Использование зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:09, реферат

Описание работы

Малый бизнес и частное предпринимательство (МБЧП) играют важную роль в сохранении социальной направленности рыночных реформ в Узбекистане. Прежде всего, это касается вопроса занятости, так как в нашей стране поддержка МБЧП со стороны государства осуществляется не только с целью сокращения безработицы, но и формирования системы мотивации и личной ответственности за конечные результаты производства.рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


Сущность и значение малого бизнеса и частного предпринимательства

Зарубежный опыт становления и развития малого бизнеса и частного предпринимательства


Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Становление и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане
Влияние мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. на сектор малого бизнеса и частного предпринимательства
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса и частного предпринимательства


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес и частное предпринимательство.docx

— 80.65 Кб (Скачать)

Наряду с решением проблем  развития и поддержки МСП, правительство  США постоянно использовало политический, административный и экономический  потенциал для решения практических вопросов по защите интересов всего  предпринимательского сообщества страны на мировых и внутренних рынках. Кроме того, это в значительной мере давало конкурентные преимущества американским производителям на внутренних и международных рынках. Причем такая  экспансионистская экономическая  политика проводилась и проводится и ныне под лозунгом необходимости  справедливой конкуренции и равенства  условий для всех субъектов экономической  деятельности.

В настоящее время около 55% всех занятых в стране работают на местах, созданных в секторе  малого предпринимательства. Роль главного генератора новых рабочих мест в  США сыграл малое предпринимательства, так в 80-е годы возникло 1,5 млн. малых  фирм, а в 1990-е годы еще больше - 1,8 млн. Уменьшение средних размеров предприятий стало одним из направлений перестройки американской экономики. Это свидетельствует о том, что одной из основных движущих сил экономики США в период структурных изменений, связанных с глобализацией экономических процессов, явился сектор МСП. Именно малые предприятия дали более 55% всех инноваций в стране, что в 2 раза превышало отдачу на каждого занятого в крупных предприятиях страны. То есть, малый бизнес играет весьма важную стабилизирующую роль даже в такой мощной стране как США.

Таким образом, изучение головных государственных организаций ведающих поддержкой МСП в развитых странах  показало, что наиболее кардинальное решение было найдено в США  в форме такой организационной  структуры как SBA. Эффективность деятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития США и мощью сектора МСП, так и использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки МСП в странах ЕС, в Великобритании9 и Японии, а так же в других странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ФРАНЦИЯ

Во Франции после Второй Мировой войны было приоритетным восстановление производственных мощностей, затем последовало направление  на концентрацию промышленности и создание многопрофильных мощных предприятий. В середине 70-х наступил экономический  кризис, выявивший недостатки крупных  предприятий и доказавший жизнеспособность МСП10. В 80-е началась активная поддержка МСП, проводимая одновременно с децентрализацией государственного управления страной.

Государственная политика Франции  направлена на создание и рост новых  МСП, экономическое развитие регионов и увеличение занятости, на активизацию  инновационной деятельности, развитие электронного бизнеса и совершенствование  системы обслуживания МСП с целью  обеспечения их экономической устойчивости и высокой конкурентоспособности  на мировых рынках. Эта политика отражена в пятилетних планах и программах, согласованных правительством с  регионами и финансируется ими  в равных долях, с привлечением средств  из фондов ЕС и частного капитала. Программы реализуется государственными и уполномоченными партнерскими организациями. Министерство финансов, экономики и промышленности (МФЭП) решает комплексно вопросы реализации национальной экономической и технической политики. Для этого учрежден «Банк развития МП» (БРМП) и в МФЭП создан «Департамент по делам МП, ремесленничества, индивидуального предпринимательства и связи с потребителями» (ДМП).

Государственная стратегия  развития МСП Франции направлена на повышение гибкости, устойчивости и конкурентоспособности предприятий  в условиях глобализации экономики  и ориентирована на выполнение следующих  задач:

- совершенствование системы  обучения и переподготовки специалистов  для МСП;

- стимулирование инновационной  деятельности, помощь в трансферте  новых и высоких технологий  для повышения экспортных возможностей  МСП;

- улучшение взаимодействия  государственных учреждений, партнерских  и общественных организаций в  целях эффективной реализации  национальных и европейских программ  поддержки и развития МСП;

- дерегулирование экономики  и минимизация бюрократических  процедур в предпринимательстве,  приводящих ежегодно к потере  до €9 млрд.;

- всемерное развитие информационных  технологий и электронного бизнеса,  как наиболее динамично развивающихся  направлений деятельности.

В результате предпринятых мер уже в начале 1995 г. 53,2% занятых  в промышленности Франции было сосредоточено  в МСП, и их доля в добавленной  стоимости продукции крупных  предприятий составила 41,7%. Грамотная  политика руководства страны способствовала успешной модернизации по поддержке  МСП. Местные власти играют важнейшую  роль в структурных преобразованиях, они разрабатывают стратегию  развития и привлекают заинтересованных партнеров, солидаризируют финансовые ресурсы и создают основу местной  инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. ИТАЛИЯ

 

В Италии активизация развития МСП началась с 50-х годов, в связи  со вступлением в Европейский  Союз, а также в целях дальнейшего  экономического развития и обеспечения  высокой конкурентоспособности  национальной продукции на мировом  рынке. К настоящему времени принято 30 основополагающих законов, а также  целый комплекс программ, направленных на развитие МСП и на оздоровление экономики страны. Исходя из некоторых  из них, были установлены финансовые, технические и организационные  меры по обеспечению развития и поддержки  МСП, а так же определены 3 важнейших  уровня приоритетности решаемых проблем  обучения11:

Первый уровень:

- финансовая поддержка  в модернизации и приобретении  нового оборудования для МСП,  а так же облегчение условий  финансирования МСП;

- совершенствование технологий  и развитие НИОКР, создание  консорциумов из институтов, малых,  средних и крупных предприятий,  с участием местных органов  власти, для совместных исследований  и технического сотрудничества;

- развитие производственно-технологической  кооперации в МСП.

Второй уровень:

- развитие и усиленное  финансирование южных и слаборазвитых  регионов; обеспечение сотрудничества  МСП с крупными предприятиями,  особенно в промышленных районах  на северо-востоке страны;

- обеспечение международной  конкурентоспособности итальянской  продукции путем поддержки МСП  производящих экспортную продукцию;

- создание сферы коммерческих  и производственных услуг, способствующих  повышению качества и конкурентоспособности  итальянской продукции.

Третий уровень:

- экономическое возрождение  и поддержка регионов в интересах  ЕС;

- совершенствование и  развитие профессионального обучения.

Государственная политика в  отношении предпринимательства  постоянно совершенствовалась с  ростом понимания социально-экономической  значимости сектора МСП. Государственная  стратегия развития МСП определена законами и рядом других правовых актов, направленных на:

- содействие экономическому  развитию регионов (особенно южных);

- поддержку развития НИОКР  и трансферт новых технологий;

- повышение конкурентоспособности  продукции МСП на мировых рынках;

- развитие производственно-технологической  кооперации в рамках территориально-производственных  комплексов с большим количеством  МСП;

- содействие интернационализации  итальянских МСП;

- помощь в формировании  стартового капитала для молодых  предприятий.

Вследствие этого, мощное и всестороннее правовое и ресурсное  обеспечение развития МСП позволили  в относительно короткие сроки обеспечить Италии достойное место в группе самых развитых стран мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

 

В Великобритании государственная  поддержка МСП в рамках всей страны активизировалась с конца 70-х годов, когда центральное правительство  поставило задачу по оказанию более  интенсивной помощи этому сектору  экономики и стимулированию его  развития. Были разработаны и реализованы  различные организационные мероприятия  и стратегические программы, в числе  которых в первую очередь надо указать на следующие:

- программы, ориентированные  на понижение темпов инфляции  и на повышение устойчивости  национальной валюты, т.к. самой  серьезной финансовой проблемой  владельцев предприятий МСП являются  плавающие и неустойчивые процентные  ставки на финансовых рынках;

- центральное правительство  предоставило особые полномочия  министерству торговли и промышленности (МТП) в обеспечении интересов  МСП;

- в каждом ведомстве  и департаменте центрального  правительства были назначены  руководящие работники, ответственные  за контроль и оценку осуществления  стратегии своего департамента (ведомства)  по вопросам МСП;

- в центральном правительстве  на регулярной основе рассматривают  важнейшие вопросы, связанные  с деятельностью сектора МСП,  в числе которых можно указать  на следующие: степень воздействия  стратегии и законодательства  на деятельность МСП с целью  предотвращения от избыточных  затрат, связанных с необходимостью  соответствия требованиям законодательства; комплексное развитие коммерческих  возможностей МСП путем стимулирования  торговли и осуществления стратегии  размещения государственных заказов  в секторе МСП; выполнение специализированных  программ по оказанию помощи  предприятиям сектора МСП.

Центральное правительство  оказывает содействие сектору МСП  по четырем принципиальным направлениям: совершенствование налогообложения; разработка законодательных актов  и разъяснение его положений, послабление административных требований; финансовая поддержка; разработка механизмов консультирования и поддержки.

Налогообложение является мощным инструментом стимулирования и регулирования  предпринимательской деятельности в Великобритании. К середине 90-х  годов заметно снизилась конкурентоспособность  Великобритании на международных рынках и в странах ЕС. Вот почему начиная  с 1997 г. Правительство Великобритании предприняло ряд активных законодательных  и организационных мер, позволивших  уже к середине   2001 г. вывести  страну на 2-е место среди 60 развитых стран по созданию наиболее благоприятных  условий для развития предпринимательства. Среди этих мер необходимо особо  отметить создание в апреле 2000 г. специального правительственного органа, ответственного за поддержку и развития МСП на национальном уровне - (The Small Business Service - далее SBS). Это агентство структурно входит в состав Министерства торговли и промышленности (Department of Trade and Industry-DTI) и взаимодействует со всеми департаментами кабинета министров. Директор SBS - (Mr. David Irwin назначен в марте 2000 г.) - подчинен министру DTI и может напрямую выходить на Государственного секретаря (главу кабинета министров) или на премьер-министра.

Государственная поддержка  Великобритании была нацелена на создание к 2005 г. лучших в мире условий развития сектора МСП, как наиболее динамичного  средства для повышения социально-экономического благосостояния страны и обеспечения  ее конкурентоспособности на мировых  рынках. Для объединения разрозненных структур поддержки МСП и повышения  их эффективности в 2000 году было создано  национальное агентство «Обслуживания  малого бизнеса» (ОМБ) при Министерстве торговли и промышленности (МТП). ОМБ  определяет стратегию развития МСП, взаимодействует со всеми уровнями власти и управления страной, координирует деятельность всей государственной  инфраструктуры поддержки МСП и  активно сотрудничает с партнерскими и общественными организациями. Государственная стратегия развития МСП направлена на достижение следующих  основных целей:

- повышение культуры предпринимательства  и деловых отношений;

- активизация процессов  зарождения новых предприятий,  создание условий для их ускоренного  развития и дальнейшего роста;

- улучшение доступа к  финансовым ресурсам;

- развитие предпринимательства  в депрессивных районах и в  отдельных социальных группах  (женщины, национальные меньшинства,  инвалиды и др.);

- привлечение предпринимателей  к активному использованию государственных  служб (информация, маркетинг, госзаказы,  финансирование, экспорт и др.);

- разработка более эффективных  мер государственной политики  и регулирования предпринимательской  деятельности, способствующих развитию  МСП;

- повышение уровня исследований  рынка МСП и оценки его состояния.

Таким образом, концепция  совершенствования системы государственного регулирования экономической и  общественной деятельности в Великобритании базируется на следующих 5 основных принципах  «благотворного регулирования»:

- прозрачность для пользователя (предмет регулирования должен  быть чётко выявлен и ясно  сформулирована цель регулирования;  все необходимые консультации  должны быть осуществлены до  разработки и применения соответствующих  регулирующих актов; должны быть  четко определены меры наказания  за несоблюдение соответствующих  регулирующих актов; регулирующие  акты должны быть просты по  содержанию и ясно сформулированы, комментарии к ним должны быть  изложены общедоступным языком; субъекты, попадающие под действие  регулирующих актов, должны быть  ознакомлены со своими обязанностями  и возможными отступлениями, кроме  того, они должны получать поддержку  (в виде методик, практических  примеров) и достаточное время  для выполнения требований этих  актов);

Информация о работе Использование зарубежного опыта в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане