Интеграционные процессы в экономике: факторы, состояние и дальнейшие перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Латинское слово “integratio” означает “восстановление”, “восполнение”, от “integer” – целый. Отсюда понятие интеграции можно определить как добровольный, объективный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных политических и финансовых систем, обладающий потенциалом регулирования и развития, основанный на интересе самостоятельных субъектов.
Основная цель интеграции – поиск и наращивание форм и методов сотрудничества на основе и в результате обеспечения эффективности деятельности в региональном и международном масштабах. Интеграция резко повышает способность субъектов вместе качественно решать проблемы, обеспечивая при этом внутреннюю стабильность.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных интеграционных группировок и их проблем и перспектив.
Основные задачи курсовой работы: рассмотрение основных этапов, предпосылок экономической интеграции, а также эффектов, которые возникают в результате интеграции; сравнение региональных интеграционных группировок; анализ проблем и перспектив; рассмотрение интеграционных объединений, в которые входит Беларусь.

Содержание

Введение………………………….………………....……………………………… 3
1 Теоретические аспекты становления интеграционных процессов в мировой экономике ………………………………………………..…………………………4
1.1 Теоретические концепции исследования интеграционных процессов в экономике ………………………………………….……………………………….. 4
1.2 Сущность, причины, цели и факторы, определяющие интеграционные процессы ……………………………………………………………………………. 6
1.3 Этапы экономической интеграции............................................................9
2 Ведущие интеграционные объединения в современном мире, их место в мировой экономике ………………………………………………………………14
2.1 Европейский союз……………………………………………………... 14
2.2 НАФТА …………………………………………………………………17
2.3 АТЭС ……………………………………………………………………20
3 РБ в составе интеграционных объединений…………… …………………….. 23
3.1 Беларусь в составе СНГ ……………………………………………….. 23
3.2 Беларусь в составе ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства …………………………………………………… 28
3.3 Союзное государство Беларуси и России ……………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………….…...40
Список использованных источников………………...………..…………………. 41

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 192.78 Кб (Скачать)

В процессе интеграции можно  найти решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся.

Интеграция содействует структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.

К сожалению, для участия  в интеграционном процессе мало одних  добрых намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так называемое ядро интеграции.

Прежде всего, это близость уровней экономического развития и общность экономического и политического строя. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности.

Не менее важна географическая близость стран - участников объединения, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран — интеграционному ядру, — ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

 Также большую роль играет общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых — создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

И конечно, имеет место культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно.

Особенностью интеграции является то, что она создает несколько  эффектов, способствующих привлечению  новых участников в этот процесс. Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что в государствах - участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС, заключение в срочном порядке торговых соглашений Латиноамериканских стран с Мексикой после ее вступления в НАФТА.

Второй эффект - это “эффект домино”. Он заключается в том, что после того как некоторые страны стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли — НАФТА [1, c.40-45].

 

 

1.3 Этапы экономической интеграции

 

 

Первым этапом интеграции является заключение преференциальных торговых соглашений на двух- или многосторонней основе. Суть таких соглашений - в снижении внутри данной группы стран тарифов по сравнению с тарифами на товары и услуги остального мира, и хотя такая дискриминация стран, не участвующих в соглашении, противоречит принципам ГАТТ/ВТО, эти меры допускаются как временные, подготовительные соглашения, направленные на углубление интеграционного процесса. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

На втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность своей таможенной политики по отношению к внешнему миру. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенном в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

К зонам свободной торговли относятся: Европейская ассоциация свободной торговли ЕFТА (Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция), созданная в 1960 г.; Европейская экономическая зона ЕЕА (страны Европейского союза, Исландия, Лихтенштейн), существующая с 1994 г.; Балтийская зона свободной торговли (Латвия, Литва, Эстония), созданная в 1993 г.; Центральноевропейская зона свободной торговли (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша), действующая с 1992 г.; Североамериканская зона свободной торговли NAFTA (США, Мексика, Канада), существующая с 1994 г.; Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН, заключенное в 1992 г.; Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей 1983 г. ANZCERTA и Бангкокское соглашение 1993 г. (Бангладеш, Индия, Республика Корея, Лаос, Шри-Ланка).

 Третий этап интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) — согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

В мире идет постоянный процесс  создания и распада экономических  союзов; многие из них существуют только на бумаге, а большинство оставшихся отвечают вышеприведенным требованиям  не полностью. К таможенным союзам относятся: Ассоциация ЕС с Турцией 1963 г., Арабский общий рынок АСМ (Египет, Сирия, Иордания, Ливия, Йемен, Мавритания, Ирак) 1964 г., Центральноамериканский общий рынок САСМ (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа) 1961 г., Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором, Венесуэлой 1992 г., Организация восточнокарибских государств (Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины) 1991 г.

Когда интеграционный процесс  достигает четвертого уровня — общего рынка (ОР) — интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат.

К общим рынкам относятся: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ) 1981 г., Андский общий рынок (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла) 1990 г., Латиноамериканская интеграционная ассоциация LAIA (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла) 1960 г., Общий рынок южного конуса MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай) 1992 г. и Карибское сообщество и Карибский общий рынок CARICOM (Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго) 1973 г.

Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

На этом уровне интеграции находятся: Европейское сообщество 1957 г., преобразовавшееся в Европейский союз в 1993 г. (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Люксембург, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция), Экономический союз - Бенилюкс 1948 г. (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), Содружество Независимых Государств СНГ 1991 г. (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан), Союз арабского Магриба 1989 г. (Алжир, Тунис, Ливия, Мавритания, Марокко), Межстрановая инициатива 1993 г. (Бурунди, Коморские Острова, Кения, Мадагаскар, Малави, Мавритания, Намибия, Руанда, Сейшельские Острова, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве), Лагосский план действий 1973 г. (все страны Африки к югу от Сахары), Союз реки Ману 1973 г. (Гвинея, Либерия, Сьерра-Леоне), Западноафриканский экономический и валютный союз 1994 г. (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того).

Принципиально возможно существование  и шестого уровня интеграции — политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач[3, с.251-255].

Точно определить, на каком  уровне развития действительно находится  то или иное интеграционное объединение, довольно сложно в силу как отсутствия достаточно сопоставимой информации, так и зачастую возникающих сильных  различий между провозглашенными целями и реальными достижениями. Нередко  группировка, называющая себя экономическим  союзом, может находиться лишь на ранних этапах взаимной ликвидации таможенных тарифов, то есть еще не достигнуть даже уровня зоны свободной торговли, а объединение, считающее себя таможенным союзом, может вообще существовать только на бумаге, поскольку общий таможенный тариф еще не разработан и не введен. Интеграционные группировки в международной экономике, особенно среди развивающихся стран, спорадически возникают и исчезают.

Уровень достигнутого прогресса  в соответствии с поставленными  целями весьма различен. Отдельные группировки полностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют ее отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ, Центральноамериканский общий рынок и др.). Большинство, однако, еще находятся на ранних подступах к поставленным целям. Например, только Доминика и Сент-Винсент и Гренадины из числа 7 членов Организации восточнокарибских государств, называющей себя таможенным союзом, реально используют общий таможенный тариф в отношении третьих стран. А Африканское экономическое сообщество, провозглашающее целью создание экономического союза 51 африканской страны, будет организовываться в течение переходного периода длительностью в 34 года начиная с 1994 года.

Как показывает исторический опыт, наиболее просто оказывается реализовать на практике начальные этапы экономической интеграции до уровня таможенного союза. Независимо от провозглашенных целей и названий большинство группировок находятся на уровне либо преференциальных торговых соглашений, либо зоны свободной торговли, которые не включают каких-либо обязательств по согласованию или унификации макроэкономической политики и наиболее просты для претворения в жизнь.

Интересно отметить примеры  «пересекающейся интеграции»: одна страна может быть членом сразу нескольких интеграционных блоков. Например, США  состоит в НАФТА и в АТЭС, а Россия – в АТЭС и в ЕврАзЭС. Внутри больших блоков сохраняются  малые (как Бенилюкс в ЕС). Все  это является предпосылкой сближения  условий региональных объединений. На эту же перспективу постепенного перерастания региональной интеграции в международную интернационализацию  направлены и переговоры между региональными  блоками. Так, в 1990-е был выдвинут проект соглашения о трансатлантической зоне свободной торговли, TAFTA, которая  бы соединила НАФТА и ЕС.

Информация о работе Интеграционные процессы в экономике: факторы, состояние и дальнейшие перспективы