Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:50, курсовая работа
Экономика Беларуси за годы перестройки и реформирования понесла громадные потери. Но и сейчас, пока не преодолены в полной мере негативные тенденции, выражающиеся в дефиците внешней торговли, сокращении валютных резервов, значительном количестве убыточных предприятий, неблагополучном инвестиционном климате, малом притоке прямых иностранных инвестиций.
Введение ………………………………………………………………………
1. Инвестиции как один из компонентов совокупного спроса ………………
1.1. Сущность инвестиций, подходы к их классификации.
Источники инвестиций ………………………………………………
1.2. Функция спроса на инвестиции.
Факторы нестабильности инвестиций ………………………………
2. Мультипликатор и акселератор инвестиций ………………………………
2.1. Мультипликатор инвестиций ………………………………………
2.2. Модель акселератора …………………………………………
3. Инвестиционная политика в Республике Беларусь …………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованных источников ……………………
Механизм частичного регулирования допускает простое эконометрическое применение, поскольку параметр g легко оценить по данным временных рядов. Но этот механизм остается теоретически незавершенным, пока мы не сумеем объяснить, почему фирмы будут действовать в соответствии с соотношением (*). Например, что именно определяет скорость приближения К к К*? В недавних исследованиях предприняты попытки теоретического объяснения механизма частичного регулирования. Все эти теории выдвигают, по существу, одну и ту же аргументацию, которая сводится к следующим рассуждениям.
Предположим, фирма получает прибыль меньше ожидаемой всякий раз, когда К+1 не равен К*+1.Фирма несет потери в размере с1(К*+1-К+1), где c1 является константой. Ясно, что потери отсутствуют, когда К+1 равно желаемому уровню К*+l, и они становятся больше с увеличением разницы. Мы предполагаем, что в действительности потери пропорциональны квадрату разницы между К+1 и К*+1, (квадратичная функция потерь). Например, если разница между К и К* удваивается, то потери фирмы увеличиваются в 4 раза.
Предположим также, что фирмы несут издержки всякий раз, когда уровень чистых инвестиций высок. Допустим, что инвестиционные издержки тоже квадратичны, т.е. возрастают в квадрате относительно уровня инвестиций, так что инвестиционные издержки равны с2(К+1 — К)2, где с2 – константа. Вспомним также, что К+1- К равно уровню чистых инвестиций.
Общие потери определяются по формуле (1):
Потери = с1(К*+1 – К+1)2+с2(К+1 – К)2
Поскольку фирма пытается минимизировать потери потенциальной прибыли, вытекающие из принятого ею инвестиционного решения, ей приходится уравновешивать квадратичные издержки двух видов: связанные с отклонением размера основного капитала от желаемого уровня и с чрезмерно быстрым ростом инвестиционных расходов. Фирма максимизирует свои прибыли путем выбора такого уровня К+1, который сводит к минимуму потери в соотношении (1).
Легко показать (хотя для этого необходимы соответствующие расчеты), что оптимальная величина К+1 определяется из соотношения:
К+1 – К= (с1/ (с1+с2)) (К*+1 – К) (2)
Отметим, что соотношение (2) есть не что иное, как соотношение (*) при g = с1/(с1 + с2). Таким образом, при очень высоком значении с1, т.е. когда издержки, связанные с отклонением от К*, очень значительны, g оказывается близким к 1, и мы возвращаемся к модели акселератора инвестиционного процесса. Когда очень велико значение с2, а также высоки издержки, связанные с ускоренным ростом инвестиций, g приближается к нулю. В этом случае приближение величины основного капитала к желаемой происходит весьма постепенно.
Объяснить причину постепенности процесса регулирования можно исходя из метода квадратичных издержек изменения величины основного капитала. Существует и другое обоснование постепенности такого регулирования. Когда фирме неизвестна производительность при данной технологии производства, т.е. она не знает, каков будет объем выпуска при данной величине капитала, целесообразно постепенное изменение основного капитала, если фирма стремится максимизировать ожидаемые прибыли даже при неквадратичных издержках регулирования инвестиций.
q-теория
Джеймс Тобин из Йельского университета, в 1982 г. получивший Нобелевскую премию по экономике, предложил еще одну модель динамики инвестиций, основанную на идее издержек регулирования. Известная q-теория инвестиций Тобина исходит из того, что стоимость фирмы на фондовом рынке помогает измерить разрыв между К и К*+1.
Переменная q определяется как отношение стоимости фирмы на фондовом рынке к восстановительной стоимости ее основного капитала. Понятие "восстановительной стоимости капитала" представляет собой издержки замещения капитала, на которые пришлось бы пойти при приобретении предприятия и оборудования фирмы на рынке продукции. Если фирма стоит 150 млн. долл. на фондовом рынке, а ее восстановительная стоимость составляет 100 млн. долл., то q будет равно 1,5. Таким образом, q характеризует стоимость приобретения фирмы на финансовом рынке в сравнении со стоимостью покупки ее капитала на рынке продукции.
Тобин и его последователи определили условия, при которых q служит хорошим показателем рентабельности новых инвестиционных расходов. Говоря конкретно, когда q > 1, это обычно означает, что К*+1 > К, поэтому инвестиции должны быть значительными. Подобным образом, когда q < 1, рынок показывает, что К*+1 < К, следовательно, инвестиции должны быть небольшими. Давайте разберемся, почему это так.
В простейшем теоретическом случае величина q для предприятия равна дисконтированной стоимости будущих дивидендов, выплачиваемых фирмой на единицу ее капитала. Предположим, основной капитал неизменен, т.е. величина МРК постоянна, а норма амортизации составляет d. В этом случае в каждом периоде дивиденды на единицу капитала равны (МРК — d), а значение q равно:
q = (MPK – d)/(1+r) + (MPK – d)/(1+r)2 +… (3)
В простом случае, когда МРК остается неизменным в каждом из будущих периодов, выражение для q можно переписать в виде:
q = (MPK – d)/r
Очевидно, что в последующих периодах q должно быть больше 1, если МРК больше (г + d), и меньше 1, если МРК меньше (г + d).
А теперь сравним q и (К*+1 — К). Когда основной капитал находится на желаемом уровне, то МРК = (г + d). Если К меньше К*, то МРК будет больше (г + d);если же К больше К*, то МРК будет меньше (r + d). Итак, если в будущем К* превысит К, то q превысит 1, а если в среднем К* не превысит К, то q не превысит 1.
В этом смысле фондовый рынок предоставляет фирмам чувствительный к изменениям и легкоопределяемый индикатор инвестиционных стимулов. Когда цена на фондовом рынке высока (относительно стоимости единицы нового капитала), рынок "сообщает" о том, что для приближения К к К* основной капитал следует увеличивать постепенно. Когда цена на фондовом рынке низка, рынок "сообщает" о необходимости возврата К к более низкому уровню К*.
Существует и другой, в большей мере опирающийся на интуицию, способ понимания сути q-теории Тобина. Если q > 1, это значит, что цена акций на фондовой бирже выше наличной стоимости капитала. В этих условиях фирма может выпустить новые акции, использовать вырученные средства для реальных инвестиций и часть выручки распределить среди акционеров. Таким образом, когда q > 1, это свидетельствует о том, что путем продажи акций фирмы могут финансировать новый инвестиционный проект, обеспечивающий получение прибыли.
Справедливость q-теории сравнительно легко проверить, поскольку можно вычислить величину q и проанализировать тесноту связи между колебаниями инвестиций и динамикой величины q. В ряде исследований обнаружено, что значения q для отдельных фирм связаны с их инвестициями. В других работах сделана попытка установить связь между средним значением q и совокупным уровнем инвестиций в экономике. В частности, Лоренс Саммерс из Гарвардского университета показал, что величина q в экономике США увеличивается с ростом совокупных инвестиций, однако зависимость эта крайне слаба. Динамика q мало что дает для объяснения колебаний инвестиций. Очевидно, что при оценке колебаний инвестиционных расходов кроме q необходимо использовать другие показатели, такие, как изменения объема выпуска и движение денежной наличности в фирмах.
3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Инвестиционная политика – составное звено экономической политики, система мер, определяющая объём, структуру и направления капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе важнейших достижений науки и техники[3, с.709].
Инвестиционная политика Республики Беларусь, как и любой другой страны, направлена на обновление производственного потенциала и повышение эффективности его использования на основе достижений научно-технического прогресса. При этом определяющее значение отводится малому и среднему бизнесу. Актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастает. Ведь без вложения в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не добиться стабильного и долговременного экономического роста.
Основной целью инвестиционной политики сегодня становится улучшение макроэкономического климата в целях вовлечения в сферу инвестиционной деятельности национальных валовых сбережений и обеспечение положительной динамики прироста инвестиций на уровне не менее 4-5% в год для сохранения устойчивого роста экономики с темпами ежегодного увеличения ВВП на 3-4% [22, с.17].
Среди важнейших направлений инвестиционной политики республики следует выделить:
создание правовой базы по страхованию инвестиций;
инвестирование в первую очередь приоритетных отраслей экономики;
создание рынков инвестиционных ресурсов;
привлечение иностранных инвестиций [4, с.253].
Инвестиционную политику обычно сводят к двум разновидностям: инвестиции с целью получения дохода в виде разницы между ценой приобретения активов и их последующей реализацией по более высокой цене, и инвестиции с целью получения дохода в виде процентов, дивидендов или прибыли[10,с.3].
Постоянно возникает вопрос о том, какому виду внешнего инвестирования отдать предпочтение: заимствованиям или прямым инвестициям? Предпочтительно в качестве внешних источников финансирования иметь прямые инвестиции, так как они не влияют на внешний долг. Однако, если они превысят 10% валовых капитальных вложений, может быть нарушена экономическая безопасность государства.
Основная цель инвестиционной политики – перевооружение производства, обновление основных фондов за счёт внедрения научно-технических достижений.
Основная задача - стимулирования высокоэффективных инвестиций, обеспечение условий для привлечения частного капитала, а также предотвращение утечки капиталов за границу.
Важнейшим направлением инвестиционной политики Республики Беларусь является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.
Инвестиционный климат – совокупность политических, экономических, социальных и юридических условий, максимально благоприятствующих процессу; равные для отечественных и иностранных инвесторов, одинаковые по привлекательности условия для вложения капиталов в национальную экономику[3, с.366].
Одним из основных критериев формирования благоприятного инвестиционного климата является наличие полноценной кредитной системы, способствующей концентрации инвестиционных ресурсов и их эффективному распределению.
По мнению иностранных инвесторов, для улучшения инвестиционного климата в Беларуси необходимо решить три основных вопроса: ввести свободное обращение акций; решить земельный вопрос; решить вопрос с «золотой акцией». Только в этом случае в Беларусь придет крупный инвестор.
Инвестиционный климат в Беларуси западными экспертами оценивается невысоко. Так по данным лондонского финансового издания «Euromoney», на март 2001 года Беларусь по привлекательности инвестиционного климата занимала 145 место из 167 мест.
В настоящее время экономика страны находится на такой стадии, когда постоянный спад в инвестиционной сфере стал одной из самых негативных тенденций, которая грозит полным экономическим крахом. Именно это обстоятельство влечет за собой значительную технологическую отсталость производственно-технической базы, прямо предопределяет высокую затратоемкость продукции, ее низкую конкурентоспособность по качественным параметрам. Следствием этого являются трудности сбыта продукции, ее низкая рентабельность, недостаток собственных средств предприятий, ухудшающаяся их платежеспособность и отсутствие надежных долговременных предпосылок экономического роста. Для обеспечения расширенного воспроизводства уровень рентабельности, по расчетам, должен превышать нынешний в 1,5 – 2 раза, а по отдельным отраслям еще больше.
Среди основных проблем следует выделить такие, как высокие темпы инфляции, крайне тяжелое финансовое состояние субъектов хозяйствования, низкий платежеспособный спрос населения, непосильная для большинства заемщиков ставка по кредитам, отсутствие необходимых условий для активного вложения средств иностранными инвесторами и существенная ограниченность других внешних источников финансирования, продолжающаяся утечка капитала за пределы страны.
Мировой практикой доказано, что для создания необходимых инвестиционных условий требуется ограничить рост годовой инфляции до 20–25% иначе инвестиционная активность подавляется, неэффективно используются ресурсы, падает привлекательность страны для внешних инвесторов.
С инфляцией непосредственно связан и процентная ставка, т.е. цены за кредит, которые должны платить субъекты хозяйствования. Раздается немало нареканий на то, что эти ставки высоки. Но далеко не каждый задумывается над тем, что их величина зависти от уровня инфляции. Если же процентная ставка ниже роста цен, то это ведет к прямым убыткам. Поэтому снижение процентных ставок, как и решение многих других социальных и экономических проблем, также упирается в уровень инфляции.
Информация о работе Инвестиции: источники и структура.Мультипликатор и акселератор инвестиций