие численность работников  до 500 человек.

Обращаясь к опыту Германии, следует отметить, что в этой стране действует около 3,3 млн. МСП, которые  дают до 57% добавленной стоимости  и привлекают 46% инвестиций. В 2001 г. подготовлен  проект правительственной программы, нацеленный на расширение сферы деятельности и усиление мощи сектора МСП, а  так же повышение его конкурентоспособности. Большое внимание уделяется обеспечению  стабильности и роста действующих  предприятий с учетом общих требований экономической политики ЕС, ускорению  создания новых МСП и дальнейшему  развитию частного предпринимательства.

Также следует обратить внимание на то, что в Германии приоритет  отдается самостоятельности предприятий, а не государственной поддержке. В интересах экономики в целом  государство не вправе сдерживать в  среднесрочной и долгосрочной перспективе  естественные изменения рыночных условий. Это означает, что неэффективные  предприятия и отрасли, которые  не в состоянии к ним адаптироваться, должны уйти с рынка. Государство  также не вправе защищать МСП от конкуренции в условиях рыночной экономики. Упор делается на использование  рыночных механизмов. Принимаемые меры направлены преимущественно на решение  проблем, возникающих по поводу неэффективности  МСП, а их небольших размеров по сравнению  с крупным бизнесом. Облегчается, например, доступ МП к рынкам капиталов  и новым технологиям .

В Германии в отношении  деятельности МСП решения принимаются  на уровне федерации, земель, городских  и земельных округов, общин и  во все большей мере в этом участвует  Комиссия ЕС в Брюсселе.

Таким образом, государство  вмешивается в экономический  процесс в той мере, в какой  частный сектор не может приспособиться к изменившимся условиям деятельности; приоритет отдается самостоятельности  предприятий, а не государственной  поддержке.

Практика показала, что  наиболее динамично МСП развивается  в тех постсоциалистических странах, где осуществляется его широкая  государственная поддержка. Там  же, где изначально все было отдано «невидимой» руке рынка, сектор малых  предприятий испытывает значительные трудности роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. ЯПОНИЯ

 

После окончания Второй Мировой  Войны, Япония оказалась с разрушенной  экономикой и без традиционных источников сырья. При содействии США и главным  образом при мобилизации всех национальных ресурсов, Япония в относительно короткие сроки восстановила и модернизировала  свою промышленность, обеспечив возможность  дальнейшего интенсивного развития экономики страны. В настоящее  время Япония находится в числе  лидеров мировой экономики. В  значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной  политике, ориентированной на всемерную  поддержку и развитие МСП. При  весьма ограниченных природных ресурсах, вклад Японии в мировую экономику  сейчас составляет 17,5%, уступая только США.

Следует отметить, что главным  богатством этой страны является трудолюбивый народ, причем основная часть занятого населения сконцентрирована на предприятиях сектора МСП. В Японской экономике  сектор МСП занимает доминирующее положение, обеспечивая 55-60% национального ВВП. В МСП Японии занято около 42 млн. работающих, что составляет около 73% в общей численности занятого населения.

Проведенные западными специалистами  исследования феномена стремительного развития японской экономики отмечают, что, во многом, этот успех базируется на тесной связи предприятий большого и малого бизнеса. Мощные компании, обладая большими ресурсами для  обеспечения прямых контрактов с  крупными заказчиками (включая и  госзаказы), строят свои субподрядные отношения с МСП на правовой основе.

Отличительной чертой является глубина взаимодействия между различными отраслями и степень увязки мелких фирм - поставщиков и субподрядчиков с долгосрочной политикой крупных  компаний. Уровень взаимодействия Японских крупных и малых предприятий  наиболее ярко может быть проиллюстрирован технологическим принципом "just-in-time" (система подачи материалов, деталей и комплектующих узлов в заданном количестве и точно в срок). Применение этого принципа позволило скоординировать работу крупных и малых предприятий таким образом, что практически была исключена потребность в значительных складских запасах на всех этапах производства. Только в автомобильной промышленности это дало возможность сэкономить до 800$ на каждом автомобиле. Причем глубокое взаимодействие крупных и средних предприятий проявляется практически во всех отраслях производства, где значительная часть операций производится силами многочисленных специализированных малых предприятий. При этом к субъектам малого бизнеса в Японии относят предприятия, имеющие численность работников, пределы которых ранжируются в зависимости от сферы деятельности предприятия, например, в обрабатывающей промышленности - до 300 человек, в розничной торговле - до 50 человек.

Кратко рассмотрев перечень основных законов регулирующих деятельность МСП в Японии, можно видеть в  какой последовательности видоизменялись правовые основы поддержки и развития МСП на различных этапах экономической  жизни страны. Такой подход формирования правовых основ деятельности сектора  МСП может быть применен и в  российской практике.

Успешность реформирования японской экономики с эффективным  использованием потенциала МСП во многом определялась взаимодействием государственных, региональных и местных органов  власти, а также слаженной работой  разветвленной инфраструктуры поддержки  МСП. Вопросами экономического развития и предпринимательства в правительстве  Японии занимаются две структуры - Национальное Земельное Агентство (НЗА), ответственное  за планирование использования земель и Министерство международной торговли и промышленности (ММТП), которое  занимается вопросами торговли и  внутреннего экономического развития. НЗА и ММТП совместно разрабатывают  стратегию развития МСП, обеспечивают и координируют реализацию связанных  с этим мероприятий по поддержке  и развитию МП на национальном и  региональном уровнях. В соответствии с этой стратегией, правительства  регионов, на основе предложений с  мест, подготавливают конкретные планы  на перспективный период. Региональные планы развития согласовываются  и утверждаются правительством страны в части соответствия государственной  стратегии и бюджетного финансирования. Эти планы периодически корректируется в соответствии с изменяющимися  условиями, при этом координируется взаимодействие местных, региональных и государственных органов власти с соответствующими структурами  поддержки МСП.

Перечень некоторых законодательных  и организационных мероприятий  японского правительства, направленных на развитие экономики страны и поддержку  деятельности сектора МСП, может  послужить примером для изучения и выработки рекомендаций по разработке аналогичных мер и для Узбекистана. Принимая во внимание масштабы нашей  страны, широкую гамму различий в  географическом положении, в наличии  и степени разработки природных  ресурсов, в уровне социально- экономического развития регионов и обширности занимаемых ими территорий, было бы целесообразным на региональном и местном уровнях  приступить к разработке правовых механизмов обеспечения экономического оздоровления и развития территории.

В нынешней экономической  ситуации в России, при острой необходимости  реструктуризации находящихся в  кризисной ситуации крупных предприятий  нужно сначала произвести их всестороннюю диагностику. Причем комплексная оценка состояния крупных предприятий  должна быть соотнесена и с социально- экономическим положением города, района и области, в которых они расположены. К числу первоочередных мер в  этом вопросе желательно отнести  законодательную инициативу по разработке правовых основ и механизма диагностирования крупных предприятий (в особенности  градообразующих) и социально-экономической  ситуации в местах расположения этих предприятий.

Информация о работе Использование зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане