Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:15, курсовая работа
Латинское слово “integratio” означает “восстановление”, “восполнение”, от “integer” – целый. Отсюда понятие интеграции можно определить как добровольный, объективный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных политических и финансовых систем, обладающий потенциалом регулирования и развития, основанный на интересе самостоятельных субъектов.
Основная цель интеграции – поиск и наращивание форм и методов сотрудничества на основе и в результате обеспечения эффективности деятельности в региональном и международном масштабах. Интеграция резко повышает способность субъектов вместе качественно решать проблемы, обеспечивая при этом внутреннюю стабильность.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных интеграционных группировок и их проблем и перспектив.
Основные задачи курсовой работы: рассмотрение основных этапов, предпосылок экономической интеграции, а также эффектов, которые возникают в результате интеграции; сравнение региональных интеграционных группировок; анализ проблем и перспектив; рассмотрение интеграционных объединений, в которые входит Беларусь.
Введение………………………….………………....……………………………… 3
1 Теоретические аспекты становления интеграционных процессов в мировой экономике ………………………………………………..…………………………4
1.1 Теоретические концепции исследования интеграционных процессов в экономике ………………………………………….……………………………….. 4
1.2 Сущность, причины, цели и факторы, определяющие интеграционные процессы ……………………………………………………………………………. 6
1.3 Этапы экономической интеграции............................................................9
2 Ведущие интеграционные объединения в современном мире, их место в мировой экономике ………………………………………………………………14
2.1 Европейский союз……………………………………………………... 14
2.2 НАФТА …………………………………………………………………17
2.3 АТЭС ……………………………………………………………………20
3 РБ в составе интеграционных объединений…………… …………………….. 23
3.1 Беларусь в составе СНГ ……………………………………………….. 23
3.2 Беларусь в составе ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства …………………………………………………… 28
3.3 Союзное государство Беларуси и России ……………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………….…...40
Список использованных источников………………...………..…………………. 41
В рамках международной экономики
в целом интеграция должна оцениваться
с точки зрения того, является ли
она шагом на пути к большей
свободе торговли либо, напротив, оказывается
ограничением на пути торговых потоков.
В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО
существует только одно исключение из
режима наибольшего
- региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения;
- переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях;
- общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках РНБ;
- правила приема новых членов в интеграционные соглашения должны быть весьма либеральны и не препятствовать их расширению;
- правила определения страны происхождения товара должны быть прозрачными и не быть орудием протекционизма внутри группировки;
- необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают более рациональное распределение и использование факторов производства;
- после создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьими странами должны быть установлены ясные правила их применения.
Итак, международная экономическая
интеграция - это особого рода международные
экономические отношения
2 Основные интеграционные
группировки в современном
По данным ВТО, на июль 2010 г. в мире насчитывалось более 283 действующих региональных торговых соглашений, что более чем в 5 раз превышает их количество в начале 1990-х гг. Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем.
2.1 Европейский союз
Исторически наиболее глубокое развитие международная экономическая интеграция получила в Западной Европе, где во второй половине 20 века постепенно создано единое экономическое пространство – «Соединенные Штаты Европы». Западноевропейское сообщество является в настоящее время самым «старым» интеграционным блоком, именно его опыт служил главным объектом для подражания другим развитым и развивающимся странам.
Начало западноевропейской
интеграции положил подписанный
в 1951 году и вступивший в силу в 1953
году Парижский договор об учреждении
Европейского объединения угля и
стали (ЕОУС). В 1957 году был подписан
Римский договор о создании Европейского
экономического сообщества (ЕЭС), вступивший
в силу в 1958 году. В этом же году образовалось
Европейское сообщество по атомной
энергии (Евратом). Таким образом, Римский
договор объединил три крупные
западноевропейские организации –
ЕОУС, ЕЭС и Евратом. С 1993 года Европейское
экономическое сообщество переименовали
в Европейский Союз (ЕС), отразив
в изменении названия повышение
степени интегрированности
На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На начальном этапе интеграции между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, но каждая страна-участница еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего, в сфере сельского хозяйства).
Почти одновременно с ЕЭС, с 1960 года, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания. Первоначально ЕАСТ была многочисленнее ЕЭС – в 1960 году в нее входило 7 стран (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция), позже в нее вошли еще 3 страны (Исландия, Лихтенштейн, Финляндия). Однако партнеры по ЕАСТ являлись куда более разнородными, чем участники ЕЭС. Кроме того, Великобритания превосходила по экономической силе всех своих партнеров по ЕАСТ вместе взятых, в то время как ЕЭС имел три центра силы (ФРГ, Франция, Италия), и самая экономически сильная страна ЕЭС не имела абсолютного превосходства. Все это предопределило менее удачную судьбу второй западноевропейской группировки.
Второй этап западноевропейской
интеграции, таможенного союза, оказался
самым продолжительным – с 1968
по 1986. В этот период страны-члены
интеграционной группировки ввели
единые внешние таможенные тарифы для
третьих стран, установив уровень
ставок единого таможенного тарифа
по каждой товарной позиции как среднее
арифметическое национальных ставок.
Сильный экономический кризис 1973–1975
гг. несколько затормозил интеграционный
процесс, но не остановил. С 1979 года начала
действовать Европейская
Успехи ЕЭС сделали его центром притяжения для других западноевропейских стран. Важно отметить, что большинство стран ЕАСТ (сначала Великобритания и Дания, затем Португалия, в 1995 году сразу 3 страны) «переметнулись» в ЕЭС из ЕАСТ, доказав тем самым преимущества первой группировки перед второй. По существу, ЕАСТ оказался для большинства его участников своего рода стартовой площадкой для вступления в ЕЭС/ЕС.
Третий этап западноевропейской
интеграции, 1987–1992, ознаменовался созданием
общего рынка. Согласно Единому европейскому
акту 1986 года было намечено формирование
в ЕЭС единого рынка как
«пространства без внутренних границ,
в котором обеспечивается свободное
движение товаров, услуг, капиталов
и гражданских лиц». Для этого
предполагалось ликвидировать пограничные
таможенные посты и паспортный контроль,
унифицировать технические
Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 года и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 году переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999 года, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В Еврозону на данный момент входят 17 из 27 стран: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Эстония. Экономический и валютный союз стал не только логическим завершением общеэкономических интеграционных процессов. Он перевел европейскую экономику на новый уровень. Основные преимущества перехода к единой валюты виделись в следующем. Во - первых, это преодоление раздробленности рынков внутри Евросоюза. Во- вторых, устранение трансакционные издержек, связанных как с конвертацией валюты из одной в другую, так и с бюрократическими процедурами при пересечении национальных границ. С переходом к единой валюте исчезли также валютные риски при внутриевропейских операциях. С формированием валютного союза был создан второй по величине финансовый рынок в мире, который предлагает более широкие возможности вложений и финансирования, чем прежние разрозненные валютные рынки. Что касается потребителей, то они также получили выгоду, так как уменьшилась межстрановая дифференциация цен на потребительские товары и услуги, расширился ассортимент товаров и возможность выбора. В 1990-е начались переговоры о «расширении на восток» – приеме в ЕС экс-социалистических стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 году в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25. В 2007 году в ЕС вступили Болгария и Румыния. Таким образом на данный момент число стран, входящих в ЕС равно 27. В настоящий момент 6 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция, Хорватия и Черногория, при этом Македония, Сербия и Черногория ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. 30 июня 2011 года Хорватия завершила переговоры о вступлении. Присоединение к Евросоюзу должно совершиться 1 июля 2013 года, при этом государство станет 28 участником организации.
В перспективе возможен и пятый этап развития ЕС, политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам всех основных политических полномочий. Это означало бы завершение создания единого государственного образования – «Соединенных Штатов Европы». Проявлением этой тенденции является рост значения наднациональных органов управления ЕС (Совета ЕС, Европейской комиссии, Европарламента и др.). Главной проблемой является трудность формирования единой политической позиции стран ЕС по отношению к самому главному их геополитическому сопернику – США[5, с. 389-394].
Как известно, в данный момент Еврозона переживает финансовый кризис. Главной причиной кризиса Еврозоны является то, что в едином валютном пространстве собрались страны со слишком различными экономическими и политическими системами, а также со слишком большой разницей в производительности и конкурентоспособности. Кроме того, со временем разрыв между развитыми и неразвитыми странами еврозоны только увеличился. Доказательством этого являются данные об увеличивающемся госдолге в отдельных странах и рост бюджетного дефицита.
Так, госдолг всех 27 государств ЕС в 2011 году вырос с 80% ВВП до 82,5%, бюджетный дефицит опустился с 6,5% ВВП до 4,5%. Оба показателя по-прежнему существенно выше уровней, допустимых по общеевропейскому законодательству, согласно которому, госдолг не должен превышать 60% ВВП, дефицит бюджета - 3% ВВП. Вместе с тем улучшение бюджетной ситуации отмечено в 24 странах ЕС, ухудшение - в двух государствах.
Объем совокупного ВВП еврозоны, по данным Евростат, составил 9,42 трлн. евро в 2011 году в рыночных ценах (рост на 2,8%), Евросоюза в целом - 12,63 трлн. евро. Худшие показатели бюджетного дефицита (в относительном выражении, как доли ВВП) были зафиксированы в Ирландии (13,1% ВВП), Греции (9,1%), Испании (8,5%), Великобритании (8,3%), Франции (5,2%) и ряде стран Восточной Европы, включая Польшу. Самый низкий уровень дефицита отмечен в Финляндии - 0,5% ВВП, за ней следуют Люксембург (0,6%) и Германия (1%). Ирландия проделала максимальную работу в области бюджетной консолидации, за год сократив бюджетный дефицит с более чем 32% до 13,1% ВВП. Успехи Греции и других стран в этой сфере были более скромными.
Венгрия, Эстония и Швеция получили положительное сальдо в прошлом году, при этом для Будапешта оно превысило 4% ВВП.
Четырнадцать из 27 государств ЕС имели по итогам 2011 года госдолг выше 60% национального ВВП, их количество не изменилось с предыдущего года, бесспорным "лидером" в этом вопросе остается Греция, которая должна в 1,5 раза больше своего ВВП - 165,3%. На втором месте идет Италия (120,1% ВВП против 119% в 2010 году), на третьем - Ирландия (108,2%). Больше 60% ВВП также должны Португалия (107,8%), Бельгия (98%), Франция (85,8%), Великобритания (85,7%), Германия (81,2%), Венгрия (80,6%), Австрия (72,2%), Мальта (72%), Кипр (71,6%), Испания (68,5%) и Нидерланды (65,2%). Тенденцию к сокращению госдолга продемонстрировали лишь Германия и Австрия.
В течение всего 2011 года ВВП зоны евро вырос на 1,4%, ЕС в целом - на 1,5%.
Чтобы быстрее преодолеть кризисные явления странам необходимо снижать уровень госдолга и дефицита бюджета, посредством снижения государственных расходов. Также следует снижать отрицательное торговое сальдо внешней торговли за счет увеличения экспорта продукции. Необходимо приближать бизнес-среду, трудовое право и экономическое управление к уровню стран ядра еврозоны.
2.2 НАФТА
Яркие достижения ЕС стали образцом для создания других региональных интеграционных блоков развитых стран, опасающихся своего экономического отставания. В 1988 между США и Канадой было заключено Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), в 1992 году к этому союзу присоединилась Мексика.
Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 году, целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 году США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
Следующим шагом стало заключение в 1965 году соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.
В сентябре 1988 года после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли.
В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, — Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.
Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 года, сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.
О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.
Информация о работе Интеграционные процессы в экономике: факторы, состояние и дальнейшие перспективы