Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:39, реферат
Со второй половины ХХ века в разных регионах мира стали бурно развиваться интеграционные процессы.
Интеграция (от лат. integer — целый) – означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.
Московский Гуманитарный Университет
Факультет Экономики и управления
Интеграционные процессы как тенденция развития мировой экономики.
Выполнила: Кириченко А.А.
Группа: Ма101
Проверила: доц. Гневашева В.А..
Москва 2012г.
План
Со второй половины ХХ века в разных регионах мира стали бурно развиваться интеграционные процессы.
Интеграция (от лат. integer — целый) –
означает объединение экономических субъектов,
углубление их взаимодействия, развитие
связей между ними. Экономическая интеграция
имеет место, как на уровне национальных
хозяйств целых стран, так и между предприятиями,
фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая
интеграция проявляется в расширении
и углублении производственно-
Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.
В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.
Для более четкого понимания сути интеграции выделим ее наиболее характерные черты. Они суть следующие.
Во-первых, экономическую интеграцию отличает очень высокий уровень международного разделения труда и хозяйственной кооперации. Между связанными интеграцией странами развивается интенсивный, благодаря льготным условиям обмен товарами, услугами, капиталами и трудовыми ресурсами
Во-вторых, эти страны проводят общую согласованную внутреннюю и внешнюю политику в торговле, сельском хозяйстве транспорте, в валютной и других сферах.
В-третьих, в условиях экономической интеграции сферы сотрудничества стран постоянно расширяются, между ними осуществляются общие проекты, организуются совместные предприятия, банки, валютные союзы, коллективные валютные единицы и т.д.
Предпосылки развития и формирование
экономической интеграции.
Если первая половина XX в. стала эпохой
формирования независимых национальных
государств, то во второй половине XX в. начался
обратный процесс. Эта новая тенденция
сначала (с 1950-х) получила развитие только
в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась
и на другие регионы. Многие страны добровольно
отказываются от полного национального
суверенитета и образуют интеграционные
объединения с другими государствами.
Главной причиной этого процесса является
стремление к повышению экономической
эффективности производства, и сама интеграция
носит, прежде всего, экономический характер.
Бурный рост экономических интеграционных
блоков отражает развитие международного
разделения труда и международной производственной
кооперации.
Международное разделение труда – это
такая система организации международного
производства, при которой страны, вместо
того чтобы самостоятельно обеспечивать
себя всеми необходимыми товарами, специализируются
на изготовлении только некоторых товаров,
приобретая недостающие посредством торговли.
Простейшим примером может быть торговля
автомобилями между Японией и США: японцы
специализируются на производстве экономичных
малолитражек для небогатых людей, американцы
– на выпуске престижных дорогих автомашин
для зажиточных. В результате и японцы
и американцы выигрывают в сравнении с
ситуацией, когда каждая страна производит
автомобили всех разновидностей.
Международная производственная кооперация,
вторая предпосылка развития интеграционных
блоков, представляет собой такую форму
организации производства, при которой
работники разных стран совместно участвуют
в одном и том же производственном процессе
(или в разных процессах, связанных между
собой). Так, многие комплектующие детали
для американских и японских автомобилей
производят в других странах, а на головных
предприятиях осуществляется только сборка.
По мере развития международной кооперации
формируются, организующие производство
в международном масштабе и регулирующие
мировой рынок.
Результатом международного разделения
труда и международной производственной
кооперации является развитие международного
обобществления производства – интернационализация
производства. Она экономически выгодна,
поскольку, во-первых, позволяет наиболее
эффективно использовать ресурсы разных
стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе.
Второй фактор в современных условиях
наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное
производство требует высоких начальных
инвестиций, которые окупятся, только
если производство будет крупномасштабным,
иначе высокая цена отпугнет покупателя.
Поскольку внутренние рынки большинства
стран (даже таких гигантов как США) не
обеспечивают достаточно высокого спроса,
то требующее больших затрат высокотехнологичное
производство (автомобиле- и самолетостроение,
производство ЭВМ, видеомагнитофонов…)
становится выгодным лишь при работе не
только на внутренний, но и на внешние
рынки.
Интернационализация производства идет
одновременно и на общемировом уровне,
и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования
этого объективного процесса создаются
специальные наднациональные экономические
организации, регулирующие мировую экономику
и перехватывающие часть экономического
суверенитета у национальных государств.
Интернационализация производства может
развиваться по-разному. Простейшая ситуация
– это когда между разными странами устанавливаются
устойчивые экономические связи по принципу
взаимодополнения. В этом случае каждая
страна развивает свой особый набор отраслей,
чтобы продавать их продукцию в значительной
мере за рубеж, а затем на валютную выручку
приобретать товары тех отраслей, которые
лучше развиты в других странах (например,
Россия специализируется на добыче и экспорте
энергоресурсов, импортируя потребительские
промтовары). Страны получают при этом
обоюдные выгоды, но их экономика развивается
несколько односторонне и сильно зависит
от мирового рынка. Именно эта тенденция
доминирует сейчас в мировом хозяйстве
в целом: на фоне общего экономического
роста увеличивается разрыв между развитыми
и развивающимися странами. Главными организациями,
стимулирующими и контролирующими такого
рода интернационализацию в мировом масштабе,
являются и международные финансовые
организации как, например, более высокая
ступень интернационализации предполагает
выравнивание экономических параметров
стран-участниц. В международном масштабе
этот процесс стремятся направлять экономические
организации (например, ЮНКТАД) при ООН. Однако
результаты их деятельности до сих пор
выглядят довольно малозначительными.
С гораздо более ощутимым эффектом подобная
интернационализация развивается не на
мировом, а на региональном уровне в виде
создания интеграционных союзов различных
групп стран.
Помимо чисто экономических причин у региональной
интеграции есть и политические стимулы.
Укрепление тесных экономических отношений
между разными странами, сращивание национальных
экономик гасит возможность их политических
конфликтов и позволяет вести единую политику
в отношении других стран. Например, участие
Германии и Франции в ЕС ликвидировало
их политическое противостояние, длившееся
со времен Тридцателетней войны, и позволило
им выступать «единым фронтом» против
общих соперников. Формирование интеграционных
группировок стало одной из мирных форм
современного геоэкономического и геополитического
соперничества.
В начале 2007, по данным Секретариата Всемирной
торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано
327 региональных торговых соглашений интеграционного
характера. Международные экономические
интеграционные объединения есть во всех
регионах земного шара, в них входят страны
с самым разным уровнем развития и социально-экономическим
строем. Самые крупные и активные действующие
интеграционные блоки – это ЕС. Североамериканская
зона свободной торговли (НАФТА) и организация
«Азиатско-Тихоокеанское экономическое
сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого
океана.
Предпосылки международной экономической
интеграции состоят из:
• Близости уровней экономического развития
и степени рыночной зрелости интегрирующихся
стран.
За редким исключением межгосударственная
интеграция развивается либо между индустриальными
странами, либо между развивающимися странами.
Даже в рамках индустриальных и в рамках
развивающихся стран интеграционные процессы
идут наиболее активно между государствами,
находящимися на примерно одинаковом
уровне экономического развития. Попытки
объединений интеграционного типа между
индустриальными и развивающимися государствами,
хотя и имеют место, находятся на раннем
этапе становления, не позволяющем пока
сделать однозначные выводы о степени
их эффективности. В этом случае из-за
изначальной несовместимости хозяйственных
механизмов они обычно начинаются с различного
рода переходных соглашений об ассоциации,
специальном партнерстве, торговых преференциях
и т.п., срок действия которых растягивается
на многие годы до тех пор, пока в менее
развитой стране не будут созданы рыночные
механизмы, сопоставимые по степени зрелости
с механизмами более развитых стран.
• Географической близости интегрирующихся
стран, наличие в большинстве случаев
общей границы и исторически сложившихся
экономических связей.
Большинство интеграционных объединений
мира начинались с нескольких соседних
стран, расположенных на одном континенте,
в непосредственной географической близости
друг от друга, имеющих транспортные коммуникации
и нередко говорящих на одном языке. К
изначальной группе стран - интеграционному
ядру, - ставших инициаторами интеграционного
объединения, подключались другие соседние
государства.
• Общности экономических и иных проблем,
стоящих перед странами в области развития,
финансирования, регулирования экономики,
политического сотрудничества и т.д.
Экономическая интеграция призвана решить
набор конкретных проблем, которые реально
стоят перед интегрирующимися странами.
Очевидно поэтому, например, страны, главная
проблема которых - создание основ рыночной
экономики, не могут интегрироваться с
государствами, в которых развитость рынка
достигла такого уровня, что требует введения
общей валюты. Также и страны, у которых
главной является проблема обеспечения
населения водой и пищей, не могут сочетаться
с государствами, обсуждающими проблемы
свободы межгосударственного движения
капитала.
• Демонстрационный эффект.
В странах, создавших интеграционные объединения,
обычно происходят положительные экономические
сдвиги (ускорение темпов экономического
роста, снижение инфляции, рост занятости
и т.д.), что оказывает определенное психологическое
воздействие на другие страны, которые,
конечно, следят за происходящими изменениями.
Демонстрационный эффект проявился, например,
наиболее ярко в желании многих стран
бывшей рублевой зоны как можно быстрее
стать членами ЕС, даже не имея для этого
сколько-нибудь серьезных макроэкономических
предпосылок.
• «Эффект домино».
После того как большинство стран того
или иного региона стали членами интеграционного
объединения, остальные страны, оставшиеся
за его пределами, неизбежно испытывают
некоторые трудности, связанные с переориентацией
экономических связей стран, входящих
в группировку, друг на друга. Это нередко
приводит даже к сокращению торговли стран,
оказавшихся за пределами интеграции.
Некоторые из них, даже не имея существенного
первичного интереса в интеграции, высказывают
заинтересованность в подключении к интеграционным
процессам просто из-за опасения остаться
за ее пределами. Этим, в частности, объясняется
быстрое заключение многими латиноамериканскими
странами соглашений о торговле с Мексикой
после ее вхождения в Североамериканскую
зону свободной торговли - НАФТА.
Формы
экономической интеграции государств
Переход к интеграционному этапу мирохозяйственных связей осуществляется через ряд стадий международной экономической интеграции (МЭИ), обусловленных количественными и качественными показателями их развития.
Основными формами интеграции являются:
1. Зона свободной торговли (ЗСТ).
2. Таможенный союз (ТС).
3. Единый или общий рынок (ЕР).
4. Экономический союз (ЭС).
5. Экономический и валютный союз (ЭВС).
ЗСТ — это преференциальная
зона, в рамках которой поддерживается
свободная от таможенных и количественных
ограничений международная
ТС — договор двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма. Согласно ст. XIV ГАТТ, ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа.
Образование таможенного
союза с установлением единых
тарифов в торговле и в движении
рабочей силы и капитала.
На этом уровне интеграции государства
не только устраняют взаимные торговые
барьеры, но и учреждают единую систему
внешних торговых барьеров и общих таможенных
пошлин по отношению к третьим странам.
При этом таможенные службы на внутренних
границах упраздняются, а их функции передаются
соответствующим службам на внешних границах.
Возникает единое таможенное пространство,
ограниченное пределами входящих в него
государств.
Примером такого образования является
Европейское экономическое сообщество,
переросшее в Европейский Союз.
Создание ЕР и ЭС предусматривает разработку общей политики отдельных секторов и отраслей экономики, создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющее беспрепятственное перемещение товаров. Формируются специальные, в том числе наднациональные, механизмы управления и контроля.
Возникновение экономического союза, представляющего собой начальную фазу реальной экономической интеграции. На этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, так называемый общий рынок.
Завершение строительства ЕР завершается созданием единого экономического, правового и информационного пространства, приводит к качественно новой ступени — экономическому союзу.
Полная интеграция с
единой экономической политикой, общей
валютой и органами наднационального
регулирования. Достижение этого уровня
интеграции (политико-экономического
союза) предполагает, что вступающие
в него государства с учетом достигнутых результатов
прежних этапов интеграции, договариваются
о проведении совместной торговой, а затем
и в целом экономической политики по отношению
к третьим странам, а также об унификации
систем регулирования экономики. Данная
ступень интеграции предполагает согласование
внешней политики стран-участниц, что
дает еще более широкие возможности для
взаимовыгодного объединения сил и средств
в интересах хозяйственного развития
всего союза в целом и каждой из стран-участниц.
Последние два этапа могут включать в
себя определенные подэтапы, связанные
со спецификой той или иной интеграционной
группировки. Большинство из существующих
в мире интеграционных группировок находится
пока на стадии формальной интеграции,
т. е. проходит первый и второй этап интеграционного
развития.
Международная экономическая интеграция
рассматривается (особенно в ее западноевропейском
варианте) как трехуровневая модель. На
микроуровне, т.е. на корпоративном уровне,
когда отдельные компании вступают в прямые
хозяйственные связи, развертывают интеграционные
процессы.
На межгосударственном уровне, когда целенаправленная
деятельность государства (коллективная
или односторонняя) способствует интеграционным
процессам переплетения труда и капитала
в пределах той или иной группы стран,
обеспечивает функционирование особых
интеграционных инструментов.
Основные теоретические концепции и школы международной экономической интеграции (МЭИ)
В толковании главных категорий, характеризующих интеграционный процесс, традиционно существуют разные подходы. Это проистекает из сложности, неоднозначности самого предмета изучения и усугубляется идеологическими причинами, а также конкретными задачами, которые ставит перед собой исследователь.
Многообразие
взглядов и трактовок интеграци
Исследуется
также практика создания и
деятельность СЭВ. Однако в
основном эта региональная
Наиболее
ранней школой теории
Исходным пунктом
данной школы является известный
постулат экономического либерализма
о том, что рынок — лучший регулятор
экономики, который не могут заменить
никакие «искусственные»
Французский экономист Жак Роэфф заявлял, что «источник всех гнусностей капиталистического режима — это государственное вмешательство».
Чуть позже
швейцарский экономист
Представление
о дезорганизующей роли государственного
регулирования переносится
Информация о работе Интеграционные процессы как тенденция развития мировой экономики