Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:13, курсовая работа
Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце ХХв. она мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от латинского – integratio – восполнение или integer – целый.
1. Понятие международной экономической интеграции
2. Формы экономической интеграции государств
3. Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в МЭ
4. Перспективы развития интеграционных процессов в МЭ
Интеграционные процессы в мировой экономике:
тенденции современного развития
1. Понятие международной экономической интеграции
2. Формы экономической интеграции государств
3. Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в МЭ
4. Перспективы развития интеграционных процессов в МЭ
1. Понятие международной экономической интеграции
Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце ХХв. она мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от латинского – integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.
Процесс экономической интеграции сложен и противоречив. Он обусловлен не только экономическими, но и политическими причинами, хотя основной причиной являются требования высокоразвитых факторов производства, переросших рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс складывался таким образом, что соотношение политических и экономических факторов на отдельных этапах менялось.
Практика и теоретические исследования показывают, что расширение рынка через интеграцию может приводить к значительной экономии на масштабе производства для стран – участниц. При этом они получают дополнительные выгоды в эффективности производства от усиления конкуренции, если страны – члены интеграционного объединения выпускают одинаковый ассортимент продукции. В этих условиях сокращаются относительно неэффективные производства и расширяются более конкурентные.
Создание интеграционного объединения на определенных этапах его развития может вызывать и противоположный эффект в силу того, что производители третьих стран могли бы поставлять те же товары по более низкой цене. Если отрицательный эффект (эффект отклонения торговли) превзойдет по своей стоимостной величине положительный (эффект создания торговли), то благосостояние стран – участниц интеграционного объединения может ухудшиться.
Конкретные формы взаимодействия в рамках интеграционного объединения зависят от уровней хозяйственного развития стран – участниц. Особенности этих стран соответственно влияют на формы, характер и движущие силы объединительных процессов.
Деление мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое влияние на процесс глобализации хозяйственной деятельности в мире. Образование международных экономических объединений и союзов содействует развитию международного производства в рамках таких объединений. Одновременно это создает препятствия экономическим отношениям между странами, принадлежащими к различным группировкам, приводит к концентрации товарных потоков внутри экономических объединений.
Действует и противоположная тенденция: изменение положения ряда стран в мировом хозяйстве, возросшая интенсификация их экономических связей подрывают их первоначальную заинтересованность поддерживать отношения главным образом на блоковой основе. Отсюда стремление расширить рамки отношений, выйти на контакты с другими объединениями самостоятельно или в составе всей группировки. В результате данных процессов возникают новые механизмы отношений между отдельными группировками.
Таким образом, мировые экономические взаимоотношения, проявляющиеся в международном переплетении предпринимательского капитала, разделении труда, интеграции, приводят к усилению взаимодействия хозяйств различных стран.
2. Формы экономической интеграции государств
1. Зона свободной торговли
2. Таможенный союз
3. Общий рынок
4.1. Экономический союз
4.2. Валютный союз
1. Самая простая, начальная форма международной экономической интеграции – зоны свободной торговли. В этом случае отменяются торговые ограничения для стран – участниц интеграционной группировки, и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины. В результате создается преференциальная зона, характеризующаяся наличием в ней условий для свободной от тарифных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами. Соглашения о зонах свободной торговли соответствуют современной международной внешнеэкономической практике и концепции Всемирной торговой организации, направленным на либерализацию внешней торговли и стабилизацию торговой политики стран – участниц.
Соглашения о зонах свободной торговли обычно предусматривают обязательства партнеров не повышать в одностороннем порядке таможенные пошлины и не возводить новые торговые барьеры.
2. Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз. Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В ряде случае таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной системы.
В рамках таможенного союза, представляющего собой более совершенную, чем зоны свободной торговли, интеграционную структуру, страны – участницы проводят скоординированную внешнеторговую политику, главным образом в области таможенно – тарифных правил и процедур. Это дает им возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства, экспорта и более полного удовлетворения импортного спроса стран – участниц таможенного союза. Практика показывает, что таможенный союз создает более привлекательные условия для иностранных инвесторов, что так же положительно сказывается на экономическом развитии стран – участниц.
3. При дальнейшем развитии процесс интеграции стран – членов группировки достигает формы общего рынка. Она знаменуется подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ – для товаров, услуг, капиталов и людей. В этом случае в интеграционный процесс включаются факторы производства и до некоторой степени координация внешнеэкономической политики. Кроме того, создание общего рынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. При этом особое внимание уделяется системе мероприятий , предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.
Указанные три формы международной экономической интеграции охватывают главным образом сферу обмена, создавая формально странам – участницам равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов.
4. Наиболее сложная система международной экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями – экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Следствием экономического и валютного союза выступает введение наднациональных институтов управления интеграционным сообществом – совета глав государств, совета министров, центрального банка и т.д.
На определенном этапе формирования экономического и валютного союза предусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия проводятся при активном участии единого центрального банка. Практический опыт функционирования экономического и валютного союза пока весьма ограничен.
К концу ХХ столетия возникло несколько десятков интеграционных экономических группировок: зон свободной торговли, таможенных союзов, валютных и экономических союзов. Абсолютное большинство из них не могут реализовать преимущества международной экономической интеграции из-за недостаточно высокой степени развития экономических и политических отношений, примитивности и структурной недифференцированности национальных хозяйств, незрелости рыночных и финансовых структур.
В мире существует несколько прогрессирующих интеграционных объединений: в развитых странах – Европейский союз и североамериканская ассоциация свободной торговли(НАФТА), в развивающихся – Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), Ассоциация государств Юго – Восточной Азии(АСЕАН). Благодаря этим реально и эффективно функционирующим интеграционным группировкам можно предполагать, что в ближайшем будущем мирохозяйственные связи будут представлять собой совокупность макроэкономических группировок, использующих в различных сочетаниях видов и форм преимущества экономической интеграции.
3. Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в МЭ
Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств - членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз, экономический и валютный союз, развиваясь вглубь и вширь.
У истоков ЕС стояло образование в 1952г. Европейского объединения угля и стали – отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти страны в 1957г. подписали Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества.
В 1958-1968гг. были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции внутри ЕЭС, установлен единый таможенный режим в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. В области сельского хозяйства был введен общий режим регулирования цен и объемов производства основных видов аграрной продукции. В целом к середине 1968г. в ЕЭС сложился развитый таможенный союз, дополненный элементами межгосударственного согласования экономической и валютной, а так же внешней политики.
С середины 70х до середины 80хгг. интеграция в рамках ЕС переживала длительный застой, оценивавшийся многими западными учеными как кризис. С середины 80х в ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных процессов, явное преобладание центростремительных сил, хотя эти процессы сталкиваются с рядом серьезных проблем. Это объясняется, во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной перестройки хозяйства. Во вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит то, насколько быстро и интенсивно протекает и будет протекать западноевропейская интеграция.
Принятый в конце 1985г. Единый европейский акт предусматривал создание к концу 192г в ЕС полностью интегрированного рынка, далеко идущее объединение научно-технических потенциалов и реализацию крупномасштабных исследовательских программ в новейших отраслях, все более тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран. Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу 1992г. по товарам.
Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе, подписанный главами государств – членов ЕС в декабре 1991г., который включает в себя три принципиально новых качественных момента:
Введение единого гражданства в ЕС (имеет перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным гражданством стран –членов ЕС;
Формирование политического союза , что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик, сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;
Формирование экономического и валютного союза, сердцевиной которой призвана стать единая валюта (евро). Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран – членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и прекратят свое существование.
К крупнейшим и наиболее динамичным торгово – политическим союзам Латинской Америки относится Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) в котором сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40; прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% внешней торговли стран Латинской Америки.
Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991г, предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно – финансовой сфере.
Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствует об определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления таможенного союза. Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. На пути дальнейшего развития странам – участницам этой группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики латиноамериканского региона.
Информация о работе Интеграционные процессы в мировой экономике: тенденции современного развития