Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:15, курсовая работа
Латинское слово “integratio” означает “восстановление”, “восполнение”, от “integer” – целый. Отсюда понятие интеграции можно определить как добровольный, объективный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных политических и финансовых систем, обладающий потенциалом регулирования и развития, основанный на интересе самостоятельных субъектов.
Основная цель интеграции – поиск и наращивание форм и методов сотрудничества на основе и в результате обеспечения эффективности деятельности в региональном и международном масштабах. Интеграция резко повышает способность субъектов вместе качественно решать проблемы, обеспечивая при этом внутреннюю стабильность.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных интеграционных группировок и их проблем и перспектив.
Основные задачи курсовой работы: рассмотрение основных этапов, предпосылок экономической интеграции, а также эффектов, которые возникают в результате интеграции; сравнение региональных интеграционных группировок; анализ проблем и перспектив; рассмотрение интеграционных объединений, в которые входит Беларусь.
Введение………………………….………………....……………………………… 3
1 Теоретические аспекты становления интеграционных процессов в мировой экономике ………………………………………………..…………………………4
1.1 Теоретические концепции исследования интеграционных процессов в экономике ………………………………………….……………………………….. 4
1.2 Сущность, причины, цели и факторы, определяющие интеграционные процессы ……………………………………………………………………………. 6
1.3 Этапы экономической интеграции............................................................9
2 Ведущие интеграционные объединения в современном мире, их место в мировой экономике ………………………………………………………………14
2.1 Европейский союз……………………………………………………... 14
2.2 НАФТА …………………………………………………………………17
2.3 АТЭС ……………………………………………………………………20
3 РБ в составе интеграционных объединений…………… …………………….. 23
3.1 Беларусь в составе СНГ ……………………………………………….. 23
3.2 Беларусь в составе ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства …………………………………………………… 28
3.3 Союзное государство Беларуси и России ……………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………….…...40
Список использованных источников………………...………..…………………. 41
Существующая структура
североамериканского
Другая особенность
Также стоит отметить, что внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.
Однако Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:
- в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;
- перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.
В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы боятся усиливающегося потока иммигрантов из Мексики.
Для Мексики можно выделить следующие преимущества вступления в НАФТА:
- гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций.
- через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки.
В то же время у Мексики также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК, проникая в страну, «сметают» отечественные малые и средние промышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний.
Отрицательным эффектом НАФТА
явилось также повышение уровня
загрязнения окружающей среды в
приграничных с США районах Мексики.
Из 1750 американских компаний, которые
ведут хозяйственную
Что касается роли Канады, то она объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину.
В перспективе предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран.
2.3 АТЭС
В конце XX века набирают силу интеграционные процессы и в азиатско-тихоокеанском регионе. Здесь формируется несколько региональных интеграционных группировок. АТР – зона интересов трех главных ядерных держав: США, России, Китая, трех самых мощных экономических держав: США, Китая, Японии. Все эти государства интегрируются в рамках одного из перспективных объединений АТР - АТЭС.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Сюда входят Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй, Гонконг, Китай, Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа — Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам.
Основные цели АТЭС - это
стимулирование взаимной торговли, инвестиций,
развитие взаимного сотрудничества,
в частности в таких
Особенностью АТЭС является
то, что оно создано государствами,
сильно различающимися между собой
условиями и уровнем
Вес стран АТЭС в мировой экономике и народонаселения весьма впечатляет. В начале ХХI века на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а совокупный валовой продукт на
Высоким динамизмом характеризуется развитие внешнеторговых связей стран АТЭС: в частности, внешнеторговый оборот группировки вырос в 2008 г. по сравнению с 2000 г. почти в 2,3 раза. При этом экспорт увеличился несколько больше импорта. Показательно, что сокращение внешней торговли АТЭС в кризисном 2009 г. было менее выраженным, чем в других регионах. Удельный вес АТЭС в международной торговле колебался в истекшем десятилетии в пределах 44-49%, что позволяет говорить о Форуме как о крупнейшем в мире торговом блоке. В 2009 г. суммарная стоимость экспортно-импортных операций 21 «экономики» АТЭС составила 11396 млрд долл. и оказалась почти на 23% больше, чем у 27 членов ЕС (9281 млрд долл.).
Ведущие торговые державы АТЭС – США, Китай, Япония, Канада и Республика Корея. В рекордном 2008 г. на эту пятерку пришлось 64,1% всей внешней торговли стран – участниц Форума и 28,5% мировой торговли. В 2009 г. их доля составила соответственно 64,3% и 29,2%, т.е. несмотря на кризис даже несколько повысилась. Далее в 2008 г. располагались Россия и Гонконг (по 5,3% торговли АТЭС), Сингапур (4,5%), Мексика (4,2%) и Тайвань (3,4%). В целом на десять перечисленных «экономик» падает более 2/3 внешней торговли Форума.
Очень важный показатель для любого объединения – динамика и доля внутрирегиональной торговли в общем товарообороте. По расчетам экономистов, внутрирегиональная торговля стран АТЭС за 2006- 2008 гг. возросла на 22,5% и достигла 9,3 млрд долл. Товарообмен стран – участниц Форума с остальным миром за тот же период увеличился на 43% и составил 5 млрд долл. В итоге удельный вес внутрирегиональной торговли во всей внешней торговле стран АТЭС за три года снизился с 68,5% до 65%. Однако такое падение связано, главным образом, с естественной диверсификацией внешнеэкономических связей крупнейших развивающихся экономик АТЭС (прежде всего, Китая и Республики Корея), и в любом случае сложившийся уровень внутрирегиональной торговли в АТЭС не уступает, а в отдельные периоды даже превышает аналогичный показатель для Евросоюза – объединения, достигшего самых высоких ступеней экономической интеграции. В этом смысле АТЭС имеет хорошую материальную основу для развития и углубления экономического взаимодействия стран региона, в том числе в интеграционном формате.
Нельзя сказать, что в механизме деятельности АТЭС все четко продумано. Например, не понятно, какие же цели намерена достичь к 2020 году эта организация. Лозунги Богорской декларации могут трактоваться или как стремление к регионализму, то есть к замкнутой региональной свободной торговле, но с таможенными тарифами для стран-аутсайдеров, или как отмена членами организации пошлин в отношении прочих стран на основе взаимного распространения принципа наиболее благоприятствуемой нации. Уже сейчас ясно, что различные страны АТЭС по-разному понимают некоторые аспекты будущности. Так, очевидно, что США, последовательно противостоящие предоставлению односторонних торговых уступок, будут стоять на принципе регионализма. Канадское правительство также выступает против распространения свободной торговли на нечленов организации. Однако азиатские члены АТЭС серьезно противостоят формированию региональной зоны торговли, которая устанавливала бы для них какие-либо ограничения.
При всех минусах ее деятельности АТЭС, несомненно, является наиболее представительной из всех существующих в Азиатско-Тихоокеанском регионе экономических организаций.
Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен [7].
3 Республика Беларусь в составе интеграционных объединений
В настоящее время в мире полным ходом идут интеграционные процессы и количество экономических союзов и единых таможенных зон непрерывно растет. Процессы экономической интеграции не оставили в стороне и Беларусь. После распада СССР бывшие союзные республики, которых, несмотря на самопровозглашенную независимость, по-прежнему связывало общее экономическое и оборонное пространство, а внешнеэкономические связи налаживались с трудом, стали искать пути мирного и согласованного взаимодействия в указанных сферах.
В настоящее время интеграция
на постсоветском пространстве осуществляется
на трех разных скоростях. Первый вариант
интеграции (самая «низкая» скорость)
– Содружество Независимых
3.1 Беларусь в составе СНГ
Содружество Независимых Государств образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. Спустя две недели, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии, которая стала членом СНГ в 1993 году) подписали Протокол к этому Соглашению в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.
Первые годы существования
СНГ в большей степени были
посвящены организационным
Организационный этап создания
СНГ завершился 22 января 1993 года в
Минске на саммите СНГ, когда был
принят Устав Содружества. Его не
подписали Украина и
Взаимодействие в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд.
Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов. Только в сентябре 1993 года был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления экономической интеграции: межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли, таможенный союз, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютный (денежный) союз.
Информация о работе Интеграционные процессы в экономике: факторы, состояние и дальнейшие перспективы