Интеграционные процессы в экономике: факторы, состояние и дальнейшие перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Латинское слово “integratio” означает “восстановление”, “восполнение”, от “integer” – целый. Отсюда понятие интеграции можно определить как добровольный, объективный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных политических и финансовых систем, обладающий потенциалом регулирования и развития, основанный на интересе самостоятельных субъектов.
Основная цель интеграции – поиск и наращивание форм и методов сотрудничества на основе и в результате обеспечения эффективности деятельности в региональном и международном масштабах. Интеграция резко повышает способность субъектов вместе качественно решать проблемы, обеспечивая при этом внутреннюю стабильность.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных интеграционных группировок и их проблем и перспектив.
Основные задачи курсовой работы: рассмотрение основных этапов, предпосылок экономической интеграции, а также эффектов, которые возникают в результате интеграции; сравнение региональных интеграционных группировок; анализ проблем и перспектив; рассмотрение интеграционных объединений, в которые входит Беларусь.

Содержание

Введение………………………….………………....……………………………… 3
1 Теоретические аспекты становления интеграционных процессов в мировой экономике ………………………………………………..…………………………4
1.1 Теоретические концепции исследования интеграционных процессов в экономике ………………………………………….……………………………….. 4
1.2 Сущность, причины, цели и факторы, определяющие интеграционные процессы ……………………………………………………………………………. 6
1.3 Этапы экономической интеграции............................................................9
2 Ведущие интеграционные объединения в современном мире, их место в мировой экономике ………………………………………………………………14
2.1 Европейский союз……………………………………………………... 14
2.2 НАФТА …………………………………………………………………17
2.3 АТЭС ……………………………………………………………………20
3 РБ в составе интеграционных объединений…………… …………………….. 23
3.1 Беларусь в составе СНГ ……………………………………………….. 23
3.2 Беларусь в составе ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства …………………………………………………… 28
3.3 Союзное государство Беларуси и России ……………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………….…...40
Список использованных источников………………...………..…………………. 41

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 192.78 Кб (Скачать)

Важной вехой для СНГ  стало предоставление ему Генеральной  Ассамблеей ООН в марте 1994 года статуса  наблюдателя. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 года).

Стержневым направлением работы в рамках Содружества стало  претворение в жизнь Концепции  дальнейшего развития СНГ в соответствии с Планом основных мероприятий по ее реализации. Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Содружества предусмотрена отмена действующих ограничений режима свободной торговли, а Планом основных мероприятий по реализации указанной Концепции - постоянное проведение работ по ликвидации тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, а также ежегодный анализ практики применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Исполнительный комитет СНГ осуществляет ежегодный мониторинг применения вышеуказанных ограничений во взаимной торговле. Эти документы дали новый импульс дальнейшему развитию Содружества, повысили результативность его деятельности. 

18 августа 2008 года в  Исполком СНГ поступила нота  МИДа Грузии о выходе из состава Содружества Независимых Государств. На заседании СМИД СНГ в Бишкеке 9 октября 2008 года по инициативе председательствующей в Содружестве Киргизии, было принято решение технического характера о членстве Грузии в СНГ, согласно которому выход Грузии из Содружества состоится через 12 месяцев после письменного извещения депозитария Устава СНГ. Таким образом, в соответствии с Уставом СНГ, 18 августа 2009 Грузия официально перестала быть членом этой международной организации.

В Москве 5 марта 2010 года состоялось заседание Экономического совета СНГ, на котором была утверждена Стратегия  экономического развития Содружества  на период до 2020 года и План мероприятий  по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии. Это документы, которые  определяют приоритетные направления  деятельности государств СНГ, органов  отраслевого сотрудничества СНГ  на ближайшую и среднесрочную  перспективу [10].

В 2011 году подписан Договор  о зоне свободной торговли. Положения  статей нового Договора базируются на нормах и правилах ВТО. В нем зафиксированы  все существующие на сегодня изъятия  из режима свободной торговли и закреплена договоренность о нерасширении его перечня и не увеличении ставок пошлин, а также о проведении между государствами переговоров по поэтапной отмене остающихся изъятий из режима свободной торговли.

К другим не менее важным документам в сфере экономического сотрудничества, подписанным в 2011 году, следует отнести:

- План мероприятий по  реализации второго этапа (2012–2015 годы) Стратегии экономического  развития СНГ на период до 2020 года;

- Концепцию стратегического  развития железнодорожного транспорта  государств – участников СНГ  до 2020 года;

- Соглашение об основных  принципах политики в области  валютного регулирования и валютного  контроля в государствах –  участниках СНГ.

Государства СНГ занимают значительное место в системе  международных отношений и обладают значимым потенциалом. Площадь стран  СНГ составляет более  16% мировой  территории, на ней проживает более 5 % населения мира. Запасы природных  ресурсов оцениваются в 25 % мировых (причем по таким позициям, как запасы нефти - 20 % мировых, природный газ  – 40 %,  уголь – 25 %, запасы леса - 25 % мировых запасов). Промышленный потенциал стран СНГ оценивается в 10 % мирового, в то же время доля стран СНГ в мировом ВВП с 2000 по 2010 год возросла с 1,1% до 3,1%. Указанные показатели свидетельствуют, что страны СНГ обладают значительным потенциалом, однако уровень экономического развития не позволяет трансформироваться в реальную силу, активно влияющую на тенденции мирового развития.

По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI веке станет одним из наиболее важных глобальных экономических  центров.

Конкурентными ресурсами  стран СНГ являются также дешевая  рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для  подъема экономики (здесь производится 10 % мировой электроэнергии -- четвертое место в мире по ее выработке).

Стратегическими целями экономической  интеграции стран СНГ являются: максимальное использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого  социально-экономического развития; повышение  уровня и качества жизни населения  всех государств Содружества.

Экономический потенциал  отдельных стран СНГ различен. По экономическим параметрам среди  стран СНГ резко выделяется Россия - свыше половины населения, 70,1 % совокупного ВВП и 51 % промышленной продукции Содружества.

На долю Республики Беларусь приходится 3,6 % численности населения, 3,2 ВВП и 5,4 % объема промышленного  производства всех стран СНГ.

Товарооборот Беларуси со странами СНГ в 2011 году составил 48,3 млрд. долл. США (55,5% общего товарооборота) и по сравнению с январем-декабрем 2010 года увеличился на 42%.

Со странами СНГ сальдо внешнеторгового оборота сложилось  отрицательное и составило 8,2 млрд. долл. США (в январе-декабре 2010 года – отрицательное в размере 6,8 млрд. долл. США). Экспорт в страны СНГ увеличился на 47,2%, составив 20,0 млрд. долл. США. Импорт из стран СНГ увеличился на 38,6%, составив 28,3 млрд. долл. США.

Основным торговым партнером  Республики Беларусь является Российская Федерация. Товарооборот с Российской Федерацией по сравнению с 2010 годом  увеличился на 41,5% и составил 39,3 млрд. долл. США. По итогам внешней торговли за 2011 год экспорт в Российскую Федерацию составил 14,1 млрд. долларов и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 43,4 %. Из общего объема экспорта в РФ наибольший удельный вес приходится на грузовые и легковые автомобили, тракторы и седельные тягачи, сельскохозяйственные машины и механизмы, изделия из металла, продукцию химической отрасли, мясо-молочную продукцию. Импорт из Российской Федерации составил 25,1 млрд. долларов и увеличился на 40,4 %. Его увеличение произошло преимущественно за счет таких позиций, как нефть сырая, нефтепродукты, газ природный. Отрицательное сальдо внешней торговли с РФ составило 11 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 34%.

Вторую позицию занимает Украина: товарооборот с Украиной увеличился на 38,9% и составил 6,2 млрд. долл. США. Экспорт белорусской продукции  в Украину увеличился на 63% и составил 4,1 млрд. долларов. Импорт составил 2 млрд. долларов (на 6,3% больше). Положительное  сальдо составило 2,1 млрд. долларов и  увеличилось 3 раза. Значительно вырос  экспорт в Украину нефтепродуктов, кокса и битума, газа сжиженного, удобрений калийных и минеральных, тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин и механизмов.

На третьей позиции  — Казахстан: товарооборот с Казахстаном  по сравнению с 2010 годом снизился на 11,6% и составил 769,2 млн. долл. США. При этом экспорт составил 631,3 млн., увеличившись на 35,9%; импорт — 137,9 млн. долларов (на 66% меньше). Положительное  сальдо составило 493,4 млн. и увеличилось на 433,7 млн. долларов. Субъекты хозяйствования Беларуси экспортируют в Казахстан преимущественно следующие товары: молоко и сливки сгущенные и сухие, сахар, шины, тракторы и седельные тягачи, автомобили грузовые. Импортируются нефтепродукты, прокат плоский из нелегированной стали, алюминий необработанный.

Остальные страны СНГ по их удельным весам в общем объеме экспорта Беларуси расположились в  следующем порядке: Молдова (1,2%), Кыргызстан (1,1%), Туркменистан (1,1%), Азербайджан (1,1%), Узбекистан (0,3%), Таджикистан (0,2%) и Армения (0,1%) [14].

Выделяют следующие причины, сдерживающие интеграционные процессы государств Содружества:

- различные модели социально-экономического развития отдельных государств;

- разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;

- неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;

- несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;

- применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;

- большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

Действие последнего фактора  приводит к вытеснению третьими странами товаров СНГ с внутренних рынков Содружества. По этим причинам в настоящее  время для Беларуси продукция  из Казахстана, Кыргызстана или Узбекистана  обходится значительно дороже, чем  аналогичная из Польши и Германии. Несмотря на это, Беларусь остается одной  из немногих стран, где во внешнеторговой деятельности преобладают связи  в пределах СНГ.

Существенно ограничивают возможности  интеграции в странах Содружества  экономические и социальные условия  отдельных государств, неравномерность  распределения экономического потенциала, усиливающаяся недостатком топливно-энергетических ресурсов и продовольствия, противоречия между целями национальной политики и интересами МВФ, Мирового банка, неунифицированность национальных правовых баз.

Перед государствами-участниками  Содружества стоит сложная взаимосвязанная  задача преодоления угрозы его разобщения и использования преимуществ  развития отдельных группировок, которые  могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия, служить примером интеграции для других стран СНГ[12].

Дальнейшее развитие интеграционных связей стран-участниц СНГ может  быть ускорено при последовательном и поэтапном формировании общего экономического пространства на основе создания и развития зоны свободной  торговли, платежного союза, коммуникационного  и информационного пространств, совершенствования научно-технического и технологического сотрудничества. Важной проблемой является интеграция инвестиционного потенциала стран-участниц, оптимизация перетока капитала в рамках Сообщества.

Сегодня СНГ – это форма  сотрудничества равноправных независимых  государств, призванная международным  сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями  являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного  общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества. Гибкий механизм организации межгосударственных и межправительственных связей позволяет  учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляет  возможность каждой из них участвовать  в интеграционных процессах в  той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам.

 

 

3.2 Беларусь в  составе ЕврАзЭС, Таможенного  союза и Единого экономического  пространства 

 

 

Интеграционная группировка  Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в настоящее время является наиболее широким (по составу участников) объединением формальной интеграции на постсоветском пространстве. Группировка прошла длительную эволюцию от Соглашения о таможенном союзе, подписанного в Москве 20 января 1995 г. Россией, Беларусью и Казахстаном, последующего присоединения к нему Кыргызстана и Таджикистана, через институциональное оформление в форме создания организации Евразийское экономическое сообщество в октябре 2000 г. до последнего расширения, когда ее членом стал Узбекистан (решение об этом было принято на заседании Межгосударственного совета в Санкт-Петербурге 25 января 2006 г.).

В основе формирования Евразийского экономического сообщества лежит мировая  практика создания полноценной зоны свободной торговли с последующим  формированием Таможенного союза. Этапным для ЕврАзЭС стал октябрь 2007 г., когда главы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации приняли решение о формировании Таможенного союза, подписали Договор о создании Единой таможенной территории, а также Договор о Комиссии Таможенного союза – первого наднационального органа на постсоветском пространстве, решения которого обязательны для всех стран – членов Таможенного союза. Также был утвержден План действий по созданию Таможенного союза. Согласно этому решению, Таможенный союз формировался в три этапа: предварительный (до 1 января 2010 г.), первый (до 1 июля 2010 г.) и второй (до 1 июля 2011 г.). На предварительном этапе обеспечивались условия для осуществления единого таможенно-тарифного регулирования, а также сформировалась единая система мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран на единой таможенной территории. До 1 января 2010 года было обеспечено свободное обращение продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия и создана система санитарного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля на внешней границе Таможенного союза. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по мере своей готовности.

Высшим органом Таможенного  союза, в соответствии с договором  от 6 октября 2007 года, является Межгосударственный совет, в который входят главы государств и главы правительств трех республик [2]. С октября 2008 года функции высшего органа Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России принял на себя Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств. Для обеспечения условия функционирования и развития союза был учрежден единый постоянно действующий регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза. Ее решения обязательны и не требуют подтверждения на национальном уровне. Они принимаются двумя третями голосов, за Россией в комиссии 57 голосов, за Белоруссией и Казахстаном - по 21 голосу.  Споры между государствами-членами Таможенного союза разрешает суд Евразийского сообщества.

Информация о работе Интеграционные процессы в экономике: факторы, состояние и дальнейшие перспективы