Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:15, курсовая работа
Латинское слово “integratio” означает “восстановление”, “восполнение”, от “integer” – целый. Отсюда понятие интеграции можно определить как добровольный, объективный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных политических и финансовых систем, обладающий потенциалом регулирования и развития, основанный на интересе самостоятельных субъектов.
Основная цель интеграции – поиск и наращивание форм и методов сотрудничества на основе и в результате обеспечения эффективности деятельности в региональном и международном масштабах. Интеграция резко повышает способность субъектов вместе качественно решать проблемы, обеспечивая при этом внутреннюю стабильность.
Целью курсовой работы является рассмотрение основных интеграционных группировок и их проблем и перспектив.
Основные задачи курсовой работы: рассмотрение основных этапов, предпосылок экономической интеграции, а также эффектов, которые возникают в результате интеграции; сравнение региональных интеграционных группировок; анализ проблем и перспектив; рассмотрение интеграционных объединений, в которые входит Беларусь.
Введение………………………….………………....……………………………… 3
1 Теоретические аспекты становления интеграционных процессов в мировой экономике ………………………………………………..…………………………4
1.1 Теоретические концепции исследования интеграционных процессов в экономике ………………………………………….……………………………….. 4
1.2 Сущность, причины, цели и факторы, определяющие интеграционные процессы ……………………………………………………………………………. 6
1.3 Этапы экономической интеграции............................................................9
2 Ведущие интеграционные объединения в современном мире, их место в мировой экономике ………………………………………………………………14
2.1 Европейский союз……………………………………………………... 14
2.2 НАФТА …………………………………………………………………17
2.3 АТЭС ……………………………………………………………………20
3 РБ в составе интеграционных объединений…………… …………………….. 23
3.1 Беларусь в составе СНГ ……………………………………………….. 23
3.2 Беларусь в составе ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства …………………………………………………… 28
3.3 Союзное государство Беларуси и России ……………………………… 34
Заключение…………………………………………………………………….…...40
Список использованных источников………………...………..…………………. 41
В 2009 году Комиссия Таможенного союза и правительства сторон провели комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут суда Таможенного союза.
Таможенный союз формально
начал свою работу с 1 января 2010 года,
когда вступил в силу Единый таможенный
тариф. 5 июля 2010 года в Астане на саммите
ЕврАзЭС Россия, Казахстан и Беларусь
подписали Заявление о
С 1 сентября 2010 года на территории
ТС начал действовать режим
В октябре 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу. И хотя официально Киргизию сразу же включили в состав ТС, реальное ее присоединение произойдёт чуть позже, ближе к наступлению 2012 года. Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС, в частности Таджикистан. 26 июля 2010 года президент Сирии выразил интерес Сирии о вступлении Сирии в Таможенный союз России, Казахстана, Кыргызстана и Беларуси. В октябре 2011 года ранее начатые переговоры о присоединении Сирии к Таможенному союзу были продолжены, был разработан проект договора о создании зоны свободной торговли. Новая Зеландия и Вьетнам планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным Союзом. В октябре 2011 года Молдова начала изучение вопроса о присоединении к Таможенному союзу.
Таможенный союз, создавался как первый кирпич в едином здании будущего Единого Экономического Пространства. В октябре 2011 года был подписан договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ. Некоторые эксперты считают что договор является стартовой точкой как для создания новых объединений, так и для увеличения общего числа членов.
Формирование Таможенного союза создает благоприятные условия для роста торговли и экономики, развития свободной конкуренции и усиления инновационной активности на внутренних рынках его стран-участниц. Создание Таможенного союза означает устранение таможенных и других пограничных барьеров во взаимной торговле, что автоматически снижает издержки и благоприятствует развитию кооперации производства между предприятиями Беларуси, Казахстана и России. Формирование Таможенного союза – это уже сам по себе очень важный результат работы ЕврАзЭС с гарантированным большим экономическим эффектом для всех государств-участников. Общий ВВП стран Таможенного союза уже превышает 1,9 трлн долл. США. По расчетам ученых Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, сделанным по интегрированной модели межотраслевого баланса, три государства Таможенного союза в результате интеграции получат дополнительный прирост ВВП примерно в 15% в десятилетний период.
Глобальным ориентиром усилий
государств – членов Сообщества на
сотрудничество и интеграцию стало
создание Единого экономического пространства,
на котором функционируют
Важнейшим сегментом ЕЭП является общий рынок услуг. Создание условий для обеспечения свободного движения услуг – одно из приоритетных направлений в деятельности ЕврАзЭС. В базовых документах Сообщества определено, что государства-участники будут стремиться предоставлять друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг для юридических и физических лиц стран-участниц, обеспечивать взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности и гармонизацию национальных законодательств, а в отношении третьих стран будут проводить согласованную политику торговли услугами.
При формировании общего рынка капитала обеспечивается создание условий и механизмов, гарантирующих равный доступ на рынок финансовых, банковских и страховых услуг на условиях национального режима, равные правовые условия инвестиционной деятельности, снятие ограничений в отношении валютных операций.
Создание общего рынка труда (трудовых ресурсов), свободное передвижение граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.
Одной из приоритетных задач государств – членов ЕврАзЭС является формирование общего энергетического рынка, позволяющего эффективно использовать топливно-энергетические ресурсы и решать проблемы энергообеспечения экономик. Создание общего энергетического рынка предполагает сближение уровней реформ в сфере энергетики, обеспечение свободного перемещения энергоресурсов по территориям Сообщества, равного доступа к услугам естественных монополий в области транспортировки и транзита энергоносителей, совместного развития инфраструктуры энергетического рынка и проведения согласованной тарифной политики.
К 1 января 2013 г. Стороны должны будут унифицировать тарифы на услуги железно - дорожного транспорта по перевозке грузов по территории своих Сторон по видам сообщений (экспортный, импортный и внутригосударственный тарифы) [13].
Экономическая интеграция трех
стран уже имеет большой
По итогам 2011 года взаимная
торговля со странами – членами
Таможенного союза занимала 46,4% объема
внешней торговли Республики Беларусь,
18,2% внешнеторгового оборота
Рисунок 1 – Объем взаимной торговли (экспорт)
Рисунок 2 – Торговля стран - членов Таможенного союза
Согласно прогнозам аналитиков, экономический эффект от формирования ЕЭП выразится в приросте ВВП в объединенных государствах на 5% в течение 5-ти лет или на 15-17% - за 10 лет.
Среди объективных причин,
тормозящих интеграцию, важнейшими являются
особенности структур национальных
экономик государств-участников ЕврАзЭС,
снижение уровня торгово-экономического
сотрудничества стран Сообщества, различие
реализуемых в них
Государства-участники ЕврАзЭС имеют существенные различия в структуре национальных экономик. Так, если Россия и Казахстан являются крупными экспортерами сырья и одновременно производителями обширной товарной номенклатуры, то Беларусь специализируется на производстве готовой продукции преимущественно из импортного сырья, значительная часть которого поступает из третьих стран. Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, отстающие от других участников ЕврАзЭС по уровню развития промышленного производства, являются импортерами значительного числа промышленных товаров из стран дальнего зарубежья.
Согласование ставок экспортных
таможенных пошлин сопряжено с существенными
трудностями. На современном этапе
развития экспортные пошлины, применяемые
государствами ЕврАзЭС в
Различие структуры
Решить проблемы, связанные
с различием структуры
Существенное негативное воздействие на процесс согласования внешнеторговой политики и на интеграцию в целом оказывает различие реализуемых в странах-участницах ЕврАзЭС экономических стратегий. В процессе трансформации разные страны ЕврАзЭС применяли различные модели перехода к рыночной экономике. В ряде стран эти модели были основаны на более либеральных принципах (Россия, Казахстан, Кыргызстан), в других – предусматривали бόльшую роль государства в процессе трансформации и постепенный переход к рыночным отношениям (Беларусь и Узбекистан). Кроме того, эти модели менялись на протяжении трансформационного периода (например, в России и Казахстане). В результате сложилась своеобразная ≪мозаика≫ из различных экономическихи институциональных систем, препятствующая разработке единой экономической политики и, тем самым, создающая серьезные препятствия на пути интеграции, в частности, формирования таможенного союза.
Решение данной проблемы возможно в случае, если страны выработают согласованную стратегию развития ЕврАзЭС и, соответственно, согласованную модель защиты своих рынков в мировой экономике. Есть и другой возможный вариант – выбор единого вектора развития и обмен опытом в области экономической политики. Тогда различия экономических моделей могут даже сыграть положительную роль, поскольку дают большее пространство для выбора[15].
Таким образом, вхождение Беларуси в ЕЭП несет как плюсы, так и минусы. Среди основных положительных моментов вхождения Беларуси в ЕЭП можно выделить заключение благоприятных для страны условий поставок энергоресурсов. Одновременно появились выгоды в виде увеличения притока инвестиций, расширения рынков сбыта и доступа к более дешевому сырью. Обострение конкуренции дополнительно стимулирует предприятия к использованию современных эффективных технологий производства и продвижения продукции, улучшению качества выпускаемых товаров. Вместе с тем, высокий рост конкуренции после открытия границ несет и существенные негативные последствия для белорусских предприятий, особенно для производителей потребительских товаров. Основные риски связаны в первую очередь с угрозами утраты рыночных позиций и ухудшения финансового положения предприятий. Унификация условий ведения бизнеса в ЕЭП накладывает существенные ограничения по использованию субсидирования, что также неизбежно приведет к ухудшению экономических и финансовых показателей ряда промышленных и сельскохозяйственных организаций.
3.3 Союзное государство России и Беларуси
Точкой отсчета единения народов Беларуси и России принято считать 2 апреля 1996 года, когда президентами двух стран был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России.
В соответствии с Договором
об образовании Сообщества Беларуси
и России было решено создать политически
и экономически интегрированное
сообщество в целях объединения
материального и
Ровно через год, 2 апреля 1997 года Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Основными целями создания Союза было стремление повысить уровень жизни народов, укрепить отношения братства, дружбы и сотрудничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов. В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности. Начинается новая фаза строительства, которая характеризовалась развитием его институциональной основы, структуризацией функций, определением перспективных задач.
Информация о работе Интеграционные процессы в экономике: факторы, состояние и дальнейшие перспективы