Интеграционные процессы в экономике: факторы, состояние и дальнейшие перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Латинское слово “integratio” означает “восстановление”, “восполнение”, от “integer” – целый. Отсюда понятие интеграции можно определить как добровольный, объективный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных политических и финансовых систем, обладающий потенциалом регулирования и развития, основанный на интересе самостоятельных субъектов.
Основная цель интеграции – поиск и наращивание форм и методов сотрудничества на основе и в результате обеспечения эффективности деятельности в региональном и международном масштабах. Интеграция резко повышает способность субъектов вместе качественно решать проблемы, обеспечивая при этом внутреннюю стабильность.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных интеграционных группировок и их проблем и перспектив.
Основные задачи курсовой работы: рассмотрение основных этапов, предпосылок экономической интеграции, а также эффектов, которые возникают в результате интеграции; сравнение региональных интеграционных группировок; анализ проблем и перспектив; рассмотрение интеграционных объединений, в которые входит Беларусь.

Содержание

Введение………………………….………………....……………………………… 3
1 Теоретические аспекты становления интеграционных процессов в мировой экономике ………………………………………………..…………………………4
1.1 Теоретические концепции исследования интеграционных процессов в экономике ………………………………………….……………………………….. 4
1.2 Сущность, причины, цели и факторы, определяющие интеграционные процессы ……………………………………………………………………………. 6
1.3 Этапы экономической интеграции............................................................9
2 Ведущие интеграционные объединения в современном мире, их место в мировой экономике ………………………………………………………………14
2.1 Европейский союз……………………………………………………... 14
2.2 НАФТА …………………………………………………………………17
2.3 АТЭС ……………………………………………………………………20
3 РБ в составе интеграционных объединений…………… …………………….. 23
3.1 Беларусь в составе СНГ ……………………………………………….. 23
3.2 Беларусь в составе ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства …………………………………………………… 28
3.3 Союзное государство Беларуси и России ……………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………….…...40
Список использованных источников………………...………..…………………. 41

Работа содержит 1 файл

Текст.docx

— 192.78 Кб (Скачать)

В 2009 году Комиссия Таможенного  союза и правительства сторон провели комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, включая  Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут суда Таможенного союза.

Таможенный союз формально  начал свою работу с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный тариф. 5 июля 2010 года в Астане на саммите  ЕврАзЭС Россия, Казахстан и Беларусь подписали Заявление о вступлении в действие Таможенного кодекса. В отношении трех стран он применяется  с 6 июля 2010 года, для России и Казахстана - с 1 июля 2010 года. Единым Таможенным кодексом предусмотрен ряд положений, не имеющих  правовой аналогии в таможенном законодательстве государств-членов Таможенного союза: было введено понятие Единая таможенная территория Таможенного союза; созданы единые условия таможенного транзита на всей территории союза; отменено таможенное оформление во взаимной торговле и, поэтапно, таможенный контроль (на границе) товаров, происходящих с территории государств-членов Таможенного союза и товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение на единой таможенной территории. Кодексом предусмотрено взаимное признание мер обеспечения уплаты таможенных платежей на всей территории Таможенного союза [3].

С 1 сентября 2010 года на территории ТС начал действовать режим зачисления и распределения пошлин. Согласно трехсторонним договоренностям, импортные  пошлины зачисляются на единый счет, а затем распределяются пропорционально  между бюджетами России, Казахстана и Беларуси. В российский бюджет поступает 87,97% от общего объема ввозных пошлин, в казахстанский - 7,33%, в белорусский - 4,7%. С 1 апреля 2011 года Таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, осуществляется таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешних границах. Службы трех стран обмениваются основными сведениями по каждой товарной партии, оформляемой на их территории. С 1 июля 2011 года таможенные органы прекратили контроль на внутренних границах Таможенного союза [4].

В  октябре  2011 года в  Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении  Киргизии к Таможенному союзу. И  хотя официально Киргизию сразу же включили в состав ТС, реальное ее присоединение  произойдёт чуть позже, ближе к наступлению 2012 года. Со временем к Таможенному  союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС, в частности Таджикистан. 26 июля 2010 года президент Сирии выразил интерес Сирии о вступлении Сирии в Таможенный союз России, Казахстана, Кыргызстана и Беларуси. В октябре 2011 года ранее начатые переговоры о присоединении Сирии к Таможенному союзу были продолжены, был разработан проект договора о создании зоны свободной торговли. Новая Зеландия и Вьетнам планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным Союзом. В октябре 2011 года Молдова начала изучение вопроса о присоединении к Таможенному союзу.

Таможенный союз, создавался как первый кирпич в едином здании будущего Единого Экономического Пространства. В октябре 2011 года был подписан договор  о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ. Некоторые эксперты считают что договор является стартовой точкой как для создания новых объединений, так и для увеличения общего числа членов.

Формирование Таможенного  союза создает благоприятные  условия для роста торговли и  экономики, развития свободной конкуренции  и усиления инновационной активности на внутренних рынках его стран-участниц. Создание Таможенного союза означает устранение таможенных и других пограничных  барьеров во взаимной торговле, что  автоматически снижает издержки и благоприятствует развитию кооперации производства между предприятиями  Беларуси, Казахстана и России. Формирование Таможенного союза – это уже  сам по себе очень важный результат  работы ЕврАзЭС с гарантированным  большим экономическим эффектом для всех государств-участников. Общий  ВВП стран Таможенного союза  уже превышает 1,9 трлн долл. США. По расчетам ученых Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, сделанным по интегрированной модели межотраслевого баланса, три государства Таможенного союза в результате интеграции получат дополнительный прирост ВВП примерно в 15% в десятилетний период.

Глобальным ориентиром усилий государств – членов Сообщества на сотрудничество и интеграцию стало  создание Единого экономического пространства, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и  применении гармонизированных правовых норм.

Важнейшим сегментом ЕЭП  является общий рынок услуг. Создание условий для обеспечения свободного движения услуг – одно из приоритетных направлений в деятельности ЕврАзЭС. В базовых документах Сообщества определено, что государства-участники будут стремиться предоставлять друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг для юридических и физических лиц стран-участниц, обеспечивать взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности и гармонизацию национальных законодательств, а в отношении третьих стран будут проводить согласованную политику торговли услугами.

При формировании общего рынка капитала обеспечивается создание условий и механизмов, гарантирующих равный доступ на рынок финансовых, банковских и страховых услуг на условиях национального режима, равные правовые условия инвестиционной деятельности, снятие ограничений в отношении валютных операций.

Создание общего рынка труда (трудовых ресурсов), свободное передвижение граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.

Одной из приоритетных задач  государств – членов ЕврАзЭС является формирование общего энергетического рынка, позволяющего эффективно использовать топливно-энергетические ресурсы и решать проблемы энергообеспечения экономик. Создание общего энергетического рынка предполагает сближение уровней реформ в сфере энергетики, обеспечение свободного перемещения энергоресурсов по территориям Сообщества, равного доступа к услугам естественных монополий в области транспортировки и транзита энергоносителей, совместного развития инфраструктуры энергетического рынка и проведения согласованной тарифной политики.

К 1 января 2013 г. Стороны должны будут унифицировать тарифы на услуги железно - дорожного транспорта по перевозке  грузов по территории своих Сторон по видам сообщений (экспортный, импортный  и внутригосударственный тарифы) [13].

Экономическая интеграция трех стран уже имеет большой практический смысл. Это касается роста взаимной торговли и расширения рынков сбыта. Чистый объем взаимной торговли, исчисляемый как сумма стоимостных объемов экспортных операций между Беларусью, Казахстаном и Россией составил около 63 млрд долл. в 2011 году, что больше на 72%, чем в 2009 году, и на 37% – по сравнению с предыдущим годом. Объем взаимной торговли (экспорт) представлен на рисунке 1[17]. Почти две трети объема взаимной торговли (65,2%) приходится на Российскую Федерацию. Доля Республики Беларусь составляет 23%, Республики Казахстан – 11,8%.

По итогам 2011 года взаимная торговля со странами – членами  Таможенного союза занимала 46,4% объема внешней торговли Республики Беларусь, 18,2% внешнеторгового оборота Республики Казахстан и 7,5% объема внешней торговли Российской Федерации. Взаимная торговля со странами - членами Таможенного  союза представлена на рисунке 2 [17].

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Объем взаимной торговли (экспорт)

 

 

 

 

Рисунок 2 – Торговля стран - членов Таможенного союза

 

Согласно прогнозам аналитиков, экономический эффект от формирования ЕЭП выразится в приросте ВВП  в объединенных государствах на 5% в  течение 5-ти лет или на 15-17% - за 10 лет.

Среди объективных причин, тормозящих интеграцию, важнейшими являются особенности структур национальных экономик государств-участников ЕврАзЭС, снижение уровня торгово-экономического сотрудничества стран Сообщества, различие реализуемых в них экономических  стратегий и национальных моделей  экономического развития.

Государства-участники  ЕврАзЭС имеют существенные различия в структуре национальных экономик. Так, если Россия и Казахстан являются крупными экспортерами сырья и одновременно производителями обширной товарной номенклатуры, то Беларусь специализируется на производстве готовой продукции преимущественно из импортного сырья, значительная часть которого поступает из третьих стран. Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, отстающие от других участников ЕврАзЭС по уровню развития промышленного производства, являются импортерами значительного числа промышленных товаров из стран дальнего зарубежья.

Согласование ставок экспортных таможенных пошлин сопряжено с существенными  трудностями. На современном этапе  развития экспортные пошлины, применяемые  государствами ЕврАзЭС в отношении  ряда товаров, имеют важное значение в качестве источника доходной части  бюджета, в связи с чем их отмена или снижение в процессе унификации инструментов внешнеторгового регулирования представляется невозможной в краткосрочной перспективе.

Различие структуры национальных экономик ограничивает сферы возможного развития совместных проектов. В этой связи особенно заметно выдвижение на первый план отраслей топливно-энергетического комплекса, главным образом со стороны России. Однако следует отметить, что в этой сфере заложен и значительный конфликтогенный потенциал из-за различий интересов стран-членов ЕврАзЭС. Так, если Россия, Казахстан и Узбекистан выступают в качестве крупных экспортеров нефтегазовых ресурсов, то Беларусь как страна-импортер и транзитный коридор на Запад. Кроме того, Казахстан и Узбекистан стремятся диверсифицировать направления своих экспортных поставок.

Решить проблемы, связанные  с различием структуры национальных экономик государств-участников ЕврАзЭС, могла бы совместная работа по выстраиванию приоритетов развития структур национальных экономик, проведению согласованной  промышленной политики, а также предоставление компенсаций из средств ЕврАзЭС, направляемых на снижение потерь национальных бюджетов и отдельных производителей в случае необходимости изменения  таможенных пошлин, если отрасли, на которые  они воздействуют, являются существенными  с точки зрения развития национальной экономики.

Существенное негативное воздействие на процесс согласования внешнеторговой политики и на интеграцию в целом оказывает различие реализуемых в странах-участницах ЕврАзЭС экономических стратегий. В процессе трансформации разные страны ЕврАзЭС применяли различные модели перехода к рыночной экономике. В ряде стран эти модели были основаны на более либеральных принципах (Россия, Казахстан, Кыргызстан), в других – предусматривали бόльшую роль государства в процессе трансформации и постепенный переход к рыночным отношениям (Беларусь и Узбекистан). Кроме того, эти модели менялись на протяжении трансформационного периода (например, в России и Казахстане). В результате сложилась своеобразная ≪мозаика≫ из различных экономическихи институциональных систем, препятствующая разработке единой экономической политики и, тем самым, создающая серьезные препятствия на пути интеграции, в частности, формирования таможенного союза.

Решение данной проблемы возможно в случае, если страны выработают согласованную  стратегию развития ЕврАзЭС и, соответственно, согласованную модель защиты своих  рынков в мировой экономике. Есть и другой возможный вариант –  выбор единого вектора развития и обмен опытом в области экономической  политики. Тогда различия экономических  моделей могут даже сыграть положительную  роль, поскольку дают большее пространство для выбора[15].

Таким образом, вхождение Беларуси в ЕЭП несет как плюсы, так и минусы. Среди основных положительных моментов вхождения Беларуси в ЕЭП можно выделить заключение благоприятных для страны условий поставок энергоресурсов. Одновременно появились выгоды в виде увеличения притока инвестиций, расширения рынков сбыта и доступа к более дешевому сырью. Обострение конкуренции дополнительно стимулирует предприятия к использованию современных эффективных технологий производства и продвижения продукции, улучшению качества выпускаемых товаров. Вместе с тем, высокий рост конкуренции после открытия границ несет и существенные негативные последствия для белорусских предприятий, особенно для производителей потребительских товаров. Основные риски связаны в первую очередь с угрозами утраты рыночных позиций и ухудшения финансового положения предприятий. Унификация условий ведения бизнеса в ЕЭП накладывает существенные ограничения по использованию субсидирования, что также неизбежно приведет к ухудшению экономических и финансовых показателей ряда промышленных и сельскохозяйственных организаций.

 

3.3 Союзное государство России и Беларуси

 

 

Точкой отсчета единения народов Беларуси и России принято  считать 2 апреля 1996 года, когда президентами двух стран был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России.

В соответствии с Договором  об образовании Сообщества Беларуси и России было решено создать политически  и экономически интегрированное  сообщество в целях объединения  материального и интеллектуального  потенциала двух государств.

Ровно через год, 2 апреля 1997 года Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Основными целями создания Союза было стремление повысить уровень жизни народов, укрепить отношения братства, дружбы и сотрудничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов. В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности. Начинается новая фаза строительства, которая характеризовалась развитием его институциональной основы, структуризацией функций, определением перспективных задач.

Информация о работе Интеграционные процессы в экономике: факторы, состояние и дальнейшие перспективы