Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:15, курсовая работа
Латинское слово “integratio” означает “восстановление”, “восполнение”, от “integer” – целый. Отсюда понятие интеграции можно определить как добровольный, объективный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных политических и финансовых систем, обладающий потенциалом регулирования и развития, основанный на интересе самостоятельных субъектов.
Основная цель интеграции – поиск и наращивание форм и методов сотрудничества на основе и в результате обеспечения эффективности деятельности в региональном и международном масштабах. Интеграция резко повышает способность субъектов вместе качественно решать проблемы, обеспечивая при этом внутреннюю стабильность.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных интеграционных группировок и их проблем и перспектив.
Основные задачи курсовой работы: рассмотрение основных этапов, предпосылок экономической интеграции, а также эффектов, которые возникают в результате интеграции; сравнение региональных интеграционных группировок; анализ проблем и перспектив; рассмотрение интеграционных объединений, в которые входит Беларусь.
Введение………………………….………………....……………………………… 3
1 Теоретические аспекты становления интеграционных процессов в мировой экономике ………………………………………………..…………………………4
1.1 Теоретические концепции исследования интеграционных процессов в экономике ………………………………………….……………………………….. 4
1.2 Сущность, причины, цели и факторы, определяющие интеграционные процессы ……………………………………………………………………………. 6
1.3 Этапы экономической интеграции............................................................9
2 Ведущие интеграционные объединения в современном мире, их место в мировой экономике ………………………………………………………………14
2.1 Европейский союз……………………………………………………... 14
2.2 НАФТА …………………………………………………………………17
2.3 АТЭС ……………………………………………………………………20
3 РБ в составе интеграционных объединений…………… …………………….. 23
3.1 Беларусь в составе СНГ ……………………………………………….. 23
3.2 Беларусь в составе ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства …………………………………………………… 28
3.3 Союзное государство Беларуси и России ……………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………….…...40
Список использованных источников………………...………..…………………. 41
Важной вехой для СНГ стало предоставление ему Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1994 года статуса наблюдателя. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 года).
Стержневым направлением работы в рамках Содружества стало претворение в жизнь Концепции дальнейшего развития СНГ в соответствии с Планом основных мероприятий по ее реализации. Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Содружества предусмотрена отмена действующих ограничений режима свободной торговли, а Планом основных мероприятий по реализации указанной Концепции - постоянное проведение работ по ликвидации тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, а также ежегодный анализ практики применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Исполнительный комитет СНГ осуществляет ежегодный мониторинг применения вышеуказанных ограничений во взаимной торговле. Эти документы дали новый импульс дальнейшему развитию Содружества, повысили результативность его деятельности.
18 августа 2008 года в Исполком СНГ поступила нота МИДа Грузии о выходе из состава Содружества Независимых Государств. На заседании СМИД СНГ в Бишкеке 9 октября 2008 года по инициативе председательствующей в Содружестве Киргизии, было принято решение технического характера о членстве Грузии в СНГ, согласно которому выход Грузии из Содружества состоится через 12 месяцев после письменного извещения депозитария Устава СНГ. Таким образом, в соответствии с Уставом СНГ, 18 августа 2009 Грузия официально перестала быть членом этой международной организации.
В Москве 5 марта 2010 года состоялось заседание Экономического совета СНГ, на котором была утверждена Стратегия экономического развития Содружества на период до 2020 года и План мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии. Это документы, которые определяют приоритетные направления деятельности государств СНГ, органов отраслевого сотрудничества СНГ на ближайшую и среднесрочную перспективу [10].
В 2011 году подписан Договор о зоне свободной торговли. Положения статей нового Договора базируются на нормах и правилах ВТО. В нем зафиксированы все существующие на сегодня изъятия из режима свободной торговли и закреплена договоренность о нерасширении его перечня и не увеличении ставок пошлин, а также о проведении между государствами переговоров по поэтапной отмене остающихся изъятий из режима свободной торговли.
К другим не менее важным документам в сфере экономического сотрудничества, подписанным в 2011 году, следует отнести:
- План мероприятий по
реализации второго этапа (
- Концепцию стратегического
развития железнодорожного
- Соглашение об основных
принципах политики в области
валютного регулирования и
Государства СНГ занимают
значительное место в системе
международных отношений и
По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI веке станет одним из наиболее важных глобальных экономических центров.
Конкурентными ресурсами стран СНГ являются также дешевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики (здесь производится 10 % мировой электроэнергии -- четвертое место в мире по ее выработке).
Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: максимальное использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества.
Экономический потенциал отдельных стран СНГ различен. По экономическим параметрам среди стран СНГ резко выделяется Россия - свыше половины населения, 70,1 % совокупного ВВП и 51 % промышленной продукции Содружества.
На долю Республики Беларусь приходится 3,6 % численности населения, 3,2 ВВП и 5,4 % объема промышленного производства всех стран СНГ.
Товарооборот Беларуси со странами СНГ в 2011 году составил 48,3 млрд. долл. США (55,5% общего товарооборота) и по сравнению с январем-декабрем 2010 года увеличился на 42%.
Со странами СНГ сальдо
внешнеторгового оборота
Основным торговым партнером Республики Беларусь является Российская Федерация. Товарооборот с Российской Федерацией по сравнению с 2010 годом увеличился на 41,5% и составил 39,3 млрд. долл. США. По итогам внешней торговли за 2011 год экспорт в Российскую Федерацию составил 14,1 млрд. долларов и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 43,4 %. Из общего объема экспорта в РФ наибольший удельный вес приходится на грузовые и легковые автомобили, тракторы и седельные тягачи, сельскохозяйственные машины и механизмы, изделия из металла, продукцию химической отрасли, мясо-молочную продукцию. Импорт из Российской Федерации составил 25,1 млрд. долларов и увеличился на 40,4 %. Его увеличение произошло преимущественно за счет таких позиций, как нефть сырая, нефтепродукты, газ природный. Отрицательное сальдо внешней торговли с РФ составило 11 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 34%.
Вторую позицию занимает
Украина: товарооборот с Украиной увеличился
на 38,9% и составил 6,2 млрд. долл. США.
Экспорт белорусской продукции
в Украину увеличился на 63% и составил
4,1 млрд. долларов. Импорт составил 2 млрд.
долларов (на 6,3% больше). Положительное
сальдо составило 2,1 млрд. долларов и
увеличилось 3 раза. Значительно вырос
экспорт в Украину
На третьей позиции — Казахстан: товарооборот с Казахстаном по сравнению с 2010 годом снизился на 11,6% и составил 769,2 млн. долл. США. При этом экспорт составил 631,3 млн., увеличившись на 35,9%; импорт — 137,9 млн. долларов (на 66% меньше). Положительное сальдо составило 493,4 млн. и увеличилось на 433,7 млн. долларов. Субъекты хозяйствования Беларуси экспортируют в Казахстан преимущественно следующие товары: молоко и сливки сгущенные и сухие, сахар, шины, тракторы и седельные тягачи, автомобили грузовые. Импортируются нефтепродукты, прокат плоский из нелегированной стали, алюминий необработанный.
Остальные страны СНГ по их удельным весам в общем объеме экспорта Беларуси расположились в следующем порядке: Молдова (1,2%), Кыргызстан (1,1%), Туркменистан (1,1%), Азербайджан (1,1%), Узбекистан (0,3%), Таджикистан (0,2%) и Армения (0,1%) [14].
Выделяют следующие причины, сдерживающие интеграционные процессы государств Содружества:
- различные модели социально-экономического развития отдельных государств;
- разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;
- неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;
- несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;
- применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;
- большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.
Действие последнего фактора приводит к вытеснению третьими странами товаров СНГ с внутренних рынков Содружества. По этим причинам в настоящее время для Беларуси продукция из Казахстана, Кыргызстана или Узбекистана обходится значительно дороже, чем аналогичная из Польши и Германии. Несмотря на это, Беларусь остается одной из немногих стран, где во внешнеторговой деятельности преобладают связи в пределах СНГ.
Существенно ограничивают возможности
интеграции в странах Содружества
экономические и социальные условия
отдельных государств, неравномерность
распределения экономического потенциала,
усиливающаяся недостатком
Перед государствами-участниками
Содружества стоит сложная
Дальнейшее развитие интеграционных
связей стран-участниц СНГ может
быть ускорено при последовательном
и поэтапном формировании общего
экономического пространства на основе
создания и развития зоны свободной
торговли, платежного союза, коммуникационного
и информационного пространств,
совершенствования научно-
Сегодня СНГ – это форма сотрудничества равноправных независимых государств, призванная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества. Гибкий механизм организации межгосударственных и межправительственных связей позволяет учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам.
3.2 Беларусь в
составе ЕврАзЭС, Таможенного
союза и Единого
Интеграционная группировка
Евразийское экономическое
В основе формирования Евразийского
экономического сообщества лежит мировая
практика создания полноценной зоны
свободной торговли с последующим
формированием Таможенного
Высшим органом Таможенного союза, в соответствии с договором от 6 октября 2007 года, является Межгосударственный совет, в который входят главы государств и главы правительств трех республик [2]. С октября 2008 года функции высшего органа Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России принял на себя Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств. Для обеспечения условия функционирования и развития союза был учрежден единый постоянно действующий регулирующий орган - Комиссия Таможенного союза. Ее решения обязательны и не требуют подтверждения на национальном уровне. Они принимаются двумя третями голосов, за Россией в комиссии 57 голосов, за Белоруссией и Казахстаном - по 21 голосу. Споры между государствами-членами Таможенного союза разрешает суд Евразийского сообщества.
Информация о работе Интеграционные процессы в экономике: факторы, состояние и дальнейшие перспективы