Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:15, курсовая работа
Латинское слово “integratio” означает “восстановление”, “восполнение”, от “integer” – целый. Отсюда понятие интеграции можно определить как добровольный, объективный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных политических и финансовых систем, обладающий потенциалом регулирования и развития, основанный на интересе самостоятельных субъектов.
Основная цель интеграции – поиск и наращивание форм и методов сотрудничества на основе и в результате обеспечения эффективности деятельности в региональном и международном масштабах. Интеграция резко повышает способность субъектов вместе качественно решать проблемы, обеспечивая при этом внутреннюю стабильность.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных интеграционных группировок и их проблем и перспектив.
Основные задачи курсовой работы: рассмотрение основных этапов, предпосылок экономической интеграции, а также эффектов, которые возникают в результате интеграции; сравнение региональных интеграционных группировок; анализ проблем и перспектив; рассмотрение интеграционных объединений, в которые входит Беларусь.
Введение………………………….………………....……………………………… 3
1 Теоретические аспекты становления интеграционных процессов в мировой экономике ………………………………………………..…………………………4
1.1 Теоретические концепции исследования интеграционных процессов в экономике ………………………………………….……………………………….. 4
1.2 Сущность, причины, цели и факторы, определяющие интеграционные процессы ……………………………………………………………………………. 6
1.3 Этапы экономической интеграции............................................................9
2 Ведущие интеграционные объединения в современном мире, их место в мировой экономике ………………………………………………………………14
2.1 Европейский союз……………………………………………………... 14
2.2 НАФТА …………………………………………………………………17
2.3 АТЭС ……………………………………………………………………20
3 РБ в составе интеграционных объединений…………… …………………….. 23
3.1 Беларусь в составе СНГ ……………………………………………….. 23
3.2 Беларусь в составе ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства …………………………………………………… 28
3.3 Союзное государство Беларуси и России ……………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………….…...40
Список использованных источников………………...………..…………………. 41
Следующим важным этапом в
развитии союзных отношений Республики
Беларусь и Российской Федерации
стало подписание 25 декабря 1998 года
Декларации о дальнейшем единении Беларуси
и России, Договора о равных правах
граждан, Соглашения о создании равных
условий субъектам
Развитие Сообщества России
и Беларуси создало предпосылки
для преобразования его в более
высокое по качеству интеграционное
объединение – Союзное
В декабре 1999 года в Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы открыли путь для выхода на качественно новый уровень единения двух наших братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России — создание Союзного государства. 26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.
Участником Союза может стать государство — член Организации Объединенных Наций, которое разделяет цели и принципы Союза и принимает на себя обязательства, предусмотренные Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и Уставом Союза. Присоединение к Союзу осуществляется с согласия государств — участников Союза. При присоединении к Союзу нового государства рассматривается вопрос об изменении названия Союза [21].
Рассмотрим показатели, которые
наглядно демонстрируют уровень
экономического интеграционного сближения.
Одним из таких показателей является
бюджет Союзного государства. Доходы бюджета
формируются за счёт неналоговых
доходов и безвозмездных
Первый бюджет Союзного государства на 2000 год был сформирован в соответствии с Договором о создании Союзного государства за счёт отчислений государств-участников (Россия-65 %, Беларусь-35 %) в объёме 2230,0 миллионов российских рублей. За прошедшие 12 лет он увеличился в 2,2 раза и в 2012 году составил 4872,0 миллионов российских рублей. Динамика бюджета за 2000-2001 гг. представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика изменения бюджета Союзного государства
Всего за 2000-2011 годы в бюджете
Союзного государства было аккумулировано
и направлено на решение общих
проблем России и Беларуси около
40 миллиардов российских рублей. Это
позволило полностью или
Бюджет Союзного государства на 2012 год утвержден в сумме, 4872 млн. российских рублей. Доходы бюджета сформированы за счёт отчислений: Российской Федерации – 3167,0 млн. руб. – 65,0 %; Республики Беларусь – 1705,0 млн. руб. – 35,0 %
В бюджете Союзного государства
на 2012 год предусмотрено
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь и информатика – 49,0 %;
- военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства – 12,1 %;
- социальная политика, здравоохранение и физическая культура, образование, культура, СМИ – 16,5 %;
- функционирование органов Союзного государства – 7,3 %.
Кроме того, бюджетом предусмотрена возможность финансирования новых программ Союзного государства, которые будут утверждены в течение 2012 года.
Объективным показателем уровня экономического интеграционного сближения, взаимодополняемости современных экономик является взаимная торговля товарами национального происхождения.
Общий объем взаимного российско-белорусского товарооборота ежегодно возрастает. Если в 1999 году, когда стороны подписали Договор о создании Союзного государства, этот показатель составлял лишь 6,999 млрд. долларов США, то по итогам 2008 года он достиг рекордной на тот момент величины – 34,2 млрд. долларов США, увеличившись на 30% по сравнению с 2007 годом. И только в 2009 году – году мирового финансово-экономического кризиса, он снизился до 23,4 млрд долларов США. В 2010 году взаимный товарооборот по итогам года вырос на 18,9% к уровню 2009 года и составил 27,9 млрд. долларов США. В 2011 году товарооборот Беларуси и России составил 38,6 миллиарда долларов, и это лучший результат за всю постсоветскую историю взаимоотношений союзных стран. Показатель рекордного до сих пор докризисного 2008 года превышен на 4,5 миллиарда долларов, а предыдущего 2010-го – более чем на десять с половиной миллиардов, или на 37,7 процента.
При этом по итогам прошлого
года значительно выросли
Примечательно и то, что прирост белорусского экспорта в Россию и импорта из союзной страны практически уравнялись. Рост экспорта составил 37,5 процента, импорта – 37,8 процента. Правда, сальдо торговли Беларуси с Россией при этом возросло с 7 до 10 миллионов в пользу России, в то время как в целом во внешней торговле товарами отрицательное сальдо Беларуси за 11 месяцев прошлого года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего сократилось почти вдвое – до 4,8 миллиарда долларов. Это результат того, что Беларусь покупает у своего основного союзника почти все энергоресурсы, цены на которые сегодня растут во всем мире. Однако эксперты считают, что выравнивание условий хозяйствования в рамках ЕЭП позволит снизить и этот дисбаланс.
Россия по-прежнему остается основным торговым партнером Беларуси. На ее долю по итогам 2011 года приходится 45 процентов от общего объема белорусского товарооборота.
Беларусь в свою очередь по итогам 2011 года заняла шестое место среди основных торговых партнеров России, обойдя такие экономически развитые страны, как США, Канада, Япония, Франция, Великобритания. По объему торговли с Россией в минувшем году Беларусь опередили только Китай, Германия, Нидерланды, Украина и Италия.
Взаимная торговля является
одним из наиболее объективных показателей
уровня экономического интеграционного
сближения и
С каждым городом ширится и региональное сотрудничество. Сегодня даже трудно поверить, что еще десятилетие назад Беларусь имела устойчивые экономические связи лишь с единичными регионами России. Кстати, первой областью, которая в июне 1992 года заключила договор о торгово-экономическом сотрудничестве с Республикой Беларусь для создания благоприятных условий взаимных поставок нефти, газа, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, была Тюменская. Сегодня же торговые связи установлены практически со всеми субъектами Российской Федерации, причем 66 из них связаны с Беларусью соглашениями о сотрудничестве. А всего двустороннее взаимодействие в различных областях включает более 250 соглашений, протоколов и меморандумов. Основными региональными партнерами Беларуси сегодня выступают Тюменская область, город Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Смоленская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Брянская и Нижегородская области.
Активно развиваются торгово-
Практически все ведущие
белорусские производители
Стоит отметить, что процесс
интеграции двух стран идёт неровно.
Так, например, в 2010 году из-за значительных
осложнений в отношениях Российской
Федерации и Республики Беларусь,
разногласий между главами
Можно выделить следующие проблемы интеграции:
- при оценке процесса создания единой таможенной территории отмечается, с одной стороны, достаточно высокий уровень унификации, достигнутый двумя странами в данной сфере, с другой стороны, - тенденция замедления процесса согласования мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли в России и Белоруссии в последние годы.
- ухудшения условий доступа российских экспортеров на белорусский рынок путем использования количественных ограничений ввоза, импортного лицензирования, усложнения и удорожания таможенных процедур, создания технических барьеров, применения института специмпортеров. Ряд мер нетарифного регулирования применяется и российской стороной.
- проблема преодоления различий систем налогообложения двух стран.
- введение в обращение на территории России и Белоруссии единой валюты, функции которой на первоначальном этапе должен выполнять российский рубль, предусмотренное Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства от 30 ноября 2000 г.
- различия денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики двух стран, подходов к осуществлению кредитной эмиссии, определению функций центральных банков стран.
Основные пути решения проблем лежат в пересмотре основных целей и доктрины Союзного государства, в создании единого законодательства во многих сферах совместной деятельности и стремление унифицировать не только принципы построения единого экономического пространства, но и подходы к решению многих проблем в культурной и социальной сферах.
Вышеизложенное позволяет заключить, что в настоящее время Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивный и динамичный характер. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства.
Заключение
В ходе курсовой в первой главе были изучены основные школы и направления, которые изучают экономическую интеграцию, такие как, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство. Также были изучены основные предпосылки, этапы интеграции. Самая простая форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины. Другая форма - таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики. Самой сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и в то же время валютный союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно - финансовой политики.
Во второй главе был рассмотрен материал об основных интеграционных группировках в разных регионах мира, предпосылки их создания, проблемы и перспективы. Это ЕС – в Европе, НАФТА - в Северной Америке, АСЕАН и АТЭС - в АТР, МЕРКОСУР – в Латинской Америке, ЭКОВАС – в западной Африке.
Материал третьей главы позволяет заключить, что Республика Беларусь является активной участницей интеграционного процесса, который активизировался в последнее время на постсоветском пространстве. Вследствие усилившейся интеграции, Беларусь получила увеличение объемов внешней торговли в 2011 году, прежде всего со своими основными торговыми партнерами – Россией и Казахстаном. В рамках Единого экономического пространства, которое начало функционировать с 1 января 2011 года, была обеспечена свобода движения капитала, товаров и рабочей силы, что позволит более эффективно проводить единую политику. Вместе с тем, наряду с выгодами были проанализированы и проблемы, также были предложены возможные пути их решения.
Таким образом, цели и задачи, поставленные в начале, были рассмотрены и выполнены в курсовой работе, а именно:
Информация о работе Интеграционные процессы в экономике: факторы, состояние и дальнейшие перспективы