Интеграционные процессы в экономике: факторы, состояние и дальнейшие перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Латинское слово “integratio” означает “восстановление”, “восполнение”, от “integer” – целый. Отсюда понятие интеграции можно определить как добровольный, объективный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных политических и финансовых систем, обладающий потенциалом регулирования и развития, основанный на интересе самостоятельных субъектов.
Основная цель интеграции – поиск и наращивание форм и методов сотрудничества на основе и в результате обеспечения эффективности деятельности в региональном и международном масштабах. Интеграция резко повышает способность субъектов вместе качественно решать проблемы, обеспечивая при этом внутреннюю стабильность.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных интеграционных группировок и их проблем и перспектив.
Основные задачи курсовой работы: рассмотрение основных этапов, предпосылок экономической интеграции, а также эффектов, которые возникают в результате интеграции; сравнение региональных интеграционных группировок; анализ проблем и перспектив; рассмотрение интеграционных объединений, в которые входит Беларусь.

Содержание

Введение………………………….………………....……………………………… 3
1 Теоретические аспекты становления интеграционных процессов в мировой экономике ………………………………………………..…………………………4
1.1 Теоретические концепции исследования интеграционных процессов в экономике ………………………………………….……………………………….. 4
1.2 Сущность, причины, цели и факторы, определяющие интеграционные процессы ……………………………………………………………………………. 6
1.3 Этапы экономической интеграции............................................................9
2 Ведущие интеграционные объединения в современном мире, их место в мировой экономике ………………………………………………………………14
2.1 Европейский союз……………………………………………………... 14
2.2 НАФТА …………………………………………………………………17
2.3 АТЭС ……………………………………………………………………20
3 РБ в составе интеграционных объединений…………… …………………….. 23
3.1 Беларусь в составе СНГ ……………………………………………….. 23
3.2 Беларусь в составе ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства …………………………………………………… 28
3.3 Союзное государство Беларуси и России ……………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………….…...40
Список использованных источников………………...………..…………………. 41

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 192.78 Кб (Скачать)

Следующим важным этапом в  развитии союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации  стало подписание 25 декабря 1998 года Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и Протокола к нему. В этих документах президенты двух стран твердо заявили  о решимости продолжить поэтапное  движение к добровольному объединению  в Союзное государство при  сохранении национального суверенитета государств — участников Союза. Одновременно были определены основные направления интеграционной работы в экономической и социальной сферах.

Развитие Сообщества России и Беларуси создало предпосылки  для преобразования его в более  высокое по качеству интеграционное объединение – Союзное государство, которое призвано полнее удовлетворять интересы граждан наших стран на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов, проведения экономических преобразований, укрепления демократии, обеспечения общей безопасности.

В декабре 1999 года в Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы открыли путь для выхода на качественно новый уровень единения двух наших братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России — создание Союзного государства. 26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.

Участником Союза может  стать государство — член Организации  Объединенных Наций, которое разделяет  цели и принципы Союза и принимает  на себя обязательства, предусмотренные  Договором о Союзе Беларуси и  России от 2 апреля 1997 года и Уставом  Союза. Присоединение к Союзу  осуществляется с согласия государств — участников Союза. При присоединении  к Союзу нового государства рассматривается  вопрос об изменении названия Союза [21].

Рассмотрим показатели, которые  наглядно демонстрируют уровень  экономического интеграционного сближения. Одним из таких показателей является бюджет Союзного государства. Доходы бюджета  формируются за счёт неналоговых  доходов и безвозмездных перечислений государств-участников.

Первый бюджет Союзного государства  на 2000 год был сформирован в  соответствии с Договором о создании Союзного государства за счёт отчислений государств-участников (Россия-65 %, Беларусь-35 %) в объёме 2230,0 миллионов российских рублей. За прошедшие 12 лет он увеличился в 2,2 раза и в 2012 году составил 4872,0 миллионов российских рублей. Динамика бюджета за 2000-2001 гг. представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Динамика изменения бюджета Союзного государства

 

 

Всего за 2000-2011 годы в бюджете  Союзного государства было аккумулировано и направлено на решение общих  проблем России и Беларуси около 40 миллиардов российских рублей. Это  позволило полностью или частично профинансировать выполнение 63 совместных программ. Среди них такие важные для союзного строительства проекты, как программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь, Программа по созданию и организации серийного производства оборудования для выпуска специальных химических волокон на 2002- 2007 годы, «Разработка нанотехнологий создания материалов, устройств и систем космической техники и их адаптации к другим отраслям техники и массовому производству», «Развитие и внедрение в государствах участниках Союзного государства наукоёмких компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем» и другие .


Бюджет Союзного государства  на 2012 год утвержден в сумме, 4872 млн. российских рублей. Доходы бюджета сформированы за счёт отчислений: Российской Федерации – 3167,0 млн. руб. – 65,0 %; Республики Беларусь    – 1705,0 млн. руб. – 35,0 %

В бюджете Союзного государства  на 2012 год предусмотрено финансирование 40 совместных программ и мероприятий  по следующим основным направлениям:

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь и информатика – 49,0 %;

- военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства – 12,1 %;

- социальная политика, здравоохранение и физическая культура, образование, культура, СМИ – 16,5 %;

- функционирование органов Союзного государства – 7,3 %.

Кроме того, бюджетом предусмотрена  возможность финансирования новых  программ Союзного государства, которые  будут утверждены в течение 2012 года.

Объективным показателем  уровня экономического интеграционного  сближения, взаимодополняемости современных экономик является взаимная торговля товарами национального происхождения.

Общий объем взаимного  российско-белорусского товарооборота  ежегодно возрастает. Если в 1999 году, когда  стороны подписали  Договор о  создании Союзного государства, этот показатель составлял лишь 6,999 млрд. долларов США, то по итогам 2008 года он достиг рекордной  на тот момент величины – 34,2 млрд. долларов США, увеличившись на 30% по сравнению  с 2007 годом. И только в 2009 году – году мирового финансово-экономического кризиса, он снизился до 23,4 млрд долларов США. В 2010 году взаимный товарооборот по итогам года вырос на 18,9% к уровню 2009 года и составил 27,9 млрд. долларов США. В 2011 году товарооборот Беларуси и России составил 38,6 миллиарда долларов, и это лучший результат за всю постсоветскую историю взаимоотношений союзных стран. Показатель рекордного до сих пор докризисного 2008 года превышен на 4,5 миллиарда долларов, а предыдущего 2010-го – более чем на десять с половиной миллиардов, или на 37,7 процента.

При этом по итогам прошлого года значительно выросли белорусские  поставки на российский рынок как  традиционных для страны экспортных товаров (продажа в Россию тракторов  и грузовых автомобилей выросла  соответственно на 468 и 405 миллионов  долларов, мясной и молочной продукции  – на 297 миллионов), так и других товаров. Например, работа в Таможенном союзе и Едином экономическом  пространстве создала благоприятные  условия для взаимных поставок углеводородного  сырья, что позволило Беларуси увеличить  импорт нефти, загрузить мощности нефтеперерабатывающих  заводов и за счет этого увеличить  объемы экспорта нефтепродуктов как на российский, так и на европейский рынок.

Примечательно и то, что  прирост белорусского экспорта в  Россию и импорта из союзной страны практически уравнялись. Рост экспорта составил 37,5 процента, импорта – 37,8 процента. Правда, сальдо торговли Беларуси с Россией при этом возросло с 7 до 10 миллионов в пользу России, в то время как в целом во внешней торговле товарами отрицательное  сальдо Беларуси за 11 месяцев прошлого года по сравнению с аналогичным  периодом предыдущего сократилось  почти вдвое – до 4,8 миллиарда  долларов. Это результат того, что  Беларусь покупает у своего основного  союзника почти все энергоресурсы, цены на которые сегодня растут во всем мире. Однако эксперты считают, что  выравнивание условий хозяйствования в рамках ЕЭП позволит снизить  и этот дисбаланс.

Россия по-прежнему остается основным торговым партнером Беларуси. На ее долю по итогам 2011 года приходится 45 процентов от общего объема белорусского товарооборота.

Беларусь в свою очередь  по итогам 2011 года заняла шестое место  среди основных торговых партнеров  России, обойдя такие экономически развитые страны, как США, Канада, Япония, Франция, Великобритания. По объему торговли с Россией в минувшем году Беларусь опередили только Китай, Германия, Нидерланды, Украина и Италия.

Взаимная торговля является одним из наиболее объективных показателей  уровня экономического интеграционного  сближения и взаимодополняемости экономик наших стран. Но не единственным. Например, только в области промышленной политики Союзного государства действует 22 межправительственных соглашения.

С каждым городом ширится  и региональное сотрудничество. Сегодня даже трудно поверить, что еще десятилетие назад Беларусь имела устойчивые экономические связи лишь с единичными регионами России. Кстати, первой областью, которая в июне 1992 года заключила договор о торгово-экономическом сотрудничестве с Республикой Беларусь для создания благоприятных условий взаимных поставок нефти, газа, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, была Тюменская. Сегодня же торговые связи установлены практически со всеми субъектами Российской Федерации, причем 66 из них связаны с Беларусью соглашениями о сотрудничестве. А всего двустороннее взаимодействие в различных областях включает более 250 соглашений, протоколов и меморандумов. Основными региональными партнерами Беларуси сегодня выступают Тюменская область, город Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Смоленская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Брянская и Нижегородская области.

Активно развиваются торгово-экономические  отношения и на уровне районов. Брестская  область, например, имеет долгосрочные торгово-экономические соглашения с 10 регионами России, Гомельская –  с 19, Минская – с 37.

Практически все ведущие  белорусские производители имеют  в регионах совместные российско-белорусские  предприятия. Например, в Тюменской  области,  это тюменский Торговый дом «Белшина», Торговый дом «Милавица-Тюмень», СП «Славянский лен» и «Импортлифт».

Стоит отметить, что процесс  интеграции двух стран идёт неровно. Так, например, в 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь, разногласий между главами государств, интеграция практически остановилась. До 2011 года проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов  обеих стран. Однако заметное потепление отношений между странами в 2011 году постепенно возвращает идею Союза на прежний уровень [22].

 

 

Можно выделить следующие проблемы интеграции: 

- при оценке процесса создания единой таможенной территории отмечается, с одной стороны, достаточно высокий уровень унификации, достигнутый двумя странами в данной сфере, с другой стороны, - тенденция замедления процесса согласования мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли в России и Белоруссии в последние годы.

- ухудшения условий  доступа российских экспортеров на белорусский рынок путем использования количественных ограничений ввоза, импортного лицензирования, усложнения и удорожания таможенных процедур, создания технических барьеров, применения института специмпортеров. Ряд мер нетарифного регулирования применяется и российской стороной.

- проблема преодоления различий систем налогообложения двух стран.

- введение в обращение на территории России и Белоруссии единой валюты, функции которой на первоначальном этапе должен выполнять российский рубль, предусмотренное Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства от 30 ноября 2000 г.

- различия денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики двух стран, подходов к осуществлению кредитной эмиссии, определению функций центральных банков стран.

Основные пути решения  проблем лежат в пересмотре основных целей и доктрины Союзного государства, в создании единого законодательства во многих сферах совместной деятельности и стремление унифицировать не только принципы построения единого экономического пространства, но и подходы к решению  многих проблем в культурной и  социальной сферах.

Вышеизложенное позволяет  заключить, что в настоящее время Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивный и динамичный характер. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства.

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В ходе курсовой в первой главе были изучены основные школы  и направления, которые изучают  экономическую интеграцию, такие  как, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство. Также были изучены основные предпосылки, этапы интеграции. Самая простая форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины. Другая форма - таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики. Самой сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и в то же время валютный союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно - финансовой политики. 

Во второй главе был  рассмотрен материал об основных интеграционных группировках в разных регионах мира, предпосылки их создания, проблемы и перспективы. Это ЕС – в Европе, НАФТА - в Северной Америке, АСЕАН и АТЭС - в АТР, МЕРКОСУР – в Латинской Америке, ЭКОВАС – в западной Африке.

Материал третьей главы  позволяет заключить, что Республика Беларусь является активной участницей интеграционного процесса, который  активизировался в последнее  время на постсоветском пространстве. Вследствие усилившейся интеграции, Беларусь получила увеличение объемов внешней торговли в 2011 году, прежде всего со своими основными торговыми партнерами – Россией и Казахстаном. В рамках Единого экономического пространства, которое начало функционировать с 1 января 2011 года, была обеспечена свобода движения капитала, товаров и рабочей силы, что позволит более эффективно проводить единую политику. Вместе с тем, наряду с выгодами были проанализированы и проблемы, также были предложены возможные пути их решения. 

Таким образом, цели и задачи, поставленные в начале, были рассмотрены  и выполнены в курсовой работе, а именно:

Информация о работе Интеграционные процессы в экономике: факторы, состояние и дальнейшие перспективы