Использование зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:09, реферат

Описание работы

Малый бизнес и частное предпринимательство (МБЧП) играют важную роль в сохранении социальной направленности рыночных реформ в Узбекистане. Прежде всего, это касается вопроса занятости, так как в нашей стране поддержка МБЧП со стороны государства осуществляется не только с целью сокращения безработицы, но и формирования системы мотивации и личной ответственности за конечные результаты производства.рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


Сущность и значение малого бизнеса и частного предпринимательства

Зарубежный опыт становления и развития малого бизнеса и частного предпринимательства


Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Становление и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане
Влияние мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. на сектор малого бизнеса и частного предпринимательства
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса и частного предпринимательства


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес и частное предпринимательство.docx

— 80.65 Кб (Скачать)

Значение малого предпринимательства  можно рассматривать с различных  точек зрения в зависимости от его влияния и степени этого влияния на экономическое развитие отрасли, региона и государства в целом. Значение малого предпринимательства предлагается рассматривать с управленческой, экономической, социальной, экологической и стратегической точек зрения.

По мнению А.В. Виленского, отличительная черта управленческой трактовки категории «малое предпринимательство» заключается в том, что малые  формы предпринимательства рассматриваются  с позиции степени заинтересованности общества в функциях, которые они  выполняют в экономике, а сама категория «малое предпринимательство» рассматривается в основном с  экономико-правовой точки зрения. В управленческой, связанной с проблемой реализации национальных интересов, экономико-правовой трактовке субъекты малого предпринимательства - это особая группа субъектов хозяйствования, работающих под патронажем государства и общества в особом, специально для них законодательно и организационно созданном благоприятном режиме, к которой относятся предприятия с определенной численностью работников.6 Таким образом, управленческая трактовка малого предпринимательства ограничивает его развитие тем, что позволяет предпринимателям, пользующимся таким «благоприятным» режимом, создаваемым и поддерживаемым государством, «расслабиться» с точки зрения постоянного поддержания высокой конкурентоспособности самого малого предприятия и его поступательного развития. По этой же причине такое малое предприятие не сможет конкурировать на равных условиях с другими участниками рыночных отношений в случае отмены «благоприятного» режима хозяйствования. С управленческой трактовкой малого предпринимательства связано и определение его значения для экономического развития государства, для укрепления позиций государства и повышения его конкурентоспособности на мировых рынках (определение доли объемов продукции малого предпринимательства в ВВП страны или в объемах региональных внутренних продуктов, числа доли занятых в малом предпринимательстве от общего числа занятых и т.п.).

Многие авторы, в том  числе и А.В. Виленский, в управленческую трактовку категории «малое предпринимательство» включают также социальную и экономическую составляющие. Но, если с общественной точки зрения эта группа хозяйствующих субъектов играет одну из ведущих ролей в решении определенных социальных проблем общественной жизни, то с государственной точки зрения основной целью «малого предпринимательства» является его экономическое значение, и именно поэтому государство заинтересовано в развитии малого предпринимательства и в его поддержке. Решение же социальных задач, с точки зрения государства, по отношению к его экономическому значению играет важную, но не главенствующую роль. В связи с разными задачами можно по-разному и трактовать само понятие «малого предпринимательства» - исходя из его социального и экономического значения для государства.

Эти подходы необходимо выделить в самостоятельные трактовки  понятия «малого предпринимательства». Такое разделение вызвано тем, что  общественные и государственные  интересы часто не совпадают, более  того они даже противостоят друг другу. В частности, во время финансового  кризиса 2008 г. с точки зрения интересов  общества поддержка малого частного предпринимательства, в том числе  и в плане кредитования этого  сектора, должна была сыграть огромную стабилизирующую роль с целью  снижения социальной напряженности  в обществе, на фоне роста цен  и падения курса рубля. Но с экономической точки зрения поддержка государством градообразующих предприятий и ведущих отраслей народного хозяйства, в том числе и ведущих банков страны, была более оправдана и целесообразна.

С экономической точки  зрения «малое предпринимательство» можно  охарактеризовать как группу хозяйствующих субъектов, которые играют очень важную роль в решении определенных экономических задач и выполняют в экономике существенные функции, и поэтому их деятельность поощряется целой системой мер государственной поддержки.

Социальный подход к понятию  «малое предпринимательство» характеризует  его так: малые предприятия, которые  выполняют в обществе и экономике  определенные функции, которые признаются особо существенными с социальной точки зрения, и играют очень важную роль в решении определенных социальных проблем государства.

Социальная значимость малого предпринимательства может рассматриваться  с двух позиций: с точки зрения значения для экономического развития государства (увеличение числа налогоплательщиков и повышения уровня стабильности) и с точки зрения общественного развития (снижение уровня безработицы и снижение уровня преступности).

Значение малого предпринимательства  с экологической точки зрения определяется используемыми источниками местного сырья, его близостью к потребителю, влиянием малого предпринимательства на свое непосредственное окружение, небольшими финансовыми возможностями платить штрафы за несоблюдение экологических норм. С экологической точки зрения малое предпринимательство можно охарактеризовать так: малые предприятия, использующие инновационные технологии, которые позволяют не загрязнять окружающую среду, перерабатывать отходы или внедрять безотходные технологии.

Экологическая значимость малого предпринимательства может также  рассматриваться с точки зрения значения для экономического развития государства (снижение себестоимости и рост прибыли - рост налогооблагаемой базы) и с точки зрения общественного развития (создание новых рабочих мест и улучшение экологической обстановки в регионе).

Роль и значение малого предпринимательства с точки  зрения формирования стратегии развития, под которой понимается «набор правил для принятия решения, которым предприятие руководствуется в своей деятельности в процессе достижения долговременных целей развития»7, заключается в том, что именно формирование так называемого «класса» малых предприятий или, если их можно так назвать, «связующей прослойки» между потребителями и крупными предприятиями в виде малых предприятий, является фундаментом или основой экономического развития государства, как это показывает опыт развития ведущих стран мира - США и Западной Европы.

Стратегию развития малого предпринимательства также можно  рассматривать с двух позиций: с точки зрения значения для экономического развития государства (предпринимательская деятельность - источник средств к существованию, прибыль направляется на личное потребление и для государства только повышает уровень стабильности; укрупнение и развитие предприятия увеличивает прибыль и налогооблагаемую базу) и с точки зрения общественного развития (создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы).

Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что в  вопросе об отнесении предприятий  и соответствующего вида предпринимательства  к малому на сегодняшний день существуют различные точки зрения и что  понятие «малое предпринимательство», которая кроме численности работников, должна включать критерии социальной, экологической и стратегической значимости, а также экономической необходимости стать связующим звеном между крупными и средними предприятиями и потребителем (т.е. оно должно заполнить те хозяйственные ниши, которые крупные и средние предприятия по экономическим соображениям не в состоянии занять).

Итак, под «малым предпринимательством»  стоит понимать не только целенаправленную предпринимательскую деятельность физического или юридического лица, связанную с повышенным риском, основанную на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг, учитывающую экономическую, социальную, экологическую и стратегическую составляющие данной хозяйственной деятельности физического или юридического лица, с обязательным соблюдением норм законодательства, но и стремление «малого предпринимательства» как экономической необходимости стать связующим звеном между крупным и средним предпринимательством и обществом в лице потребителя, в соответствии с предлагаемыми критериями.

К вопросу о значимости данного вида предпринимательства  стоит сказать, что развитие малого предпринимательства ведет к  решению социальных, экологических  и экономических проблем, а, следовательно, ведет к развитию региона и  страны в целом.

Также стоит отметить, что  в связи с разразившимся мировым  финансовым кризисом, переросшим в  мировой экономический кризис, огромное значение имеют вопросы стимулирования развития не любого малого предпринимательства, а именно малого инновационного. Так как именно инновационное предпринимательство поможет экономике выйти из кризиса с наименьшими потерями, а может быть и с определенными уроками на будущее. Стимулируя малое предпринимательство независимо от направления его деятельности, мы решаем проблему занятости, несомненно, очень важную, но не единственную задачу, стоящую перед малым предпринимательством. Стимулируя же развитие малого инновационного предпринимательства, можно не только увеличивать занятость населения, но и остановить падение производства, а также начать поступательное развитие экономики.

 

 

 

 

 

 

 

2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ  СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТЫХ  СТРАНАХ МИРА

 

2.1. США

Государственный интерес  к развитию малого и среднего предпринимательства  в США восходит к временам Великой  Депрессии (1929-1933 гг.), когда по указанию президента Гувера в 1932 году была создана  «Восстановительная Финансовая Корпорация» (Reconstruction Finance Corporation - RFC)8. Деятельность RFC была направлена на преодоление последствий финансового кризиса и оживление экономики путем предоставления займов малым и крупным предприятиям, пострадавшим во время Депрессии. Впоследствии эта инициатива развивалась и дополнялась последующими правительствами, формировались специальные организации, деятельность которых была направлена на создание небольших строительных и производственных предприятий в местах с большой концентрацией безработных.

Внимание к малому предпринимательству  со стороны государства возросло во время Второй Мировой Войны, когда  крупные компании были загружены  военными заказами, к выполнению которых  постепенно вовлекались и субъекты малого предпринимательства. Решением Конгресса в 1942г. была создана «Корпорация  малых военных заводов» (Small War Plants Corporation - SWPC) способствовавшая привлечению малого предпринимательства к выпуску продукции военного назначения во взаимодействии с крупными предприятиями. SWPC предоставляла займы частным предприятиям и стимулировала крупные финансовые институты к кредитованию малых предприятий. После войны SWPC была расформирована, ее функции исполнялись RFC. Спустя некоторое время при министерстве Коммерции был создан «Отдел Малого Бизнеса» (Office of Small Business - OSB), который преимущественно занимался вопросами обучения и консультирования частных предпринимателей.

В отличие от других стран  – участниц Второй Мировой Войны, промышленность США не подверглась  разрушению. Следующий взлет организационной  активности правительства в развитии малого предпринимательства совпал с периодом войны в Корее. В  это время Конгресс учредил «Администрацию Малых Оборонных Заводов» (Small Defense Plants Administration - SDPA), которая ввела практику сертификации предприятий, способных выполнять госзаказы и продолжала выполнять функции SWPC по привлечению малых и средних предприятий к выполнению госзаказов, тогда как предоставление займов предприятиям оставалось в ведении RFC.

Учитывая опыт прежних  лет, и придавая большое значение вопросам развития малых предприятий, функции ранее действовавших  в этой области организаций были переданы специально созданному в 1953 году агентству «Администрация Малого Бизнеса» (Small Business Administration - SBA) при федеральном правительстве США. В этом же году был издан «Закон о малом бизнесе», который явился правовой основой дальнейшего успешного развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в стране. В соответствии с этим законом SBA должно консультировать, поддерживать и защищать интересы малого бизнеса, обеспечивая справедливость в распределении государственных заказов, закупок и финансовых ресурсов.

Следует принять во внимание, что по законодательству США, к категории  малых относятся предприятия  с числом работающих до 500 чел., а  для отдельных видов деятельности такой предел повышен до 1500 работающих, кроме того в некоторых сферах деятельности существуют ограничения  только по объему ежегодных финансовых операций. Учитывая столь широкий  диапазон размеров малых предприятий  в США, который практически охватывает и категорию средних (500-999 работающих) и крупных предприятий (1000 и более  занятых) предлагается в дальнейшем относить все эти предприятия  к сектору МСП.

Государственная политика США  определена как всесторонняя поддержка  МСП и свобода предпринимательства, справедливая конкуренция, развитие частной  инициативы для проявления всех потенциальных  возможностей личности, как основы экономического развития и национальной безопасности страны. Высший государственный  орган, реализующий политику и ответственный  за развитие сектора МСП - «Администрация Малого Бизнеса» (АМБ), созданная в 1953 г., подотчетна только президенту и  конгрессу страны. Организационно в  структуру АМБ входит адвокатура и генеральная инспекция, однако их деятельность не зависит от руководства  АМБ. Это дает возможность адвокатуре и генеральной инспекции осуществлять независимую оценку состояния МСП, определять эффективность деятельности АМБ и предлагать конструктивные меры по совершенствованию методов  и программ поддержки и развития МСП.

Информация о работе Использование зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане